Предупреждение №9030/04 предупреждение САО «ВСК» по признакам нарушения статьи 14.8 ... от 27 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

САО «ВСК»,

121552, г. Москва,

ул. Островная, д. 4

Челябинский филиал

САО «ВСК»,

454008, г. Челябинск,

пр. Свердловский, д. 30 «Б»

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 14-04/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

27 июля 2020 года г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ПАО САК «Энергогарант» (далее – Заявитель) вх. № 5697 о недобросовестных конкурентных действиях САК «ВСК», выразившихся в предоставлении НМЦК со снижением цены контракта с 406 783, 94 рублей до 281 751, 29 рублей с нарушением требований аукционной документации и требований законодательства при участии в аукционе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее – Аукцион) (извещение № 203744504009674550100100010456512000), проводимом ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи в г. Магнитогорске» (далее – Заказчик).

Заявитель указывает, что применяя формулу расчета страховой премии, минимальный размер базового тарифа и значения поправочных коэффициентов, указанных Заказчиком в технической документации минимально возможная цена контракта составляет 284 971, 85 рублей, которая была предложена Заявителем.

САО «ВСК» была предложена цена контракта в размере 281 751, 29 рублей, что является предложением цены ниже минимально возможной.

По мнению Заявителя, в действиях САО «ВСК» присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи в г. Магнитогорске» в письме вх. № 7537 от 03.06.2020 по запросу Челябинского УФАС России указало, что цена контракта составила 281 751, 29 рублей. Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) и расчету страховой премии (приложение № 2 к контракту) начало фактического исполнения обязательств по контракту Страхователем 21.06.2020.

САО «ВСК» в письме вх. № 7418 от 28.05.2020 по запросу Челябинского УФАС России указало, что ценовое предложение общества в полной мере соответствует действующему страховому законодательству.

Рассмотрение заявления и материалов позволяет прийти к следующим выводам.

08.04.2020 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) был объявлен Аукцион (извещение № 203744504009674550100100010456512000). Согласно извещению о проведении электронного аукциона, предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 406 783, 94 рублей.

На участие в Аукционе было подано 4 заявки, все участники заявки допущены к участию в Аукционе.

Согласно протоколу подведении итогов электронного аукциона от 20 апреля 2020 года рассмотрены вторые части заявок 3 участников Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации, а именно:

САО «ВСК» с предложением цены контракта 281 751, 29 рублей,

ПАО САК «Энергогарант» с предложением цены контракта 284 971, 85 рублей,

СПАО «Ингосстрах» с предложением цены контракта 284 971, 85 рублей.

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе победителем признано САО «ВСК» с предложенной ценой контракта 281 751, 29 рублей.

Между Заказчиком и САО «ВСК», признанным победителем Аукциона, заключен контракт № 83/20 ЭА от 08.05.2020 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Контракт).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по ОСАГО осуществляется посредством установления Банком России актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Во исполнение приведенной нормы Закона об ОСАГО Банком России издано Указание от 14.12.2018 № 5000-У, которым утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов.

Согласно данному Указанию страховщик самостоятельно принимает решение об установлении размера базового тарифа в пределах, установленных Банком России значений.

Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые организации не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

Согласно статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсных процедурах, должны руководствоваться как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по страхованию, так и требованиями Заказчика.

Документация электронного аукциона от 08.04.2020 №0369300197120000043 «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает:

Техническое задание – Приложение №1 к документации об аукционе,

Обоснование НМЦК – Приложение №2 к документации об аукционе,

Формула цены и максимальное значение цены контракта – Приложение №3 к документации об аукционе,

Проект контракта – Приложение № 4 к документации об аукционе.

Согласно аукционной документации, Заказчику необходимо было заключить договоры на оказание услуг ОСАГО по 49 транспортным средствам, из которых:

транспортные средства по позициям 1-47, 49 относятся к категории «В»,

транспортное средство по позиции 48 относится к категории «С».

В техническом задании (Приложение №1 к документации об аукционе) по позиции 48 транспортного средства указано: Камаз-5511, государственный регистрационный номер К 924 УО 74, 1988 года выпуска, VIN ХТС5511100J0297714, категория ТС – «С», г/п 19 тонн.

Согласно Приложению 1 к Указанию Банка России от 14.12.2018 № 5000-У:

минимальная базовая ставка страхового тарифа (ТБ) (рублей) на транспортные средства категорий «C» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее составляет 2 807 рублей, максимальное значение - 5 053 рублей,

минимальная базовая ставка страхового тарифа (ТБ) (рублей) на транспортные средства категорий «C» с разрешенной максимальной массой более 16 тонн составляет 4 227 рублей, максимальное значение - 7 609 рублей.

Анализ расчета предложенной САО «ВСК» при участии в Аукционе цены контракта, представленной обществом в антимонопольный орган и положений аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении САО «ВСК» по 48 позиции транспортного средства минимального значения ТБ - 2 807 рублей как для транспортного средства категории «С» грузоподъемностью 16 тонн и менее.

Таким образом, САО «ВСК» не учло требования аукционной документации о заявленной Заказчиком грузоподъемности транспортного средства категории «С» по позиции 48, в частности - 19 тонн, и требования Указания о минимальной базовой ставке страхового тарифа (ТБ) для данной категории транспортного средства - 4 227 рублей, поскольку применило минимальный базовый страховой тариф (ТБ) по указанной позиции для транспортного средства с иной грузоподъемностью, а именно максимальной массой 16 тонн и менее в размере - 2807 рублей.

Учитывая законодательно регламентированный механизм регулирования страховых тарифов, при участии в закупках на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, участники не могут конкурировать по цене контракта, поскольку она рассчитывается в одинаковом для всех порядке, с применением одинаковых для всех коэффициентов.

Так, Законом о контрактной системе предусмотрено установление начальной (максимальной) цены контракта, что предполагает возможность для участников закупки снижать установленную государственным или муниципальным заказчиком начальную цену контракта.

Поскольку Банком России устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) значения базовой ставки страхового тарифа по ОСАГО, государственные и муниципальные заказчики вправе выбрать любое значение базовой ставки страхового тарифа по ОСАГО в установленных пределах с тем, чтобы страховые организации имели возможность снижать размер страховой премии по договору ОСАГО.

Следовательно, использовать более низкие значения базовых ставок страховых тарифов запрещено и это является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Гражданским законодательством Российской Федерации декларированы основополагающие принципы осуществления гражданских прав.

Так пунктом 3 статьи 1 ГК РФ закреплено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В действиях САО «ВСК», выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционе, присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия САО «ВСК» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукциона ввиду нарушения порядка расчета страховой премии и осуществления расчета предложенной цены контракта без учета аукционной документации, способствовали признанию общества победителем Аукциона.

2. Действия САО «ВСК» противоречат действующему законодательству, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия САО «ВСК» причинили убытки иным участникам Аукциона в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании общества от указанных действий, поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае не нарушения порядка расчета страховой премии, иные участники Аукциона имели бы возможность участвовать в нем на равных условиях.

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Действия САО «ВСК», выразившиеся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционе путем расчета предложенной цены контракта без учета положений аукционной документации о заявленной грузоподъемности транспортного средства категории «С» по позиции 48, в частности - 19 тонн и требований законодательства о страховании, свидетельствуют о наличии признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях САО «ВСК» по получению необоснованного преимущества при участии в Аукционе признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает САО «ВСК»:

о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания после получения настоящего предупреждения локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с требованиями аукционной документации при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществлять контроль за результатами работы сотрудников, ответственных за расчеты цен контрактов, предлагаемых обществом при участии в электронных аукционах.

САО «ВСК» до 31.10.2020 представлять в Челябинское УФАС России информацию об открытых торгах в электронной форме, Заказчики которых находятся на территории Челябинской области и в которых САО «ВСК» признано победителем, с указанием номера извещения и приложением расчета, предложенной обществом цены контракта.

Срок для выполнения предупреждения – до 31.10.2020.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному исполнению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением приказов САО «ВСК» и иных документов, подтверждающих проведенную обществом работу после 27.07.2020 по недопущению нарушения действующего законодательства при расчете цены контракта по электронному аукциону на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.п.).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны