Решение б/н Решение и предписание по делу № 76-07/15 в отношении Админис... от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 76-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «11» сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 76-07/15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о неправомерных действиях Администрации, выразившихся в установлении требования о необходимости представления в составе заявления для получения муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно акта осмотра объекта капитального строительства.

В действиях Администрации, выразившихся в установлении в Административном регламенте предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденном Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 18.10.2012 № 13555-П (далее – Регламент), требований о необходимости предоставления в составе заявления для получения муниципальной услуги документов, не предусмотренных действующим законодательством, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем антимонопольным органом возбуждено производство по настоящему делу.

Администрацией города Магнитогорска представлены следующие письменные пояснения.

Установление в Регламенте требования о нотариальном заверении подписи заявителя и копий документов, прилагаемых к заявлению, представляет собой реализацию принципа правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг соответствующими органами, что исключает возможность предоставления таких услуг ненадлежащим лицам и позволяет предоставить данные услуги на основе достоверных и аутентичных документов.

Согласно строительным нормам и правилам любой объект капитального строительства для обеспечения его эксплуатации должен быть обеспечен различными сетями энергоснабжения, исключение составляют объекты вспомогательного назначения, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. В связи с указанным в Регламенте установлено требование об обязательном представлении заявителями для получения муниципальной услуги документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7, 8 пункта 9 Регламента, фактически не находятся в распоряжении органов власти или подведомственных им организаций, так как представляют собой документы, подписанные лицом, осуществляющим строительство, и законодательством не предусмотрено направление подобных документов в органы власти до начала процедуры ввода объекта в эксплуатацию.

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, необходима для определения местоположения объекта на местности в целях проверки его соответствия проектному положению, а также для последующего внесения сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Для определения местоположения построенного объекта необходимо знать координаты углов здания, которые может определить только специализированная организация. Также в качестве такой схемы может использоваться геодезическая съемка, занесенная в указанную систему.

На основании изложенного, Администрация полагает, что Регламент не противоречит действующему законодательству, не нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Рассмотрев материалы дела, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции, достаточным основанием для вывода о нарушении указанной нормы является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является установление органами местного самоуправления при участии в предоставлении муниципальных услуг требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируется статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 ГрК РФ определен исчерпывающий перечень документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 ГрК РФ).

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ документы (часть 4.1 статьи 55 ГрК РФ).

Частью 3.2 статьи 55 ГрК РФ установлено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 указанной статьи, запрашиваются органами в порядке межведомственного взаимодействия (если застройщик не представил указанные документы самостоятельно).

Частью 3.3 статьи 55 ГрК РФ определено, что документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 , 8, 12 (13) части 3 указанной статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов власти либо в подведомственных им организациях. Если такие документы находятся в распоряжении указанных органов (организаций), то они запрашиваются органом местного самоуправления (если застройщик не представил указанные документы самостоятельно).

 

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 18.10.2012 № 13555-П (в редакции Постановлений от 25.01.2013 № 739-П, от 22.04.2015 № 5725-П) утвержден Административный регламент предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

1. Пунктом 9 Регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Для предоставления муниципальной услуги заявителю необходимо представить специалисту отдела приема МФЦ оригиналы (для предъявления и обзора) и копии (для приобщения к делу) документов, либо направить оригиналы или нотариально удостоверенные копии таких документов по почте.

Согласно пункту 9 Регламента подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально. Более того, заявителю необходимо представить самостоятельно следующие документы:

- нотариально удостоверенные копии документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом; документа удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица;

- нотариально удостоверенная копия, либо оригинал доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы (в случае, если документы подаются доверенным лицом); иные нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающие право выступать от имени заявителя;

- нотариально удостоверенная копия, либо оригинал доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы (в случае, если документы подаются доверенным лицом); иные нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающие право выступать от имени заявителя;

- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (приложение № 6 к административному регламенту; в 3-х экземплярах; оригинал, либо нотариально удостоверенная копия);

- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство - акт о подтверждении соответствия построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (приложение № 7 к административному регламенту; в 3-х экземплярах; оригинал, либо нотариально удостоверенная копия);

- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства - акт о подтверждении соответствия параметров построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (приложение № 8 к административному регламенту; в 3-х экземплярах; оригинал, либо нотариально удостоверенная копия);

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения - акт осмотра объекта капитального строительства (приложение № 9 к административному регламенту; в 3-х экземплярах; оригинал, либо нотариально удостоверенная копия);

- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (оригинал, либо нотариально удостоверенная копия);

- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (оригинал, либо нотариально удостоверенная копия).

Кроме этого, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, а именно правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, заключение органа государственного строительного надзора, также должны быть представлены в оригинале либо в копиях, нотариально удостоверенных.

При этом согласно подпункту 10 пункта 10 Регламента в случае, если копии документов, направленные заявителем по почте, не удостоверены нотариально, принимается решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Положения градостроительного законодательства не предусматривают, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления заявлением, подпись на котором должна быть нотариально заверена, а также приложить нотариально заверенные копии копий документов.

Кроме того, согласно части 1 статьи 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (часть 4 статьи 185.1 ГК РФ). При этом из положений статей 185 и 185.1 ГК РФ, 55 ГрК РФ не следует, что на подачу заявлений о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию доверенность, либо ее копия должна быть нотариально удостоверена.

Таким образом, установление не предусмотренных действующим законодательством требований о нотариальном удостоверении подписи заявителя и копий указанных документов при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию посредством почтовой связи приводит к необходимости несения заявителем дополнительных временных и финансовых затрат. В результате заявитель может быть вынужден выбрать очную форму предоставления документов во избежание несения указанных затрат.

Таким образом, действия Администрации по установлению в пункте 9 Регламента требования о нотариальном заверении подписи заявителя в заявлении, а также требования о представлении нотариально заверенных копий документов, указанных в названном пункте, при условии, что действующим законодательством в сфере градостроительной деятельности не предусмотрено представления указанных документов и в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним, что может привести к необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат при подготовке истребуемых документов, а также к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае их непредставления, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

2. В частях 6, 7 статьи 55 ГрК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 55 ГрК РФ, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 6.1 статьи 55 ГрК РФ).

Подпунктами 2, 9, 10 пункта 10 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

- в заявлении не указаны сведения, необходимые для направления межведомственных запросов (в случае если заявителем не представлены документы, подлежащие представлению в рамках межведомственного взаимодействия);

- не представлены оригиналы документов;

- копии документов, направленные заявителем по почте, не удостоверены нотариально.

Указанные основания для отказа в приеме документов фактически могут привести к отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основаниям, не предусмотренным частями 6, 7 статьи 55 ГрК РФ.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам на соответствующем товарном рынке, в том числе ввиду необходимости направления повторного заявления в орган (организацию), оказывающий муниципальную услугу, о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Факт наличия в Регламенте норм, предусматривающих возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе ввиду непредоставления истребуемых документов, дает Администрации право отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию тем самым воспрепятствовав осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, что в свою очередь приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия Администрации по установлению в подпунктах 2, 9 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 10 пункта 10 Регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в случае незаконного отказа в приеме документов и, как следствие, невозможности своевременного получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

 

3. В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходима схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (далее – Схема).

Согласно подпункту 8 пункта 9 Регламента источником получения указанной схемы является организация, имеющая лицензию (допуск СРО) на выполнение топогрофо-геодезических работ.

При этом из буквального толкования пункта 8 части 3 статьи 55 ГрК РФ следует, что данная Схема должна быть подписана лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора). Иных требований к выполнению Схемы, в том числе к подготавливающим ее организациям, градостроительным законодательством не установлено.

Более того, в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается лицензирование геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Из указанного следует, что для выполнения таких работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства лицензия не требуется.

Регламент также не содержит сведения о том, на выполнение каких именно работ в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, требуется соответствующий допуск СРО.

Подпунктом 8 пункта 9 Регламента на заявителя возложена обязанность обращения в организацию, имеющую лицензию (допуск СРО) на выполнение топогрофо-геодезических работ, для подготовки Схемы при условии, что в соответствии с градостроительным законодательством для предоставления муниципальной услуги достаточно представления схемы, подписанной лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора). В связи с чем у заявителя возникают дополнительные временные и финансовое затраты, связанные с подготовкой документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, действия Администрации по установлению в подпункте 8 пункта 9 Регламента требования о необходимости представления заявителем для получения муниципальной услуги Схемы, источником получения которой является организация, имеющая лицензию (допуск СРО) на выполнение топогрофо-геодезических работ, при условии, что статьей 55 ГрК РФ не предусмотрено предоставление Схемы, выданной указанной организацией, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним при предоставлении муниципальных услуг, что может привести к необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат при подготовке истребуемых документов, а также к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае их непредставления, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

 

4. Согласно пункту 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Постановлением Администрации от 22.04.2015 № 5725-П в Регламент внесены изменения, а именно приложение № 9 к Регламенту изложено в новой редакции.

Вместе с тем, до внесения постановлением Администрации от 22.04.2015 № 5725-П изменений в регламент органом местного самоуправления в качестве документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, требовался акт осмотра объекта капитального строительства, форма которого определена в приложении № 9 к Регламенту.

При этом указанный акт должен быть составлен комиссией, в которую входили представители Управления охраны окружающей среды и экологического контроля администрации города, Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел по городу Магнитогорску, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, Муниципального учреждение «Городская техническая инспекция по благоустройству», Председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям.

По результатам осмотра комиссией принималось решение рекомендовать главе города Магнитогорска выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин.

Требование о представлении указанного документа предъявлялось к заявителям длительное время с октября 2012 года по апрель 2015 года.

Кроме того, подпункт 7 пункта 9 Регламента в действующей редакции возлагает на хозяйствующих субъектов обязанность представить указанные в нем документы подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, при условии, что в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ подписание представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, требуется только в случае наличия таких сетей.

Таким образом, установление органом местного самоуправления в подпункте 7 пункта 9 Регламента (в ред. Постановления от 25.01.2013 № 739-П) требования о предоставлении акта осмотра объекта капитального строительства при условии, что градостроительным законодательством не предусмотрено предоставление указанного документа, а также с учетом возложения на заявителей необходимости получения не предусмотренных действующим законодательством согласований, требует от заявителей дополнительных временных и финансовых затрат, связанных с подготовкой документов для получения муниципальной услуги, может привести к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае непредставления акта осмотра, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами ввиду установления не предусмотренных действующим законодательством требований к ним при предоставлении муниципальных услуг, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

5. Согласно пункту 9 Регламента документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7, 8 названной нормы, заявитель должен представить самостоятельно.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.3 статьи 55 ГрК РФ такие документы направляются заявителем самостоятельно, если они (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов власти либо в подведомственных им организациях. Если такие документы находятся в распоряжении указанных органов (организаций), то указанные документы запрашиваются органом местного самоуправления (если застройщик не представил их самостоятельно).

С учетом изложенного, антимонопольный орган отмечает, что положения Регламента не соответствуют части 3.3 статьи 55 ГрК РФ, поскольку не содержат указания на то, что документы, предусмотренные подпунктами 4, 5, 6, 7, 8 пункта 9 Регламента предоставляются заявителем самостоятельно, если они (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов власти либо в подведомственных им организациях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, действия Администрации, выразившиеся в:

- установлении в пункте 9 Регламента требования о нотариальном заверении подписи заявителя в заявлении, а также требования о представлении нотариально заверенных копий документов, указанных в названном пункте;

- установлении в подпункте 8 пункта 9 Регламента требования о необходимости представления заявителем для получения муниципальной услуги схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанной лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), источником получения которой является организация, имеющая лицензию (допуск СРО) на выполнение топогрофо-геодезических работ;

- установлении в подпункте 7 пункта 9 Регламента (в ред. Постановления от 25.01.2013 № 739-П) требования о предоставлении акта осмотра объекта капитального строительства;

- установлении в подпункте 7 пункта 9 Регламента требование о представления документов, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе в случае отсутствия сетей,

представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2, действия Администрации, выразившиеся в установлении в подпунктах 2, 9 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 10 пункта 10 Регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, таких, как неуказание сведений, необходимых для направления межведомственных запросов, непредставление оригиналов документов, направление заявителем по почте копий документов, не удостоверенных нотариально, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

3. Выдать Администрации предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 76-07/15

11 сентября 2015 года                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

Сапрыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

Кудриной М.А.

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

 

Пазуха З.В.

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 11 сентября 2015 года по делу № 76-07/15 о нарушении  Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (далее – Администрация)  части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции,

                                  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 30 октября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, путем внесения изменений в Административный регламент предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденный Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 18.10.2012 № 13555-П (далее – Регламент),  и приведения его в соответствие с  требованиями действующего законодательства, в том числе с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно:

1.1) исключить из пункта 9 Регламента требования о нотариальном заверении подписи заявителя в заявлении,  а также требования о представлении  нотариально заверенных копий документов, указанных в названном пункте;

1.2) исключить из подпункта 8 пункта 9 Регламента требования о необходимости представления заявителем для получения муниципальной услуги подготовленной организацией, имеющей лицензию (допуск СРО) на выполнение топогрофо-геодезических работ, схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанной лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

1.3) исключить из пункта 10 Регламента основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанные в подпунктах 2, 9 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица) и 10 названного положения.

2. Администрации в качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 11 ноября 2015 года надлежаще заверенные копии актов органа местного самоуправления о внесении изменений в пункты 9, 10 Регламента, а также копию публикации акта в СМИ.

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны