Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/13949/22 решение от 8 ноября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

решение

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТОЧКА НЬЮС»
620014, г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 31, оф. 270

МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска»
454008, г. Челябинск, Комсомольский пр., д. 4

Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 32

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

Контрольно-ревизионное управление Администрации г. Челябинска
454113, Челябинская обл., г. Челябинск, площадь Революции, 2, к. 538
ovk@cheladmin.ru

(для сведения)

Прокуратура Челябинской области
454091, г. Челябинск, ул. Елькина, 11

(для сведения)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-2990/2022 (№ 238-ВП/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02 ноября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 08 ноября 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>      

 

<...>      

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании поступившего обращения Информационного Агентства «Точка Ньюс» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении электронных аукционов:

- 22-97651Э Выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций (извещение № 0169300000122001143);

- 22-97703Э Выполнение работ по монтажу конструкций «Световой потолок» (извещение № 0169300000122001144) (далее – аукционы, закупки),

при участии в заседании Комиссии:

- представителей МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 28.10.2022 3 35Д, от 27.07.2022 № 19Д;

- представителей Управления муниципальных закупок Администрации г. Челябинска (далее – уполномоченный орган) <...>., действующих на основании доверенностей от 22.12.2021 № 30, № 29, от 17.12.2021 № 28;

- представителя Информационного Агентства «Точка Ньюс» (далее – заявитель) <...>, действующей на основании доверенности от 26.10.2022 № 12;

- слушателей <...>

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Согласно представленным документам 28.09.2022 объявлено о проведении аукционов путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещений № 0169300000122001143, 0169300000122001144 об осуществлении закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций – 69 705 134,40 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по монтажу конструкций «Световой потолок» – 124 012 000,00 рублей.

На дату заседания Комиссии контракты по итогам закупок заключены.

Как следует из содержания обращения, заявитель указывает на следующее:

«1. По какой причине контракты в рамках обеих закупок, общая сумма которых превышает 150 млн. руб., являются поименованными договорами на выполнение монтажных работ (договорами подряда), хотя фактический предмет договора в обеих закупках однозначно смешанный: договор поставки дорогостоящих световых конструкций и их последующего монтажа, причем стоимость априори монтажа кратно ниже стоимости закупки? Как представляется, подмена типа договора (со смешанного или договора поставки на договор подряда) связана с целью ухода заказчика и исполнителя от гарантийных обязательств применительно к световым конструкциям, их сертификации. Так, в контрактах нет ни слова о необходимости сертификации поставляемых и устанавливаемых конструкций (ветрозащита, пожаробезопасность, защита от ультрафиолета, вандалоустойчивость, соответствие ГОСТ и пр.), несмотря на то, что 90% стоимости подобных контрактов составляет именно стоимость поставляемых материальных ценностей.

Представляется, что заявленная мэрией «кража» аналогичных конструкций на мосту на Свердловском проспекте г. Челябинска, ничем не подтвержденная, скрывает собой элементарное падение некачественно закрепленных, несертифицированных конструкций в р. Миасс https://eanews.ru/news/ukrali-chast-podsvetki-chelyabinskogo-mostaza-15-mln-rubley_17-10-2022 и собственно представляет собой классический пример сокрытия нецелевого освоения бюджетных средств - аналогично заявлениям главы г. Челябинска о гражданах, бросающих мусор в ливневую канализацию, из-за чего она якобы ненадлежащим образом функционирует.

2. Каким образом данные конструкции будут поставлены на баланс муниципалитета, если их стоимость (каждой конструкции) не объявлена как отдельной ТМЦ, а «включена» в стоимость монтажа?

3. Не удалось найти в требованиях к исполнителям закупок требований о наличии у них лицензии на электро-пожарную безопасность, высотные работы и пр., несмотря на то, что указанные работы в рамках реализации контрактов однозначно их требуют. Предъявлялись ли к участникам закупки такие требования, если нет, то с чем это связано?

4. Вызывает вопрос формирование НМЦК по закупке на монтаж конструкций «Световой потолок». Падение итоговой цены на треть (притом, что даже такая цена закупки является прибыльной для исполнителя) свидетельствует о намеренном изначальном завышении НМЦК со стороны МБУ «ЭВИС» и вероятном коррупционном интересе. Означает ли такое падение от первоначальной цены произвольно установленную заказчиком НМЦК с учетом сверхприбыли исполнителя и вероятных «откатов» заказчику?

Отмечу, ранее МБУ «ЭВИС» уже привлекалось ЦА ФАС РФ, КРУ г. Челябинска к административной ответственности за произвольное установление НМЦК по муниципальным закупкам, в частности, закупке по разработке документации по ливневой канализации г. Челябинска.

5. Ранее г. Челябинску был подарен аналогичный закупке «Световой потолок» объект компанией РМК (в 2018 и 2019 гг.). Дальнейшая его судьба и причины, по которым его невозможно использовать по назначению на ул. Кирова в 2022 - 2023 гг., не указываются. В этой связи встает вопрос о целевом характере использования бюджетных средств в размере, превышающем 150 млн. руб.

6. Не уточняется, являются ли указанные закупки плановыми либо «ситуативными»: в утвержденном в 2021 г. проекте годового бюджета г. Челябинска на 2022 г. их найти не удалось. По какой причине, несмотря на то, что наступление Нового года возможно предугадать заранее, «внезапно» данные закупки были актуализированы во втором полугодии 2022 г.?

7. Все три участника закупки по «монтажу» «Светового потолка» снизили цену плюс/минус одинаково с поправкой на несколько тысяч рублей (что, с учетом первоначальной цены контракта в 124 млн., как минимум нереально – если не принимать во внимание возможность сговора участников). Ничем иным, кроме как сговором, невозможно объяснить падение цены контракта на треть до фактически одинаковых сумм тремя независимыми участниками одновременно».

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали и указали следующее.

1. Контракты, заключенные по итогам осуществления закупки на выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций, на выполнение работ по монтажу конструкций «Световой потолок», являются подрядными договорами, не включают в себя элементы договора поставки, не носят смешанного характера, регулируются положениями главы 37 ГК РФ «Подряд».

Согласно пункту 6.2 указанных контрактов гарантия на выполненные подрядчиком работы, на приобретенные и установленные материалы, оборудование и конструкции составляет 24 (двадцать четыре) календарных месяца со дня подписания заказчиком документа о приемке. Также наличие необходимых сертификатов на устанавливаемые элементы конструкции предусмотрено пунктами 4.3.8, 5.2, контрактов и являются частью исполнительной документации подрядчика.

По факту кражи световых элементов комплекта конструкций декоративного светодинамического оформления моста на Свердловском проспекте подано заявление в Отдел полиции «Центральный» УМВД России по городу Челябинску для установления виновных лиц и привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Смонтированные в целях исполнения договоров конструкции будут поставлены на баланс МБУ «ЭВИС» в соответствии с требованием Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и включены в реестр муниципального имущества Челябинской области.

3. Требования к участникам закупки, предъявляемые заказчиком, регламентируются статьей 31 Закона о контрактной системе. Так, работы, являющиеся предметом контрактов, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не подлежат обязательному лицензированию, следовательно, устанавливать требование о наличии лицензии к участникам закупок неправомерно.

4. Расчет начальной максимальной цены контракта произведен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». При определении начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

5. Объект компании РМК - «световой тоннель» включен в Концепцию праздничного зимнего оформления Челябинска 2023 года и будет установлен в парке Дружба по ул. Мамина, а также в ПКиО Курчатовского района. Стоит отметить, что данный факт не имеет отношение к рассматриваемым закупкам.

6. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки информацию указанную в статье 42 Закона о контрактной системе. Так, информация о плановости или «ситуативности» не относится к требованиям статьи 42 Закона о контрактной системе.

7. Договоренности, согласованные действия между хозяйствующими субъектами (соглашения), запрещенные антимонопольным законодательством, целью и (или) результатом которых является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках, в рассматриваемых закупках отсутствуют и, следовательно, не образуют нарушения статьи 11 Федерального закон от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. В силу пунктов 1, 2, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки может включать в себя эскизы результата работ.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

С учетом изложенного, в силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товарам (работам, услугам).

Объектами рассматриваемых закупок являются выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций, конструкций «Световой потолок».

Описание объекта закупок заказчиком установлено в Приложении № 1 к извещениям о проведении электронных аукционов «Техническое задание».

Так, пунктом 4 Технического задания установлено, что выполнение работ по монтажу конструкций производится в соответствии с ведомостью объемов работ (приложение к Техническому заданию), адресной программой (приложение к Техническому заданию) и требованиям к значениям показателей (характеристик) материалов, используемых при выполнении работ (приложение к Техническому заданию).

Согласно ведомости (Приложение № 2 к Техническому заданию на выполнение работ по монтажу конструкций «Световой потолок») в объем работ включаются:

- монтаж, с учётом необходимого оборудования и материалов, и подключение к сетям наружного освещения композиции «Световой потолок»;

- композиция «Световой потолок»;

- пуско-наладочные работы.

Согласно ведомости (Приложение № 3 к Техническому заданию на выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций) в объем работ включаются:

- монтаж, с учётом необходимого оборудования и материалов, и подключение к сетям наружного освещения каждой объемно-пространственной композиции;

- изготовление каждой объемно-пространственной композиции.

Приложения к Техническому заданию «Требования к значениям показателей (характеристик) материалов, используемых при выполнении работ», помимо эскизов, позволяющих определить внешний вид изделий, соответствующий потребности заказчика, устанавливают требования к габаритным размерам, мощности объемно-пространственных композиций, конструкций «Световой потолок», требования к световым материалам (светодиодный шнур, светодиодная лента, светильники, гирлянда, светящаяся нить, световые элементы различных типов, светодиоды и т.д.), к крепежным элементам, к материалам каркаса (алюминиевые трубы, полосы, прутки), требования к алюминиевым сплавам алюминиевых частей каркаса, к стальным полосам и трубам, требования к тросовой системе, к режимам свечения и прочее.

Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Таким образом, требования к качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества материалов и надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Приложением № 3 к извещениям о проведении электронных аукционов является проект контракта.

Согласно пункту 1.1. проекта контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по монтажу композиций. Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.

Пунктами 2.2 и 2.3 контракта предусмотрены сроки начала и окончания выполнения работ.

В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта стоимость подлежащих выполнению подрядчиком работ по настоящему контракту составляет _______ (_________) рублей ____ копейки, в том числе НДС - (__%) _________ рублей ___ копеек / НДС не облагается (Указывается в случае, если Контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками НДС), согласно Расчета цены Контракта (Приложение №2 к Контракту).

Пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрено, что в цену контракта включены все расходы, связанные с выполнением работ, стоимость материалов и оборудования, перевозка, страхование, уплата таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, возникших в ходе исполнения контракта.

Приемка выполненных работ осуществляется сторонами в соответствии с Ведомостью объемов работ (пункт 5.1. проекта контракта). В состав исполнительной документации, представляемой подрядчиком при завершении работ включены, в том числе документы на материалы, используемые при выполнении работ, подтверждающие основные характеристики материалов, сертификаты или декларации соответствия (при наличии).

Разделом 4. проекта контракта установлены права и обязанности сторон, в том числе:

Заказчик обязан:

- сообщать в письменной форме подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ;

- осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика;

- оплачивать фактически и надлежащим образом выполненные подрядчиком работы на условиях настоящего контракта.

- по окончании выполнения подрядчиком работ организовать и осуществить приемку их результата.

Подрядчик обязан:

- выполнить работы надлежащим образом по цене, в срок, с объемом и качеством, с применением материалов, оговоренными условиями настоящего контракта.

- выполнить работы (из своих материалов, своими силами и средствами) в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), расчетом цены контракта (Приложение №2 к Контракту). Подрядчик самостоятельно доставляет на объекты необходимые материалы, оборудование, изделия.

- обеспечивать представителям заказчика возможность контроля над ходом выполнения работ, качеством используемых материалов, в том числе беспрепятственно допускать представителей заказчика на объект, представлять по требованию отчеты о ходе выполнения работ, исполнительную документацию (в т.ч. сертификаты, паспорта на изделия и их элементы, журналы работ и входного контроля (при необходимости)).

Заказчик имеет право:

- не оплачивать некачественно выполненные подрядчиком работы в случае невыполнения последним п.1.1, настоящего контракта.

- провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов, содержат такие признаки подрядного договора, как единство работы и ее результата, где определяющим элементом является работа, которой стороны по контракту придают основную правовую и фактическую нагрузку.

Кроме того, контракты содержат существенные условия договора подряда: сроки начала и окончания работ, порядок сдачи и приемки результата выполненных работ.

Более того, условия контрактов затрагивают не только результат работ, но и процесс их выполнения, в том числе процесс изготовления объемно-пространственных композиций, конструкций «Световой потолок», который заказчик в силу статьи 715 ГК РФ, пунктов 4.1.3, 4.3.6, 4.3.8, 4.3.9 контрактов вправе контролировать.

В рассматриваемом случае подрядные контракты включают в себя изготовление индивидуально-определенных изделий с характеристиками, установленными заказчиком в приложениях к Техническому заданию.

Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Однако контракты не содержат условий о сроке и порядке поставки товара, цене за единицу товара, о порядке приемки товара по количеству и качеству, а также не включают в себя информацию о первичных документах бухгалтерского учета (товарные накладные, доверенности на получение товара, акт приема-передачи, счет-фактура и т.п.).

С учетом изложенного, контракты, заключаемые по итогам осуществления закупок является подрядными договорами, не включают в себя элементы договора поставки, не носят смешанного характера, регулируются положениями главы 37 ГК РФ «Подряд».

 

2. В силу статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Разделом 6 проекта контракта предусмотрены гарантийные обязательства.

Так, согласно пункту 6.2. проекта контракта подрядчик должен гарантировать заказчику качество выполненных работ, а именно: гарантия на выполненные подрядчиком работы, на приобретенные и установленные материалы, оборудование и конструкции - 24 (Двадцать четыре) календарных месяцев со дня подписания заказчиком документа о приемке.

При этом, если гарантийный срок, установленный ГОСТ, изготовителем или поставщиком материалов, конструкций, изделий, оборудования, используемых при выполнении работ, превышает срок, указанный в пункте 6.2 контракта, то для таких материалов, конструкций, оборудования или иных вещей, гарантийный срок считается равным гарантийному сроку, установленному ГОСТ, изготовителем или поставщиком (пункт 6.3 проекта контракта).

Пунктом 4.3.8 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика по требованию заказчика предоставлять сертификаты, паспорта на изделия и их элементы, журналы работ и входного контроля (при необходимости).

В рамках приемки при завершении работ в соответствии с пунктом 5.2 проекта контракта подрядчик предоставляет заказчику на все применяемые материалы сопроводительную документацию производителя, содержащую паспорт с основными характеристиками материала, сертификаты или декларации соответствия (при наличии).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Технического задания работы по монтажу должны проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Челябинска, с соблюдением «СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, 2, 3)». Работы по монтажу материалов должны проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Челябинска, с соблюдением «СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85»; Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (с Изменениями № 1, 3, 4)», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25 декабря 2012 г. № 109/ГС; «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* (с Изменениями № 1, 2)», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пp.

Используемые материалы, оборудование и выполняемые работы должны соответствовать расчетам на максимальные ветровые нагрузки в данном регионе, установленные строительными нормами и правилами «СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, 2, 3)», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 891/пр.

Более того, Техническим заданием установлена обязанность подрядчика выполнять работы в соответствии с ГОСТ 14254-2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).

С учетом изложенного, проект контракта содержит гарантийные обязательства сторон, а также обязательства сторон по соблюдению требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов при применении материалов и производстве работ.

 

3. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из доводов обращения, заказчиком при осуществлении закупок не установлены требования о наличии у участников закупки лицензии на «электро-пожарную безопасность, высотные работы и пр.».

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Представители заказчика возразили на доводы заявителя и указали, что работы, входящие в объект закупки, не подлежат лицензированию.

При этом в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Следовательно, при отсутствии требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, заказчик не вправе устанавливать требования к специальной правоспособности участников закупки.

Более того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющейся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Необходимо отметить, что заказчиком в качестве условий исполнения контракта предусмотрены обязательства подрядчика в части привлечения к исполнению работ, указанных в контракте, только квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование в случаях, установленных правовыми актами РФ для данных видов работ.

 

4. В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Заказчиком в материалы дела приобщены запросы предоставления ценовой информации (от 23.09.2022 исх. № 2623; от 19.09.2022 исх. № 2597) с подтверждением направления запросов потенциальным подрядчикам и коммерческие предложения, поступившие в адрес заказчика в ответ на указанные запросы (от 26.09.2022 № 2624, от 26.09.2022 № 2625, от 26.09.2022 № 2626; от 21.09.2022 № 2614, от 21.09.2022 № 2615, от 21.09.2022 № 2616).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, в том числе до стадии заключения контракта, а лишь проверяет наличие в извещение о закупке указание на метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Данная позиция подтверждается, в том числе письмом ФАС России от 13.01.2016 № ИА/699/16 «По вопросу о проведении проверки действий заказчика в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта».

Таким образом, в рамках полномочий Комиссией Челябинского УФАС России рассмотрены документы и сведения, представленные заказчиком в материалы дела, нарушений законодательства о контрактной системе при указании в извещениях о проведении закупок метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта не выявлено.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Подпунктом 7 пункта 12 Распоряжения Администрации города Челябинска от 03.10.2018 № 11226 предусмотрено, что Контрольно-ревизионное управление Администрации города Челябинска проводит плановые и внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Из содержания обращения следует, что обращение заявителем направлено, в том числе Контрольно-ревизионному управлению Администрации города Челябинска, которое является органом внутреннего муниципального финансового контроля и осуществляет контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Кроме того, относительно доводов заявителя о целевом характере использования бюджетных средств в размере, превышающем 150 млн. руб., Комиссия антимонопольного органа отмечает, что вопросы целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на осуществление закупок подведомственны в силу части 1 статьи 98 Закона о контрактной системе контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и контрольно-счетным органам муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях).

Таким образом, проверка целесообразности расходования бюджетных средств не входит в полномочия антимонопольных органов.

 

5. Согласно части 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

На доводы заявителя относительно планирования рассматриваемых закупок, представители заказчика пояснили, что закупки являются запланированными, поскольку были внесены заказчиком в план-график в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации».

Пояснения заказчика подтверждаются наличием соответствующих позиций в плане-графике (№ 223744816494274480100102180004321244, № 223744816494274480100102130004321244).

 

6. Как следует из содержания обращения, заявителю неясно, каким образом объемно-пространственные композиции и конструкции «Световой потолок» будут поставлены на баланс муниципалитета, если стоимость каждой конструкции отдельно не объявлена, включена в стоимость монтажа.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что смонтированные в целях исполнения договоров конструкции будут поставлены на баланс МБУ «ЭВИС» в соответствии с требованием Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и включены в реестр муниципального имущества Челябинской области.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заявителя, что в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», согласно подпункту «о» пункта 13 которого к типовым темам плановых контрольных мероприятий относится проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденный Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С учетом изложенного, ревизия финансово-хозяйственной деятельности заказчика относится к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля.

 

7. Доводы заявителя относительно подаренной компанией РМК световой конструкции приняты во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, однако не могут быть рассмотрены в ходе проведения внеплановой проверки, поскольку конструкции «Световой тоннель» не являются объектами рассматриваемых закупок.

 

8. Относительно доводов обращения, касающихся наличия сговора между участниками закупки при осуществлении закупки 22-97703Э Выполнение работ по монтажу конструкций «Световой потолок» (извещение № 0169300000122001144), выразившимся в снижении начальной (максимальной) цены контракта на 30,60 %, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

При осуществлении закупки (извещение № 0169300000122001144) заказчиком в качестве способа определения подрядчика выбран аукцион.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе при проведении аукциона подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) («шаг аукциона»).

Таким образом, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде электронного аукциона в силу Закона о контрактной системе предполагает снижение участниками закупки начальной (максимальной) цены контракта.

В обращении заявителя отсутствуют данные, указывающие на осуществление заказчиком и участниками аукциона действий, указанных в пунктах 1, 2 части 2 статьи 11, статьях 16, 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Доводы обращения не находят своего подтверждения на заседании Комиссии.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

2022-14912

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТОЧКА НЬЮС»
ИНН 6679109930, ОГРН 1176658076495
МБУ "ЭВИС"
ИНН 7448164942, ОГРН 1137448011470
Контрольно-ревизионное управление Администрации г. Челябинска
ИНН 7421000263, ОГРН 1027402920225
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135