Решение б/н Решение и предписание по делу № 78-04-18.1/15 по жалобе ООО ... от 22 октября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <...> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- <...> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу № 78-04-18.1/15 ООО ПК «УралЭнергоСтрой» на действия (бездействие) ФГУП «Производственное объединение «Маяк» (далее — заказчик, ФГУП «ПО «Маяк»), выразившиеся в необоснованном принятии решения о проведении процедуры закупки повторно при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038), в присутствии представителя ФГУП «ПО «Маяк» и законного представителя ООО ПК «УралЭнергоСтрой»,
УСТАНОВИЛА:
04.08.2015 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zаkuрki.gоv.гu (извещение № 315026320238), на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации «Росатом» http://zakupki.rosatom.ru (извещение № 150804/0491/860) и на сайте электронной торговой лощадки Fabrikant.ru (извещение № 2201586) ФГУП «ПО Маяк» опубликовано извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку графита.
Закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» в редакции с изменениями, действующими на дату публикации извещения и документации о закупке (далее - ЕОСЗ).
На заказчика распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Начальная (максимальная) цена договора: 65 073 251,00 (шестьдесят пять миллионов семьдесят три тысячи двести пятьдесят один) рубль 00 копеек, в т.ч. НДС (18%). Цена договора включает в себя: все налоги, расходы, связанные с поставкой товара, в том числе налоги, сборы (в том числе по страхованию), платежи (в том числе таможенные), расходы на упаковку, расходы на транспортировку до места поставки.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): 25.08.2015 в 09:00 (МСК+2).
Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика): 04.09.2015 (МСК+2).
Дата и время проведения аукциона (по местному времени заказчика): 07.09.2015 (МСК+2).
Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 17.09.2015 (МСК+2).
Победителем закупки признается участник, предложивший наименьшую цену договора, при условии его соответствия и соответствия его заявки требованиям закупочной документации.
В соответствии с протоколом от 25.08.2015 № 2201586-1 открытия доступа к заявкам на участие в открытом аукционе на право заключения договора на поставку графита на момент окончания срока подачи заявок на ЭТП Fabrikant.ru подано 3 заявки.
Согласно протоколу от 03.09.2015 № 2201586-2 заседания аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок по открытому аукциону на право заключения договора на поставку графита к участию в аукционе допущены все заявки участников.
В соответствии с протоколом от 07.09.2015 № 2201586-4 хода аукциона на право заключения договора на поставку графита предложения о цене договора, сделанные участниками аукциона и ранжированные по мере убывания, представлены следующим образом:
№ |
Идентификационный номер участника аукциона |
Предложение о цене договора (руб., с НДС) |
Дата и время поступления предложения |
1 |
ООО ПК «УралЭнергоСтрой» |
64 747 884, 75 |
07.09.2015 09:39 |
2 |
ООО «ЧОЭЗ» |
64 424 145,33 |
07.09.2015 09:50 |
3 |
ООО ПК «УралЭнергоСтрой» |
64 102 024, 60 |
07.09.2015 09:59 |
Согласно протоколу от 05.10.2015 № 2201586-6 закупочной комиссией было принято решение признать соответствующим требованиям аукционной документации заявку ООО ПК «УралЭнергоСтрой». В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник аукциона и поданная им заявка были признаны соответствующими условиям аукциона, в соответствии с подпунктом б) 13.5.2 ЕОСЗ открытый аукцион признан несостоявшимся. Заказчик принял решение о проведении процедуры закупки повторно.
13 октября 2015 года Челябинским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО ПК «УралЭнергоСтрой» на действия ФГУП «ПО Маяк» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038).
ООО ПК «УралЭнергоСтрой» считает, что ФГУП «ПО Маяк» необоснованно признало открытый аукцион на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) несостоявшимся, и приняло решение о проведении процедуры закупки повторно.
Представители ФГУП «ПО Маяк» на заседании Комиссии и в письменных пояснениях от 15.10.2015 пояснили, что согласно подпункту «Б» пункта 13.5.2. ЕОСЗ, конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки.
В соответствии с пунктом 13.5.4. ЕОСЗ в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся по основанию, указанному в подпункте «Б» пункта 13.5.2. ЕОСЗ, заказчик заключает договор с единственным участником конкурентной процедуры в соответствии с подразделом 10.9. либо принимает решение о проведении повторной закупки в порядке, указанном в подпункте «А» пункта 13.5.6. ЕОСЗ, либо отказывается от заключения договора в случаях, указанных в пункте 28.5. ЕОСЗ. В рассматриваемом случае ФГУП «ПО Маяк» воспользовалось предоставленным ему правом на повторное проведение аукциона.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
-
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для ФГУП «ПО «Маяк» Положением о закупке является Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37.
В соответствии со статьей 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе те сведения, перечень которых установлен в пункте 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно статье 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товаров, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
-
Согласно подпункту «Б» пункта 13.5.2. ЕОСЗ, конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки.
В соответствии с пунктом 13.5.4. ЕОСЗ в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся по основанию, указанному в подпункте «Б» пункта 13.5.2. ЕОСЗ, заказчик заключает договор с единственным участником конкурентной процедуры в соответствии с подразделом 10.9. либо принимает решение о проведении повторной закупки в порядке, указанном в подпункте «А» пункта 13.5.6. ЕОСЗ, либо отказывается от заключения договора в случаях, указанных в пункте 28.5. ЕОСЗ.
Так, по мнению Комиссии, ЕОСЗ содержит в себе общие положения, регламентирующие порядок действий, в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся. Порядок действия аукционной комиссии по конкретному аукциону должен быть указан в документации о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 10.14 «Порядка проведения аукциона» (открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038)) по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия присваивает участникам, заявки которых были признаны соответствующими условиям аукциона, места, начиная с первого; при этом первое место присваивается участнику, который предложил минимальную цену договора и признает победителем аукциона участника, в том числе единственного участника, соответствующего требованиям аукционной документации, заявке на участие в аукционе которого, присвоено первое место.
Таким образом, в рассматриваемом случае, ФГУП «ПО «Маяк» при проведении аукциона должно было руководствоваться пунктом 10.14 «Порядка проведения аукциона» (открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038)).
Согласно протоколу от 05.10.2015 № 2201586-6 закупочной комиссией было принято решение признать соответствующим требованиям аукционной документации заявку ООО ПК «УралЭнергоСтрой». В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник аукциона и поданная им заявка были признаны соответствующими условиям аукциона, в соответствии с подпунктом б) 13.5.2 ЕОСЗ открытый аукцион признан несостоявшимся. Заказчик принял решение о проведении процедуры закупки повторно.
Таким образом, закупочной комиссией ФГУП «ПО Маяк» необоснованно принято решение о проведении процедуры закупки повторно, так как возможность принятия данного решение хоть и предусмотрена ЕОСЗ, но не содержится в «Порядке проведения аукциона» (открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038)).
В связи с чем, действия ФГУП «ПО «Маяк», выразившиеся в необоснованном принятии решения о проведении процедуры закупки повторно при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Учитывая, что договор по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) не заключен, Комиссией принято решение выдать ФГУП «ПО «Маяк» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу № 78-04-18.1/15 ООО ПК «УралЭнергоСтрой» на действия (бездействие) ФГУП «ПО «Маяк», выразившиеся в необоснованном принятии решения о проведении процедуры закупки повторно при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) обоснованной.
2. Признать действия ФГУП «ПО «Маяк», выразившиеся в необоснованном принятии решения о проведении процедуры закупки повторно при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать ФГУП «ПО «Маяк» обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе № 78-04-18.1/15
19 октября 2015 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <...> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- <...> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.10.2015 по итогам рассмотрения жалобы № 78-04-18.1/15 ООО ПК «УралЭнергоСтрой» на действия (бездействие) ФГУП «Производственное объединение «Маяк» (далее — заказчик, ФГУП «ПО «Маяк»), выразившиеся в необоснованном принятии решения о проведении процедуры закупки повторно при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГУП «ПО «Маяк» с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания прекратить нарушение порядка организации, проведения открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) путём совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2, 1.3 настоящего предписания:
1.1. Отменить протокол от 05.10.2015 № 2201586-6 закупочной комиссии в части решения о проведении процедуры закупки повторно на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038);
1.2. Признать победителем открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) - ООО ПК «УралЭнергоСтрой»;
1.3. Принять решение о заключении договора с победителем открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038) - ООО ПК «УралЭнергоСтрой» на основании пункта 10.14 «Порядка проведения аукциона» (открытого аукциона на право заключения договора на поставку графита (извещение № 31502632038));
2. ФГУП «ПО «Маяк» в течение 3-х рабочих дней после совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания, представить доказательства его исполнения.
3. ЭТП «Фабрикант» в течение 3-х рабочих дней с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания обеспечить ФГУП «ПО «Маяк» возможность исполнения пунктов 1.1, 1.2 и 1.3 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.