Решение б/н Решение и предписание по делу № 75-07/14 о нарушении антимон... от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «04»февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «18» марта 2015 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<   >»

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«<   >»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«<   >»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 75-07/14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Челябинска (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ, далее – Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение гражданина С«<   >»а В.К. (далее - Заявитель) на неправомерные действия Администрации города Челябинска, выразившиеся в принятии решения об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее – ВНО) торгового павильона горячего питания, проектируемого  к размещению по адресному ориентиру: г. Челябинск, ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37.

В качестве доводов в обращении на заседаниях Комиссии указано следующее.

Имея намерение открыть павильон горячего питания в Металлургическом районе г. Челябинск по  ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37,Заявитель 06 июня 2014 года обратился в адрес Администрации о включении торгового павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Схема),с указанием трех вариантов возможного размещения павильона.

На  указанные три заявления Администрацией направлены решения об отказе во включении объектов в Схему ввиду нецелесообразности, а также сообщено о том, что обеспеченность города торговыми площадями в настоящее время превышает установленный норматив на 42,7 %. При этом после направления указанного письменного ответа Администрацией принимались правовые акты о включении в Схему иных объектов, при условии, что по состоянию на 19.06.2014 нормативы обеспеченности города торговыми площадями превышены на 42, 7%.

В выписке Комиссии по вопросам размещения временных нестационарных объектов (далее – комиссия по вопросам размещения ВНО) в качестве обоснования принятия указанных решений содержатся ссылки на представленную Управлением дорожного хозяйства информацию о планируемом проведении работ по реконструкции дорог в соответствии с реализуемыми программами развития улично-дорожной сети, заключения ГУАиГ о возможности размещения нестационарного торгового объекта на заявленных местах, а также сведения о потребности жителей в наличии объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг по микрорайонам города. Однако в ответах Администрации  указанные сведения отсутствуют.

По мнению Заявителя, решения об отказе ему во включении объектов в Схему  противоречат Земельному кодексу РФ (далее – ЗК РФ) в части регулирования порядка предоставления земельных участков, поскольку препятствуют возможности в последующем получения земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации павильона горячего питания, а также препятствуют предпринимательской деятельности ввиду ограничения доступа к объектам инфраструктуры.

При этом Схемой, утвержденной Постановлением Администрации от 15.10.2013 № 239-п, предусматривается возможность размещения павильона «Хлеб» с адресным ориентиром: ул. 50-летия ВЛКСМ, 35-37. Тогда как потребность в размещении такого павильона в данном месте отсутствует ввиду нахождения в непосредственной близости от него магазина «Дикси», где осуществляется реализация данного товара.

Администрацией представлены документы, письменные пояснения (вх. №13634 от 03.09.2014, 15291 от 02.10.2014, 18627 от 03.12.2014, 1101 от 26.01.2015, 1657 от 03.02.2015) и на заседаниях Комиссии указано следующее.

Решение об отказе во включении нестационарного торгового объекта в Схему принято по итогам рассмотрения заявлений С«<   >»а В. на основании пункта 19 Порядкаоформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 (далее – Порядок№ 43/25).

Рассмотрение заявлений С«<   >»а В. осуществлялось комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - комиссия ВНО), действующей на основании Постановления Администрации города Челябинска от 21.10.2010 № 320-п.

Письменный ответ (исх. от 30.06.2014) направлен в адрес Заявителя за подписью заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам в соответствии с полномочиями, определенными Распоряжением Администрации от 23.07.2013 № 4237.

На испрашиваемой заявителем улице 50-летия ВЛКСМ г. Челябинска размещены нестационарные торговые объекты в соответствии с утвержденной Схемой.

По состоянию на июнь 2014 года Схемой, утвержденной Постановлением Администрации от 15.10.2013 № 239-п, предусматривалось наличие незанятого нестационарными торговыми объектами места для размещения павильона «Хлеб» с адресным ориентиром: ул. 50-летия ВЛКСМ, 35-37 (строка 246 Схемы).

Соответственно, Заявитель вправе  претендовать на заключение договора аренды земельного участка в целях размещения по испрашиваемому адресному ориентиру  павильона «Хлеб».

Действующей редакцией Схемы, утвержденной Постановлением Администрации от 15.10.2013 № 239-п, предусмотрено размещение используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, нестационарных объектов  в размере 68,8 % (69,65) от общего количества ВНО.

Учет земельных участков на территории города, формирование рациональной застройки и размещение различных объектов в соответствии с градостроительными планами, утвержденными нормами и правилами и иными обязательными требованиями, осуществляется Главными управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее – ГУАиГ) и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – КУИиЗО) в соответствии с уставными задачами и функциями в курируемых направлениях деятельности, определенными Постановлением Администрации города Челябинска от 05.05.2014 № 50-п «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска» и Постановлением Администрации города Челябинска от 12.08.2010 № 232-п «Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска».

Определение процентного соотношения размещенных ВНО, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества ВНО осуществляется Управлением по торговле и услугам Администрации города в соответствии с уставными задачами и функциями в курируемых направлениях деятельности, определенными решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/22 «Об учреждении Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска и утверждении Положения о нем».

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Администрации от 27.12.2012 № 6967 «О Плане действий Администрации города по социально-экономическому развитию города Челябинска на 2013 год» Управлением по торговле и услугам письмом от 24.01.2014 № 024-3/96 направлены в адрес Управления экономики материалы о развитии потребительского рынка города Челябинска в 2013 году для подготовки аналитического доклада «Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2013 год», который размещен на официальном сайте Администрации.

Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 № 754, предусматривают необходимость установления органами власти субъекта РФ нормативов по каждому субъекту РФ и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам (пункт 2 Правил).

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 № 1949 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Челябинской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов.

Согласно указанному постановлению норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в городе Челябинске составляет 727,09 (кв. метров на 1000 человек).

Необходимость осуществления расчета обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами на территории города Челябинска, в том числе по соответствующим группам товаров и по районам города, действующим законодательством не предусмотрено.

Включение новых мест в утвержденную Схему производилось по итогам рассмотрения в текущем году заявлений владельцев существующих нестационарных торговых объектов, имеющих ранее правоустанавливающие документы, в соответствии с Порядком, а также по результатам рассмотрения заявлений о необходимости размещения торгово-остановочных комплексов для обустройства и надлежащего состояния остановок общественного транспорта.

Схема разрабатывается органами местного самоуправления Челябинской области в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2010 №261-п «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности» с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ.

Администрацией г.Челябинска в Схеме указывается целевое назначение ВНО, поскольку нормативными правовыми актами не предусмотрено ограничений по отражению специализации включаемого в Схему объекта. При этом, предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка.

Заявители в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Порядка должны предоставить ситуационный план (М 1:500), который необходим для объективного рассмотрения поступившего заявления и вынесения обоснованного решения с учетом ограничений, предусмотренных градостроительными, строительными, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими обязательными к исполнению нормами и правилами.

Предельные размеры нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-п, утверждены Решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 № 43/25, в связи с чем данные сведения не указываются в Схеме.

 

Управлением по торговле и услугам Администрации города Челябинска представлены документы, письменные пояснения (вх.  № 18008 от 21.11.2014, 257 от 13.01.2015) и на заседаниях Комиссии указано следующее.

Общее количество мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска и количество таких мест, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 05.06.2014 определены Постановлением Администрации города Челябинска от 15.10.2013 № 239-п (с изменениями и дополнениями), текст которого находится в свободном доступе на официальном сайте Администрации.

Процентное соотношение размещенных нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, к общему количеству нестационарных торговых объектов на территории города составляет в указанный период 69,6 %.

В соответствии с Законом о торговле полномочия по утверждению методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов отнесены к полномочиям Правительства РФ. Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 № 754, предусматривают установление нормативов по каждому субъекту РФ и входящих в его состав муниципальным районам и городским округам.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 № 1949 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Челябинской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов.

На момент утверждения Постановлением Администрации города Челябинска от 15.10.2013 № 239-п Схемы норматив обеспеченности торговыми площадями превышен на 27%, на момент рассмотрения обращений С«<   >»а В.К. - на 42, 7%. Соответственно у Администрации имелись правовые основания для отказа во включении в Схему объектов, указанных Заявителем.  Именно превышение данных нормативов явилось основанием для признания нецелесообразности включения испрашиваемого Заявителем ВНО в Схему.

Указанные  в  представленной Челябинскому УФАС России выписке Комиссии по вопросам размещения ВНО ссылки на представленную Управлением дорожного хозяйства информацию о планируемом проведении работ по реконструкции дорог в соответствии с реализуемыми программами развития улично-дорожной сети, заключения ГУАиГ о возможности размещения нестационарного торгового объекта на заявленных местах, а также сведения о потребности жителей в наличии объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг по микрорайонам города, не имеют отношения к рассмотрению обращения Заявителя, поскольку в Выписке содержится лишь обобщенная информация по всем заявлениям, рассматриваемым 19.06.2014 на заседании Комиссии по вопросам размещения ВНО.

 

Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска представлены следующие письменные пояснения (вх.  № 18320 от 27.11.2014).

Управлением дорожного хозяйства Администрации в период с 05.06.2014 по настоящее время дорожные или проектно-изыскательские работы на территории ул. 50-летия ВЛКСМ не производились, сведений и документов по указанному вопросу в адрес комиссии по вопросам размещения ВНО не направлялись.

 

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска представлены следующие письменные пояснения (вх. № 19009 от 09.12.2014).

В КУИиЗО по состоянию на 19.06.2014 отсутствовала информация о неиспользуемых (свободных) земельных участках с адресными ориентирами ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37.

Согласно Протоколам № 70 от 03.04.2014, №79 от 05.06.2014, № 82 от 26.06.2014, № 83 от 03.06.2014 Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации ВНО на территории города Челябинска приняты решения о целесообразности включения в Схему мест размещения нестационарных торговых объектов по заявлениям, поступившим на заседания комиссии по размещению ВНО, на основании которых в последующем в нее включены строки 396, 399 раздела «Тракторозаводский район», строки 292, 295, 297 раздела «Металлургический район» в соответствии с Постановлением Администрации от 18.08.2014 № 142-п «О внесении изменений в Постановление Администрации от 15.10.2013 № 239-п.

Указанные протоколы свидетельствуют, что Администрацией принимались решения о включении нестационарных торговых объектов в Схему, в том числе в целях размещения объектов горячего питания, как до, так и после приятия решения об отказе во включении в Схему испрашиваемого С«<   >»ым В.К. ВНО.

 

Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска представлены следующие письменные пояснения (вх.  № 19044 от 10.12.2014).

Заключение о возможности или отсутствии возможности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках с адресными ориентирами ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37, ГУАиГ не составлялось и в адрес Администрации в лице Комиссии по вопросам размещения ВНО не направлялось.

Документами, подтверждающими отсутствие по состоянию на 19.06.2014 неиспользуемых (свободных) земельных участков с адресными ориентирами ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37, а также ограничения в их обороте в целях включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, в целях размещения ВНО, испрашиваемых С«<   >»ым В.К., Управление не располагает.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок включения в Схему размещения временных нестационарных объектов (далее – ВНО) регламентируется:

- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 (далее – Правила № 772);

- Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-п ( далее – Порядок №261-п);

- Порядком оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 (далее – Порядок N 43/25)

- Положением о комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденным Постановлением Администрацией города Челябинска от 21.10.2010 № 320-п (далее – Положение о комиссии);

Частью 1 статьи 15 Закона о торговле установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно пункту 5 Порядка N 43/25 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно пункту 20 Порядка N 43/25 сведения о включенных в утвержденную Схему нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты её утверждения в Главное управление архитектуры и градостроительства  Администрации города Челябинска (далее – ГУАиГ) для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – КУИиЗО города Челябинска) для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков.

Согласно пунктам 7 и 21 Порядка N 43/25 земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов предоставляются на праве аренды по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка.

Таким образом, Порядком установлено, что процедура проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется исключительно после включения нового объекта в Схему.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со статьёй 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством

Согласно пункту 4 ст.38 ЗК РФ, пункту 22 Порядка N 43/25 торги проводятся в соответствии с действующим законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

В соответствии с пунктом 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 , извещение о проведении торгов должно содержать, в том числе  сведения о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

Согласно пункту 22 Порядка N 43/25 документация по торгам должна содержать исходные данные, включающие информацию о градостроительном регламенте земельного участка, назначении, параметрах и размещении временного нестационарного объекта на земельном участке, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и типовой эскизный проект, подготовленные и утвержденные ГУАиГ в установленном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены – в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с пунктом 38 Порядка N 43/25 установка временного нестационарного объекта без заключения договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации такого объекта является самовольной и подлежит демонтажу владельцем объекта своими силами либо за свой счет в  2-недельный срок со дня выдачи предписания о демонтаже.

Согласно пункту 39 Порядка N 43/25 в случае неразмещения временного нестационарного объекта на предоставленном согласно договору аренды земельном участке и неполучения Акта соответствия по истечении одиннадцати месяцев со дня принятия земельного участка по акту приема-передачи, договор аренды земельного участка на территории города Челябинска подлежит расторжению по требованию КУИиЗО города Челябинска.

По итогам торгов заключается договор аренды земельного участка. Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, арендатор выражает свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.

С учетом изложенного, необходимым условием для получения хозяйствующим субъектом в пользование земельного участка с  таким разрешенным видом использования как размещение на нем временного нестационарного объекта является наличие данного объекта в Схеме.

 Соответственно, в случае заинтересованности хозяйствующего субъекта в получении по итогам торгов земельного участка в целях  размещения (установки) и эксплуатации нестационарных торговых объектов по конкретному месторасположению (адресному ориентиру), заявителю необходимо обратиться в Администрацию с соответствующим заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.

В свою очередь, отсутствие временного нестационарного объекта в Схеме не позволяет хозяйствующим субъектам получить земельный участок  в предполагаемом месте. Отсутствие ВНО в Схеме исключает возможность установки (размещения) и эксплуатации нестационарного торгового объекта на территории города Челябинска.

Соответственно возможность выхода хозяйствующего субъекта  на тот или иной товарный рынок, а также расширения его  деятельности  с использованием временного нестационарного объекта и земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности на территории г. Челябинска, обусловлена решением вопроса о включении или не включении объекта в Схему.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право оказания услуг розничной торговли наибольшему количеству покупателей, в т.ч. путем размещения своих временных нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Каждому хозяйствующему субъекту гарантируется право самостоятельного выбора места размещения его нестационарного объекта и направления соответствующего заявления в уполномоченный орган местного самоуправления о включении указанного места в Схему.

Органы местного самоуправления, а также иные уполномоченные на согласование проекта Схемы органы обязаны рассмотреть предложенные хозяйствующими субъектами места на их соответствие требованиям действующего законодательства и в случае отсутствия нарушений  действующего законодательства включить их в Схему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о торговле  схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Пунктом 1 статьи 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно подпункту 78 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов находится в компетенции Администрации города Челябинска.

Пунктом 6 Порядка №161-п установлено, что предложения о внесении изменений в Схему рассматриваются комиссиями, образованными в соответствии с пунктом 3 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня поступления предложений.

Из содержания пунктов 17 и 18 Порядка N 43/25  следует,  что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска разрабатывается и утверждается Администрацией города на основании заявлений физических и юридических лиц, структурных подразделений и органов управления Администрации города Челябинска, органов государственной власти Челябинской области по итогам рассмотрения этих заявлений на заседании комиссии при Администрации города (далее – Комиссия), состав и Положение о которой определяется правовыми актами Администрации города или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города. Заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему, внесении изменений, уточнений и дополнений в нее подается на имя Главы Администрации города Челябинска с приложением ситуационного плана (М 1:500), содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, и регистрируется в установленном порядке.

Согласно пункту 19 Порядка N 43/25 заявления о включении нестационарного торгового объекта в Схему рассматриваются на заседаниях Комиссии в течение 15 дней с момента их поступления.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Положения о комиссии, Комиссия по вопросам размещения временных нестационарных объектов Администрации города Челябинска, рассматривает предложения и обращения индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, отраслевых и территориальных органов Администрации города по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска мест допустимого размещения нестационарных торговых объектов с учетом их соответствия архитектурным, градостроительным нормам и правилам, проектам планировки и благоустройства микрорайонов города и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно пункту 19 Порядка N 43/25 по итогам рассмотрения поступивших заявлений Комиссия принимает рекомендации о включении или не включении нестационарных торговых объектов в Схему и направляет принятые рекомендации в 10-дневный срок с даты их принятия для утверждения в Администрацию города или должностному лицу Администрации города, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность обращения хозяйствующих субъектов с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, рассмотрение указанных заявлений отнесено к компетенции Комиссии по вопросам размещения ВНО, которая создана Администрацией города Челябинска и состав которой также утвержден Администрацией города Челябинска (Распоряжение Администрации от 25.10.2010 № 7874). Соответственно, Администрация города Челябинска несет ответственность за деятельность Комиссии по вопросам размещения ВНО и  за принятие решения об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.

 

05.06.2014 С«<   >» В.К. обратился в адрес Администрации с заявлениями о включении торговых павильонов с адресным ориентиром:  г Челябинск ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 в Схему (вх. № Администрации 10-6724/14-0-0, 10-6723/14-0-0, 10-6725/14-0-0).

Администрацией в адрес Заявителя направлен письменный ответ (исх. № 011-826 от 30.06.2014), согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение указанных объектов в Схему, а также сообщено о том, что обеспеченность города торговыми площадями в настоящее время превышает установленный норматив на 42,7%.

Администрацией города Челябинска представлены письменные пояснения, согласно которым вопрос о включении в Схему торговых павильонов по ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 был рассмотрен на заседании Комиссии по вопросу размещения ВНО и принято решение о нецелесообразности такого  размещения.

Согласно Выписке из протокола № 81 от 19.06.2014 года заседания Комиссии по вопросу размещения ВНО (исх. № 011-1189 от 01.10.2014) с учетом информации Управления дорожного хозяйства о планируемом проведении работ по реконструкции дорог в соответствии с реализуемыми программами развития улично-дорожной сети, заключений ГУАиГ о возможности размещения нестационарного торгового объекта на заявленных местах, а также потребности жителей в наличии объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг по микрорайонам города Комиссией по вопросам размещения ВНО принято решение считать нецелесообразным включение мест в утвержденную Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города по заявлениям С«<   >»а Д.К., поступившим на заседание комиссии.

Подпунктом 2 пункта 19 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа во включении нестационарного торгового объекта в Схему является нецелесообразность размещения объекта в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Вместе с тем, письменный ответ (исх. № 011-826 от 30.06.2014), Выписка из протокола № 81 от 19.06.2014 года заседания Комиссии по вопросам размещения ВНО не содержат сведений о том, что основанием для отказа во включении нестационарного торгового объекта в Схему является нецелесообразность размещения объекта именно в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Документов, подтверждающих нецелесообразность размещения испрашиваемого Заявителем объекта в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов Администрацией не представлено.

Также Администрацией не представлено документов, на основании которых согласно Выписке из протокола № 81 от 19.06.2014 года Комиссией по вопросам размещения ВНО принято решение о нецелесообразности размещения испрашиваемого Заявителем объекта в Схеме (например, информация Управления дорожного хозяйства, заключение ГУАиГ, в том числе о не соответствии объекта архитектурным, градостроительным нормам и правилам, проектам планировки и благоустройства микрорайонов города).

Статьей 10 Закона о торговле установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии со статьей 6 Закона о торговле Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 № 1949 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Челябинской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов.

Согласно пункту 15 Приложения № 5 Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 № 1949 для Челябинского городского округа установлены следующие нормативы:

- норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров (кв. метров на 1000 человек) - 221,89;

- норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров (кв. метров на 1000 человек) - 505,19;

- общий норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв. метров на 1000 человек) - 727,09.

Из представленных Администрацией документов, следует, что согласно пункту 6 Комплексного аналитического доклада «Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2013 год» от февраля 2014 года обеспеченность населения торговыми площадями составляет 1037,9 кв.м на 1000 жителей, что превышает действующий норматив на 42,7 %.

Постановлением Администрации города Челябинска от 15.10.2013 N 239-п утверждена Схема, в которую, несмотря на превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, внесены изменения Постановлениями Администрации города Челябинска от 09.04.2014 N 38-п, от 18.04.2014 N 43-п, от 26.08.2014 N 148-п, от 18.08.2014 N 142-п, предусматривающие включение в Схему нестационарных торговых объектов, в том числе, в которых осуществляется оказание услуг  общественного питания.

Вместе с тем, отдельным заявителям было отказано во включении в Схему временного нестационарного объекта.

Так, в материалы дела Администрацией представлены заявления хозяйствующих субъектов о включении в Схему, поступившие в адрес Администрации в 2014 году, по результатам рассмотрения которых приняты решения  об отказе во включении нестационарного торгового объекта в Схему, в их числе:

1) Заявление (вх. № 10-6205/14-1-0 от 11.06.2014) Т«<   >»ой Н.В. о включении в схему павильона «Горячее питание» площадью 20 кв.м. по адресу: ул. Танкистов, 43.

Протокол № 82 от 26.06.2014, согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение в Схему павильона (горячее питание) площадью 20 кв.м. по адресу: ул. Танкистов, 43.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 011-858 от 07.07.2014), согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение павильона по адресу: ул. Танкистов, 43 в Схему, а также сообщено о том, что обеспеченность города торговыми площадями в настоящее время превышает установленный норматив на 42,7%.

2) Заявление (вх. № 10-9586/14-0-0 от 13.08.2014) К«<   >»а В.В. о включении в Схему автомойки по Краснопольскому проспекту.

Протокол № 90 от 21.08.2014, согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение в Схему автомойки площадью 200 кв.м. по адресу: Краснопольский проспект.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 011-1038 от 27.08.2014), согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение указанного объекта  Схему.

3) Заявление (вх. № 10-11850/14-0-0 от 02.10.2014) М«<   >»а З. о включении в Схему павильона «Овощи-Фрукты» площадью 25 кв.м. по адресу: ул. Калининградская, 20.

Протокол № 97 от 09.10.2014, согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение в Схему павильона «Овощи-Фрукты» площадью 25 кв.м. по адресу: ул. Калининградская, 20, в связи с расположением его на дворовой территории.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 011-1264 от 21.10.2014), согласно которому принято решение считать нецелесообразным включение павильона по адресу: ул. Калининградская, 20, в Схему, а также сообщено о том, что обеспеченность города торговыми площадями в настоящее время превышает установленный норматив на 42,7%.

Кроме того, из содержания отдельных протоколов также следует, что по результатам рассмотрения отдельных заявлений хозяйствующих субъектов принято решение считать нецелесообразным включение в Схему нестационарных торговых объектов ввиду расположения его на гостевом маршруте города, нарушения благоустройства, что не соответствует Порядку.

Вместе с тем, в аналогичный период принимались решения о включении нестационарных торговых объектов в Схему.

В материалы дела Администрацией представлены заявления хозяйствующих субъектов о включении в Схему, поступившие в адрес Администрации в 2014 году, по результатам рассмотрения которых несмотря на превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов приняты решения о включении испрашиваемого  объекта в Схему, в их числе:

1) Заявление (вх. от 14.07.2014) ООО «Инвалиды войны в Афганистане» о включении в Схему торгово-выставочной площадки по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Центральная. Протокол № 85 от 17.07.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему торгово-выставочной площадки площадью 1800 кв.м, по ул. Центральная. Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/1587 от 23.07.14), согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленного места в Схему.

2) Заявление (вх. № 10-12349/1400 от 15.10.2014) ИП С«<   >»а Ф.М. о включении в Схему места размещения павильона «Люкс Вода» площадью 100 кв.м по адресу: ул. Б.Кашириных, 165 в Центральном районе в Схему.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/2592 от 30.10.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленного места в Схему.

3) Заявление (вх. № 10-7654/14-00 от 01.07.2014) ИП Ц«<   >»а А.В. о включении в Схему места размещения павильона по приему стеклопосуды площадью 100 кв.м. по ул. Трашутина.

Протокол № 84 от 10.07.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему павильона площадью 80 кв.м., по ул. Трашутина. Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/1517 от 15.07.2014), согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленного места в Схему.

4) Заявление (вх. № 10-12001/14-00 от 06.10.2014) ИП К«<   >»а К.Ш. о включении в Схему размещение авто-моечного комплекса площадью 80 кв.м. по ул. Г. Танкограда, 120.

 Протокол № 97 от 09.10.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему автомойки площадью 80 кв.м., по ул. Г. Танкограда, 120.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/2463 от 14.10.2014), согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленного места в Схему.

5) Заявления (вх. № 10-13054/14-0-0, 10-13056/14-0-0, 10-13061/14-0-0 от 05.11.2014) Б«<   >»а Е.В. о включении в Схему мест размещения торгово-выставочных комплексов на пересечении ул. С. Герасимова, 29 и ул. 2-й Эстонской, 34, ул. С. Герасимова, 21 и ул. 1-я Эстонская, 22а.

Протокол № 104 от 27.11.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему торгово-остановочного комплекса площадью 70 кв.м. на пересечении ул. С. Герасимова, 29-ул. Эльтонской 2-ой, 34; ТОК площадью 36 кв.м. по ул. С. Герасимова, 29; ТОК площадью 36 кв.м по ул. Эльтонская 1-ая, 36; ТОК площадью 36 кв.м., по ул. Эльтонская 2-я, 22а; ТОК площадью 70 кв.м по ул. С.Герасимова, 21; ТОК площадью 36 кв.м по ул. Зальцмана, 20.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/2904 от 12.12.2014), согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленных мест в Схему.

6) Заявления (вх. № 10-13059/14-0-0, 10-13057/14-0-0, 10-13052/14-0-0 от 05.11.2014) Б«<   >»а Е.В. о включении в Схему мест размещения ТОК площадью 70 кв.м., по ул. Зальцмана, 20; ТОК площадью 70 кв.м., по ул. С. Герасимова, 29; ТОК площадью 70 кв.м., по ул. 1-я Эстонская, 26, 38, 40.

Протокол № 104 от 27.11.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему ТОК площадью 70 кв.м. на пересечении ул. С. Герасимова, 29-ул. Эльтонской 2-ой, 34; ТОК площадью 36 кв.м. по ул. С. Герасимова, 29; ТОК площадью 36 кв.м по ул. Эльтонская 1-ая, 36; ТОК площадью 36 кв.м., по ул. Эльтонская 2-я, 22а; ТОК площадью 70 кв.м по ул. С.Герасимова, 21; ТОК площадью 36 кв.м по ул. Зальцмана, 20.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/2905 от 12.12.2014), согласно которому принято решение считать целесообразным включение заявленных мест в Схему.

7) Заявление (вх. от 10-7339/14-0-0 от 23.06.2014) ИП Д«<   >»а Б.Д. о включении в Схему павильона (по оказанию услуг общественного питания) площадью 100 кв.м. по адресу: пр. Ленина, 8а.

Протокол № 83 от 03.07.2014, согласно которому принято решение считать целесообразным включение в Схему павильона (по оказанию услуг общественного питания) площадью 100 кв.м. по адресу: пр. Ленина, 8а.

Администрацией направлен письменный ответ (исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014), согласно которому принято решение считать целесообразным включение павильона (по оказанию услуг общественного питания) площадью 100 кв.м. по адресу: пр. Ленина, 8а в Схему.

 

Таким образом, Администрацией города Челябинска осуществлялось включение в Схему нестационарных торговых объектов, как до, так и после указанных обращений С«<   >»а В.К., при условии, что превышение минимальных нормативов обеспеченности торговыми площадями составляет 42, 7% города.

Документов, подтверждающих основания утверждения Постановлений Администрации города Челябинска от 26.08.2014 N 148-п, от 18.08.2014 N 142-п, предусматривающих включение в Схему нестационарных торговых объектов, при условии превышения минимальных нормативов обеспеченности города торговыми площадями на 42,7%, в том числе их целесообразность, Администрацией не представлено. Как и не представлено документов, определяющих нормы обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами на территории отдельных районов города Челябинска, либо по соответствующим группам товаров, позволяющие определить нецелесообразность включения в Схему торговых павильонов горячего питания по ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37, испрашиваемых Заявителем.

Несмотря на превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов Администрацией ВНО включаются в Схему. Как следует из пояснений представителей Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска для отказа во включении в Схему необходимо как превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов,  так и нецелесообразность  включения в Схему.

 Соответственно сам по себе факт превышения указанного норматива не является основанием для признания включения нестационарного торгового объекта в Схему нецелесообразным. 

Включение объектов в схему размещения не может прекращаться после достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Напротив, достижение данного норматива, предполагает лишь минимальную обеспеченность населения и не свидетельствует об отсутствии необходимости увеличения этих площадей.

Тем более, что в соответствии с  частью 2 статьи 6 Закона о торговле органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, а согласно Правилам № 772 включение объектов в схему размещения осуществляется и в целях:

-размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

-формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

-повышения доступности товаров для населения (подпункты  «б», «в» и «г» пункта 3  Правил № 772).

С учетом изложенного, факт принятия Комиссией по ВНО в 2014 году решений о включении ВНО в Схему  по обращениям  одних хозяйствующих субъектов и  решений об отказе во включении в Схему ВНО по обращениям других хозяйствующих субъектов со ссылкой  исключительно на нецелесообразность по причине достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов свидетельствует о создании Администрацией дискриминационных условий осуществления деятельности посредством организации торговли с использованием нестационарных торговых объектов.

В результате ряд хозяйствующих субъектов были лишены возможности выйти на соответствующий товарный рынок ввиду невозможности претендовать (участвовать в торгах) на право заключения договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации нестационарных торговых объектов, в том числе по испрашиваемому месторасположению (адресному ориентиру), для использования в предпринимательской деятельности, что ставит  одних хозяйствующих субъектов  в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами и является  в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационным условием.

Таким образом, Администрация города Челябинска не обеспечивает равного подхода к рассмотрению заявлений о включении ВНО в Схему хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность посредством организации торговли во временном нестационарном объекте, размещаемом на земельном участке,  находящиемся в государственной и муниципальной собственности.

Указанные действия Администрации города Челябинска приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  в том числе пункта  8 указанной статьи,  а также статьи 15 Закона о торговой деятельности, не допускающих создание дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам, ограничение доступа к объектам инфраструктуры.

Действия Администрации города Челябинск по принятию решения об отказе, в том числе С«<   >»у Д.К. во включении в Схему для размещения торгового павильона ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 (письмо исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014), при отсутствии документов и оснований, подтверждающих нецелесообразность размещения объекта, и принятии решений о включении в Схему временных нестационарных объектов по соответствующим заявлениям в отношении иных хозяйствующих субъектов при условии превышения нормативов обеспеченности города Челябинска торговыми площадями на 42, 7% привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 8 указанной статьи,  статьи 15 Закона о торговой деятельности, не допускающих создание дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам, ограничение доступа к объектам инфраструктуры.

 

2. Пунктом 1 Порядка № 261-П определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Челябинской области - утверждаемая органом местного самоуправления Челябинской области документация (план), включающая текстовый материал по размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.

Схема – это чертеж, на котором условными графическими обозначениями изображены устройство, взаиморасположение и связь частей чего-либо.

Таким образом, понятие схема применительно к схеме размещения нестационарных торговых объектов предполагает, в том числе чертеж, графическое изображение, позволяющее определить наличие (отсутствие) сформированной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли на соответствующем адресной ориентире.

Однако, утвержденная постановлениями Администрации Схема не содержит чертеж, на котором содержатся условные графические обозначения. Отсутствие соответствующего плана (графического изображения) не позволяет определить наличие (отсутствие) сформированной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли на соответствующей территории и приводит к невозможности определения места размещения временного нестационарного объекта, поскольку она содержит только текст, в том числе перечисляющий включенные в Схему типы временных нестационарных объектов (павильон, киоск, автомойка, торгово-остановочный комплекс, торгово-выставочная площадка), и, как правило, указание  адресных ориентиров их расположения.

Так, в адрес Администрации поступило заявление ИП Кадирова М. о включении в Схему торгового павильона площадью 35 кв.м по адресу: г. Челябинск, конечная остановка «ЧВВАКУШ». Администрацией в адрес заявителя направлен письменный ответ (исх. № 011-758 от 10.06.2014), в котором указано следующее: «заслушено мнение администрации Курчатовского района о нецелесообразности включения заявленного места размещения в Схему ввиду перегруженности территории временными нестационарными объектами. Кроме того, обеспеченность города торговыми площадями в настоящее время превышает установленный норматив на 42,7%. По итогам рассмотрения указанного заявления принято решение считать нецелесообразным включение данного объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска».

Вместе с тем, содержание постановлений Администрации  об утверждении Схем не позволяет наглядно определить и установить факт перегруженности нестационарными объектами  той или иной территории города.  

Согласно пункту 5 Порядка № 261-п схемами в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Челябинской области устанавливаются:

-предельные размеры торговых объектов, используемых для осуществления торговой деятельности, и (или) предельные площади земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов;

- местонахождение нестационарных торговых объектов.

Схемами должно предусматриваться размещение не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (пункт 7 Порядка № 161-П).

Постановлением Администрации города Челябинска от 15.10.2013 № 239-п (с соответствующими изменениями) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска

Постановлением Администрации города Челябинска от 30.12.2014 N 228-п (опубликовано в газете «Вечерний Челябинск», N 3, 14.01.2015 без приложения, т.е. без схемы) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска и признано утратившим силу Постановление Администрации города Челябинска от 15.10.2013 № 239-п.

В утвержденных указанными актами Схемах не содержатся сведения, предусмотренные Порядком № 261-п, в том числе предельные размеры торговых объектов, используемых для осуществления торговой деятельности, и (или) предельные площади земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов. В отдельных случаях отсутствует указание на адресный ориентир земельного участка, где распложен нестационарный объект. Например, стр. 295 ул. Черкасская (торгово-выставочная площадка), стр. 34 ул. Солнечная (павильон коммерческий), стр. 424 ул. Чичерина (павильон «Музыка-фильмы»), стр. 428 ул. Цинковая (павильон услуг).

В соответствии с пунктом 9 Порядка 261-п, части 5 статьи 10 Закона о торговле, утвержденные органами местного самоуправления Схемы и вносимые в нее изменения, подлежат не только официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, но и размещению на официальных сайтах Министерства экономического развития Челябинской области и соответствующих органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Отсутствие в указанных правовых актах Администрации плана размещения ВНО, предельных размеров торговых объектов и (или) предельной площади земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов, не соответствует пунктам 1 и 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в заданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-п, и не позволяет хозяйствующим субъектам ознакомиться с условиями возможного размещения (установки) и эксплуатации нестационарных объектов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отсутствия в указанных актах обязательной информации,  и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статье 15 Закона о торговле.

Довод Администрации о том, что предельные размеры нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-п, утверждены Решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 № 43/25, не может быть принят во внимание, поскольку Порядком № 43/25 определены предельные площади киоска и павильона, а не их предельные размеры, определенные с учетом конкретного месторасположения и предполагаемого размера земельного участка. Кроме того, в Порядке №43/25 в отношении таких объектов как торгово-остановочный комплекс (ТОК), торгово-выставочная площадка и автомойка  не установлены ни предельные площади, ни предельные размеры объектов.

 

Правовые акты Администрации об утверждении, внесении соответствующих изменений в Схему содержат сведения о целевом назначении временного нестационарного объекта, указывающего на ассортимент продаваемых товаров.

Например, павильон (печатная продукция), павильон «Цветы», павильон «Кулинария», павильон «Продукты», павильон (горячее питание), киоск «Овощи-фрукты».

Вместе с тем, Порядок № 261-п, не содержит указания на необходимость включения данной информации в Схему.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют  порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров.

Из пояснений представителя Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска следует, что в случае отсутствия в Схеме указания на собственника ВНО, указанный земельный участок для размещения (установки) и эксплуатации ВНО в пользование не предоставлен.

Также из пояснений Администрации, Заявителя следует, что по состоянию на июнь 2014 года Схемой, утвержденной Постановлением Администрации от 15.10.2013 № 239-п, предусматривалось наличие незанятого нестационарными торговыми объектами с адресным ориентиром: ул. 50-летия ВЛКСМ, 35, 37 места для размещения павильона «Хлеб» (строка 246 Схемы), но в случае предоставления земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации указанного ВНО, хозяйствующих субъект может осуществлять деятельность исключительно в соответствии со Схемой.

По мнению Заявителя, размещение в данном месте  павильона «Хлеб»  нецелесообразно, поскольку по адресу: 50-летия ВЛКСМ, 37 располагается продовольственный магазин «Дикси», который осуществляет, в том числе розничную продажу хлебо-булочных изделий.

Как указывалось ранее, в соответствии с действующим законодательством размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Соответственно установление в Схеме целевого назначения нестационарных торговых объектов приводит или может привести к сокращению количества потенциальных претендентов на размещение (установку) и эксплуатацию ВНО, который включен в Схему, но не размещен (установлен) и не эксплуатируется, поскольку это ограничивает хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли во временном нестационарном объекте, в праве формирования ассортимента товаров с учетом сложившейся коньюктуры рынка.

Указанные действия могут повлиять на принятие потенциальными претендентами решения об отказе в размещении (установки) и эксплуатации ВНО, включенного в Схему объекта, ввиду наличия у них намерения оказания услуг в иной сфере, чем установлена Схемой, что ограничивает самостоятельность действий хозяйствующих субъектов и содержит признаки недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Таким образом, установление подобных условий приводит или может привести к необоснованным препятствованиям деятельности хозяйствующим субъектам и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле.

На основании вышеизложенного не может быть принят во внимание довод  Администрации об отсутствии в нормативных правовых актах запрета на указание в Схеме, утверждаемой правовыми актами Администрации, целевого назначения торговых объектов,

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации города Челябинска по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной статьи, статьи 15 Закона о торговле  действия Администрации города Челябинска по:

- принятию решения об отказе С«<   >»у В.К. во включении в Схему расположения ВНО города Челябинска для размещения торгового павильона по ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 (письмо исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014), при отсутствии документов и оснований, подтверждающих нецелесообразность размещения объекта, и принятии решений о включении в Схему временных нестационарных объектов в отношении иных хозяйствующих субъектов при условии превышения нормативов обеспеченности города Челябинска торговыми площадями на 42, 7%, что привело (могли привести) к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли и оказания услуг общественного питания в границах г. Челябинска, в том числе путем создания дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта;

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле  действия Администрации города Челябинска по:

- неуказанию в Постановлении Администрации города Челябинска от 15.10.2013 № 239-п (с соответствующими изменениями), Постановлении Администрации города Челябинска от 30.12.2014 N 228-п), утверждающих Схему, плана размещения временных нестационарных объектов, предельных размеров торговых объектов и (или) предельных площадей земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов, графического изображения, адресных ориентиров объектов или земельных участков, что не позволяет хозяйствующим субъектам ознакомиться с условиями возможного размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отсутствия обязательной информации в указанных актах;

- установлению в Схеме целевого назначения ВНО, что приводит  или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду сокращения количества потенциальных претендентов на размещение (установку) и эксплуатацию ВНО (из максимально возможного), который включен в Схему, но не размещен (установлен) и эксплуатируется, поскольку ограничивает хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта, рамками возможности оказания услуг только в той сфере, которая установлена Схемой, может повлиять на принятие потенциальными претендентами решения об отказе в размещении (установки) и эксплуатации нестационарного объекта, включенного в Схему, ввиду наличия намерения оказания услуг в иной сфере, чем установлена Схемой.

2. Выдать Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства путем отзыва письменного ответа (исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014) и рассмотрения заявлений С«<   >»а В.К. в соответствии с действующим законодательством, а также об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 (351) 265-93-79

 

Администрация города Челябинска

пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 75-07/14

«18» марта 2015 года                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<   >»

-

заместителя руководитель Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«<   >»

-

ведущего специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«<   >»

-

ведущего специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 04 февраля 2015 года по делу № 75-07/14 о нарушении Администрацией города Челябинска (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации города Челябинска с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий осуществления посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта предпринимательской деятельности на территории города Челябинска, путем обеспечения равного подхода к хозяйствующим субъектам при рассмотрении их обращений о включении в Схему.

2. Администрации в срок до 15 июня  2015 года обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства посредством отзыва письменного ответа (исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014) и рассмотрения заявлений С«<   >»а В.К. о включении в Схему расположения ВНО города Челябинска для размещения торгового павильона ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 в соответствии с действующим законодательством.

3. Администрации города Челябинска в срок до 30 мая 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле, выразившееся в принятии Постановления Администрации города Челябинска от 30.12.2014 N 228-п, не соответствующего требованиям действующего законодательства, путем внесения изменений, а именно:

- включения схемы (плана) размещения временных нестационарных объектов, указания предельных размеров торговых объектов и (или) предельных площадей земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов, адресных ориентиров объектов или земельных участков (земель);

- исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска указания целевого назначения временных нестационарных объектов.

4. Администрации до 15 мая 2015  года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания (надлежаще заверенные копии документов, свидетельствующих об отзыве письменного ответа исх. № 024-5/1434 от 08.07.2014 с доказательствами его направления в адрес С«<   >»а В.К., принятых с учетом настоящего предписания актов о результатах рассмотрения заявлений С«<   >»а В.К. о включении в Схему расположения ВНО города Челябинска для размещения торгового павильона ул. 50-летия ВЛКСМ, 35 и ул. 50-летия ВЛКСМ, 37 и доказательствами направления их в адрес заявителя).

5. Администрации до 30 июня 2015 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1 и 3 настоящего предписания (копии принятых с учетом настоящего предписания актов о внесении изменений в Постановление Администрации города Челябинска от 30.12.2014 N 228-п с приложением документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов, а также копий заявлений поступивших с даты получения настоящего предписания до  15 июня  2015 года в Администрацию о включении объектов в Схему и ответов на них и актов о включении в Схему объектов).

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и  описью документов со ссылкой на номер дела.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны