Решение б/н Решение № 736-ж/2014 по жалобе ООО «ИТ Проект» от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 736-ж/2014

 

28 ноября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Воронковой Д.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ИТ Проект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite (изв. №0169200002314000183) в присутствии:

- представителей Министерства юстиции Челябинской области, действующих на основании доверенностей №№ 44,45;

- представителей ООО «ИТ Проект», действующих на основании доверенности № 11/14 от 28.11.2014 года и Решения № 10 учредителя ООО «ИТ Проект» от 21.10.2014 года;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ИТ Проект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite (изв. №0169200002314000183) (далее - закупка).

Согласно представленным документам 18.11.2014 Министерство юстиции Челябинской области (далее – заказчик) объявило о проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite путем опубликования извещения № 0169200002314000183 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 147 890 рублей 00 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в закупке – 26.11.2014 в 10:00.

На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite по итогам проведения закупки не заключен.

На заседание Комиссии представители заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме и пояснили следующее.

Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы, поскольку описание объекта закупки устанавливает требование об оказании услуг по продлению программного продукта конкретной торговой марки без сопровождения его словами «или эквивалент», что ограничивает количество участников закупки, имеющих возможность предоставить заказчику иную, не менее качественную антивирусную защиту.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что объектом закупки выступило оказание услуг по продлению уже имеющегося у заказчика программного продукта ООО «Доктор Веб». В связи с чем в документации о закупке не установлена возможность приобретения неисключительных прав на иной программный продукт, обеспечивающий антивирусную защиту автоматизированного рабочего места.

Кроме того, представители заказчика пояснили, что у Министерства юстиции, как органа исполнительной власти имеется необходимость сертификации продуктов такого рода, которая закреплена в законодательстве Российской Федерации доктриной информационной безопасности страны. Поскольку использование несертифицированного программного обеспечения с присутствием недекларированных возможностей, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации для защиты информации и телекоммуникационных средств и систем страны.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Предметом закупки является оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite.

Согласно пояснениям представителей заказчика данная антивирусная защита ранее была приобретена и установлена на автоматизированных рабочих местах, со сроком действия лицензии 1 (один) год.

В связи с окончанием срока действия установленной лицензии, заказчиком сформирована документация о закупке на продление использования установленной программы, сроком на 4 месяца.

Вместе с тем, продление лицензий антивирусного программного обеспечения осуществляется путем направления на адрес электронной почты заказчика автономного пакета для активации ключа (лицензии) через специализированный сайт исполнителя, который активируются на сервере заказчика или непосредственно на автоматизированное рабочее место (далее – АРМ).

При осуществлении поставки антивирусного программного обеспечения процесс передачи данного товара идентичен.

Кроме того, исходя из условий государственного контракта, заключенного на оказание услуг по передаче неисключительных прав на программы для ЭВМ между Министерством юстиции Челябинской области и ООО «ИТ Дистрибуция» срок использования антивирусной защиты Dr. Web истек в октябре 2014 года. При этом согласно пункту 5.1 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью указанного государственного контракта, использование программного обеспечения возможно только в течение определенного срока, указанного в лицензионном ключевом файле.

Таким образом, при продлении лицензии фактически происходит поставка антивирусного программного обеспечения.

При этом, если осуществлять поставку антивирусного программного продукта, то в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом, в случае формирования предмета закупки как поставка товара будет надлежащим образом обеспечен принцип конкуренции.

Исходя из сведений, указанных в техническом задании заказчику необходимо оказать услуги по продлению лицензии и передачи неисключительных прав на антивирусное программное обеспечение Dr.Web Security Suite.

На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что в случае продления неисключительных прав на использование уже существующего программного продукта начальная (максимальная) цена контракта с учетом предоставляемых скидок ниже цены контракта на приобретение неисключительных прав на использование нового продукта. Однако заказчиком не изучен рынок цен на приобретение неисключительных прав на использование иной антивирусной защиты. Следовательно, сделать вывод на заседании Комиссии, что продление неисключительных прав, сэкономит бюджетные денежные средства, не представляется возможным.

Кроме того, представители заказчика пояснили, что продление срока действия уже имеющегося программного обеспечения не потребует установки на каждое АРМ новой программы, а, следовательно, не потребует временных затрат для заказчика. Однако доказательств, что установление нового программного продукта технически более трудозатратно, чем обновление уже имеющегося обеспечения представителями заказчика на заседание Комиссии не представлено.

Довод представителей заказчика, согласно которому заказчику необходим только программный продукт Dr.Web, поскольку данная антивирусная защита является сертифицированным продуктом, также не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.

Требование о наличии сертификата у необходимого к продлению программного продукта документацией о закупке не установлено. Кроме того, на заседание Комиссии представителями заказчика не отрицался факт наличия на рынке помимо Dr.Web иных сертифицированы программных продуктов антивирусной защиты АРМ.

Также заявителем в своей жалобе и не заседание Комиссии обжалованы положения пункта 5.2.2 проекта контракта, согласно которому в обязанности исполнителя включены требования об осуществлении технической поддержки программного обеспечения в течение срока действия лицензионного соглашения. Специалисты службы технической поддержки должны оказывать консультации по вопросам использования программного обеспечения по телефону ___________или e-mail _________ по рабочим дням с ___ до ___ часов.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 проекта контракта предметом контракта является передача неисключительных прав.

При этом исходя из пункта 3.2 проекта контракта передача прав на использование программного продукта осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта. Приемка оказанных услуг осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента получения акта приема-передачи прав, который предоставляется исполнителем по факту предоставления неисключительны прав (пункты 3.3, 3.4 проекта контракта). Оплата за оказанные услуги производится в течение 10 рабочих дней после предоставления документов (счет на оплату, счет-фактура, акт приема-передачи прав) (пункт 4.4 проекта контракта).

Более того, срок действия контракта, с окончанием которого прекращаются права и обязанности сторон, заканчивается 31.12.2014 года (пункт 11.1 проекта контракта).

Таким образом, исходя из анализа условий проекта контракта, Комиссия приходит к выводу, что приемка, оплата за оказанные услуги, а также срок действия контракта не включают в себя услуги по осуществлению технической поддержки программного обеспечения.

Кроме того, следует отметить, что извещение об осуществлении закупки, документация о закупке не устанавливают требование об осуществлении исполнителем по контракту технической поддержки программного обеспечения в течение срока действия лицензионного соглашения. Вместе с тем, заключение контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки является нарушением требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «ИТ Проект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite (изв. №0169200002314000183) обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. По результатам рассмотрения жалобы выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Председатель Комиссии:

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

Е.В. Кулезнева

Д.А. Воронкова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 736-ж/2014

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

28 ноября  2014 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Воронковой Д.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 28.11.2014 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «ИТ Проект» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению ранее установленных и используемых неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на воспроизведение и использование средств антивирусной защиты Dr.Web Security Suite (изв. №0169200002314000183) в целях устранения нарушений законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.        Министерству юстиции Челябинской области (далее — заказчик) с даты размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru настоящего предписания не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. № 0169200002314000183).

2. Министерству юстиции Челябинской области в срок до 10.12.2014 года:

2.1. принять решение об отмене закупки (изв. № 0169200002314000183);

2.2. разместить указанное в пункте 3.1 настоящего предписания решение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

3. ООО «РТС-тендер» с 03.12.2014 обеспечить Министерству юстиции Челябинской области возможность исполнения пунктов 2 - 4 настоящего предписания;

4. Министерству юстиции Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 29.12.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также доказательства размещения указанных решений  на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                             

В.А. Ливончик                      

Члены комиссии:                                                                                                   

Е.В. Кулезнева

Д.А. Воронкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны