Решение (комиссия) №ВЛ/10495/23 решение по делу № РНП-74-275/2023 от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

решение по делу № РНП-74-275/2023

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Локомотивного городского округа Челябинской области

457390, Челябинская область,

п. Локомотивный,

ул. Ленина, д.88

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21

 

Общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ»

454078, г. Челябинск,

ул. Гагарина, 38-96

 

Директору, участнику ООО «<…>»

 

Электронная торговая площадка АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1786/2023

(№ РНП-74-275/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Локомотивного городского округа Челябинской области (далее – МКОУ СОШ № 2, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» (далее - ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ», Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 2/23 от 22.02.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт кровли Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д. 88 (извещение №0869200000223000254), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей МКОУ СОШ № 2 «<…>», действующих на основании распоряжения № 305-рк от 14.12.2022, доверенностей № 3 от 22.06.2023, № 4, 5 от 27.07.2023;

- представителя ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» «<…>», действующих на основании доверенностей б/н от 28.07.2023, № 74АА6130458 от 12.01.2023;

- в отсутствие представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области», уведомленных о времени и месте заседания Комиссии, ходатайство о проведении заседания Комиссии в отсутствие представителей уполномоченного учреждения № 401 от 28.07.2023.

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 25.07.2023 поступило обращение МКОУ СОШ № 2 о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ», его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 2/23 от 22.02.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт кровли Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д. 88 (извещение №0869200000223000254) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела МКОУ СОШ № 2 объявлен аукцион путем размещения уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 01.02.2023 в 10:55 извещения о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 074 734, 00 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 09.02.2023.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20,5%.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2023.

Муниципальный контракт № 2/23 заключен 22.02.2023.

Из обращения МКОУ СОШ № 2 следует, что в связи с низким общим процентом выполнения работ (15,6%) и ненадлежащим качеством выполненных подрядчиком работ заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» подрядчик считает работы по объекту выполненными почти на 30 процентов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

В силу пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между МКОУ СОШ № 2 и ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» 22.02.2023 заключен муниципальный контракт № 2/23 (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению капитальному ремонту кровли муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д. 88, а заказчик обязуется принять и оплатить работы, выполненные надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 1.2 контракта 1.2. работы по настоящему контракту оказываются в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием (Приложение № 1, являющимся неотъемлемой частью контракта) и Приложением № 1.1 к техническому заданию. Весь объем выполняемых работ принимается за 1 условную единицу.

Согласно пункту 1.2 контракта срок выполнения работ с 01 мая по 31 июля 2023 года.

Место выполнения работ: Российская Федерация, Челябинская область, пгт. Локомотивный, ул. Ленина, 88 (пункт 1.4 контракта).

Обязанностями подрядчика, определенными пунктом 2.1 контракта, в том числе являются:

- выполнение всех работы с надлежащим качеством в соответствии с требованиями технического задания (Приложение № 1 к контракту) и приложением № 1.1 к техническому заданию в объеме, предусмотренном контрактом и приложениями к нему, и сдача результата выполненных работ заказчику в установленный контрактом срок (пункт 2.1.1 контракта);

- заведение «Журнала контроля за производством работ и их приемкой» и по требованию заказчика предъявление его для записи замечаний. Запись в журнале обязательна для исполнения подрядчиком и является основанием для применения мер ответственности, предусмотренных контрактом за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 2.1.2 контракта);

- выполнение работы из своих материалов, своими средствами, или силами привлеченных организаций. Материалы, из которых выполняются работы в соответствии с контрактом, должны соответствовать техническим характеристикам согласно технического задания (Приложение № 1 к контракту) и Приложением № 1.1.к техническому заданию). Используемые материалы, комплектующие, должны быть новыми, ранее неиспользованными, отвечать требованиям пожарной и экологической безопасности (пункт 2.1.3 контракта);

- немедленное в письменной форме извещение заказчика и до получения от него указаний приостановление работы при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы (подпункт «а» пункта 2.1.4 контракта).

В свою очередь, одной из обязанностей заказчика, установленной пунктом 2.2.5 контракта является немедленное заявление при обнаружении недостатков подрядчику об этом в виде официального письма за подписью руководителя.

В силу пункта 2.5.2 контракта заказчик имеет право фиксировать в «Журнале контроля за производством работ и их приемкой» замечания к работам, выполненным подрядчиком или привлеченными последним третьими лицами, информацию о нарушениях требований контракта с указанием сроков их устранения.

Кроме того, согласно пункту 2.5.4 контракта заказчик имеет право в целях осуществления контроля за выполнением работ по капитальному ремонту заключать контракты на осуществление такого контроля со специализированными организациями.

Право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также в случаях: - выполнения работ ненадлежащего качества; - нарушения сроков выполнения работ нашло отражение в пункте 2.5.6 контракта.

Цена контракта составляет 6 419 413,53 (шесть миллионов четыреста девятнадцать тысяч четыреста тринадцать) рублей 53 копейки, НДС не облагается в связи с установлением для подрядчика упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ (пункт 3.1 контракта).

Согласно установленному контрактом порядку приемки выполненных работ подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента завершения выполнения работ формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее – единая информационная система), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке (пункт 4.3 контракта). Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик (пункт 4.5 контракта). Не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 4.5 контракта, заказчик осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке; 2) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (пункт 4.6 контракта).

Раздел 5 контракта касается порядка приемки скрытых работ. Так, в соответствии с пунктом 5.1 контракта работы, подлежащие закрытию (скрытые работы), должны приниматься заказчиком. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Подрядчик в письменном виде заблаговременно уведомляет заказчика о необходимости проведения промежуточной приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, но не позднее, чем за 5 календарных дней до начала проведения этой приемки. Если заказчик не явится к указанному сроку проведения промежуточной приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, то подрядчик составляет односторонний акт и считает работы принятыми, при этом ответственность за качество выполненных работ с подрядчика снимается. Вскрытие работ в этом случае по требованию заказчика производится за счет заказчика.

В случае если представителем заказчика внесены в «журнал контроля за производством работ и их приемкой» замечания по выполненным работам, подлежащим закрытию, то они не должны закрываться подрядчиком без письменного разрешения заказчика, за исключением случаев неявки заказчика для приемки. Если заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, то подрядчик обязан за свой счет открыть любую часть скрытых работ, согласно указанию заказчика, а затем – восстановить ее (пункт 5.2 контракта).

Готовность принимаемых скрытых работ подтверждается подписанием заказчиком и подрядчиком актов освидетельствования скрытых работ (пункт 5.3 контракта).

Пунктом 6.8 контракта установлено, что в случае уклонения подрядчика от составления акта выявленных недостатков (дефектов) работ в установленный срок заказчик вправе составить соответствующий акт без участия подрядчика.

В соответствии с пунктом 11.3 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.

График выполнения подрядных работ по строительству объекта капитального строительства «Капитальный ремонт кровли Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д.88» (Приложение № 3 к контракту) определяет, что работы выполняются 1 этапом «капитальный ремонт кровли здания» в срок с 01 мая по 31 июля 2023 года.

Необходимо отметить, что заказчиком 20 апреля 2023 года заключен договор № 212-1524-2023 с ООО СКБ «ФОРУМ» на осуществление строительного контроля на объекте «Капитальный ремонт кровли Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д.88».

 

Приказом № 28 от 24.04.2023 ООО СКБ «ФОРУМ» назначило уполномоченных специалистов, ответственных за проведение строительного контроля.

Приказ ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» № 7-2023 о назначении ответственных за выполнение работ датирован 01.05.2023.

Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к представленным ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» на заседание Комиссии копиям «Общего журнала работ № 1», «Журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования», поскольку они начаты подрядчиком 25.05.2023, что значительно позже срока начала выполнения работ, установленного контрактом, а также ввиду отсутствия в предоставленных копиях указанных журналов записей представителей заказчика либо лица, осуществляющего строительный контроль.

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Письмом от 23.05.2023 № 119 МКОУ СОШ № 2, сославшись на условия контракта в части сроков выполнения работ, зафиксировало отсутствие выполнения работ Обществом по состоянию на 23.05.2023.

ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» в письме б/н от 24.05.2023 уведомило заказчика о том, что намерено приступить к выполнению работ с 25.05.2023, попросило согласовать рабочую встречу на 29.05.2023.

Другим письмом б/н от 24.05.2023 Общество запросило МКОУ СОШ № 2 приказ на ответственных уполномоченных лиц со стороны заказчика, имеющих право подписи документов; приказ на строительный надзор со стороны заказчика, осуществляющего контроль выполненных работ, а также указало на необходимость согласования до начала работ на объекте: плана производства работ, возможность прохода на объект с 8:00 до 20:00 с понедельника по воскресенье; предоставление места для размещения, склада для оборудования инструмента, склада для материалов, подсобного помещения для рабочего персонала; места подключения к электроэнергии; места подключения к водоснабжению; возможности подъема материалов на крышу и расположение их на крыше. Согласно графику выполнения работ, согласованному заказчиком и утвержденному Обществом, виды работ (позиции в смете) распределены подрядчиком во временном промежутке с 25 мая по 31 июля 2023 года.

Отчеты о ходе оказания услуг по проведению строительного контроля подготовлены ООО СКБ «ФОРУМ» 31.05.2023, 30.06.2023.

Техническим решением № 1 подрядчик предложил заказчику произвести замену верхнего слоя гидроизоляции из Унифлекса ЭКП на жидкую мембрану «Стандарт»; производить оплату выполненных работ за фактически выполненные работы. Важно отметить, что подготовленное подрядчиком указанное техническое решение не было скреплено ни подписью заказчика, ни подписью представителя организации, осуществляющей строительный контроль.

Согласно письму «Промежуточной Техническое решение № 1» от 01.06.2023, подготовленному Обществом для утверждения заказчиком, 01.06.2023 при разборке покрытий кровель из рулонных материалов, совместно с представителем строительного контроля установлено, что 1) отсутствует разуклонка кровельного покрытия; 2) существующая цементная стяжка разрушена, местами отсутствует и находится в состоянии отсева дробления, армирование отсутствует; 3) утеплитель (керамзит) сохранил свои технические характеристики, не подвержен разрушению, находится в сухом состоянии. Наилучшим для подрядчика решением представлялось следующее: 1) осуществить разборку покрытий кровель из рулонных материалов; 2) не демонтировать верхний слой стяжки и отсевы дробления щебня; 3) не демонтировать существующий утеплитель из керамзита; 4) не выполнение демонтажа и устройства остальных нижних слоев кровли; 5) выполнение конструкции кровли с частичной подсыпкой керамзита по существующей разрушенной стяжке для устройства уклона кровли, выполнение устройства цементных стяжек с армированием; 6) дополнительное выполнение штукатурки парапетов с устройством галтели; 7) дополнительное выполнение штукатурки примыканий к фасадам, с устройством галтели, а также произведение оплаты за фактически использованные материалы и выполненные объемы, предусмотренные контрактом.

Важно отметить, что обозначенное техническое решение не было согласовано представителем организации, осуществляющей строительный контроль, а также, не было утверждено заказчиком.

Заседания Муниципального штаба по реализации регионального проекта, направленного на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в Локомотивном городском округе проходили, в том числе, с повесткой проведения ремонта кровли и оформлены протоколами №№ 2, 3, 4, 5 от 01.06.2023, 20.06.2023, 05.07.2023, 07.07.2023 соответственно.

Акты освидетельствования скрытых работ № 1 от 01.06.2023, № 2 от 20.06.2023, № 3 от 23.06.2023 в одностороннем порядке подписаны представителем подрядчика.

Акты №№ 1-4 о протечки кровли МКОУ СОШ № 2 по адресу п. Локомотивный, ул. Ленина, д. 88 составлялись комиссией в составе представителей организации, осуществляющей строительный контроль и МКОУ СОШ № 2 07.06.2023, 09.06.2023, 13.06.2023, 19.06.2023. С некоторыми из этих актов ознакомлен мастер ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ».

В письме «О капитальном ремонте кровли МКОУ СОШ № 2 Локомотивного городского округа Челябинской области» от 21.06.2023 № 140 МКОУ СОШ № 2 указало подрядчику на недостатки, выявленные в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках строительного контроля: - отсутствие на объекте общего журнала работ и журнала контроля качества строительных материалов, изделий и конструкций; - отсутствие контроля качества материалов, используемых для производства работ- приготовление раствора на основе отсева с включением пыли; - отсутствие утвержденного состава раствора, кубиков для контроля набора прочности в лабораторных условиях; - выставление маяков для устройства стяжки без геодезического контроля уклона. Указанным письмом заказчик запретил производство последующих работ по огрунтовке основания и устройству первого слоя покрытия кровли до приемки работ по устройству стяжки и подписания акта освидетельствования скрытых работ.

Повторное письмо б/н б/д, подготовленное подрядчиком и полученное заказчиком 26.06.2023 также содержит предложение об изменении верхнего слоя гидроизоляции на обладающий улучшенными, по мнению ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ», характеристиками слой.

Уведомлением от 28.06.2023 № 158 заказчик сообщил подрядчику о подтоплении здания школы в ходе выполнения работ и причинении помещению и находящемуся в нем имуществу ущерба; попросил 30.06.2023 в 10.00 обеспечить явку представителя Общества для составления акта осмотра и определения ущерба помещению и находящемуся в нем имуществу; указал на возможность, в случае неявки представителей подрядчика, составления такого акта образовательным учреждением самостоятельно.

Сумма штрафа обозначена в требовании (претензии) об уплате штрафа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 28.06.2023 № 159.

В претензиях заказчика от 28.06.2023 № 160 и от 07.07.2023 № 166 зафиксировано выполнение подрядчиком объема работ в размере 6% общего объема работ по состоянию на 28.06.2023 и указано на нарушение срока начала работ подрядчиком. Сославшись на положения пункта 2 статьи 715 ГК РФ, МКОУ СОШ № 2 попросило увеличить число работников на объекте для завершения работ в срок, пояснило о возможном инициировании процедуры одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Осмотр помещений после демонтажа покрытия кровли с указанием результата осмотра (повреждения учебных классов) зафиксирован актами №№ 5-21 от 03.07.2023

В свою очередь, в уведомлении б/н, б/д, полученном МКОУ СОШ № 2 07.07.2023, ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» попросило в кратчайшие сроки принять работы по устройству стяжки кровли на объекте МОУ СОШ № 2 ЛГО, северное крыло, для выполнения последующих работ (нанесения огрунтовки бетонных поверхностей для устройства слоя изоляции, устранения возможных протечек кровли).

Ответным письмом от 11.07.2023 № 172 заказчик сообщил, что вследствие грубых нарушений по качеству выполнения работ (отклонение поверхности основания вдоль уклона на горизонтальной поверхности более 5мм; неотшлифование наплывов бетона и неровностей, отсутствие проектной прочности цементно-песчаной стяжки. Нанесение огрунтовки бетонных поверхностей битумными материалами МКОУ СОШ № 2 запретило до устранения недостатков по выполненным работам.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 принято МКОУ СОШ № 2 13.07.2023, сформировано с использованием единой информационной системы 13.07.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 13.07.2023. По мнению заказчика, Контракт расторгнут 24.07.2023, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 25.07.2023. Однако, принимая во внимание, что десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпадает на 23.07.2023 (воскресенье) и в соответствии со статьей 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, датой расторжения контракта будет 25.07.2023.

Таким образом, заказчиком не в полной мере соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе, но на дату проведения заседания Комиссии контракт в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе считается расторгнутым.

Напоминание о неустраненных недостатках нашло отражение в претензии МКОУ СОШ № 2 от 14.07.2023 № 175. Кроме того, в указанной претензии заказчик сообщил о выполнении подрядчиком демонтажа 38% кровельного покрытия.

Также 14.07.2023 письмом № 176 заказчик уведомил Общество о проведении лабораторной экспертизы по качеству выполненных работ 18.07.2023 в 14.00; попросил обеспечить явку представителей либо уведомить о проведении экспертизы в отсутствие ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ».

Письмом б/н, б/д, полученным МКОУ СОШ № 2 15.07.2023 Общество сообщило о невозможности проведения работ по дальнейшему нанесению кровельного покрытия в виду отсутствия согласования.

Представитель подрядчика (бригадир ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ») отказался от подписи в акте, составленном 18.07.2023 комиссией в составе директора МКОУ СОШ № 2, директора, главного инженера, инженера строительного контроля ООО СКБ «ФОРУМ» по результатам проверки качества выполненных работ по устройству стяжки бетонной на кровле здания.

Акт отбора проб датирован 18.07.2023.

Протокол № 387 от 19.07.2023 содержит информацию о проведенном строительной организацией ООО СКБ «ФОРУМ» определении прочности бетона неразрушающим методом. Так, фактический класс бетона контролируемых участков монолитной стяжки составил 77% от нормируемой прочности проектного класса.

Несогласие подрядчика с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта нашло отражение в письме № 72 от 19.07.2023. Кроме того, в письме указано, что ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» с 28.06.2023 не допускается заказчиком для выполнения следующих этапов работ. Общество предложило провести независимое исследование выполненных работ.

В уведомлении от 21.07.2023 № 181 заказчик сообщил подрядчику о проведении геодезической съемки устройства бетонной стяжки 24.07.2023 в 10.00, попросил обеспечить явку представителей либо уведомить о проведении экспертизы в отсутствие ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ».

Результат проведения комиссией, состоящей из представителей заказчика, организации, осуществляющей строительный контроль, инженера ООО «Строительная испытательная лаборатория», подрядчика, качества работ по устройству монолитной стяжки на кровле описан в письме МКОУ СОШ № 2 от 25.07.2023 № 185. По результатам проведенных контрольных мероприятий установлено, что качество выполненной бетонной стяжки не соответствует нормативным требованиям. В качестве основания для устройства гидроизоляционного ковра кровли выполненная подрядчиком стяжка не принята. Обществу установлен срок до 25.07.2023 для предоставления документов, подтверждающих качество выполненных работ.

Согласно письму б/н от 25.07.2023 Общество ответило заказчику, что вся исполнительная документация предоставлена своевременно, журналы велись с самого начала работ, а документы о том, что строительный контроль на объекте осуществляется ООО СКБ «ФОРУМ» подрядчиком не получены; предложило представить работ для осмотра 27.07.2013 в 12.00.

В ответе от 26.07.2023 № 187 заказчик, описав действия по проведенным проверкам выполненных работ, указал на выявленные недостатки, сообщил о дате расторжения контракта 24.07.2023.

Письмом от 27.07.2023 № 193 подрядчику передана исполнительная схема кровли, с отражением уклона со значениями менее нормативных.

Важно отметить, что фактически 21.06.2023 запретив подрядчику продолжать выполнение работ по контракту, без назначения подрядчику разумного срок для устранения недостатков, предусмотренного пунктом 3 статьи 715 ГК РФ, заказчик лишил ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» права как до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и в десятидневный срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Действия, выразившиеся в осуществлении ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» демонтажных работ как части капитального ремонта кровли Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д. 88 свидетельствует о намерении исполнения контракта и не позволяют прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.

В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В рассматриваемом случае, обстоятельства свидетельствуют об отсутствии взаимодействия сторон в рамках исполнения контракта, тогда как взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, включено в исполнение контракта в силу положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемой закупке имеются основания говорить о том, что действия ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку результат в виде отремонтированной кровли Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Локомотивного городского округа Челябинской области, поселок городского типа Локомотивный, Челябинской области, ул. Ленина, д. 88 не достигнут, крыша МКОУ СОШ № 2 демонтирована и не отремонтирована, что повлекло в период выпадения осадков в виде дождя затопление учебных классов образовательного учреждения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из представленных документов следует, что к работам подрядчик приступил, обязательства по контракту частично исполнялись.

С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения, достаточного для включения сведений о таком подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ».

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2» Локомотивного городского округа Челябинской области об ООО «СПЕЦКОМПЛЕКТ- ДТ» (ИНН «<…>»), его участнике и директоре, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

2023-12026

 

 

Связанные организации

ООО «СпецКомплект-ДТ»
ИНН 7449047600, ОГРН 1057422505931
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
МКОУ "СОШ № 2" Локомотивного ГО
ИНН 7408000610, ОГРН 1027400698368