Решение б/н Решение и предписание № 765-ж/2018 по жалобе на действия зак... от 25 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 765-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13.12.2018

В полном объеме решение изготовлено 18.12.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

«…»

 

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

«…»

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев жалобу ООО «Эксперт», в присутствии:

- представителя УФНС России по Челябинской области (далее - заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 12.12.2018,

- представителя УФНС России по Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 12.12.2018,

- представителя УФНС России по Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 12.12.2018,

в отсутствие представителя ООО «Эксперт» (далее – заявитель, общество), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.12.2018 поступила жалоба ООО «Эксперт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории УФНС России по Челябинской области (извещение № 0169100000218000039) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 23.11.2018 УФНС России по Челябинской области объявила о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта 20 258 200,00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.12.2018 в 07:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что УФНС России по Челябинской области допущены нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в части включения в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Указывает на то, что данные услуги могут оказываться различными организациями. Например, для оказания услуг дератизации, дезинфекции и чистки кровли организация должна обладать специализированными разрешениями. Кроме того, обеспечение заявки на участие в аукционе составляет 202 582.00 р., размер обеспечения исполнения контракта определен в размере 2 025 820,00 р, что также по мнению заявителя является ограничением участников рынка. Также общество считает, что заказчиком в документации об аукционе не определены объемы работ.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

Включенные в документацию об аукционе услуги объединены единым ГОСТом Р 51870/2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст (далее - ГОСТ 51870/2014). Кроме того, данные услуги объединены единым кодом ОКПД 81.21.10.000.

Также представители заказчика указали на возможность привлечения соисполнителей, обладающего необходимым оборудованием, трудовыми ресурсами и т.д.

В связи с чем, по мнению заявителя, установленные условия не ограничивают конкуренцию и не нарушают часть 3 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

Представители заказчика полагают, что объединение услуг и поставки товара в один лот позволяет обеспечить качественное и своевременное выполнение всех необходимых услуг по надлежащей эксплуатации зданий заказчика, путем контроля за исполнением обязательств одним исполнителем.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника предоставить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории УФНС России по Челябинской области.

Как следует из пункта 4 раздела 1 документации об аукционе описание объекта закупки указано в техническом задании (раздел 3 документации об аукционе).

Согласно пункту 10 технического задания заказчику требуется, в том числе выполнение услуг по дератизации и дезинсекции помещения здания. В приложении к техническому заданию содержится информация о наименовании и периодичности оказания услуг по адресам нахождения зданий и прилегающей территорий. Например, зданиям по адресам г. Челябинск, пр. Ленина, 79 и ул. Работниц, 85 требуется оказывать услуги по дератизации и дезинсекции ежемесячно (пункт 4 таблицы), зданию по адресу г.Челябинск, пр. Победы, д. 303, корп. 2 установлено условие о проведении дератизации и дезинсекции один раз в квартал и т.д.

В пункте 25 раздела 1 документации об аукционе установлены требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона. Исходя из данного положения документации об аукционе заказчиком требование к участникам закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено. Кроме того, раздел 5 документации об аукционе также не содержит условие о предоставлении документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах здоровья граждан), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 2 Закона об основах здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".

С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан рассматривается, как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и в соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию.

Указанная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 310-КГ17-14344 по делу № А23-840/2016, Определением Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит требование о наличии у участника соответствующего вида лицензии, что нарушает часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, документация об аукционе не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе по причине отсутствия требования о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности: работы (услуги) по дезинфектологии.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемой услуге, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Заказчиком проводится аукцион на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. Исходя из технического задания, заказчику требуется оказание услуг по уборке помещений, дератизации и дезинсекции помещений, чистки кровли от снега, поставки гигиенических средств и бумажных изделий, озеленению территории, вывозу снега, работ по окрашиванию поверхности и др.

Как уже отмечалось ранее услуги по дератизации и дезинсекции помещений являются лицензированным видом деятельности. В свою очередь выполнение иных видов работ (оказание услуг) дополнительных разрешений не требуют.

Вместе с тем, требование об оказании услуг по дератизации и дезинсекции наряду с иными видами услуг/работ может ограничит количество участников, имеющих возможность оказывать услуги за исключением услуг по дератизации и дезинсекции.

На заседание Комиссии представители заказчика указали на возможность привлечения соисполнителей и наличия единого ГОСТа Р51870-2014 услуги профессиональной уборки – клининговые услуги.

Вместе с тем, комиссия не принимает данный довод во внимание по следующим обстоятельствам.

В силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

В составе документации об аукционе размещен проект государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При этом данный проект контракта не содержит условия о возможности привлечения соисполнителей в ходе исполнения сторонами условий контракта. В связи с чем, комиссия приходит к выводу, что заказчиком такая возможность не предусмотрена и исполнитель должен оказывать услуги лично.

ГОСТ Р51870-2014 устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки – клининговых услуг на объектах недвижимости. При этом данный национальный стандарт не содержит порядка и условий проведения услуг по дератизации и дезинсекции помещений.

Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников путем включения в объект закупки требования об оказании наряду с иными видами услуг лицензионных видов деятельности.

При этом комиссия отмечает следующее.

Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа к участию в торгах, ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Формирование лотов, а также определение их содержания с обязательным указанием соответствующих условий выполнения работ, оказания услуг является правом заказчика. При этом допускается возможность включения в один лот работ и услуг технологически и функционально взаимосвязанных между собой.

Вместе с тем, формирование в один лот тех или иных работ не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов в целях формирования рыночной цены контракта.

Как следует из доводов жалобы, заявитель считает, что данные виды услуг (работ) различаются по своим функциональным характеристикам и имеют различные технологические особенности. В связи с чем, выполняются различными хозяйствующими субъектами. При этом доказательств данного довода заявителем не представлено.

Вместе с тем, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Таким образом, законодательство о контрактной системе возлагает обязанность по доказыванию на заявителя. Однако жалоба таких доказательств не содержит. На заседание комиссии также не представлены информация и сведении об исследовании рынка на предмет невозможности выполнения всех видов услуг одной организацией.

При этом Комиссия отмечает, что Законом о защите конкуренции предусмотрен отдельный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. В силу статьи 40 Закон о защите конкуренции антимонопольным органом создается комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа.

При наличии сведений и документов, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях лиц признаков нарушения антимонопольного законодательства, заявитель вправе обратиться в Челябинское УФАС России, оформив заявление в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, ни в составе жалобы, ни на заседание комиссии заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод об ограничении количества участником, вследствие объединения в один объект закупки услуг по уборке помещений, чистке кровли, вывозу снега и озеленения территории и т. д.

Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 к выводу о необоснованности доводов заявителя относительно допущенных заказчиком нарушений части 3 статьи 17 Закон о защите конкуренции ввиду недоказанности.

 

3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.

Так, договор, заключаемый по результатам проведения аукциона, имеет правовую природу договора оказания услуг, порядок заключения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как наименования, так и объема подлежащих оказанию услуг, выраженного в совершении конкретных действий (деятельности).

В документации об аукционе содержится документ с наименованием и периодичностью оказания услуг по адресам нахождения зданий. Вместе с тем, данный документ не отражает в полной мере объем необходимых к выполнению услуг. Так, например, по заданию, расположенному по адресам г. Челябинск, пр. Ленина, 79 и ул. Работниц, 85 указано, что необходимо проводить комплексную уборку лифтовых кабин ежедневно. При этом количество лифтовых кабин не прописано. Также невозможно определить количество окон, которые необходимо мыть исполнителю, количество необходимых к обрезке деревьев, и др. Более того, некоторые услуги прописаны не исходя из потребности заказчика. Например, в отношении здания по адресу г. Челябинск, ул. Часовая, 6 предусмотрена ежедневное озеленение клумб и поливка растений в независимости от времени года, то есть, в том числе в зимний период.

В отношении материалов, используемых при оказании услуг (приложение №3 к техническому заданию) указаны сведения только о предельной потребности. Например, по позиции 1 приложения №3 к техническому заданию в отношении моющего средства для ручной уборки предусмотрена предельная потребность «не более 2500 л. в год». При этом сведения о минимальном количестве необходимого моющего средства документация об аукционе не содержит. В свою очередь представители заказчика на заседании комиссии подтвердили, что использование 1 литра моющего средства в ходе исполнения контракта заказчика не устроит. Вместе с тем, документация об аукционе позволяет поставить и использовать 1 литр моющего средства. Аналогичная ситуация и по иным позициям приложения №3 к техническому заданию.

Таким образом, в документации о закупке не определены сведения об объемах услуг и количестве используемого товара, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

 

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Так, согласно пункту 3.3 проекта контракта исполнитель обязан предоставить список специалистов, допущенных к оказанию услуг; назначить ответственного представителя исполнителя и т.д.

Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта не установлена ответственность исполнителя за нарушение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе, не соответствует требованиям частей 4,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил.

 

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Эксперт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории УФНС России по Челябинской области (извещение № 0169100000218000039) частично обоснованными, необоснованными в части нарушения заказчиком части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 4,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 765-ж/2018

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

13 декабря 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 13.12.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории УФНС России по Челябинской области (извещение № 0169100000218000039) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. УФНС России по Челябинской области:

 

1.1 со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) и/или получения предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 25.12.2018 принять решение об отмене аукциона и разместить указанное решение в единой информационной системе.

2. Аукционной комиссии в срок до 25.12.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение заказчику для размещения в единой информационной системе.

3. УФНС России по Челябинской области в срок до 28.12.2018 разместить решения, составленные в ходе исполнения пунктов 1.2, 2 предписания, в единой информационной системе.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 16.12.2018 обеспечить УФНС России по Челябинской области возможность исполнения данного предписания.

5. УФНС России по Челябинской области в срок до 29.12.2018 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного аукциона, а также распечатку из единой информационной системы, свидетельствующую о дате размещения указанного решения.

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 2 настоящего предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны