Определение №6053/07 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНО... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

№ 074/05/5-1156/2020

26 мая 2020 года                                                                                                   г. Челябинск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), <...>, рассмотрев материалы по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте сети городских порталов «74.ru» рекламного баннера со сведениями: «7 дней с короной и без вируса в Гостиничном комплексе «Уральские зори» от 14 400р. 7 200 р.» с изображением мужчины в короне,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено наличие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте сети городских порталов «74.ru» рекламного баннера со сведениями: «7 дней с короной и без вируса в Гостиничном комплексе «Уральские зори» от 14 400р. 7 200 р.» с изображением мужчины в короне, о чем составлен Акт осмотра № 17-2020 от 23 марта 2020 года.

Согласно сведениям, присутствующим на сайте сети городских порталов 74.ru, учредителем и редакцией указанного интернет-ресурса является ООО «Сеть городских порталов», которому Челябинским УФАС России направлен запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для рассмотрения указанного вопроса.

Из документов и информации, представленной ООО «Сеть городских порталов» следует, что заказчиком спорной рекламы явилась Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>), в подтверждение чего представлен Договор оказания услуг по производству и размещению рекламно-информационного (информационного) материала № на Интернет-сайте № 237575 от 12 декабря 2019 года.

ООО «Сеть городских порталов» в своих пояснениях также указывает, что размещенный рекламный материал был предоставлен Заказчиком (ИП <...>) по электронной почте и Общество к размещению рассматриваемого рекламного материала отношения не имеет.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц – посетителей интернет ресурса «74.ru», направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым гостиничным комплексом, наименование которого присутствует в рекламе. Рекламный характер также подтверждается самим договором, заключенным между ООО «Сеть городских порталов» и ИП <...>.

Кроме того, спорная рекламная информация выполнена в виде всплывающего слева баннера, соответственно, привлекает внимание неопределенного круга лиц – посетителей общедоступной сети «Интернет» к конкретным услугам – услуги гостиничной сети «Уральские зори»,  имеет конечной целью реализацию данных услуг, следовательно, информация, выполненная указанным способом, признается рекламной и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

1. В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Стоит отметить, что 30 января на заседании комитета по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. 11 февраля 2020 года заболевание получило название нового коронавирусного заболевания (COVID-2019), а уже 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что вспышка приобрела характер пандемии.

При этом, по состоянию на дату подготовки настоящего Определения подтверждено уже 5 603 226 случаев заражения, из которых 350 040 закончились летальным исходом; в Российской Федерации в настоящее время официально зарегистрированных случаев коронавирусной инфекции составляет 362 342 человека, летальных исходов 3 807; в Челябинской области: 2 356 зараженных коронавирусной инфекцией, 31 человек скончался.

Приведенные данные свидетельствуют о важности указанного вопроса, о социальной значимости, о влиянии на все сферы жизни общества не только на территории Челябинской области, но и по всему миру. В настоящее время каждый человек обладает информацией о распространении коронавирусной инфекции, следовательно, такая информация является известной и наиболее обсуждаемой в данный период на всех уровнях.

Согласно свободной энциклопедии «ВикипедиЯ», коронавирусы (лат. Coronaviridae) — семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.

В данном случае выражение «…с короной и без вируса…» построено на игре слов «корона» и «вирус» и создает у потребителей рекламной информации четкое представление о том, что на территории рекламируемого гостиничного комплекса отсутствует возможность заражения коронавирусом, так активно распространяющемся на территории всего мира.

Реклама с указанной информацией привлекает внимание потребителей, однако ее размещение в настоящий период является некорректным по отношению к ситуации стремительного распространения коронавируса, более 6 % случаев заражения которым приводят к летальному исходу за короткий период.

Таким образом, использование в рекламе услуг гостиничного комплекса «Уральские зори» выражения «…с короной и без вируса…» содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

2. В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Рассматриваемая реклама с информацией «7 дней с короной и без вируса в Гостиничном комплексе «Уральские зори» от 14 400р. 7 200 р.».

В данном случае употребление в рекламе выражения «...без вируса…» можно рассматривать как гарантию отсутствия возможности заразиться на территории Гостиничного комплекса «Уральские зори» каким-либо вирусом, включая коронавирус.

Так, употребление предлога «без» со значением отсутствия, отрицания, лишения обеспечивает у потенциальных потребителей рекламной информации создание впечатления об абсолютной гарантии отсутствия вирусов, соответственно, формирует доверительное отношение к услугам, оказываемым данной организацией, следовательно, привлекает внимание к объекту рекламирования, направлено на то, чтобы заинтересовать лиц, которые просмотрели данную рекламу.

Вместе с тем, подобное гарантирование отсутствия возможности на территории Гостиничного комплекса заразиться каким-либо вирусным заболеванием, в том числе коронавирусным, априори не может быть достоверной, поскольку рекламодатель не может обладать информацией обо всех заболеваниях отдыхающих на территории комплекса лиц – потребителей услуги, соответственно, обещает потребителю, что он будет полностью здоров не может соответствовать действительности.

Таким образом, в рекламе Гостиничного комплекса «Уральские зори» содержатся недостоверные сведения о гарантии для всех потребителей рекламной информации, что содержит признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 3 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе рекламодатель.

В силу статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Поскольку, согласно сведениям, представленным ООО «Сеть городских порталов», заказчиком рекламы является ИП <...>, указанное лицо и будет являться рекламодателем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 074/05/5-1156/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело 074/05/5-1156/2020 к рассмотрению на 25 июня 2020 года в 15:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.

           3. Признать лицами, участвующими в деле:

- ИП <...> (_____________________________________________).

4. ИП <...> представить в  Челябинское  УФАС  России  в срок до 18 июня 2020 года:

            4.1) письменные сведения о правовых основаниях распространения рекламы со сведениями «…7 дней с короной и без вируса…», с приложением подтверждающих документов;

4.2) договоры на изготовление и размещение рекламы, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения (с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ и иное);

4.3) письменные сведения, подтверждающие соответствие действительности сведений, присутствующих в рекламе, указанной в пункте 4.1. настоящего Определения, о гарантии отсутствия возможности на территории Гостиничного комплекса заразиться каким-либо вирусным заболеванием, в том числе коронавирусным, с приложением подтверждающих документов;

4.4) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц,  полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов  указанных лиц в антимонопольном органе.

 

Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          <...>

 

 

 

<...>

8 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны