Решение (комиссия) №ВЛ/16366/23 решение от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

решение

 

ИП <...>

 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области
454080, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Труда, д. 156
zakupki@foms74.ru

mail@foms74.ru

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0269100000323000112)

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

074/06/105-2687/2023 (№ 495-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (г.Челябинск) (извещение № 0269100000323000112), в присутствии:

- представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 23.12.2022 № 59,

в отсутствие представителей ИП <...> (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 16.11.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (г.Челябинск) (извещение № 0269100000323000112) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 31.10.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта - 2 905 904,16 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключается в следующем.

1. Извещение не содержит дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).

2. Исходя из содержания извещения, заказчиком не установлен обязательный показатель оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» при осуществлении закупки по охране объектов (территорий).

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал, что при подготовке извещения заказчиком не учтены изменения, внесенные в позицию 34 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 и в пункт 35 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604).

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 2571 утверждены требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Наименованием объекта закупки является оказание услуг по охране Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (г. Челябинск).

Извещением об осуществлении закупки дополнительные требования к участникам закупки не предусмотрены.

Однако позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам при закупке услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), а именно:

«наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Согласно письму Минфина России от 14.04.2023 № 24-06-09/33774 заказчик, рассматривая вопрос об установлении дополнительных требований к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также начальную (максимальную) цену контракта. При этом вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов, а также позиций, указанных в приложении к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, сформированы в отношении сферы закупаемых товаров, работ, услуг и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении не предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

 

2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения «оценкой заявок» являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).

Согласно подпункту «а» пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Положения.

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):

а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения;

б) документом, предусмотренным приложением 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Однако Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 7 к извещению), размещенный заказчиком в составе извещения в единой информационной системе, в нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 35 Положения не содержит показателя оценки «наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта».

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее,

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Исходя из содержания подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, и т.д.

Таким образом, исходя из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки устанавливаются требования к участникам закупки о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации с учетом объекта закупки.

Статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности) предусмотрено, что оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части.

Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Как следует из пункта 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций.

Так, согласно пункту 14.1 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации целями деятельности предприятия является охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами, в том числе при его транспортировке.

Таким образом, охрана объектов, кроме объектов государственной охраны и охраняемых объектов, может осуществляться не только частными охранными организациями, но и в том числе учреждениями, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

При этом из положений Федерального закона от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» и Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» следует, что объекты, относящиеся к ведению заказчика, не относятся к объектам государственной охраны.

Как следует из содержания извещения, опубликованного в единой информационной системе, к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, дающей право на осуществление деятельности:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию,

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение № 3 к извещению) в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, необходимо представить:

«а) лицензию* на осуществление частной охранной деятельности, дающую право на осуществление деятельности по:

- охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

* лицензия предоставляется со всеми приложениями к ней.

ИЛИ

б) выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, подтверждающую наличие лицензии, указанной в подпункте «а» настоящего пункта».

Таким образом, в извещении о закупке не предусмотрено альтернативное требование о предоставлении участником закупки, не осуществляющим частную охранную деятельность, документов (устав, положение и другие документы), которые в силу действующего законодательства предоставляют ему возможность осуществлять охрану объектов заказчика. Указанные действия заказчика противоречат пункту 1 части 1, части 6 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (до 01.01.2021 наличие лицензии подтверждалось документом в электронном виде или на бумажном носителе).

Согласно части 3 статьи 9 Закона № 99-ФЗ лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

В соответствии с положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 478-ФЗ) записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными указанным законом, до 01.01.2022. Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех, в том числе ранее выданных лицензиях, должны быть включены в реестр лицензий.

Согласно части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Следовательно, в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ (письмо ФАС России от 14.06.2023 № ДФ/46829/23).

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование о предоставлении участником закупки в заявке лицензии со всеми приложениями к ней.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (г.Челябинск) (извещение № 0269100000323000112) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 4, части 6 статьи 31, части 8 статьи 32, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункта 35 Положения.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-18635

 

 

Связанные организации

ИП Тожибаев Захиджон Пазилжонович
ИНН 380200093971, ОГРН 323665800003520
ТФОМС Челябинской области
ИНН 7453041061, ОГРН 1027403869327
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666