Решение №ВЛ/2238/23 Признать жалобы ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на положения извещения о... от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница»

ул. Воровского, д. 70, г. Челябинск, 454048

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

ул. Калинина, д. 21, г. Челябинск, 454087

Общество с ограниченной ответственностью

«РЕНЕССАНС-МЕД»

105118, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Соколиная гора, пер. 1-ый кирпичный, д. 4, стр. 6, ком. 10

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

Р Е Ш Е Н И Е по делам

№ 074/06/106-336/2023 (52-ж/2023), 074/06/106-337/2023 (54-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РЕНЕССАНС-МЕД» (далее – ООО «РЕНЕССАНС-МЕД», Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронных аукционов на поставку расходного материала для проведения хирургических операций (извещения № 0869200000223000301, 0869200000223000302), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>, действующей на основании доверенности б/н от 09.01.2023; <…>., действующей на основании доверенности б/н от 14.02.2023;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченное учреждение): заместителя директора Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 12 от 04.04.2022, юрисконсульта юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 8 от 04.04.2022;

- представителей Заявителя: <…>., действующей на основании доверенности б/н от 27.09.2022,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 08.02.2023 поступили жалобы ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронных аукционов на поставку расходного материала для проведения хирургических операций (извещения № 0869200000223000301, 0869200000223000302) (далее – аукцион, закупка).

По извещению № 0869200000223000301:

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 02.02.2023 16:09.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 384 800,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 10.02.2023 08:00.

По извещению № 0869200000223000302:

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 02.02.2023 16:26.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 405 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 10.02.2023 08:00.

В соответствии с протоколами подведения итогов по аукционам от 03.02.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукционы признаны несостоявшимися.

На дату рассмотрения жалобы контракты с победителями не заключены.

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.

  1. При описании объекта закупки Заказчик установил требования к характеристикам товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик по п. 5 «Инструмент одноразовый линейного шва (с двумя кассетами)» поставка товара ограничена одним производителем – Precision, что ограничивает конкуренцию на торгах среди возможных участников и приводит к нарушению ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, наличие характеристики «Инструмент одноразовый линейного шва (с двумя кассетами)» указано только в отношении товара производителя Precision (модель PYZX-60B), РУ РЗН 2013/50.

Сравнительная таблица, представленная заявителем, содержит указание на отсутствие у иных производителей инструмента одноразового линейного шва характеристики «с двумя кассетами».

  1. По мнению Заявителя, во избежание ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 620 от 19.04.2021 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Постановление № 620) Заказчик осуществил «раздробил» лот на 3 закупки: 0869200000223000307, 0869200000223000301, 0869200000223000302.

При этом, Заказчик объединил в один лот медицинские изделия, которые имеют различный код позиции КТРУ и не совместимы друг с другом.

Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.

  1. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)

По мнению Заказчика, из буквального толкования названных положений следует, что при описании объекта закупки заказчики должны требования к закупаемым товарам, работам, услугам, таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Вместе с тем, отмечает Заказчик, из сравнительного анализа характеристик, в том числе, представленных Заявителем в составе жалобы, можно сделать вывод, что медицинские изделия производителей Шеврон (СН), VICTOR MEDICAL, Johnson (US), VOLKMANN (DE), MEDTRONIK (US), PANTHER (СН), RICH SURGICAL (СН) также соответствуют требованиям аукционной документации и будут допущены к рассмотрению аукционной комиссии.

  1. Все закупаемые в соответствии с Техническим заданием медицинские изделия используются как расходный материала для проведения хирургических операций. При отсутствии любой позиций из объекта закупки, проведение и выполнение многих хирургических процедур не представляется возможным, что приведет к срыву лечебного процесса, недостаточной эффективности лечения, а также к дополнительным рискам и осложнениям пациентов ЧОКБ. Поэтому важно, чтобы врачи имели доступ к необходимым инструментам и оборудованию для обеспечения безопасности и эффективности лечения, учитывая высокую значимость медицинского учреждения для региона.

Так, поясняет Заказчик, при помощи электрохирургического наконечника (позиция 7 технического задания) производится рассечение кожи, а также коагуляции подкожно-жировой клетчатки, при доступе в брюшную полость. Она используется также при окончательном гемостазе при убивание послеоперационных отверстий или ран. Далее в зависимости от необходимости мобилизации паренхиматозных органов (печень, поджелудочная железа) или полых (желудок, кишечник) используется держатель наконечник (позиция 4) ультразвуковой, с функцией лигирования сосудов, во избежание кровотечения. Этот инструмент позволяет словно ножницы рассекать ткани, при этом останавливает кровотечение из сосудов, проходящих в этих тканях. После проведения мобилизации, подготовки для удаления органа или его части, требуется пересечь его, как правило герметизировав линию разреза. Для этого используется сшивающие аппараты, которые заряжаются кассетами, содержащими скобки из титанового сплава (позиции 1,2,3). Разница между этими аппаратами (позиция 1 и позиция 5) заключается в том, что каждый из них обладает определенной длиной скрепочного шва, и определенных длиной бранши или ствола, что обеспечивает надежную доставку кассет со скрепками, герметизацию в различных, иногда трудно доступных, отделах брюшной или грудной полости. Функционально, смысл всех этих аппаратов идентичен — они производит сшивание полого органа, или более крупного сосуда, в зависимости от того, что требуется в момент оперативного лечения с разницей в высоте закрытой скобки. Это необходимо для того, чтобы дифференцированно подходить к толщине сшиваемой ткани, не вызывая ее гибели в линии шва, а способствуя герметичному заживлению. Также данные аппараты могут использоваться для наложения швов в анастомозе, например, между желудком и тонкой кишкой, между тонкой кишкой и толстой кишкой. В процессе оперативного лечения происходит выделения разрушенные жировой ткани, о также выделения серозной жидкости, или небольшие кровотечения. Все это необходимо убирать из зоны оперативного вмешательства, для лучшей визуализации и безопасности больного. Именно для этого используется набор трубок для ирригации и аспирации (позиция 6). То есть, через эти трубки может быть подан раствор, который промывает брюшную полость, и этот раствор через эти же трубки будет удален из живота. Характерным примером приведенного порядка оперативного вмешательства могут являться резекции желудка, толстой кишки, как с выведением колостомы, так и без нее.

По мнению Заказчика, отсутствие в операционной хотя бы части из того расходного материала, который перечислен в данной закупке, приведет к ситуации невозможности экстренного реагирования при оперативного вмешательства, что буде т в прямую угрожать жизни наших пациентов. Именно поэтому данный расходные материалы составляют единый лот.

Исходя и этого, Заказчиком принято решение разделить свою потребность согласно функционально и технологической связи медицинских товаров между собой, а также осуществление независимых закупок и поставок для бесперебойной работы хирургических отделений больницы.

Заказчик отмечает, что, поскольку объем денежных средств в ГБУЗ «ЧОКБ», направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году составил более 100 млн. рублей, в соответствии с Постановлением № 620 предметом одного контракта (лота) могут быть медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1,5 млн. рублей.

При этом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному формированию лота, а также параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласилось, представило письменные пояснения, в которых указало следующее.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05.2020 г. № 294-рп «О централизации отдельных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Челябинской области» Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее - Уполномоченное учреждение) наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с п. 1.5.1, п. 1.5.2 Регламента работы государственного казенного учреждения «Центр организации закупок Челябинской области» при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным приказом Министерства имущества Челябинской области от 7 сентября 2022 г. № 140-П (далее – Регламент) работы), заказчики определяют потребность в товарах, работах, услугах, а также определяют объект закупки, осуществляют его описание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1.6.3 Регламента работы Уполномоченное учреждение разрабатывает и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, вносит в него изменения (при необходимости) на основании заявки, поступившей от заказчика.

В этой связи, поскольку именно Заказчик определяет потребность в товарах, а также осуществляет описание объекта закупки, сотрудником Уполномоченного учреждения при размещении извещения о проведении аукциона использованы документы и информация, которая направлена и подписана ответственным должностным лицом Заказчика.

Доводы жалобы Заявителя Уполномоченное учреждение считает необоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

В соответствии с частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

При этом, пункт 2 части 29 указанной нормы не определяет требования к формированию лота в сфере поставки расходного материала для проведения хирургических операций в указанной части, и заказчик наделен правом самостоятельного формирования лотов, в соответствии с имеющейся потребностью.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В описании объекта закупки по позиции 7 Технического задания Заказчиком определена потребность в товаре со следующими характеристиками: «Инструмент одноразовый линейного шва (с двумя кассетами) (ОКПД 32.50.50.190). Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона: Инструмент заряжен кассетой 60мм, которая содержит скобки, расположенные в два ряда в шахматном порядке. Наличие указателя положения штифта в упорной части инструмента. Материал скобок – МРТ-совместимый сплав. Предназначен для использования у одного пациента. Не подлежит повторной стерилизации. Поставляется заряженным, с одной дополнительной кассетой в упаковке, стерильным».

По мнению Заявителя, характеристике «с дополнительной кассетой» соответствует товар единственного производителя - Precision (модель PYZX-60B), РУ РЗН 2013/50.

Вместе с тем, из регистрационного удостоверения на медицинское изделие «Степлер Шеврон линейный одноразовый с картриджами», РЗН 2020/9749, следует наличие в состав принадлежностей картриджей со скобами.

При этом, из пояснений Заказчика на заседании Комиссии следует, что кассеты со скобами и картриджи со скобами тождественны и полностью соответствуют потребности Заказчика. Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии, не представлены.

Наличие дополнительной кассеты (картриджа), требуемых Заказчику, в составе медицинских изделий иных производителей товаров соответствующего сегмента рынка, не противоречит содержанию их инструкций по применению.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, пунктом 4 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, объективным источником информации о медицинском изделии является регистрационное досье, которое представляет собой комплект документов, предоставляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.

Доказательств наличия информации об отсутствии в составе медицинского изделия его принадлежностей в виде дополнительной кассеты, в регистрационном досье на медицинские изделия иных производителей, кроме Precision (модель PYZX-60B), РУ РЗН 2013/50, ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии Заявителем также не представлено.

С учетом изложенного, доводы жалобы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения, не доказаны.

2. В соответствии с частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе принято Постановление № 620, предусматривающее, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает пределы, предусмотренные данным Постановлением.

Номенклатурная классификация медицинских изделий (далее – НКМИ) утверждена Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н.

Объектом закупки являются медицинские изделия, предусмотренные различными кодами НКМИ, а именно:

- код 182180 – позиции 2,3 Технического задания - Скоба хирургическая, нерассасывающаяся (КТРУ 32.50.50.190-00000312);

- код 181370 – позиция 6 Технического задания - Набор трубок для ирригации хирургический, одноразового использования (КТРУ 32.50.50.190-00000298);

- код 334020 – позиция 4 Технического задания - Держатель/наконечник ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования (КТРУ 32.50.50.190-00000667);

- код 162160 – позиция 7 Технического задания - Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования (КТРУ 32.50.50.190-00001080).

Также в описание объекта закупки включены товары, предусмотренные кодом ОКПД 32.50.50.190 и не предусмотренные классификацией НКМИ:

- позиция 1 Технического задания - Аппарат линейный, сшивающий, режущий;

- позиция 5 Технического задания – Инструмент одноразовый линейного шва.

С учетом положений Постановления № 620 не могут быть предметом закупки в рамках одного аукциона медицинские изделия с различными кодами НКМИ в случае, если НМЦК превышает пределы, установленные данным Постановлением.

Из пояснений Заказчика следует, что для Учреждения предельной суммой НМЦК является 1,5 млн. рублей.

НМЦК по аукциону извещение № 0869200000223000301 составляет 1 384 800,00 рублей, НМЦК по аукциону извещение № 0869200000223000302 составляет 1 405 000,00 рублей.

Следовательно, положения Постановления № 620 при проведении рассматриваемых закупок не подлежат применению.

Антимонопольный орган критически относится к пояснениям Заказчика, что вследствие того, что отсутствие в операционной хотя бы части расходного материала, который перечислен в данной закупке, может привести к невозможности экстренного реагирования при проведении оперативного вмешательства, все медицинские изделия, предусмотренные Техническим заданием, необходимо приобретать в рамках одной закупки.

Вместе с тем, Заказчиком представлены пояснения наличия функциональной и технологической взаимосвязи каждого из указанных в Техническом задании медицинских изделий при проведении одной операции, и Заявителем доказательств обратного не представлено.

Также Заявителем не представлено доказательств отсутствия у Заказчика объективной потребности в проведении закупок извещения № 0869200000223000307, 0869200000223000301, 0869200000223000302, также, как и доказательств нарушения прав и законных интересов Заявителя или участников закупки при их проведении.

С учетом изложенного, довод жалобы Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения, не доказан.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронных аукционов на поставку расходного материала для проведения хирургических операций (извещения № 0869200000223000301, 0869200000223000302) необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны