Решение б/н Решение по делу № 79-07/13 в отношении Главного управления а... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Соболевская Т.М.

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Заводская М.А.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 79-07/13 по признакам нарушения Администрацией города Челябинска (пл. Революции, 2, г. Челябинск) и Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (ул. Воровского, 2, к. 201,                                      г. Челябинск, 454091) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП <…> на бездействие Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, выразившееся в неподготовке и непроведении публичных слушаний по корректировке документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.      Распоряжением Первого заместителя Главы города Челябинска от 13.10.2008 № 4286-д была начата работа по корректировке документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска. Однако до настоящего времени проект корректировки указанной документации не направлен на рассмотрение на публичных слушаниях. Отсутствие утвержденной корректировки документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска препятствует ему в получении градостроительного плана земельного участка. На заседаниях Комиссии заявитель пояснил, что в настоящее время ему выдан градостроительный план земельного участка без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе). Отсутствие таких параметров не позволяет ИП <…> подготовить проектную документацию и получить разрешение на строительство кафе.

            Кроме того, из материалов, представленных заявителем, следует, что Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске истребуются дополнительные документы для рассмотрения заявления ИП <…> о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

            Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска представлены следующие письменные пояснения и документы (от 21.11.2013 исх. № 40-13177/юр, от 13.12.2013 исх. № 40-14123/юр, от 11.02.2014 исх. № 40-1388/юр, от 24.02.2014 исх. № 40-1860/юр, от 01.04.2014 исх. № 40-3284/юр, от 07.05.2014 исх. № 40-4806/юр).

            На основании обращения ИП <…> Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска был подготовлен градостроительный план земельного участка без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе). Проект указанного градостроительного плана земельного участка был предоставлен для ознакомления ИП <…> на приеме. Не согласившись с подготовленным градостроительным планом, ИП <…> повторно обращался с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка с определением предельных параметров кафе. Поскольку размещение здания кафе не предусмотрено утвержденной документацией по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска сообщило индивидуальному предпринимателю, что подготовка градостроительного плана земельного участка с указанием параметров размещения кафе будет возможна только после утверждения откорректированной документации по планировке территории, где будет предусмотрено размещение запрашиваемого объекта.

            Подготовка градостроительного плана земельного участка с указанием параметров кафе при отсутствии такого объекта в утвержденной документации по планировке территории, по мнению ответчика, приведет к возникновению противоречий между существующей документацией по планировке территории и градостроительным планом, а при таких обстоятельствах будут нарушены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Указанные доводы подтверждаются судебной практикой.

            Как указывает Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, до утверждения откорректированной документации по планировке территории микрорайона № 5 по улице Кирова в Калининском районе г. Челябинска, которая должна будет соответствовать действующим регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки, необходимо получение условно разрешенного вида использования земельного участка для размещения кафе.

Администрацией города Челябинска представлены следующие письменные пояснения и документы (от 21.11.2013 исх. № 5-23494/13-0-2, от 13.01.2014, от 11.02.2014, от 08.05.2014).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утвержденными решением Челябинской городской Думы», утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 (далее – Правила землепользования и застройки), земельный участок, расположенный по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска относится к территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Размещение в указанной зоне объектов общественного питания является условно разрешенным видом использования земельного участка. ИП <…> обратился с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске по результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение о выдаче рекомендаций о вынесении на повторное рассмотрение указанного вопроса, а также о предоставлении мнения иных лиц. Указанное решение является рекомендательным, принято единогласно членами Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в целях недопущения нарушения прав граждан при размещении и строительстве кафе, так как в настоящее время утвержденной документацией по планировке территории размещение указанного объекта не предусмотрено. Комиссией  по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске не было направлено Главе города (Председателю городской Думы) заявление ИП <…> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и предложение о проведении публичных слушаний, поскольку до настоящего времени ИП <…> полностью не устранены замечания, указанные в протоколе заседания Комиссии  по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске. Соответственно, основания для принятия Главой города (Председателем городской Думы) решения о проведении публичных слушаний отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Постановлением Главы города Челябинска от 12.08.2007 № 29-п утверждена документация по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.

ИП <…> 19.01.2011 обратился в Администрацию города Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0614010:91, площадью 576 кв.м, расположенного по ул. Кирова в Калининском районе г. Челябинска, для строительства кафе.

Распоряжением Администрации города Челябинска от 24.03.2011 № 1633 указанный земельный участок был предоставлен ИП <…> в аренду сроком на два года для строительства здания кафе без проведения торгов.

На основании указанного распоряжения между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и ИП <…> 16.05.2012 заключен договор УЗ № 010553-К-2012 краткосрочной аренды земли города Челябинска.

С октября 2012 года по июль 2013 года ИП <…> неоднократно обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по ул. Кирова в Калининском районе г. Челябинска (от 12.10.2012 исх. № 358, от 04.03.2013 исх. № 82, от 26.03.2013 исх. № 110, от 26.07.2013 исх. № 284).

В ответ на указанные заявления Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска сообщалось индивидуальному предпринимателю о невозможности подготовить градостроительный план земельного участка с указанием параметров планируемого к размещению объекта (кафе), поскольку  утвержденной документацией по планировке территории не предусмотрено размещение  данного объекта (от 15.11.2012 исх. № 40-11514/юр, от 29.03.2013 исх. № 40-3301/юр, от 07.05.2013 исх. № 40-4823/юр, от 16.08.2013 исх. № 40-8912/6к, от 23.08.2013 исх. № 40-9189/юр).

          После возбуждения настоящего дела Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222 был утвержден подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска градостроительный план земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе).

В связи с отсутствием в выданном градостроительном плане земельного участка указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе), ИП <…> 19.02.2014 и 14.04.2014 вновь обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка.

В ответ на указанные заявления заместителем Главы Администрации города Челябинска по вопросам градостроительства сообщено о том, что дальнейшая работа по подготовке градостроительного плана земельного участка будет возможна после утверждения документации по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района, которая определит параметры строительства и реконструкции, находящихся на ней объектов (от 20.03.2014 исх. № 40-2724/6к, от 05.05.2014 исх. № 40-4652/6к).  

          Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков на территории города Челябинска осуществляется на основании решения Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске». В соответствии с пунктами 5 и 13 указанного Порядка подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков  осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска. Градостроительный план земельного участка утверждается правовым актом Администрации города или уполномоченным должностным лицом Администрации города.

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Часть 5 статьи 41 ГрК РФ устанавливает виды документации, разрабатываемые при подготовке документации по планировке территорий: проект планировки территории; проект межевания территории;  градостроительный план земельного участка.

Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. При этом подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).

Из содержания части 3 статьи 44 ГрК РФ следует, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Из анализа данной нормы следует, что градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, в котором содержатся сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства в границах земельного участка.

Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления. Частью 1 названной нормы предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления по инициативе указанного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.

В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Толкование данной нормы закона позволяет Комиссии сделать вывод о том, что для выдачи градостроительного плана земельного участка по заявлению физического или юридического лица органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении документации по планировке территории.

Исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка в соответствии с градостроительным законодательством не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории, либо утверждением новой документации по планировке территории.

Следует отметить, что действующее градостроительное законодательство не предусматривает оснований внесения изменений в документацию по планировке территории. Также ГрК РФ не содержит порядка внесения указанных изменений.

Кроме того, из содержания части 1 статьи 41 ГрК РФ следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства.

Тогда как в рассматриваемом случае предоставленный ИП <…> в аренду земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, т.е. его границы установлены.

Поскольку градостроительный план запрошен ИП <…> применительно к ранее сформированному земельному участку и предназначенному для строительства конкретного объекта – кафе, что соответствует видам разрешенного использования земельного участка, у органа местного самоуправления в силу части 17 статьи 46 ГрК РФ имеется обязанность в тридцатидневный срок подготовить, утвердить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа.

Отсутствие утвержденной документации по планировке территории, либо отсутствие указания на конкретный объект в утвержденной документации по планировке территории не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления обязанности по подготовке и утверждению  градостроительного плана земельного участка в соответствии с установленной формой, поскольку это не предусмотрено градостроительным законодательством.

В соответствии с частью 5 статьи 44 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время указанная типовая форма утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 (далее – типовая форма).

В соответствии с пунктом 1 типовой формы в состав градостроительного плана включается чертеж  градостроительного   плана   земельного   участка, на котором указываются:   схема     расположения     земельного     участка     в     окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии;  обозначение существующих (на  дату  предоставления  документа)  объектов капитального  строительства,  объектов  незавершенного  строительства и их номера   по  порядку,  в  том  числе не соответствующих  градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного  участка  в  целях  определения мест   допустимого   размещения   объекта  капитального  строительства,  за пределами которых запрещено строительство;    границы   зон    планируемого    размещения    объектов    капитального строительства  для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по   порядку   (на  основании  документации  по  планировке  территории,  в соответствии   с  которыми  принято  решение  о  выкупе,  резервировании  с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация  об ограничениях в  использовании  земельного  участка  (зоны охраны  объектов  культурного  наследия,  санитарно-защитные,  водоохранные зоны и иные зоны);  границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 типовой формы для земельных участков, на которые действие градостроительного регламента распространяется, обязательным является указание площади объекта строительства, предельного количества этажей или предельной  высоты  здания, строения, сооружения и максимального процента застройки в границах земельного участка.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте (пункт 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

При этом указанные размеры и параметры, их сочетания устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 38 ГрК РФ).

Согласно градостроительным регламентам города Челябинска (часть 3 Правил землепользования и застройки) рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Поскольку на рассматриваемый земельный участок распространяется действие указанного градостроительного регламента, указание в градостроительном плане земельного участка параметров планируемого к размещению объекта (кафе) является обязательным.

Отсутствие в выданном ИП <…> градостроительном плане сведений о месте допустимого размещения объекта и указание в нем нулевых параметров  разрешенного строительства объекта (площадь объекта, предельное количество этажей, максимальный процент застройки в границах земельного участка) не соответствует установленной форме градостроительного плана земельного участка и не позволяет индивидуальному предпринимателю подготовить проектную документацию и обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Действия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска по подготовке и выдаче ИП <…> градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, а также действия Администрации города Челябинска по утверждению Распоряжением от 30.12.2013 № 8222 данного градостроительного плана земельного участка в указанной части приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе посредством необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в повторном обращении с соответствующим заявлением и оплаты арендной платы за земельный участок без возможности его использования по целевому назначению, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что ИП <…> принимал меры для включения здания кафе в ранее утвержденную документацию по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района города Челябинска. Так, 13.10.2008 Администрацией города Челябинска было принято Распоряжение № 4286-д о корректировки документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска. 28.06.2009 между Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (заказчик), МУП «Архитектрно-планировочный центр» (исполнитель), ООО «Массив» (организатор) и инвесторами, в том числе ИП <…>, заключен договор, предметом которого является выполнение исполнителем корректировки проекта планировки указанной территории. В соответствии с приложением № 4 к указанному договору стороны приняли предварительные параметры застройки территории инвесторов, в том числе ИП <…> (строительство здания кафе, строительство здания центра бытового обслуживания, строительство здания центра бытового обслуживания с автостоянкой). При этом объем финансового участия   ИП <…> составил 174 792 рубля.

Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска 29.07.2013 выдано Свидетельство о рассмотрении документации по планировке территории на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки.

Однако указанные изменения в документацию по планировке территории до настоящего времени фактически не согласованы, поскольку в соответствии с выданным Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска 29.07.2013 Свидетельством о рассмотрении документации по планировке территории на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки для такого согласования в том числе необходимо получение ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (строительство кафе).

          Тогда как Администрация города Челябинска с августа 2013 года в лице Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске не передает Главе города Челябинска (Председателю Челябинской городской Думы) заявление ИП <…> для принятия решения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления такого разрешения, истребуя для рассмотрения заявления дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством (пункт 2 мотивировочной части настоящего решения).

Таким образом, с 2008 года до настоящего времени изменения в документацию по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района города Челябинска органом местного самоуправления не утверждены.

В результате осуществления органами власти указанных действий ИП <…>, являясь с мая 2012 года арендатором земельного участка, предоставленного для строительства кафе, и уплачивая в местный бюджет арендные платежи за использование данного земельного участка, фактически оказался лишен реальной возможности использовать данный участок по назначению для строительства.

2. Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).

В соответствии с положениями статей 30, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из материалов настоящего дела усматривается, что земельный участок, расположенный по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, относится к территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Размещение в указанной территориальной зоне объектов общественного питания относится к условно разрешенным видам использования земельного участка.

Таким образом, строительство кафе на рассматриваемом земельном участке является условно разрешенным видом использования земельного участка и требует специального разрешения, выдаваемого в порядке статьи 39 ГрК РФ.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.

Пунктом 1 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено право физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной правовой нормы.

На основании части 4 статьи 39 ГрК РФ комиссия комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7 статьи 39 ГрК РФ).

 На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

Согласно части 9 статьи 39 ГрК РФ на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, вышеназванные нормы ГрК РФ прямо предусматривают право физического или юридического лица обратиться с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также обязанность обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

При этом ГрК РФ не содержит требований о предоставлении заявителями наряду с заявлением каких-либо иных документов и информации для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Постановлением Администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 254-п утверждено положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске (далее – Положение).

Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске и проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске (пункт 1 Положения).

Поскольку комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске самостоятельным юридическим лицом не является, то лицом, которое несет ответственность за совершаемые комиссией действия, является лицо, которое формирует и утверждает состав комиссии. Состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Челябинске сформирован и утвержден Администрацией города Челябинска (Распоряжения Администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 6663, от 26.10.2011 № 6638).   

ИП <…> обратился в адрес Главы Администрации города Челябинска с заявлением от 01.08.2013 исх. № 285 о подготовке распоряжения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (здания кафе) по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.

Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска письмом от 29.08.2013 исх. № 40-9543/ШТ в адрес ИП <…> была направлена выписка из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 15.08.2013 № 11.

Согласно указанной выписке из протокола комиссией было принято решение о выдаче рекомендаций о вынесении на повторное рассмотрение вопроса о предоставлении ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также о предоставлении мнения по объекту капитального строительства депутата Челябинской городской Думы по Калининскому избирательному округу № 3, главы администрации Калининского района.

ИП <…> повторно обратился в адрес Главы Администрации города Челябинска с заявлением от 19.08.2013 исх. № 301 о вынесении на оргкомитет вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска письмом от 12.09.2013 исх. № 40-10070/ШТ в адрес ИП <…> был направлен ответ о том, что работа по заявлению будет продолжена после выполнения рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске, изложенных в протоколе от 15.08.2013 № 11.

Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 27.09.2013 № 12 по вопросу  предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка комиссией было принято решение о выдаче рекомендаций о предоставлении мнения о строительстве объекта директора МАОУ гимназия № 23, ООО «ДЕЗ Калининского района», жителей домов № № 97-б, 97-в, 99-б, 99-в, а также о вынесении рассмотрения указанного вопроса на повторное заседание комиссии.

Тогда как для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителю достаточно направить в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки соответствующее заявление. При этом действующим законодательством комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением какие-либо иные документы и информацию.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 39 ГрК РФ Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске неправомерно возложена на ИП <…> обязанность по предоставлению в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.

 В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 (в редакции от 29.07.2010), публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются Главой города (председателем городской Думы) в срок не позднее чем через десять дней со дня получения соответствующего проекта, подлежащего вынесению на публичные слушания, из администрации города Челябинска.

В соответствии с пунктом 48 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 27.08.2013 № 44/17, Глава города (Председатель городской Думы) при получении от Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и предложения о проведении публичных слушаний принимает решение о назначении публичных слушаний по вопросу рассмотрения разрешения в срок, не превышающий двадцати дней со дня получения указанных документов.

При этом действующим законодательством не предусмотрены основания для отказа заявителю в обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на публичных слушаниях.

Однако в материалы настоящего дела Администрацией города Челябинска не представлены документы, подтверждающие направление Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Публичные слушания по вопросу предоставления ИП <…> указанного разрешения не проводились.

          Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

          Бездействие Администрации города Челябинска, выразившееся в ненаправлении в  адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, препятствует в получении индивидуальным предпринимателем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и, как следствие, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, посредством необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в получении истребуемых документов, повторных обращениях с соответствующими заявлениями и оплаты арендной платы за земельный участок без возможности его использования по целевому назначению, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, действия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска по подготовке и выдаче ИП <…> градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, действия Администрации города Челябинска по утверждению Распоряжением от 30.12.2013 № 8222 градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности ИП <…> с использованием земельного участка.

3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, бездействие Администрации города Челябинска, выразившееся в ненаправлении в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, которое приводит или может к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам.

4. Выдать Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:

- подготовки изменений в градостроительный план земельного участка № RU 74315000-0000000003973, утвержденный Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222, в части указания сведений о месте допустимого размещения объекта и конкретных показателей параметров разрешенного строительства объекта, с учетом настоящего решения, требований антимонопольного и градостроительного законодательства;

- выдачи ИП <…> утвержденных Администрацией города Челябинска указанных изменений в градостроительный план земельного участка.

5. Выдать Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:

- утверждения изменений в градостроительный план земельного участка № RU 74315000-0000000003973, утвержденный Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222, в части указания сведений о месте допустимого размещения объекта и конкретных показателей параметров разрешенного строительства объекта, с учетом настоящего решения, требований антимонопольного и градостроительного законодательства;

- вынесения на повторное рассмотрение заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301;

- рассмотрения заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301 в соответствии с требованиями антимонопольного и градостроительного законодательства;

- направления в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301 и предложения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.

6. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.  

7. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                   

Т.М. Соболевская 

М.А. Заводская

                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Заводская М.А.

(351) 265-93-79

27.05.2014

Связанные организации

Связанные организации не указаны