Решение №НМ/12246/23 РЕШЕНИЕ по делу № 074/05/21-1473/2023 от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/21-1473/2023

Резолютивная часть оглашена 31 августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 074/05/21-1473/2023, возбужденное в отношении ИП, по факту размещения рекламного баннера со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, с признаками нарушения пункта 2 части 1, а также пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица, перенаправленное ФАС России, по факту размещения рекламного баннера со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49 с признаками нарушения пункта 2 части 1, а также пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Челябинским УФАС России направлен запрос в администрацию Курчатовского района города Челябинска о предоставлении сведений о лице, ведущем предпринимательскую деятельность в указанном помещении.

В ответ на запрос администрация Курчатовского района города Челябинска предоставила информацию о совершенном выездном обследовании. Согласно информации, содержащейся в уголке покупателя в магазине «Redikortsev», деятельность по продаже разливного пива ведется ИП.

Из представленных заявителем материалов усматривается, что в контактах магазина указан номер телефона.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Инсит-Телеком».

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Инсит-Телеком» о предоставлении сведений о лице, которому выделен указанный номер. В ответ на запрос ООО «ИнситТелеком» пояснило, что номер выделен ИП на основании договора об оказании услуг местной телефонной связи.

Кроме того, на официальной странице магазина в социальной сети «ВКонтакте» и в системе «2ГИС» указан номер телефона . Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер  входит в ресурс нумерации оператора связи АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Челябинским УФАС России сделан запрос АО «ЭР-Телеком Холдинг» о предоставлении сведений о лице, которому выделен указанный номер.

В ответ на запрос АО «ЭР-Телеком Холдинг» пояснило, что номер выделен ИП . на основании договора на предоставление услуг связи и/или продуктов.

Антимонопольным органом направлен запрос ИП о предоставлении письменных пояснений по факту размещения рекламного баннера со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49. Однако ответ на запрос не поступил.

По результатам рассмотрения материалов дела Челябинским УФАС России установлено следующее.

По адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49 размещается рекламный баннер со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: -предназначаться для неопределенного круга лиц; -привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; -способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Внимание потребителей в рассматриваемой Рекламе акцентируется на объекте рекламирования — разливных напитках (пиве). Сведения, размещенные на баннере по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, отвечают признакам рекламы, поскольку адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования — пиву, которое продается в магазине «Redikortsev».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. В силу пункта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В Рекламе содержится слово «пиво», а также присутствует изображение жестяной банки с пивом марки «Redikortsev». В соответствии с позицией ФАС России требование о предупреждении вреда чрезмерного потребления алкогольной продукции применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции. На рассматриваемой рекламной конструкции предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует, следовательно, присутствуют признаки нарушения требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рекламный баннер со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev», размещенный по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 и пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В силу части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет и рекламораспространитель, и рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем следует признать ИП как лицо, разместившее рекламный баннер со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, а также определившее его содержание.

На заседание Комиссии 31.08.2023 в 14:00 ИП не явился, представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью не направлял, ходатайств не заявлял. У антимонопольного органа отсутствуют сведения о прекращении распространения рекламы путем размещения рекламного баннера со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП путем размещения рекламного баннера со сведениями «Хорошие люди пьют хорошее пиво» на входной группе магазина «Redikortsev» по адресу: г. Челябинск, ул. Бейвеля, 49, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 1 части 1 и пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП. 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны