Постановление б/н Постановление по делу № 74А-03/15 в отношении должностного л... от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

74А-03/15

 

19 ноября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 74А-03/15, возбужденного в отношении директора ООО «Еткульский районный водоканал» ***, по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление *** на действия ООО «Еткульский районный водоканал», выразившиеся в необоснованном взимании платы за прием и очистку сточных вод.

По результатам рассмотрения данного заявления установлено следующее.

В связи с вводом в эксплуатацию очистных сооружений канализационных стоков в Еткульском сельском поселении Челябинской области Главой Еткульского сельского поселения было принято распоряжение от 05.06.2014 № 74 «Об упорядочении слива ЖБО в Еткульском сельском поселении», в соответствии с которым все предприятия, организации независимо от форм собственности, осуществляющие вывоз ЖБО, должны производить вывоз и слив ЖБО только на очистные сооружения.

В письме от 12.03.2015 № 33 ООО «Еткульский районный водоканал» сообщает, что для проведения комплекса мероприятий по обкатке оборудования и инженерных коммуникаций очистных сооружений было привлечено ООО «Еткульский районный водоканал», сотрудники которого производили непосредственное обслуживание комплекса очистных сооружений.

Затраты на текущее содержание и заработную плату сотрудников комплекса очистных сооружений несло ООО «Еткульский районный водоканал», затраты по теплу и электроэнергии несла администрация Еткульского сельского поселения. Для функционирования комплекса очистных сооружений ООО «Еткульский районный водоканал» было принято решение установить временную плату за прием и очистку ЖБО от юридических лиц в размере 30 (тридцати) рублей 00 копеек.

ООО «Еткульский районный водоканал» заключило с юридическими лицами, осуществляющими вывоз ЖБО, договоры на прием и очистку сточных вод, в соответствии с которыми общество предоставляет услугу по приему и очистке сточных вод посредством комплекса очистных сооружений. Стоимость указанных услуг по договорам составляла 30 (тридцати) рублей 00 копеек за 1м3 сточных вод.

При этом постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 20.12.2013 № 59/204 утвержден тариф на транспортировку сточных вод для ООО «Еткульский районный водоканал», оказывающего услуги водоотведения потребителям Еткульского сельского поселении Еткульского муниципального района Челябинской области.

Материалами по заявлению также установлено, что ООО «Еткульский районный водоканал» в 2014 году не обращалось для установления тарифов на услуги по очистке сточных вод в ГК «ЕТО Челябинской области». Взимание платы по договору на прием и очистку сточных вод производилось по цене, установленной ООО «Еткульский районный водоканал».

Приказом Челябинского УФАС России от 06.05.2015 № 133 в отношении ООО «Еткульский районный водоканал» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «Еткульский районный водоканал» пояснил, что плата за услугу по приему и очистке сточных вод посредством комплекса очистных сооружений взималась только с ООО «Еткульсервис ЖКХ». С 01.06.2015 общество не оказывает данные услуги, так как комплекс очистных сооружений был передан по договору аренды ООО «Еткульский водоканал».

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Еткульский районный водоканал» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия ООО «Еткульский районный водоканал», как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению и водоотведению.

ООО «Еткульский районный водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Еткульского сельского поселения Челябинской области.

Следовательно, ООО «Еткульский районный водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Еткульского сельского поселения Челябинской области.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано определение понятия водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения является составной частью деятельности по водоотведению.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Еткульский районный водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Согласно пункту 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» очистка сточных вод относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения.

Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (до 31.12.2014 – ГК «ЕТО Челябинской области»).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО «Еткульский районный водоканал» в 2014 году не обращалось для установления тарифов на услуги по очистке сточных вод в ГК «ЕТО Челябинской области». Взимание платы по договору на прием и очистку сточных вод производилось по цене, установленной приказом директора ООО «Еткульский районный водоканал» от 16.06.2014 № 25 в размере 30 рублей за 1 куб.м.

Кроме того, в письме Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 09.04.2015 № 09/1281 указано, что постановление ГК «ЕТО Челябинской области» от 20.12.2013 № 59/204 утвержден тариф на транспортировку сточных вод для ООО «Еткульский районный водоканал», оказывающего услуги водоотведения потребителям Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области. В данном тарифе не предусматривались расходы на очистку сточных вод, так как ООО «Еткульский районный водоканал» на момент установления тарифов на 2014 год не владело на законном основании комплексом очистных сооружений.

Следовательно, ООО «Еткульский районный водоканал» оказывало услуги по очистке сточных вод в 2014 году без утвержденного в установленном законом порядке тарифа.

С учетом изложенного, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, ООО «Еткульский районный водоканал» в нарушение требований антимонопольного законодательства злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно взимало плату за прием и очистку сточных вод на территории Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области в отсутствие утвержденного тарифа.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 3 августа 2015 года, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 3 августа 2015 года исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ООО «Еткульский районный водоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, т.е. совершило действия, признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством.

Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:

  • решение Челябинского УФАС России по делу № 14-03/15 от 3 августа 2015 года;

  • материалы дела № 14-03/15.

Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившие административное правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организаций.

В ООО «Еткульский районный водоканал» организационно-распорядительные функции возложены на директора общества. Протоколом № 1 участников ООО «Еткульский районный водоканал» директором общества избран ***. Протоколом от 21.01.2015 № 2 полномочия директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** продлены на два года.

Таким образом, в действиях директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

18.11.2015 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России *** по делу об административном правонарушении № 74А-03/15 в отношении директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствие директора ООО «Еткульский районный водоканал» ***.

Директором ООО «Еткульский районный водоканал» *** заявлено ходатайство о рассмотрении дела №74А-03/15 19 ноября 2015 года.

Должностным лицом Челябинского УФАС России удовлетворено ходатайство директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** о рассмотрении дела №74А-03/15 19 ноября 2015 года.

На рассмотрение дела директором ООО «Еткульский районный водоканал» *** заявлено ходатайство о применении малозначительности и освобождении от административной ответственности виду того, что обществом добровольно возмещен ущерб, причиненный правонарушением.

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства и признания правонарушения, совершенного директором ООО «Еткульский районный водоканал» ***, малозначительным и освобождения от административной ответственности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления № 60 от 20.11.2008.) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить на директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** административный штраф.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не выявлено.

Должностным лицом Челябинского УФАС России установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность директора ООО «Еткульский районный водоканал» ***: оказание обществом социально значимых услуг; совершение административного правонарушения впервые.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** минимального административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить на директора ООО «Еткульский районный водоканал» *** административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: код КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001. Идентификационный номер <...> .

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года в присутствии:

- директора ООО «Еткульский районный водоканал» ***;

- *** – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2015.

Связанные организации

Связанные организации не указаны