Решение б/н решение от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2429/2023 20 октября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2429/2023 ООО ОФ «Ягуар» (далее – Заявитель) вх. № 13554-ЭП/23 от 12.10.2023 на действия ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов дирекции (извещение № 2055/ОКЭ-Ю-УР/23), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ОФ «Ягуар» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов дирекции (извещение № 2055/ОКЭ-Ю-УР/23). 2023-16579 2 Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации требования о предоставлении персональных данных сотрудников участников закупки. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО ОФ «Ягуар» поступила в Челябинское УФАС России 12.10.2023. Дата окончания срока подачи заявок — 13.10.2023. Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации требования о предоставлении персональных данных 2023-16579 3 сотрудников участников закупки. Согласно доводам жалобы требование, предъявляемое к участникам закупки о предоставлении персональных данных сотрудников, является недопустимым ввиду распространения личных данный штатных сотрудников. Данное требование нарушает действующие законодательство, кроме того, в случае не предоставление данных сведений, баллы по критерию «квалификация персонала» начислены не будут. Заказчик пояснил, что с учетом предмета закупки (оказания услуг охраны объектов дирекции) Заказчиком в приложении № 1.4 к закупочной документации установлены критерии оценки, позволяющие выявить лицо, предложившее лучшие условия договора. Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к закупочной документации установлен критерий оценки «Квалификация персонала». Согласно подпункту 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 документации в подтверждение наличия на момент подачи заявки квалифицированного персонала (критерий 2.2.) участник в составе заявки должен представить документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении 1.3 конкурсной документации (данные о фамилии в столбце Ф.И.О. должны быть заполнены в алфавитном порядке и согласие на обработку персональных данных). Оценка по подкритерию «Квалификация персонала» осуществляется в отношении работников охраны. При этом персонал иных должностных категорий при оценке по подкритерию «Квалификация персонала» не учитывается. Указанные в подпункте 2.2. пункта 2 приложения № 1.4 документы (сведения) предоставляются участником по каждому работнику охраны. В случае отсутствия в составе заявки участника документов, указанных подпункте 2.2. пункта 2 приложения № 1.4 по каждому работнику охраны, сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала». Наличие вышеперечисленных документов свидетельствуют о реальном наличии у участника необходимого для выполнения работ квалифицированного персонала. Все документы, которые необходимо предоставить в подтверждение наличия квалифицированного персонала, являются персональными данными, обработка которых невозможна без наличия согласия субъекта персональных данных. При этом без обработки персональных данных указанного участниками персонала невозможно осуществить оценку наличия у участников квалифицированного персонала. В целях недопущения возникновения, в том числе, общественноопасных ситуаций на указанных объектах установлен пропускной режим, что также указано в пункте 1.1 проекта договора (приложение № 1.2 к закупочной документации). Таким образом, личности всех посетителей, обслуживающего персонала, находящихся на объектах должны быть идентифицированы. Установление требования к перечню документов, которые необходимо предоставить в составе заявки, позволяет ОАО «РЖД» исключить допуск недобросовестных организаций к участию в закупке, налоговые, репутационные, экономические риски при заключении договора с недобросовестным участником, а также обеспечить безусловное соблюдение требований законодательства о требованиях к антитеррористической защищенности. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующие. В соответствии с нормами статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской 2023-16579 4 Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В соответствии со статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. ОАО «РЖД» на сайте www.rts-tender.ru разместило извещение № 2055/ОКЭ-Ю-УР/23 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов дирекции. Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к закупочной документации установлен критерий оценки «Квалификация персонала». Максимальное количество присваиваемых баллов по данному критерию – 10 баллов. Оценивается путем деления количества персонала участника (охранники), задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников. Согласно подпункту 2.2. пункта 2 в подтверждение наличия на момент подачи заявки квалифицированного персонала (критерий № 2.2.) участник в составе заявки должен представить сведения: - документации в подтверждение наличия на момент подачи заявки квалифицированного персонала (критерий 2.2.) участник в составе заявки должен представить документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении 1.3 конкурсной документации (данные о фамилии в столбце Ф.И.О. должны быть заполнены в алфавитном порядке); - согласие на обработку персональных данных; - действующие удостоверения частного охранника (все страницы, с отметками о сроке действия удостоверения частного охранника и выдаче личной карточки) и/или служебные удостоверения, выданные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (все страницы, с отметками о сроке действия служебного удостоверения); - отчет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7- 2023-16579 5 11/878@ «Персонифицированные сведения о физических лицах» (КНД 1151162) за последний завершенный отчетный период (календарный месяц) на момент подачи заявки, по результатам которого указанный отчет предоставлялся в ФНС в сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, подписанный электронной подписью участника и Федеральной налоговой службы (в случае представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи); или - отчет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7- 11/878@ «Персонифицированные сведения о физических лицах» (КНД 1151162) за последний завершенный отчетный период (календарный месяц) на момент подачи заявки, по результатам которого указанный отчет предоставлялся в ФНС в сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, подписанный подписью участника и с отметкой Федеральной налоговой службы (в случае представления на бумажном носителе). Оценка по подкритерию «Квалификация персонала» осуществляется исключительно в отношении работников охраны. При этом персонал иных должностных категорий при оценке по подкритерию «Квалификация персонала» не учитывается. Указанные в подпункте 2.2. пункта 2 приложения № 1.4 документы (сведения) предоставляются участником по каждому работнику охраны. В случае отсутствия в составе заявки участника документов, указанных в подпункте 2.2. пункта 2 приложения № 1.4 по каждому работнику охраны, сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала». Приложением № 1.3 документации установлена форма сведений о квалифицированном персонале участника. В данной форме должны быть указаны следующие сведения: - количество специалистов по требуемой специальности; - количество специалистов по требуемой специальности которое состоит в штате; - ФИО специалиста, дата рождения; - реквизиты паспорта гражданина РФ / патента специалиста; - ИНН специалиста; - СНИЛС специалиста; - реквизиты трудовых договоров или гражданско-правовых договоров со специалистами, задействованными при выполнении работ, оказании услуг, поставке товаров, иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала; - иные требования необходимые для оценки заявки участника или подтверждения квалификации. Также документацией предусмотрена форма согласия на обработку персональных данных. В связи с развитием положений Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (далее - Закон о транспортной безопасности), в Российской Федерации принят ряд новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы транспортной безопасности, и сформулированы дополнительные требования по ее строгому обеспечению, в частности постановление Правительства РФ № 1633 от 08.10.2020 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», а также постановление Правительства РФ № 29 от 23.01.2016 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами 2023-16579 6 транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта». Данный факт свидетельствует о возросших требованиях государства к хозяйствующим субъектам – владельцам транспортных комплексов и перевозчикам. Таким образом, установление требования к составу заявки направлено на исполнение обязанности ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры в соответствии с Законом о транспортной безопасности в целях обеспечения бесперебойного перевозочного процесса и безопасность движения поездов. Согласно письму Минфина России от 23.12.2016 № 03-01-10/77642 «О критериях должной осмотрительности при выборе контрагента», налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности при заключении гражданско-правовых сделок «вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами». Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда России, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение договора которыми в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции». Также Верховным Судом России в Определении от 21.08.2014 № 307-ЭС14-210 по делу № А05-10778/2013 указано, что «субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Кроме того, судебные инстанции в целом ряде решений прямо указали на обязанность ОАО «РЖД» в соответствии с Законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечивать безопасность объектов инфраструктуры, в том числе путем установления дополнительных требований к участникам закупок, поскольку большая часть закупаемой продукции и услуг напрямую влияют не только на организацию бесперебойного перевозочного процесса, но и безопасность движения поездов. Установление требования к перечню документов, которые необходимо предоставить в составе заявки, позволяет ОАО «РЖД» исключить допуск недобросовестных организаций к участию в закупке, налоговые, репутационные, экономические риски при заключении договора с недобросовестным участником, а также обеспечить безусловное соблюдение требований законодательства о транспортной безопасности, что свидетельствует о проявлении ОАО «РЖД» должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). При этом из пункта 3 статьи 3 Закона о персональных данных следует, что обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), 2023-16579 7 совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В силу положений пункта 4 статьи 9 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Учитывая, что в приложении № 1.3 к документации предусмотрена форма согласия на обработку персональных данных, Заказчиком соблюдены положения Закона о персональных данных. Как следует из положений документации пунктом 2.2 приложения № 1.4 к закупочной документации установлен критерий оценки «Квалификация персонала». Максимальное количество присваиваемых баллов по данному критерию – 10 баллов. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 документации в подтверждение наличия на момент подачи заявки квалифицированного персонала (критерий 2.2.) участник в составе заявки должен представить документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении 1.3 конкурсной документации (данные о фамилии в столбце Ф.И.О. должны быть заполнены в алфавитном порядке и согласие на обработку персональных данных). Таким образом, персональные данные сотрудников участников закупки учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала», следовательно, являются оценочным критерием. Как разъясняется в пунктах 4, 6, 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и 2023-16579 8 разумного характера. При этом сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Законом о закупках Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КП 7-2243). Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018). Условие закупочной документации о предоставлении персональных данных сотрудников участников закупки является равным для всех. Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемый критерий включен в документацию о закупке для того, чтобы обеспечить необоснованные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту. Требование Заказчика о предоставлении персональных данных сотрудников участника закупки не ограничивает конкуренцию, является измеряемым и не противоречит действующему законодательству, не является избыточным с учетом его рейтинга в 10 баллов. Из документации закупки следует, что сам по себе спорный критерий оценки участников закупок не является критерием допуска к участию в закупке, он представляет собой один из инструментов определения квалификации участника, является объективно измеримым и в этом смысле может быть объективно оценен, при этом он в равной степени относится ко всем участникам закупки, служит для определения наилучших условий выполнения соответствующих работ в соответствии с потребностями заказчика Таким образом, предоставление персональных данных работников в составе документов для участия в закупке не противоречит нормам законодательства о закупках, законодательства о персональных данных, а так же нормам Закона о защите конкуренции. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО ОФ «Ягуар» является необоснованной, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, Закона о персональных данных. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу ООО ОФ «Ягуар» на действия ОАО «РЖД» при проведении 2023-16579 9 аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов дирекции (извещение № 2055/ОКЭ-Ю-УР/23), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны