Предупреждение №АК/5255/22 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 08-07/22 от 6 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 08-07/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«06» мая 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрены материалы, направленные Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области, по вопросу наличия нарушения требований антимонопольного законодательства в действиях Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство), выразившихся в несоблюдении Порядка предоставления в 2021 году субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области (далее – Правительство) от 05.10.2021 № 466-П (далее - Порядок), а также в необоснованных отказах в предоставлении субсидий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В ходе рассмотрения документов и материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 Порядка определено, что субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства» на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур собственного производства урожая 2020 года, по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур. Средства субсидий могут быть использованы для возмещения затрат по следующим направлениям: 1) затраты на транспортные услуги (в том числе услуги экспедитора); 2) затраты по доставке зерновых культур до места назначения собственным транспортом производителя зерновых культур.

Пунктом 5 Порядка определена категория получателей субсидий - производители зерновых культур, осуществляющие производство зерновых культур на территории Челябинской области и реализацию в 2021 году зерновых культур собственного производства урожая 2020 года.

Критерием отбора получателей субсидий является осуществление участником отбора деятельности по производству зерновых культур на территории Челябинской области и реализации зерновых культур (пункт 6 Порядка).

Пунктом 11 Порядка определен перечень документов, которые производители зерновых культур в целях участия в отборе представляют в Министерство.

Подпунктом 13 пункта 11 Порядка установлено, что в случае оказания транспортных услуг, возмещение затрат на которые планируется осуществить за счет средств субсидии, сторонними организациями производитель зерновых культур представляет следующие документы:

- копии договоров на оказание соответствующих транспортных услуг (выполнение работ), в том числе договоров на оказание услуг экспедитора;

- копии платежных документов, подтверждающих оплату оказанных транспортных услуг, в том числе услуг экспедитора;

- копии документов, подтверждающих факт оказания транспортных услуг, в том числе услуг экспедитора.

Основания для отклонения заявок на стадии рассмотрения и оценки заявок предусмотрены пунктом 15 Порядка.

Пунктом 17 Порядка установлены основания для отказа получателям субсидий в предоставлении субсидий.

Из полученных антимонопольным органом материалов следует, что Министерством 10 ноября 2021 года издан Приказ № 989 «О проведении отбора получателей субсидии в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 05.10.2021 № 466-П» (далее – Приказ № 989).

Подпунктом «м» пункта 5.1 Приказа № 989 определены документы, представляемые участниками отбора в случае оказания транспортных услуг, возмещение затрат на которые планируется осуществить за счет средств субсидии, сторонними организациями.

Основания отклонения заявки участника отбора приведены в пункте 8 Приказа № 989 и соответствуют основаниям, предусмотренным пунктом 15 Порядка.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 989 определен срок проведения отбора с 1 по 11 декабря 2021 года, дата окончания подачи (приема) заявок участников отбора 11 декабря 2021 года.

Приказом Министерства от 09.12.2021 № 1110 в Приказ № 989 внесены изменения, в соответствии с которыми изменены срок проведения отбора с 1 по 15 декабря 2021 года, дата окончания подачи (приема) заявок участников отбора 15 декабря 2021 года.

Приказом Министерства от 15.12.2021 № 1131 в Приказ № 989 повторно внесены изменения, в соответствии с которыми вновь изменены срок проведения отбора с 1 по 17 декабря 2021 года, дата окончания подачи (приема) заявок участников отбора 17 декабря 2021 года.

При этом дата начала подачи (приема) заявок участников отбора не определена.

Из указанного следует, что с учетом определенного Приказом № 989 срока проведения отбора и даты окончания подачи (приема) заявок первоначально срок подачи заявок на участие в отборе составил 8 рабочих дней, в последующем с учетом продлений общий срок подачи заявок увеличен до 13 рабочих дней.

По мнению Челябинского УФАС России, установление коротких сроков подачи заявки на получение субсидии может привести к невозможности своевременной подачи заявки на участие в отборе и ограничить круг получателей субсидии.

 

В соответствии с пунктом 13 Порядка Министерством в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока подачи (приема) заявок, определяемого в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Порядка, проводится проверка документов, представленных участниками отбора.

По результатам такой проверки Министерство не позднее 16 рабочих дней со дня окончания срока подачи (приема) заявок, определяемого в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 настоящего Порядка, принимает решение о признании участника отбора получателем субсидии либо решение об отклонении заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок.

Необходимо отметить, что даты окончания срока подачи (приема) заявок определяются пунктом 1.1 пункта 9 Порядка, а не пунктом 1 пункта 9 Порядка. При этом сроков проведения отбора и даты начала подачи или окончания приема предложений (заявок) участников не являются тождественными понятиями.

Из указанного следует, что заявки рассматриваются Министерством после окончания срока подачи (приема) заявок.

Министерством представлен Протокол № 12 от 16.12.2021 Заседания комиссии Министерства по рассмотрению вопросов, связанных с выплатой субсидий из федерального и областного бюджетов, а также по вопросам возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в рамках программ. Указанной комиссией рассматривался вопрос о том, можно ли принять затраты на оказание транспортных услуг по договорам с физическими лицами в рамках Порядка, в связи с тем, что ИП Главой К(Ф)Х <...> представлены документы, подтверждающие затраты на оказание транспортных услуг сторонними организациями – два договора на оказание услуг заключены с физическими лицами, платежные поручения и акты выполненных работ по указанным договорам. По данному вопросу комиссией принято следующее решение: поскольку в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации организация – это юридическое лицо, затраты на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к субсидированию не принимаются.

Таким образом, Министерством в нарушение подпункта 8 пункта 2 Приказа № 989, пункта 13 Порядка 16.12.2021 фактически осуществлено рассмотрение документов, представленных в составе заявки ИП Главой К(Ф)Х <...> до окончания срока подачи (приема) заявок (17.12.2021).

Согласно сводному реестру получателями субсидии признаны 6 сельхозпроизводителей.

В соответствии с Результатами рассмотрения заявок участников отбора на предоставление субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур в 2021 году, размещенными на официально на сайте Министерства в сети Интернет, на участи в отборе подано 26 заявок, из которых 13 отозваны участниками отбора, 7 отклонены Министерством по результатам их рассмотрения, 6 признаны победителями отбора и с производителями зерновых культур заключены соглашения о предоставлении субсидии.

В связи с представлением документов о затратах на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Министерством на основании подпункта 6 пункта 15 Правил приняты решения об отклонении следующих заявок на участие в отборе:

- заявка ИП Главы К(Ф)Х<...> ( уведомление от 28.12.2021 № <...>);

- заявка ИП <...> (уведомление от 28.12.2021 № <...>);

- заявка ИП Главы К(Ф)Х <...> (уведомление от 28.12.2021 № <...>);

- заявка ООО «Агрофирма «Южноуральская» (уведомление от 28.12.2021 № <...>).

Уведомления Министерства от 28.12.2021 №№ <...> не содержат указания на иные основания, предусмотренные действующим Порядком, для отклонения участников отбора.

Подпункт 6 пункта 15 Правил предусматривает отклонение заявки участника отбора в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований, указанных в пункте 12 Порядка, и (или) выявление в представленных участником отбора документах противоречащих друг другу сведений.

Таким образом, указанная норма не содержит такого основания для принятия решения об отклонении заявки как предъявление претендентом к возмещению расходов на оказание транспортных услуг, оказанных физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а не организациями. При этом подпункт 8 пункта 2 Приказа 989, пункт 15 Порядка, пункт 17 Порядка такого основания для отклонения заявок на стадии рассмотрения и оценки, для отказа получателям субсидий в предоставлении субсидий также не содержат.

Согласно пункту 3 Порядка средства субсидий могут быть использованы для возмещения затрат по следующим направлениям:

1) затраты на транспортные услуги (в том числе услуги экспедитора);

2) затраты по доставке зерновых культур до места назначения собственным транспортом производителя зерновых культур.

В связи с указанным, возможность использования субсидии не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического или физического лица, оказывающего сельхозтоваропроизводителю транспортные услуги, а подпункты 13 и 14 пункта 11 Порядка устанавливают только перечень документов, которые претендент представляет в случае самостоятельной транспортировки груза или с привлечением сторонних организаций.

Порядок не содержит определения понятия «сторонние организации».

Вместе с тем, транспортные услуги могут быть оказаны как юридическим лицом, так и физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При этом, положения статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие термин «организации» для целей применения такого кодекса и налогового законодательства, не может быть применим к правоотношениями, связанным с предоставлением субсидий сельхозтоваропроивзодителям.

Вопрос о правомерности принятия Министерством решения об отклонении заявок отдельных сельхозпроизводителей от участия в проводимом в декабре 2021 года отборе рассмотрен Прокуратурой Челябинской области, в связи с чем Министру сельского хозяйства Челябинской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении мер государственной поддержки (исх. от 07.02.2022 № 7-8-2022).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), дискриминационных условий (пункт 8).

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечено, что антимонопольному контролю в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Таким образом, в действиях Министерства, выразившихся в принятии решений об отклонении заявок ИП Главы К(Ф)Х <...>, ИП <...>, ИП Главы К(Ф)Х <...>, ООО «Агрофирма «Южноуральская» в связи с представлением документов о затратах на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что не соответствует подпункту 8 пункта 2 Приказа № 989, пункту 15 Порядка, а также в рассмотрении документов, представленных в составе заявки ИП Главы К(Ф)Х <...>, до окончания срока подачи заявок, и в установлении Приказом № 989 коротких сроков подачи (приема) заявок, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении мер государственной поддержки сельхозпроизводителям, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Из полученных антимонопольным органом документов и сведений следует, что субсидии на возмещение затрат на производство и реализацию зерновых культур в 2021 году распределены, с производителями зерновых культур заключены соответствующие соглашения.

На основании изложенного, в связи с наличием в рассмотренных действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пунктами 2, 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство о необходимости в срок до 27 декабря 2022 года совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении в 2022 году субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур с учетом недопустимости отклонения претендентов на участие в отборе в зависимости от организационно правовой формы субъекта, оказывающего услуги такому лицу, возмещение которых предполагается в соответствии с действующими нормативными правовым актами; рассмотрения документов, представленных в составе заявок претендентов на участие в отборе, до окончания срока подачи заявок; а также необходимости установления достаточного срока для подачи (приема) заявок на участие в отборе.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий решения Министерства о проведении в 2022 году отбора получателей субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (со всеми изменениями к нему), протоколов, составленных в ходе проведения такого отбора, документов о результатах рассмотрения заявок участников отбора на предоставление субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур в 2021 году (содержащего перечень все заявителей, принятое Министерством решение по результатам рассмотрения заявок претендентов на участие в отборе, с указанием оснований отклонения заявок от участия в отборе).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны