Решение б/н Решение по делу № 79-07/13 в отношении Главного управления а... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: | Сапрыкина Н.В. | - | заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: | Соболевская Т.М. | - | начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
| Заводская М.А. | - | главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 79-07/13 по признакам нарушения Администрацией города Челябинска (пл. Революции, 2, г. Челябинск) и Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (ул. Воровского, 2, к. 201, г. Челябинск, 454091) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП <…> на бездействие Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, выразившееся в неподготовке и непроведении публичных слушаний по корректировке документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска. Распоряжением Первого заместителя Главы города Челябинска от 13.10.2008 № 4286-д была начата работа по корректировке документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска. Однако до настоящего времени проект корректировки указанной документации не направлен на рассмотрение на публичных слушаниях. Отсутствие утвержденной корректировки документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска препятствует ему в получении градостроительного плана земельного участка. На заседаниях Комиссии заявитель пояснил, что в настоящее время ему выдан градостроительный план земельного участка без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе). Отсутствие таких параметров не позволяет ИП <…> подготовить проектную документацию и получить разрешение на строительство кафе.
Кроме того, из материалов, представленных заявителем, следует, что Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске истребуются дополнительные документы для рассмотрения заявления ИП <…> о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска представлены следующие письменные пояснения и документы (от 21.11.2013 исх. № 40-13177/юр, от 13.12.2013 исх. № 40-14123/юр, от 11.02.2014 исх. № 40-1388/юр, от 24.02.2014 исх. № 40-1860/юр, от 01.04.2014 исх. № 40-3284/юр, от 07.05.2014 исх. № 40-4806/юр).
На основании обращения ИП <…> Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска был подготовлен градостроительный план земельного участка без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе). Проект указанного градостроительного плана земельного участка был предоставлен для ознакомления ИП <…> на приеме. Не согласившись с подготовленным градостроительным планом, ИП <…> повторно обращался с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка с определением предельных параметров кафе. Поскольку размещение здания кафе не предусмотрено утвержденной документацией по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска сообщило индивидуальному предпринимателю, что подготовка градостроительного плана земельного участка с указанием параметров размещения кафе будет возможна только после утверждения откорректированной документации по планировке территории, где будет предусмотрено размещение запрашиваемого объекта.
Подготовка градостроительного плана земельного участка с указанием параметров кафе при отсутствии такого объекта в утвержденной документации по планировке территории, по мнению ответчика, приведет к возникновению противоречий между существующей документацией по планировке территории и градостроительным планом, а при таких обстоятельствах будут нарушены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Указанные доводы подтверждаются судебной практикой.
Как указывает Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, до утверждения откорректированной документации по планировке территории микрорайона № 5 по улице Кирова в Калининском районе г. Челябинска, которая должна будет соответствовать действующим регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки, необходимо получение условно разрешенного вида использования земельного участка для размещения кафе.
Администрацией города Челябинска представлены следующие письменные пояснения и документы (от 21.11.2013 исх. № 5-23494/13-0-2, от 13.01.2014, от 11.02.2014, от 08.05.2014).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утвержденными решением Челябинской городской Думы», утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 (далее – Правила землепользования и застройки), земельный участок, расположенный по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска относится к территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Размещение в указанной зоне объектов общественного питания является условно разрешенным видом использования земельного участка. ИП <…> обратился с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске по результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение о выдаче рекомендаций о вынесении на повторное рассмотрение указанного вопроса, а также о предоставлении мнения иных лиц. Указанное решение является рекомендательным, принято единогласно членами Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в целях недопущения нарушения прав граждан при размещении и строительстве кафе, так как в настоящее время утвержденной документацией по планировке территории размещение указанного объекта не предусмотрено. Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске не было направлено Главе города (Председателю городской Думы) заявление ИП <…> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и предложение о проведении публичных слушаний, поскольку до настоящего времени ИП <…> полностью не устранены замечания, указанные в протоколе заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске. Соответственно, основания для принятия Главой города (Председателем городской Думы) решения о проведении публичных слушаний отсутствуют.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Постановлением Главы города Челябинска от 12.08.2007 № 29-п утверждена документация по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.
ИП <…> 19.01.2011 обратился в Администрацию города Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0614010:91, площадью 576 кв.м, расположенного по ул. Кирова в Калининском районе г. Челябинска, для строительства кафе.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 24.03.2011 № 1633 указанный земельный участок был предоставлен ИП <…> в аренду сроком на два года для строительства здания кафе без проведения торгов.
На основании указанного распоряжения между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и ИП <…> 16.05.2012 заключен договор УЗ № 010553-К-2012 краткосрочной аренды земли города Челябинска.
С октября 2012 года по июль 2013 года ИП <…> неоднократно обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по ул. Кирова в Калининском районе г. Челябинска (от 12.10.2012 исх. № 358, от 04.03.2013 исх. № 82, от 26.03.2013 исх. № 110, от 26.07.2013 исх. № 284).
В ответ на указанные заявления Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска сообщалось индивидуальному предпринимателю о невозможности подготовить градостроительный план земельного участка с указанием параметров планируемого к размещению объекта (кафе), поскольку утвержденной документацией по планировке территории не предусмотрено размещение данного объекта (от 15.11.2012 исх. № 40-11514/юр, от 29.03.2013 исх. № 40-3301/юр, от 07.05.2013 исх. № 40-4823/юр, от 16.08.2013 исх. № 40-8912/6к, от 23.08.2013 исх. № 40-9189/юр).
После возбуждения настоящего дела Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222 был утвержден подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска градостроительный план земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска без указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе).
В связи с отсутствием в выданном градостроительном плане земельного участка указания параметров планируемого к размещению объекта (кафе), ИП <…> 19.02.2014 и 14.04.2014 вновь обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка.
В ответ на указанные заявления заместителем Главы Администрации города Челябинска по вопросам градостроительства сообщено о том, что дальнейшая работа по подготовке градостроительного плана земельного участка будет возможна после утверждения документации по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района, которая определит параметры строительства и реконструкции, находящихся на ней объектов (от 20.03.2014 исх. № 40-2724/6к, от 05.05.2014 исх. № 40-4652/6к).
Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков на территории города Челябинска осуществляется на основании решения Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске». В соответствии с пунктами 5 и 13 указанного Порядка подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска. Градостроительный план земельного участка утверждается правовым актом Администрации города или уполномоченным должностным лицом Администрации города.
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Часть 5 статьи 41 ГрК РФ устанавливает виды документации, разрабатываемые при подготовке документации по планировке территорий: проект планировки территории; проект межевания территории; градостроительный план земельного участка.
Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. При этом подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
Из содержания части 3 статьи 44 ГрК РФ следует, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Из анализа данной нормы следует, что градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, в котором содержатся сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства в границах земельного участка.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления. Частью 1 названной нормы предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления по инициативе указанного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Толкование данной нормы закона позволяет Комиссии сделать вывод о том, что для выдачи градостроительного плана земельного участка по заявлению физического или юридического лица органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении документации по планировке территории.
Исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка в соответствии с градостроительным законодательством не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории, либо утверждением новой документации по планировке территории.
Следует отметить, что действующее градостроительное законодательство не предусматривает оснований внесения изменений в документацию по планировке территории. Также ГрК РФ не содержит порядка внесения указанных изменений.
Кроме того, из содержания части 1 статьи 41 ГрК РФ следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства.
Тогда как в рассматриваемом случае предоставленный ИП <…> в аренду земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, т.е. его границы установлены.
Поскольку градостроительный план запрошен ИП <…> применительно к ранее сформированному земельному участку и предназначенному для строительства конкретного объекта – кафе, что соответствует видам разрешенного использования земельного участка, у органа местного самоуправления в силу части 17 статьи 46 ГрК РФ имеется обязанность в тридцатидневный срок подготовить, утвердить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа.
Отсутствие утвержденной документации по планировке территории, либо отсутствие указания на конкретный объект в утвержденной документации по планировке территории не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления обязанности по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в соответствии с установленной формой, поскольку это не предусмотрено градостроительным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 44 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время указанная типовая форма утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 (далее – типовая форма).
В соответствии с пунктом 1 типовой формы в состав градостроительного плана включается чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 типовой формы для земельных участков, на которые действие градостроительного регламента распространяется, обязательным является указание площади объекта строительства, предельного количества этажей или предельной высоты здания, строения, сооружения и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте (пункт 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
При этом указанные размеры и параметры, их сочетания устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 38 ГрК РФ).
Согласно градостроительным регламентам города Челябинска (часть 3 Правил землепользования и застройки) рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Поскольку на рассматриваемый земельный участок распространяется действие указанного градостроительного регламента, указание в градостроительном плане земельного участка параметров планируемого к размещению объекта (кафе) является обязательным.
Отсутствие в выданном ИП <…> градостроительном плане сведений о месте допустимого размещения объекта и указание в нем нулевых параметров разрешенного строительства объекта (площадь объекта, предельное количество этажей, максимальный процент застройки в границах земельного участка) не соответствует установленной форме градостроительного плана земельного участка и не позволяет индивидуальному предпринимателю подготовить проектную документацию и обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Действия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска по подготовке и выдаче ИП <…> градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, а также действия Администрации города Челябинска по утверждению Распоряжением от 30.12.2013 № 8222 данного градостроительного плана земельного участка в указанной части приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе посредством необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в повторном обращении с соответствующим заявлением и оплаты арендной платы за земельный участок без возможности его использования по целевому назначению, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Следует отметить, что ИП <…> принимал меры для включения здания кафе в ранее утвержденную документацию по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района города Челябинска. Так, 13.10.2008 Администрацией города Челябинска было принято Распоряжение № 4286-д о корректировки документации по планировке территории микрорайона № 5 по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска. 28.06.2009 между Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (заказчик), МУП «Архитектрно-планировочный центр» (исполнитель), ООО «Массив» (организатор) и инвесторами, в том числе ИП <…>, заключен договор, предметом которого является выполнение исполнителем корректировки проекта планировки указанной территории. В соответствии с приложением № 4 к указанному договору стороны приняли предварительные параметры застройки территории инвесторов, в том числе ИП <…> (строительство здания кафе, строительство здания центра бытового обслуживания, строительство здания центра бытового обслуживания с автостоянкой). При этом объем финансового участия ИП <…> составил 174 792 рубля.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска 29.07.2013 выдано Свидетельство о рассмотрении документации по планировке территории на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки.
Однако указанные изменения в документацию по планировке территории до настоящего времени фактически не согласованы, поскольку в соответствии с выданным Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска 29.07.2013 Свидетельством о рассмотрении документации по планировке территории на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки для такого согласования в том числе необходимо получение ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (строительство кафе).
Тогда как Администрация города Челябинска с августа 2013 года в лице Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске не передает Главе города Челябинска (Председателю Челябинской городской Думы) заявление ИП <…> для принятия решения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления такого разрешения, истребуя для рассмотрения заявления дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством (пункт 2 мотивировочной части настоящего решения).
Таким образом, с 2008 года до настоящего времени изменения в документацию по планировке территории микрорайона № 5 Калининского района города Челябинска органом местного самоуправления не утверждены.
В результате осуществления органами власти указанных действий ИП <…>, являясь с мая 2012 года арендатором земельного участка, предоставленного для строительства кафе, и уплачивая в местный бюджет арендные платежи за использование данного земельного участка, фактически оказался лишен реальной возможности использовать данный участок по назначению для строительства.
2. Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии с положениями статей 30, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из материалов настоящего дела усматривается, что земельный участок, расположенный по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, относится к территориальной зоне А 1.4 – парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные. Размещение в указанной территориальной зоне объектов общественного питания относится к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Таким образом, строительство кафе на рассматриваемом земельном участке является условно разрешенным видом использования земельного участка и требует специального разрешения, выдаваемого в порядке статьи 39 ГрК РФ.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
Пунктом 1 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено право физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной правовой нормы.
На основании части 4 статьи 39 ГрК РФ комиссия комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Согласно части 9 статьи 39 ГрК РФ на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, вышеназванные нормы ГрК РФ прямо предусматривают право физического или юридического лица обратиться с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также обязанность обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
При этом ГрК РФ не содержит требований о предоставлении заявителями наряду с заявлением каких-либо иных документов и информации для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Постановлением Администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 254-п утверждено положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске (далее – Положение).
Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске и проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске (пункт 1 Положения).
Поскольку комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске самостоятельным юридическим лицом не является, то лицом, которое несет ответственность за совершаемые комиссией действия, является лицо, которое формирует и утверждает состав комиссии. Состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Челябинске сформирован и утвержден Администрацией города Челябинска (Распоряжения Администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 6663, от 26.10.2011 № 6638).
ИП <…> обратился в адрес Главы Администрации города Челябинска с заявлением от 01.08.2013 исх. № 285 о подготовке распоряжения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (здания кафе) по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска письмом от 29.08.2013 исх. № 40-9543/ШТ в адрес ИП <…> была направлена выписка из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 15.08.2013 № 11.
Согласно указанной выписке из протокола комиссией было принято решение о выдаче рекомендаций о вынесении на повторное рассмотрение вопроса о предоставлении ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также о предоставлении мнения по объекту капитального строительства депутата Челябинской городской Думы по Калининскому избирательному округу № 3, главы администрации Калининского района.
ИП <…> повторно обратился в адрес Главы Администрации города Челябинска с заявлением от 19.08.2013 исх. № 301 о вынесении на оргкомитет вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска письмом от 12.09.2013 исх. № 40-10070/ШТ в адрес ИП <…> был направлен ответ о том, что работа по заявлению будет продолжена после выполнения рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске, изложенных в протоколе от 15.08.2013 № 11.
Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 27.09.2013 № 12 по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка комиссией было принято решение о выдаче рекомендаций о предоставлении мнения о строительстве объекта директора МАОУ гимназия № 23, ООО «ДЕЗ Калининского района», жителей домов № № 97-б, 97-в, 99-б, 99-в, а также о вынесении рассмотрения указанного вопроса на повторное заседание комиссии.
Тогда как для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителю достаточно направить в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки соответствующее заявление. При этом действующим законодательством комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением какие-либо иные документы и информацию.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 39 ГрК РФ Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске неправомерно возложена на ИП <…> обязанность по предоставлению в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 (в редакции от 29.07.2010), публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются Главой города (председателем городской Думы) в срок не позднее чем через десять дней со дня получения соответствующего проекта, подлежащего вынесению на публичные слушания, из администрации города Челябинска.
В соответствии с пунктом 48 Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 27.08.2013 № 44/17, Глава города (Председатель городской Думы) при получении от Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в городе Челябинске заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и предложения о проведении публичных слушаний принимает решение о назначении публичных слушаний по вопросу рассмотрения разрешения в срок, не превышающий двадцати дней со дня получения указанных документов.
При этом действующим законодательством не предусмотрены основания для отказа заявителю в обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на публичных слушаниях.
Однако в материалы настоящего дела Администрацией города Челябинска не представлены документы, подтверждающие направление Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Публичные слушания по вопросу предоставления ИП <…> указанного разрешения не проводились.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Бездействие Администрации города Челябинска, выразившееся в ненаправлении в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, препятствует в получении индивидуальным предпринимателем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и, как следствие, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, посредством необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в получении истребуемых документов, повторных обращениях с соответствующими заявлениями и оплаты арендной платы за земельный участок без возможности его использования по целевому назначению, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, действия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска по подготовке и выдаче ИП <…> градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка.
2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, действия Администрации города Челябинска по утверждению Распоряжением от 30.12.2013 № 8222 градостроительного плана земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска в части отсутствия сведений о месте допустимого размещения объекта и указания нулевых параметров разрешенного строительства объекта, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности ИП <…> с использованием земельного участка.
3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, бездействие Администрации города Челябинска, выразившееся в ненаправлении в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) документов, необходимых для принятия им решения о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска, которое приводит или может к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом с использованием земельного участка, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам.
4. Выдать Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:
- подготовки изменений в градостроительный план земельного участка № RU 74315000-0000000003973, утвержденный Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222, в части указания сведений о месте допустимого размещения объекта и конкретных показателей параметров разрешенного строительства объекта, с учетом настоящего решения, требований антимонопольного и градостроительного законодательства;
- выдачи ИП <…> утвержденных Администрацией города Челябинска указанных изменений в градостроительный план земельного участка.
5. Выдать Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:
- утверждения изменений в градостроительный план земельного участка № RU 74315000-0000000003973, утвержденный Распоряжением Администрации города Челябинска от 30.12.2013 № 8222, в части указания сведений о месте допустимого размещения объекта и конкретных показателей параметров разрешенного строительства объекта, с учетом настоящего решения, требований антимонопольного и градостроительного законодательства;
- вынесения на повторное рассмотрение заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301;
- рассмотрения заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301 в соответствии с требованиями антимонопольного и градостроительного законодательства;
- направления в адрес Главы города Челябинска (председателя Челябинской городской Думы) заявлений ИП <…> от 01.08.2013 исх. № 285 и от 19.08.2013 исх. № 301 и предложения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления ИП <…> разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Кирова в Калининском районе города Челябинска.
6. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
7. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
Т.М. Соболевская
М.А. Заводская
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Заводская М.А.
(351) 265-93-79
27.05.2014