Решение б/н Решение и предписание № 720-ж/2018 по жалобе ООО «Континент»... от 10 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 720-ж/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.11.2018

В полном объеме решение изготовлено 27.11.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

 

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Континент» на заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт корпуса №1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины" по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация) (изв. № 0169200001118000074) в присутствии:

- представителей Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее – заказчик) <…>, действующих на основании доверенностей от 29.12.2017 № 186-Д, от 29.12.2018 № 191-Д, от 21.10.2018 № 166-Д;

- представителя ООО «Континент» (далее – заявитель, Общество), <…>, действующего на основании доверенности от 21.11.2018 № 64,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.11.2018 в 19 часов 20 минуту посредством электронной почты поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт корпуса №1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины" по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация) (изв. № 0169200001118000074), объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 31.10.2018 извещения об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 146 777 280,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 16.11.2018 08:30.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

1. В составе аукционной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки, позволяющая правильно составить и подать заявку с учетом всех приемов и способов описания товаров (материалов) заказчиком в документе «Таблица материалов и оборудования» (далее - Техническое задание).

2. Заказчиком в Техническом задании установлены требования о представлении значений показателей, которые становятся известными только после проведения испытаний конкретных партий товаров, что ограничивает возможность участия в аукционе участников закупки, не имеющих на этапе подачи заявок в наличии товаров.

3. Заказчиком используются нестандартные единицы измерения. Например, в позиции № 33 Технического задания указано: «Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа». Согласно ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин» такая единица измерения, как «Мпа», отсутствует, а имеются только единицы измерения «мПа» и «МПа».

4. В нарушение Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 в Техническом задании (позиции №№ 39, 40, 43) заказчиком требуются светильники и лампы люминесцентные, которые запрещено приобретать для государственных нужд.

5. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в Техническом задании сопровождает словами «или эквивалент» не товарные знаки, а сами названия товаров, причем во всех позициях, например, «Окно АМС 644.00.000 или эквивалент» (позиция № 6), «Дверь АМС 15.02.01.000:ДА-АМС-Д - ГЛ-З-Н-БП-СД-2100-700 или эквивалент (позиция № 7), «Профиль РС 25 ГОСТ 22233-2001 или эквивалент» (позиция № 28), «Крышка лотка для заземления КЛЗТз (100 (020113)) или эквивалент» (позиция № 69), «Заглушка цельная ЗТ (100х80 (040718)) или эквивалент (позиция № 76), «Труба гофрированная со стальной протяжкой D=25. 91925 или эквивалент» (позиция № 107), «Угол плоский плавный УПТп 200х80 или эквивалент» (позиция № 114).

6. В пункте 13.1 Информационной карты и пункте 2.5 проекта контракта указано, что «Государственный заказчик на основании выписанного Подрядчиком счета на оплату в размере 10 % от цены Контракта производит оплату Подрядчику оплату аванса для начала выполнения работ в течение 30 дней с даты предоставления счета на оплату». В то же время пункт 6 Информационной карты и пункт 3.2 проекта контракта предусматривает, что «Начало выполнения работ по Контракту – не позднее 5 (пяти) дней с момента заключения Контракта». Таким образом, что заказчик обязывает подрядчика приступить к выполнению работ в течение пяти дней после заключения контракта, хотя деньги для начала выполнения работ обязуется перевести в течение 30 дней.

7. Заказчик не устанавливает требование о том, что выписка из реестра членов СРО должна быть действующей, в связи с чем, вводит участников закупки в заблуждение, относительно требований к предоставляемой выписке. В результате, заказчик может впоследствии отклонять заявки за предоставление недействующих выписок из реестра членов СРО.

8. Заказчик утвердил разработку иных разделов проектной документации, а именно ведомостей объемов строительно-монтажных работ, и прошел последующее согласование проектной документации в контролирующих органах экспертизы. Однако утвержденный ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» состав проектно-сметной документации разместил не в полном объеме, отсутствует часть ведомостей объемов строительных и монтажных работ.

Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали и пояснили следующее.

1. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки конкретные показатели указываются участником в своей заявке, за исключением случаев, когда «Коридорные» показатели (например, «от» и «до», «не более», «не менее» и т.д.) предусмотрены инструкциями по использованию/эксплуатации, руководствами и т.д. и установлены самим производителем товара. В таком случае обязательной является ссылка, что данный показатель установлен инструкцией производителя и/или иными руководствами.

2. Заказчиком в Техническом задании установлены требования о представлении значений показателей материалов, необходимых для выполнения работ, согласно положениям проектной документации (например, по позициям №№ 30, 31, 33 в соответствии с разделом КМСК-МЗМО-546-АР.ГЧ (лист 12)).

3. Позиция № 33 «Грунтовка Ветонит 5000» Технического задания в части описания характеристики «Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа» содержит опечатку, а именно: единица измерения Мпа указана неверно, верное указание - МПа. Опечатка является понятной для потенциальных подрядчиков, поскольку запросов на разъяснение положений аукционной документации не поступало, доказательств обратного заявителем не представлено.

4. Необходимость использования материалов по позициям №№ 39, 40, 43 Технического задания указана в проектной документации, а именно разделы КМСК-МЗМО-546-ИОС 1,СО1 (лист 2), КМСК-МЗМО-546-ИОС 1,ГЧ (лист 5). При этом, на указанную проектную документацию получено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» № 74-1-1-2-0114-18 от 01.06.2018, которое никем не оспорено и не признано недействительным.

5. По поводу сопровождения в Техническом задании словами «или эквивалент» не только товарных знаков, но и самих названий товаров, представители заказчика пояснили, что в соответствии с условиями электронного аукциона выполнение работ на объекте осуществляется на основании проектной и сметной документации КМСК-МЗМО-546. Перечисленное оборудование и материалы в представленной проектной документации указаны без технических характеристик, отображены только товарные знаки. Использование только заявленных в проектной документации товарных знаков, не позволяет определить возможность использования при выполнении работ аналогичных товаров. При этом, в случае обращения к средствам поисковых систем интернет ресурсов, система, производит переход на сайт производителя.

6. В соответствии с пунктом 13.1 Информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрен аванс. Государственный заказчик на основании выписанного подрядчиком счета на оплату в размере 10 % от цены контракта производит оплату подрядчику оплату аванса для начала выполнения работ в течение 30 дней с даты предоставления счета на оплату, что не противоречит положениям пункта 6 Информационной карты и пункта 2.5 проекта контракта, предусматривающим начало работ – не позднее 5 (пяти) дней с момента заключения контракта. Поскольку предлог «для» не равен предлогу «до», в связи с чем, начало работ определяется пунктом 6 Информационной карты и пунктом 2.5 проекта контракта, в свою очередь аванс перечисляется в течение 30 дней с даты предоставления счета на оплату согласно пункту 13.1 Информационной карты и пункт 2.5 проекта контракта.

7. Законодательством о контрактной системе не урегулирован вопрос о сроке действия выписки из реестра членов СРО на какой-либо стадии осуществления закупки, в связи с чем, любой срок, который устанавливает заказчик для выписки в своей документации, может рассматриваться, как превышение требований к участникам закупки.

8. В составе аукционной документации заказчиком размещена проектно-сметная документация в полном объеме.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 5 информационной карты электронного аукциона установлено, что описанием объекта электронного аукциона является выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт корпуса № 1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация)», предусмотренных проектной документацией «Капитальный ремонт корпуса № 1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» по адресу: ул. Блюхера, 42 (Оперблок и реанимация)» (положительное заключение государственной экспертизы от 21.01.2014г. № 16/1.2-233р/13), являющейся Приложением № 4 к Информационной карте документации об электронном аукционе в рамках технического задания на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт корпуса № 1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация)», являющегося Приложением № 5 к Информационной карте документации об электронном аукционе.

Приложение № 5 к Информационной карте документации об электронном аукционе включает в себя, в том числе таблицу, содержащую требования заказчика к материалам и оборудованию, применяемому при выполнении работ (далее - Техническое задание).

1.1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Следует отметить, что согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 24 Информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

- согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- конкретные показатели материалов (оборудования), применяемых при выполнении работ по Объекту, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

При этом, согласно аукционной документации, материалы (оборудование), предлагаемые участником электронного аукциона должны соответствовать требованиям заказчика (в соответствии с Проектной документацией (Приложение № 4 к Информационной карте документации об электронном аукционе) в рамках Технического задания (Приложение № 5 к Информационной карте документации об электронном аукционе).

Пунктом 26 Информационной карты аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее – Инструкция).

Согласно доводам заявителя, заказчиком Инструкцией определен порядок представления сведений в отношении значений, сопровождаемых только словами «не менее», «не более» и «или». Порядок представления сведений в отношении значений показателей, сопровождаемых иными словами и знаками, не определен, в частности, заказчик не разъясняет, как следует представлять сведения о значениях, сопровождаемых в Техническом задании словами:

- «не ниже» (позиции №№ 1-3 (Класс не ниже 34);

- «от», «до» (позиция № 4 (металл «оцинковка от 0,5 мм до 0,8 мм), гипсоволокнистый лист (от 10 мм до 12 мм), позиция № 5 (Высота от 880 мм до 900 мм и т.д.);

- «типа» (позиция № 7 «Двойной уплотнительный профиль обычной жесткости (типа манжета)», позиция № 8 «Дверь должна иметь ручку нажимного типа»);

- «должен быть», «должны» (позиция № 18 «В комплекте должен быть автоматический электро-привод открывания створок. Дверное полотно и коробка должны иметь полимерное покрытие белого цвета»);

- «не выше» (позиция № 31 «Гибкость на стержне диаметром 20 мм, °С, не выше: – 50»);

- «более» (позиция № 33 «Прочность на сжатие: более 20 МПа. Прочность на изгиб: более 5 МПа»);

Также в Инструкции отсутствует разъяснение значений, используемых заказчиком знаков:

- «/» (позиции №№ 1-3 (класс 34/43), позиция № 27 «Полиэфироное/эпоксиполиэфирное порошковое покрытие»);

- скобок «(…)» (позиция № 7 «Дверная коробка, представляет собой незамкнутую раму (исполнение без порога) из алюминиевого прессованного профиля. Глухая (трёхслойная);

- «-» (позиция № 21 Провод ПуГВ 2,5 ЗЖ с двумя наконечниками кольцевыми изолированными 2-4);

- «<» (позиция № 33 «размер фракции < 1,2 мм»).

По мнению заявителя, участники закупки не имеют возможности установить, когда требуемые заказчиком значения показателей включены в предел допустимых, а когда нет и не имеют представления о том, как следует представлять значения, чтобы заявка не была отклонена по субъективному усмотрению членов аукционной комиссии.

Представители заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа пояснили, что с учетом положений Инструкции препятствия по заполнению первой части заявки не установлены.

Так, конкретные показатели указываются участником в своей заявке, за исключением случаев, когда «Коридорные» показатели (например, «от» и «до», «не более», «не менее» и т.д.) предусмотрены инструкциями по использованию/эксплуатации, руководствами и т.д. и установлены самим производителем товара. В таком случае обязательной является ссылка, что данный показатель установлен инструкцией производителя и/или иными руководствами.

При этом, предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом к использованию в процессе выполнения работ материале) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов «или эквивалент», «или», а также слов «не менее» и «не более» за исключением предложения участника электронного аукциона в части гарантийного срока и (или) объема предоставления гарантий его качества. Также в заявке участника электронного аукциона не должно содержаться недостоверных сведений о предлагаемых материалах (оборудовании).

Данные положения Инструкции, по мнению заказчика, разъясняют правила использования определенных слов и позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.

Положения Инструкции свидетельствуют о том, что для надлежащего заполнения заявки участнику закупки, а в последующем и членам аукционной комиссии необходимо изучить значения показателей товара (материала), указанного в Техническом задании, и определить какие значения показателей являются «коридорными», а какие значения – подлежат конкретизации.

При этом, неясно, что в аукционной документации понимается под понятием «коридорные». Представители заказчика на заседании Комиссии затруднились пояснить, какими именно нормативными актами установлено значение данного понятия, а также возможность его применения.

Согласно пояснениям представителей заказчика, в случае, если производитель в сопроводительных документах на товар указывает значение показателя данного товара в диапазоне, то участник должен указать в заявке установленный производителем диапазон, при этом, сделав ссылку на то, что показатель установлен инструкцией производителя и/или иными руководствами.

Вместе с тем, из положений Инструкции не следует однозначный вывод о необходимости указания участниками закупки значения показателя товара в диапазоне, поскольку Инструкция требует от участника закупки лишь ссылку на документы производителя товара.

Кроме того, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки по указанию в первой части заявки иных значений показателей товара, помимо конкретных.

Более того, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе запрещает требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации.

Помимо прочего, Инструкция не содержит разъяснений относительно толкования участниками закупки знаков, символов, применяемых заказчиком при описании объекта закупки («/», «(…)», «-», «<»).

На основании изложенного, положения Инструкции содержат требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в аукционе, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

1.2. Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены требования о представлении значений показателей товара, которые становятся известными только после проведения испытаний конкретных партий товаров, что ограничивает возможность участия в аукционе участников закупки, не имеющих на этапе подачи заявок в наличии товаров.

Так, по мнению заявителя, в позиции № 30 «Звукоизоляционные плиты» Технического задания требуется конкретизировать участником закупки: «Теплопроводность при (25±5)˚С, не более, Вт/ м•K - 0,037. Водопоглощение по объему, % не более 1,5. Плотность, кг/м3 38-45». Тогда как, согласно в ГОСТ 23499-2009 «Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающие строительные. Общие технические условия» в разделе «Б.7 Отчет об испытании» установлено, что результаты испытаний должны быть приведены в отчете об испытании. При этом, отчет об испытании должен содержать: - сведения об акустическом материале или изделии, их плотность с указанием стандарта на метод определения плотности.

В позиции № 31 Технического задания - «Температура размягчения °C, не ниже: 95. Гибкость на стержне диаметром 20 мм, °С, не выше: – 50. Относительное удлинение в момент разрыва, %, не менее при температуре -20 °С: 100. Температура липкости, °С, не ниже: 50. Выносливость, кол-во циклов, не менее: 35 000. Водопоглощение, %, не более: 0,2. Изменение свойств под воздействием УФ - облучения в течение 1000 ч, %, не более: 15».

В позиции № 33 Технического задания - «Прочность на сжатие: более 20 МПа. Прочность на изгиб: более 5 МПа. Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа».

Представители заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что необходимость использования материалов по позициям №№ 30, 31, 33 Технического задания установлена проектной документацией, а именно: раздел КМСК-МЗМО-546-АР.ГЧ (лист 12).

Кроме того, как следует из письменных пояснений заказчика, определение данных технические характеристик путем проведения лабораторных испытаний на этапе подачи заявки на участие в аукционе не требуется. Информация о характеристиках материалов по позициям №№ 30, 31, 33 Технического задания размещена на официальных сайтах производителей данного товара (например, http://sk-store.ru/sukhie-smesi/vetonit/item/263-vetonit-5000-nalivnoy-pol-25kg, https://www.tn.ru/catalogue/bazaltovaya-zvukoizolyatsiya/tehnoakustik/).

Таким образом, заказчиком в материалы дела представлены доказательства, в частности, скриншоты с официальных сайтов производителей, поставщиков, из содержания которых следует, что показатели товаров и материалов по спорным позициям являются общедоступными.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.

Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе при установлении требований к характеристикам материалов по спорным позициям Технического задания.

Следовательно, данный довод является необоснованным ввиду недоказанности.

1.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из жалобы заявителя следует, что заказчиком используются нестандартные единицы измерения. Так, в позиции № 33 Технического задания указано, что «Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа», тогда как согласно ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин» такая единица измерения как «Мпа» отсутствует, а имеются только единицы измерения «мПа» и «МПа».

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что адгезия или прочность сцепления – это возникновение связи между поверхностными слоями двух разнородных твёрдых или жидких тел (фаз), приведённых в соприкосновение.

Физический смысл заключается в том, что адгезия характеризуется силой, необходимой для разделения поверхностей, или удельной работой адгезионного отрыва. При этом, единицей измерения адгезии является кгс/см2 или МПа.

Кроме того, представители заказчика пояснили, что позиция № 33 «Грунтовка Ветонит 5000» Технического задания в части описания характеристики «Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа» содержит опечатку, а именно: единица измерения Мпа указана неверно, верное указание - МПа.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указана единица измерения не в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин».

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства № 1221).

Согласно подпунктам «е», «ж» пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 1221, к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:

для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:

- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;

- запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

- запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

- запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;

для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:

- запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

- запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;

- запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.

Согласно доводам заявителя, заказчиком в нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства № 1221, в Техническом задании (позиции №№ 39, 40, 43) требуются светильники и лампы люминесцентные, которые запрещено приобретать для государственных нужд.

Вместе с тем, из письменных пояснений заказчика следует, что необходимость использования материалов по позициям №№ 39, 40, 43 Технического задания указана в проектной документации, а именно разделы КМСК-МЗМО-546-ИОС 1,СО1 (лист 2), КМСК-МЗМО-546-ИОС 1,ГЧ (лист 5). При этом, на проектную документацию получено положительное заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» № 74-1-1-2-0114-18 от 01.06.2018.

В силу части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно пункту 34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случае, если государственная экспертиза проектной документации осуществлялась после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

На заседание Комиссии, заказчиком в материалы дела представлено письмо ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (от 21.11.2018 исх. № 577), согласно которому в проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт корпуса № 1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация)» для освещения функциональных помещений приняты светильники с люминесцентными лампами на основании требований следующих нормативных документов:

- СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», п.7.18 «При освещении основных функциональных помещений лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания». Данный пункт включен в «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014г. №1521 (в ред. от 07.12.2016г.).

Кроме того, согласно СП 52.13330.2016 напрямую запрещается использование светодиодных источников света в дошкольных образовательных организациях, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, довод заявителя о запрете приобретения для государственных нужд светильников и ламп люминесцентных не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что заказчиком в нарушение постановления Правительства № 1221, в Техническом задании не установлены требования для ламп и светильников люминесцентных, предусмотренные подпунктами «е», «ж» пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 1221 (например, отсутствуют требования к диаметру и индексу цветопередачи).

 

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик в Техническом задании сопровождает словами «или эквивалент» не только товарные знаки, но и названия товаров, причем во всех позициях.

Так, например, позиция № 107 Технического задания «Труба гофрированная со стальной протяжкой D=25. 91925 или эквивалент».

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что данная позиция Технического задания не содержит указания на товарный знак. Следовательно, сопровождение словами «или эквивалент» является неправомерным не соответствующим положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

4. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 13.1 информационной карты электронного аукциона, пунктом 2.5 проекта контракта предусмотрено, что государственный заказчик на основании выписанного подрядчиком счета на оплату в размере 10 % от цены контракта производит оплату подрядчику оплату аванса для начала выполнения работ в течение 30 дней с даты предоставления счета на оплату.

Тогда как пункт 6 информационной карты электронного аукциона, пункт 3.2 проекта контракта устанавливают начало выполнения работ по контракту не позднее 5 (пяти) дней с момента заключения Контракта.

На основании изложенного, Комиссией усматриваются нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части указания противоречивых условий исполнения контракта, обязывающих подрядчика приступить к выполнению работ в течение пяти дней после заключения контракта, тогда как денежные средства для начала выполнения работ заказчик обязуется перевести в течение 30 дней с даты предоставления счета на оплату.

 

5. Согласно доводу заявителя, заказчиком в документации об аукционе не установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 24 информационной карты документации об аукционе установлено, в том числе, требование о предоставлении в составе второй части заявки участником закупки выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, следовательно, указанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, в связи с чем Комиссией в действиях заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.

 

6. Согласно доводам заявителя, Приложение №3 к Информационной карте «Сметная документация» представлено не в полном объеме, а именно: отсутствуют ведомости объемов строительных и монтажных работ к локальным сметным расчетам № 04-1 «Кабельная линия КЛ-0,4кВ, №04-2 «Дизельная электростанция», №07-2 «ДЭС. Благоустройство», №07-3 «ДЭС. Озеленение территории», №09-1 «Пусконаладочные работы».

Указание о разработанных ведомостях объемов работ имеется в тексте положительного заключения экспертизы №74-1-1-2-0114-18 от 01.06.2018 по проверке проектной документации и указаны в перечне сметной документации в заключении по проверке достоверности сметной стоимости № 74-1-0261-18 от 13.06.2018. Оба заключения выданы ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» и размещены заказчиком в системе единой информационной системе в сфере закупок.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчик утвержденный ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» состав проектно-сметной документации разместил не в полном объеме, поскольку отсутствует часть ведомостей объемов строительных и монтажных работ.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили следующее.

В приложении № 3 к Информационной карте «Сметная документация», файл ВР 02-17_546_ИОС1-4, заказчиком размещены ведомости, об отсутствии которых указывает заявитель, а именно:

№ 04-1 «Кабельная линия КЛ-0,4 кВ;

№ 04-2 «Дизельная электростанция»;

№ 07-2 «ДЭС. Благоустройство;

№ 07-3 «ДЭС. Озеленение территории»;

Ведомость объемов строительных и монтажных работ к локальному сметному расчету № 09-1 «Пусконаладочные работы» в приложении № 3 к Информационной карте «Сметная документация» отсутствует. Данный документ при передаче документации в адрес Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области не предоставлен.

Согласно информации полученной от ГБУЗ «Челябинской областной клинический центр онкологии и ядерной медицины», данный раздел не разрабатывался. Тем не менее, заказчик запросил у ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» пояснения по наличию (отсутствию) при прохождении государственной экспертизы ведомость объемов строительных и монтажных работ к локальному сметному расчету № 09-1 «Пусконаладочные работы».

В ответ на указанный запрос ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» сообщило, что ведомость объемов работ к локальному сметному расчету №09-1 «Пусконаладочные работы» не входит в состав проектной документации и на государственную экспертизу не представлялась.

Таким образом, довод заявителя о размещении заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок проектно-сметной документации не в полном объеме, не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.

 

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

1.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Так, в позициях №№ 30, 33 Технического задания заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, а именно:

 

30

Звукоизоляционные плиты ТехноНиколь Акустик

Звукоизоляционные плиты ТехноНиколь Акустик или эквивалент.

Теплопроводность при (25±5)˚С, не более, Вт/ м·K - 0,037. Водопоглощение по объему, % не более 1,5.

Плотность, кг/м3 38-45.

Группа горючести НГ

 

33

Грунтовка Ветонит 5000

Грунтовка Ветонит 5000 или эквивалент.

Заполнитель: натуральный песок и молотый известянк, размер фракции < 1,2 мм.

Добавки: вещества, улучшающие адгезию и обрабатываемость. Не содержит казеина.

Прочность на сжатие: более 20 МПа.

Прочность на изгиб: более 5 МПа.

Сцепление с бетоном (К30): более 1 Мпа.

 

 

Согласно пункту 1 ГОСТ 23499-2009 «Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающие строительные. Общие технические условия» настоящий стандарт распространяется на строительные звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы и изделия (далее - акустические материалы и изделия), применяемые в строительных конструкциях жилых, общественных и производственных зданий для защиты от шума и создания условий акустического комфорта, и устанавливает классификацию, общие технические требования, методы испытаний, правила приемки.

Вместе с тем, таких показателей как «Теплопроводность» и «Водопоглощение» ГОСТ 23499-2009 не содержит.

Кроме того, ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия (с Изменениями N 1, 2) также не содержит показателей, установленных заказчиком по позиции 33 Технического задания («Заполнитель», «Прочность на сжатие», «Прочность на изгиб», «Сцепление с бетоном (К30)»).

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

При этом, установление заказчиком при описании объекта закупки характеристик товара отличных от требований ГОСТ должно сопровождаться обоснованием необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, указанное обоснование в аукционной документации отсутствует.

На основании изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

1.2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Предметом закупки является капитальный ремонт корпуса №1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины" по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация).

Приложение № 5 к Информационной карте документации об электронном аукционе включает в себя Техническое задание, содержащее требования заказчика к материалам, применяемым при выполнении работ.

Так, в Техническом задании заказчиком в отношении товаров по позициям №№ 25, 27 Технического задания в качестве характеристики предусмотрен цвет, который определяется по согласованию с заказчиком.

Исходя из Технического задания, не представляется возможным установить, какого цвета должны быть материалы, используемые при выполнении работ. Более того, содержащееся в аукционной документации требование к цвету материалов характеризует не функциональные, технические и качественные свойства, а условие исполнения контракта. При этом, в документации о закупке не определены порядок, сведения о наиболее предпочтительном для заказчика цвете, а также сроки, в которые должно быть согласовано условие о цвете поставляемого материала.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о неопределенности условий исполнения контракта, что, в свою очередь, является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Так, постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 утверждены Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 данных Правил условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение поставщиком банка в целях банковского сопровождения такого контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, включают обязанности поставщика, в том числе осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, а также заключить с банком договор о банковском сопровождении в срок, установленный сопровождаемым контрактом.

Как следует из пункта 8.2.1 проекта контракта, размещенного в составе аукционной документации, «Генеральный подрядчик до заключения настоящего Контракта обязан заключить договор о банковском сопровождении Контракта с банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Договор о банковском сопровождении Контракта должен содержать все условия, предусмотренные п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

В силу части 1 статьи 425 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Частью 2 статьи 425 ГК РФ предусмотрено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов"

«банковское сопровождение контракта» - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами (далее - договор о банковском сопровождении);

"сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и содержащий условия о банковском сопровождении контракта.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком части 1 статьи 425 ГК РФ, выразившимся в установлении в проекте контракта обязанности подрядчика до заключения контракта заключить договор о банковском сопровождении контракта с банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

 

3. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Частью 6 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства Российской федерации от 5 июня 2015 г. N 554 (далее – Постановление № 554).

Как следует из подпункта «и» пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением № 554, план-график включает в себя периодичность или количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение, в плане-графике закупок указываются сроки исполнения отдельных этапов (месяц, год), если контрактом предусмотрена периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствующей графе плана-графика закупок указывается их периодичность - ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода и другая).

Согласно пояснениям заказчика, в соответствии с Требованиями к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением № 554, конкретные сроки (месяц, год) установлены в отношении планируемого срока начала осуществления закупки и планируемого срока окончания исполнения контракта, что и позволяет потенциальным участникам ознакомиться с ориентировочным сроком их исполнения.

Так, во вкладке плана-графика «Общие сведения позиции» содержится следующая информация:

Планируемый срок начала осуществления закупки

Октябрь 2018

Планируемый срок окончания исполнения контракта

Декабрь 2019

Во вкладке плана-графика «Условия закупки» содержится следующая информация:

Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

В соответствии с условиями государственного контракта

Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

В соответствии с условиями государственного контракта

Из изложенного, по мнению заказчика, следует, что опубликованная в открытом доступе информация позволяет участнику ознакомиться со сроком выполнения работ, а периодичность (этапность) выполнения работ участник может узнать из проекта государственного контракта, размещенного в открытом доступе вместе с извещением о проведении электронного аукциона.

Вместе с тем, законодательство о контрактной системе обязывает заказчика включать в план-график сведения о периодичности выполнения работ.

Тем более, что Приложение № 2 к государственному контракту содержит график выполнения работ, который предусматривает конкретные этапы выполнения работ.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе, подпункта «и» пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением № 554, в план-график не включена информация относительно периодичности выполнения работ.

 

В связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Континент» на действия заказчика обоснованными в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявки, указания заказчиком нестандартной единицы измерения, сопровождения словами «или эквивалент» при описании объекта закупки не только товарных знаков, наличия в аукционной документации противоречивой информации относительно сроков начала выполнения работ, в остальной части - необоснованными.

2. В ходе рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В ходе внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 21, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 425 ГК РФ, подпунктов «е», «ж» пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 1221,

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу № 720-ж/2018

 

22 ноября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

на основании решения Челябинского УФАС России от 22.11.2018, по итогам рассмотрения жалобы ООО «Континент» на заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт корпуса №1 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины" по адресу: ул. Блюхера, 42 (оперблок и реанимация) (изв. № 0169200001118000074) (далее — аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе, до исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии в срок до 30.11.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области для размещения в единой информационной системе.

3. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области в срок до 07.12.2018:

3.1. внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 720-ж/2018 от 22.11.2018, в том числе:

- привести положения инструкции по заполнению заявки участника закупки в соответствие с описанием объекта закупки, исключив при этом требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе;

- установить четкие требования к значениям показателей товара (материала) с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации, в отношении которых участнику закупки следует указать конкретные значения (при установлении таких требований);

- исключить из позиции № 33 Технического задания техническую опечатку, в части указания единицы измерения;

- установить при описании объекта закупки требования о соответствии товара (материала), используемого при выполнении работ, положениям постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- исключить из Приложения № 5 к информационной карте электронного аукциона слова «или эквивалент» по позициям Технического задания, в отношении которых отсутствует указание товарного знака;

- исключить из аукционной документации, в том числе из проекта контракта, противоречивую информацию относительно срока начала выполнения работ;

- исключить из проекта контракта обязанность подрядчика по заключению договора о банковском сопровождении контракта до заключения данного контракта.

3.2. продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 10 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

3.3. разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить его оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»;

3.4. разместить аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3.1. настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

4. ООО «РТС-тендер» с 27.11.2018 обеспечить Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области возможность исполнения данного предписания.

 

5. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.12.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями, документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона в единой информационной системе (информацию предоставить на электронном носителе (диск) для приобщения к материалам дела) либо сведения о неисполнении настоящего предписания.

6. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.12.2018 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны