Решение б/н Решение и предписание № 795-ж/2018 по жалобе ООО «А-Холдинг»... от 10 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 795-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2018

В полном объеме решение изготовлено 27.12.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

***

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

***

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

***

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «А-Холдинг», в присутствии:

- представителя МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» ***действующего на основании доверенности от 20.12.2018,

- представителя ООО «А-Холдинг» ***действующего на основании доверенности от 20.12.2018,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 17.12.2018 поступила жалоба ООО «А-Холдинг» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку крестов ритуальных (извещения № 0569600000818000038) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 10.12.2018 Муниципальное предприятие «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону 890 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 18.12.2018 в 10:00

На момент рассмотрения жалобы ООО «А-Холдинг» контракт не заключен.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал, что заказчиком неправомерно установлены требования к характеристикам крестов в части отсутствия сведений о характеристиках спрофилированной кромки, а также заказчиком не указан цвет крестов и максимальные и (или) минимальные значения показателей, отсутствует объективное описание лакокрасочных материалов.

Кроме того заявитель указывает на установление неоднозначных условий в части конкретизации в составе первой части заявки характеристик рекомендуемого внешнего вида крестов и отсутствие детального изображения крестов на фотографиях.

В жалобе также указано, что в документации о закупке неоднозначно установлены сроки поставки крестов по заявкам заказчика.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и устно пояснил, что сведения о спрофилированной кромке, максимальные и (или) минимальные значения показателей крестов, так как не имеют существенного значения для заказчика. Сведения о рекомендуемом внешнем виде крестов установлены для наглядности, ошибочно содержатся в требованиях к составу первой части заявки участника закупки и указаны как неизменяемые показатели.

Кроме того, заказчик пояснил, что сроки поставки определены по заявкам заказчика, при этом указание точного количества невозможно в силу специфики предмета закупки. При этом представитель заявителя пояснил, что, как правило, заявки подаются ежемесячно.

 

Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что требования к описанию товара (работ, услуг) должны устанавливаться с учетом удовлетворения конечной потребности заказчика, в том числе для целей достижения результатов проведения закупки.

Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является поставка крестов ритуальных, характеристики которых указаны в спецификации (Приложение № 1 к документации о закупке).

В спецификации указан материал отделки товара - высококачественный лакокрасочный материал, однако в документации о закупке не раскрыто понятие и (или) параметры «высококачественного» материала, которые позволяют определить соответствие данного материала потребности заказчика в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение указанных положений законодательства о контрактной системе в спецификации не определен цвет изделий, имеющий значение для заказчика, так как в спецификации предусмотрено, что цвет выбирается по заявкам заказчика, что также свидетельствует о неопределенности описания объекта закупки.

 

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

Более того, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, которые не должны противоречить самим требованиям к составу первой части заявки.

Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку, с учетом предмета закупки.

Как установлено на заседании Комиссии требования к составу первой части заявки и инструкция по ее заполнению установлены в пункте 12 информационной карты документации о закупке.

Так, в требованиях к составу первой части заявки указано на необходимость предоставления конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, указанных в Приложении № 1 к документации о закупке.

При этом в инструкции установлено, что характеристики из столбца «показатели, которые не могут изменяться» указываются участником в соответствии с установленными значениями.

Так, в пунктах 1-3 спецификации содержится характеристика товара «рекомендуемый внешний вид», при этом в качестве показателя, который не может изменяться, предусмотрено следующее: «в соответствии с Рисунками №1,2,3 (Приложение №1 к Спецификации)».

Так, в Приложении № 1 к спецификации содержатся изображения крестов без установления каких-либо характеристик к данному товару.

Из указанных положений документации о закупке не представляется возможным установить характеристики крестов в части внешнего вида, которые требуется указать в составе первой части заявки.

Более того, наименование параметра товара «рекомендуемый внешний вид» свидетельствует о необязательной, добровольной возможности предложения крестов по образцам, указанным на рисунках, тогда как суть требований к составу первой части заявки заключается в обязательном предоставлении и соответствии характеристик, указанных в документации о закупке, значениям товара, предложенным в составе первой части заявки.

При этом, в спецификации к проекту контракта указана характеристика товара «рекомендуемый внешний вид», что свидетельствует об обязанности участника закупки поставить товар на условиях, предусмотренных проектом контракта.

  • учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе условие документации о закупке в части требования к составу первой части заявки о соответствии внешнего вида крестов рекомендуемым изображениям, содержащимся в спецификации, не раскрывает характеристики, которые требуется конкретизировать в составе первой части заявки и противоречит правовой природе требований, устанавливаемых к первой части заявки, ввиду рекомендательного характера указанных условий.

Следует отметить, что указанные в спецификации неясные характеристики товара также не позволят надлежащим образом осуществить приемку товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя о том, что в документации о закупке не определены характеристики спрофилированной кромки, а также не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, так как в спецификации о закупке заказчик указывает характеристики товара, необходимые для определения потребности заказчика, что отвечает требованиям законодательства о контрактной системе.

 

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно включать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичные требования должны содержаться в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

При этом, как следует из информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» в силу статьи 190 ГК РФ срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.

Согласно пункту 4.1 проекта контракта поставка товара производится поставщиком в соответствии с заявками заказчика, подаваемыми на электронную почту поставщика_____________ не позднее, чем за 10 (десять) дней до фактической поставки товара.

Вместе с тем, направление заявки поставщику напрямую зависит от воли и действий заказчика, следовательно, не может приравниваться к событию, которое должно неизбежно наступить, что свидетельствует о несогласованности срока поставки товара в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе

Следует отметить, что условия проекта контракта также не содержат сведения о количестве самих заявок, в том числе периодичности их выставления, что также свидетельствует о неопределенности условий заказчика в части порядка поставки товара и также не позволяет рассчитать затраты поставщика на доставку товаров.

Более того, в извещении о закупке срок поставки определен по 31.12.2019, тогда как в пункте 9.1 проекта контракта срок действия контракта завершается 31.12.2018, что не позволяет определить фактический срок поставки товара, в нарушение указанных положений Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

На основании изложенного, доводы заявителя, согласно которым использование в документации о закупке изображений крестов, размещенных на сайте ООО «Экодрев+», приводит к ограничению количества участников закупки, документально не подтверждены, в связи с чем жалоба в настоящем заседании не может быть признана обоснованной в силу недоказанности с учетом конкретных обстоятельств дела.

Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в ходе рассмотрения запросов и ответов на запросы, положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установлено, что запросы заказчиком направлены трем разным хозяйствующим субъектам, которые предоставили коммерческие предложения с указанием цен, на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта.

При этом, рассмотрение доводов заявителя, согласно которым один из хозяйствующих субъектов – ООО «Экодрев+» предоставил в коммерческом предложении завышенную цену на поставляемую продукцию, не входит в предмет контроля антимонопольного органа, в связи с чем рассмотрение жалобы в указанной части не производится.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее

 

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна включать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктами 1, подпунктами «а», «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, в пункте 12 информационной карты документации о закупке установлены требования к составу первой части заявки и инструкция по ее заполнению в редакции Закона о контрактной систем, действующей до вступления в силу поправок от 1 июля 2018 года, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение пунктов 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 13 информационной карты требования к составу второй части заявки установлены без учета того, что декларация о соответствии пунктам 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

 

 

2. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер по приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Пунктом 5.4 проекта контракта установлено, что приемка товара осуществляется приемочной комиссией из представителей заказчика, состоящая из 5 (пяти) человек. В состав приемочной комиссии по требованию заказчика может быть включен представитель поставщика, действующий на основании доверенности. Члены приемочной комиссии, осуществляющие приемку товара, проводят экспертизу поставленного товара. По результатам приемки товара приемочной комиссией ставится отметка о проведении экспертизы (акт экспертизы товара) на передаточных документах. Срок согласования акта экспертизы товара (экспертизы товара) составляет 5 (пять) рабочих дней. По просьбе исполнителя заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней предоставляет экземпляр сдачи-приемки оказанных услуг (экспертное заключение).

Вместе с тем, в проекте контракта не указан срок проведения экспертизы ввиду отсутствия сведений о событии, которым обусловлено истечение пяти рабочих дней, что свидетельствует о неопределенности порядка приемки заказчиком товара в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «А-Холдинг» на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки, требований к содержанию заявки с нарушением законодательства о контрактной системе и отсутствия сведений, позволяющих определить срок поставки товара.

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1, части статьи 64, части 2 статьи 33, подпункта «б» пункта 2 части 3, пунктов 2, 7 части 5 статьи 66, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 795-ж/2018

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

24 декабря 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

***

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

***

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

***

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России.

на основании решения Челябинского УФАС России от 24.12.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «А-Холдинг» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку крестов ритуальных (извещения № 0569600000818000038) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска»:

1.1 со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе и оформленного протоколом рассмотрения единственной заявки от 18.12.2018.

1.2 в срок до 29.12.2018 принять решение об отмене аукциона.

2. Аукционной комиссии в срок до 29.12.2018:

2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;

2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» для размещения в единой информационной системе.

3. МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» в срок до 10.01.2019 разместить решения, указанные в пунктах 1.2, 2.1 настоящего предписания, в единой информационной системе.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 27.12.2018 обеспечить МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» возможность исполнения данного предписания.

5. МП «Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска» до 14.01.2019 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного аукциона и решения об отмене протоколов, а также сведения о дате размещения указанных решений в единой информационной системе.

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 3 настоящего предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны