Решение б/н Решение по делу № 07-04/11 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «05» июля 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено «25» июля 2011 года

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- Семёновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

 

в присутствии представителя ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» (далее — ОАО «ФНПЦ «Станкомаш») - <…> (доверенность от 01.06.2011 № 2), представителя ОАО «Челябэнергосбыт» - <…> (доверенность от 17.03.2011 № 1-69), ООО «Уралпак» - <…> (доверенность от 23.05.2011 б/н) и <…> (доверенность от 23.05.2011 б/н), ООО «Агентство «Вертикаль» - <…> (доверенность от 01.01.2011 б/н), ООО «Модерн Гласс» - <…> (доверенность от 11.11.2010 б/н)

 

рассмотрела дело № 7-04/11 по признакам нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» (454091, г. Челябинск, ул. Российская, 260/2), ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» (454010, г. Челябинск, ул. Енисейская, 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление (от 14.12.2010 № 14122) ООО «Компания СК» на действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в неправомерном ограничении подачи электроэнергии.

 

Указанное заявление было направлено в адрес Челябинского УФАС России Прокуратурой Ленинского района города Челябинска.

 

Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.

ООО «Компания СК» (договор от 01.05.2008 № 2048), а также другие предприятия, подписавшие заявление ООО «Модерн Гласс» (договор от 01.03.2008 № 2046), ООО «Уралпромтехнология» (договор от 01.02.2009 № 1753), ООО «Уралпак» (договор от 01.08.2010 № 2689), ЗАО «НПЦ «Гидроавтоматика» (договор от 01.07.2008 № 2414), а также жилой дом по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО «Агентство «Вертикаль») (далее-заявители), являются транзитными потребителями ОАО ФНПЦ «Станкомаш» по договору энергоснабжения от 01.09.2006 № 28-806-100-748.

 

Заявители не имеют долгов перед ОАО «Челябэнергосбытом» за потребленную электроэнергию.

 

ОАО ФНПЦ «Станкомаш» является потребителем электрической энергии ОАО «Челябэнергосбыт» и не оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме, задолженность по состоянию на 01.11.2010 составляет 87, 864 млн. рублей.

 

Электроснабжение ОАО «Станкомаш» осуществляется от трех источников: ПС «Гусенечная» ВЛ — 110 кВ; ЧТЭЦ — 1 ВЛ — 110 кВ; ЧТЭЦ — 1 КЛ — 10 кВ ф. № 5 (далее — ГПП «ЗСО»), что подтверждено соответствующими актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ЦЭС ОАО «Челябэнерго» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», и между ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» и ОАО «Фортум».

 

Электроснабжение транзитных потребителей ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» осуществляется от РП-6 (распределительного пункта) ООО «Модерн Гласс», подключенного в свою очередь к ячейкам № 7 и № 21 ЗРУ-10 кВ ГПП-110/10кВ, принадлежащей ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», что подтверждается соответствующими актами разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности, а также письмом Ростехнадзора от 19.05.2011 вх. № 5795.

 

10.06.2010 ОАО «Челябэнергосбыт» была начата процедура введения частичного ограничения в связи с задолженностью ООО ФНПЦ «Станкомаш». С указанной даты по август 2010 года (телетайпограмма № 23/004 от 02.06.2010) вводилось частичное ограничение энергопотребления отдельного электрооборудования должника до величины технологической брони. По данным, представленным лицами участвующими в деле, при данных ограничениях электроснабжение транзитных потребителей не было затронуто.

 

В сентябре 2010 года руководство ОАО ФНПЦ «Станкомаш» отказалось произвести ограничение в отдельных собственных электроустановках (Акт от 01.09.2010 № 2004 — 251). ОАО «Челябэнергосбыт» ограничило подачу электроэнергии ОАО ФНПЦ «Станкомаш» путем отключения линии 10 кВ с ЧТЭЦ-1 с 13.09.2010. Перебоев в электроснабжении транзитных потребителей в связи с отключением указанной линии не было допущено (Акт от 13.09.2010 № 2004-260, телетайпограмма от 02.09.10 № 23/699).

 

16.09.2010 в адрес ОАО ФНПЦ «Станкомаш» направлена телетайпограмма № 23/805 о предстоящем введении частичного ограничения до величины аварийной брони с 23.09.2010 (перенесено на 28.09.2010 - телетайпограмма от 23.09.2010 № 23/876). В связи с отказом руководства ОАО ФНПЦ «Станкомаш» произвести ограничение в собственных электроустановках (Акт от 28.09.2010 № 2004-274) ОАО «Челябэнергосбыт» направило телетайпограмму о ежедневном отключении ГПП «ЗСО» с 10-00 до 12-00 часов, начиная с 07.10.2010 (начало ограничения перенесено на 12.10.2010 телетайпограммой от 06.10.2010 № 23/954).

 

Однако, отключения ГПП «ЗСО» были произведены 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 (Акт от 13.10.2010 № 2010-150) и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 (Акт от 13.11.2010 № 2004-323). При этом было ограничено электроснабжение транзитных потребителей. ОАО «Челябэнергосбыт» в целях обеспечения электроснабжения транзитных потребителей на период запланированных отключений разрешило ОАО ФНПЦ «Станкомаш» оставить включенным фидер № 33 в РУ-10кВ ЦРП-2. Однако, питание по данной линии использовалось заводом для электроснабжения собственных цехов № 66 и 67 (Акт от 15.11.2010 № 2004-324).

 

Данное утверждение подтверждается заявлением ООО «Компания СК».

 

С 18.11.2010 по настоящее время в отношении ОАО ФНПЦ «Станкомаш» введено частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения линии 10 кВ с ЧТЭЦ-

1. При действии данного ограничения перебоев в электроснабжении транзитных потребителей не было.

 

Периоды ограничения ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», при которых пострадали транзитные потребители, составили: 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00.

 

На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представители заявителей поддержали свои доводы, указанные в заявлении от 14.12.2010 № 14122 и пояснили следующее.

 

ООО «Компания СК», ООО «Модерн Гласс», ООО «Уралпромтехнология», ООО «Уралпак», ЗАО «НПЦ «Гидроавтоматика», а также жилой дом по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО «Агентство «Вертикаль») получают электроснабжение согласно прямым договорам, заключенным с ОАО «Челябэнергосбыт», через электросетевое хозяйство ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

ОАО «Челябэнергосбыт», в ходе работы пол взыскания задолженности за поставленную электроэнергию начало вводить ограничения по ее поставке в адрес ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

01 октября 2010 года заявителями были получены телетайпограммы от ОАО «Челябэнергосбыт», согласно которым, начиная с 07 октября 2010 года ежедневно с 10-00 до 12-00 будет прекращаться электроснабжение.

 

Прекращение электроснабжения обуславливается тем, что ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» будет ограничено не с распределительного пункта ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», а с питающих центров, что приведет к ограничению электроснабжения транзитных потребителей.

 

Возможность ограничить электроснабжение ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» есть со стороны распределительного пункта ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» путем отключения электрооборудования ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

В результате ежедневных перерывов в подаче электроэнергии заявители будут нести большие убытки, связанные с нарушением циклов производства, невозможностью отгрузки готовой продукции своим клиентам, порчей товара, отключением систем водоснабжения и отопления. Вынужденный простой в связи с отсутствием электроэнергии отрицательно сказывается и на деловой репутации наших предприятий. Отсутствие электроэнергии скажется и на заработной плате работников наших предприятий, так как в это время они не смогут выполнять свои трудовые обязанности.

 

Представители подтвердили, что периоды ограничения ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», при которых пострадали заявители, составили: 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00. При этом, фактические потери понесенные в результате указанных периодов отключения ООО «Модерн Гласс» составили 138 278,08 рублей, а ООО «Уралпромтехнология» - 1 184 970 рублей.

 

Несмотря на то, что на момент вынесения данного решения электроснабжение заявителей восстановлено представители заявителей ходатайствовали перед Комиссией, о выдаче в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» предписаний о недопущении в будущем действий по их снабжению электроэнергией.

 

На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представитель ОАО «Челябэнергосбыт» поддержал свои доводы, указанные в письмах от 31.01.2011 вх. № 966, от 25.03.2011 вх. 3233, 20.05.2011 вх. № 5866, 24.05.2011 вх. 5965, 20.06.2011 вх. № 2011 и пояснил следующее.

 

Процедура введения частичного ограничения в связи с задолженностью ООО «ФНПЦ «Станкомаш» была начата ОАО «Челябэнергосбыт» 10.06.2010. С указанной даты по август 2010 года (телетайпограмма от 02.06.2010 № 23/004) вводилось частичное ограничение должника до величины технологической брони. Электроснабжение транзитных потребителей не затрагивалось.

 

01.09.2010 ОАО «Челябэнергосбыт» в связи с отказом ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» произвести ограничение в отдельных собственных электроустановках был составлен акт № 2004-251.

 

В связи с отказом ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» произвести ограничение собственных электроустановок до уровня аварийной брони ОАО «Челябэнергосбыт» уведомило ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» о ежедневном отключении ГПП «ЗСО» с 10 — 00 до 12 — 00 начиная с 07.10.2010.

 

Отключение ГПП «ЗСО» были произведено 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 (Акт от 13.10.2010 № 2011 — 150) и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 (Акт от 13.11.2010 № 2004-323), при этом было ограничено электроснабжение транзитных потребителей, в том числе жилого дома по улице Барбюса, 20.

 

При этом, транзитные потребители были уведомлены о предстоящих ограничениях электропотребления.

 

По мнению ОАО «Челябэнергосбыт», в действиях ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», являющегося сетевой организацией, выразившихся в отказе добровольно ограничить электропотребление, при этом не обеспечив электроснабжение всех транзитных потребителей, следует квалифицировать как нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представитель ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» поддержал свои доводы, указанные в письмах от 28.01.2011 вх. № 906, от 22.03.2011 вх. № 2990, 21.03.2011 исх. № 806/110 и пояснил следующее.

 

ОАО ФНПЦ «Станкомаш» является потребителем электроэнергии ОАО «Челябэнергосбыт», который не оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме, задолженность по состоянию на 01.11.2010 года составляет 87, 864 млн. рублей.

 

01.01.2008 между ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» заключен договор № 646-806-27-342 об оказании услуг по передаче электрической энергии и компенсации технологического расхода электрической энергии в сетях сетевой организации.

 

Заявители являются транзитными потребителями ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

Пунктом 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) (далее — Правила) не исполнен ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» по следующим основаниям.

 

При отключении электропитания по напряжению 110 кВ в работе остается один ввод 10 кВ с пропускной способностью 4 мВт (кабельная линия проложена в 1954 году и ее износ составляет 100 %). Разрешенная мощность транзитных потребителей (заявителей), имеющих прямые договоры с ОАО «Челябэнергосбыт», составляет более 5 мВт.

 

Таким образом, существующий кабельный ввод не позволяет пропустить требуемую мощность для электропотребления транзитных потребителей и не может быть использован по причине своего износа.

 

При этом, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» своими письмами от 05.10.2010 № 806/418, от 08.11.2010 № 806-448 уведомило ОАО «Челябэнергосбыт» о том, что в случае ежедневных отключений ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» будут обесточены и транзитные потребители, которые запитаны от сетей ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

Своим письмом от 01.06.2011 вх. № 6383 ОАО «Фортум» сообщило, что ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» имеет две точки присоединения к распределительным устройствам ОАО «Фортум» (ЧТЭЦ — 1).

 

Своим письмом от 20.06.2011 вх. № 7122 ОАО «МРСК — Урала» сообщило, что в Производственное объединение Центральные электрические сети Филиала ОАО «МРСК — Урала» - «Челябэнерго» неоднократно поступали заявки ОАО «Челябэнергосбыт» на введение ограничения режима электроэнергии ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» путем отключения ВЛ 110 кВ «ЧТЭЦ 1 — ЗСО», ВЛ 110 кВ «Гусеничная — ЗСО».

 

При этом, к сетям ОАО «МРСК — Урала» опосредовано присоединены транзитные потребители, поэтому отключение 110 кВ, от которых запитаны энергопринимающие устройства ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», повлечет за собой прекращение энергоснабжения данных потребителей.

 

Таким образом, без ограничения прав и свободных интересов третьих лиц, возможно только самостоятельное ограничение ограничение ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «Челябэнергосбыт» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и о нарушении ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 № 71 ОАО «Челябэнергосбыт» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.

 

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Челябэнергосбыт» на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.

 

В силу своего доминирующего положения на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

2. Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

 

Согласно пункту 161 Правил ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.

 

Однако, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения следующих положений законодательства.

 

Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

 

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 — ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

 

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате за потребление электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

 

В соответствии с пунктом 170 Правил ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.

 

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям — потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно — энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

 

Действительно, согласно пункту 173 Правил, в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 указанных Правил, применяется по отношению к лицам, владеющими объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии (далее — Организация-неплательщик), указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли — продажи (поставки) электрической энергии) объеме.

 

Однако, обязанность Организации-неплательщика предпринять соответствующие меры для соблюдения прав и законных интересов других потребителей не снимает с энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика) возложенной на нее ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 — ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям — потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», пунктом 170 Правил обязанности по надежному и качественному обеспечению потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договору, электрической энергией в соответствии с условиями заключенного договора.

 

В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных механизмов, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неплательщиков, реализация сбытовыми и сетевыми организациями права на прекращение или ограничение подачи электроэнергии организации — неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия (Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 05.10.2010 № А15-2274/2009).

 

ОАО «Челябэнергосбыт», инициировав ограничение режима электропотребления ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 путем отключения ГПП «ЗСО», ограничило электроснабжение транзитных потребителей, том числе жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 20, в полном объеме и в установленный срок производящях оплату за потребленную электроэнергию, чем нарушило их права и законные интересы.

 

Кроме того указанные действия ОАО «Челябэнергосбыт» привели не только к прекращению энергоснабжения заявителей, но к экономическому ущербу предприятий, а также, в силу того, что было ограничено энергоснабжение жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 20, к реальной угрозе жизни и здоровья людей.

 

Таким образом, восстановление имущественного интереса поставщика электроэнергии — ОАО «Челябэнергосбыт» могло привести к причинению добросовестным плательщикам материального ущерба и морального вреда (в результате отключения могли пострадать права и законные интересы не только заявителей, но и населения города Челябинска), размер которого несоизмерим с потерями электроснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией — неплательщиком — ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

Жизнь и здоровье граждан являются приоритетными над экономическими результатами хозяйственной деятельности энергоснабжающей организации.

 

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 год № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в введении ограничения режима потребления электроэнергии ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» путем отключения ГПП «ЗСО», обеспечивающей электроснабжение заявителей через сети ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

3. Постановлением от 25.12.2008 № 43/221 Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» введен в действие тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

 

Таким образом в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

4. Согласно пункту 173 Правил в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 настоящих Правил, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, либо повлечь за собой возникновение аварий в работе Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем) или отдельных объектов электроэнергетики, сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны:

незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения;

разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей).

 

Согласно пункту 161 Правил предусмотрено право Продавца электрической энергии на введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и мощности за неоднократное нарушение Покупателем сроков оплаты приобретенной им электрической энергии.

 

В связи с образовавшейся задолженностью ОАО «Челябэнергосбыт» реализовало свое право на введение частичного ограничения электропотребления ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

16.09.2010 в адрес ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» была направлена телетайпограмма № 23/805 о предстоящем введении частичного ограничения электроснабжения до величины аварийной брони с 23.09.2010.

 

Телетайпограммой от 23.09.2010 № 23/876 введение частичного ограничения электроснабжения до величины аварийной брони перенесено на 28.09.2010.

 

Таким образом, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» был предоставлен более длительный срок для разработки и принятия необходимых организационно-технических мер по недопущению нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Руководство ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» отказалось от произведения отключения собственных электроустановок, что подтверждается актом ОАО «Челябэнергосбыт» от 28.09.2010 № 2004-274.

 

Однако, отключение ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» от ГПП «ЗСО» было произведено в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, при этом было ограничено электроснабжение заявителей. Следовательно, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» не были осуществлены организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), предусмотренные пунктом 173 Правил.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», выразившиеся невыполнении предусмотренных пунктом 173 Правил организационно-технических мер по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Комиссия удовлетворяет поступившее ходатайство заявителей, о выдаче ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» предписаний о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

  

РЕШИЛА:

 

Признать действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в введении ограничения режима потребления электроэнергии ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» путем отключения ГПП «ЗСО», обеспечивающей электроснабжение заявителей через сети ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

В связи с восстановлением энергоснабжения ООО «Компания СК» (договор от 01.05.2008 № 2048), ООО «Модерн Гласс» (договор от 01.03.2008 № 2046), ООО «Уралпромтехнология» (договор от 01.02.2009 № 1753), ООО «Уралпак» (договор от 01.08.2010 № 2689), ЗАО «НПЦ «Гидроавтоматика» (договор от 01.07.2008 № 2414), а также жилого дома по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО «Агентство «Вертикаль») в соответствии с условиями соответствующих договоров энергоснабжения предписание об устранении нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Челябэнергосбыт» не выдавать.

 

Признать действия ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», выразившиеся невыполнении предусмотренных пунктом 173 Правил организационно-технических мер по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

В связи с восстановлением энергоснабжения ООО «Компания СК» (договор от 01.05.2008 № 2048), ООО «Модерн Гласс» (договор от 01.03.2008 № 2046), ООО «Уралпромтехнология» (договор от 01.02.2009 № 1753), ООО «Уралпак» (договор от 01.08.2010 № 2689), ЗАО «НПЦ «Гидроавтоматика» (договор от 01.07.2008 № 2414), а также жилого дома по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО «Агентство «Вертикаль») в соответствии с условиями соответствующих договоров энергоснабжения предписание об устранении нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» не выдавать.

 

Выдать ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

6. Материалы дела № 7 — 04/11 передать должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

 

Члены Комиссии Ю.М. Расторгуева

 

П.А. Никитин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны