Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «Уралмост Металл» на действия ... от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство здравоохранения Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, 165

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Общество с ограниченной ответственностью «Уралмост Металл» (ООО «Уралмост Металл»)

620012, Свердловская обл.,

г. Екатеринбург, ул. Краснознаменная, д. 4, корпус А, офис 2

РЕШЕНИЕ № 074/06/105-2398/2020

по делу 1106-ж/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Уралмост Металл» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку каш для вскармливания детей от 6 до 9 месяцев для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2020 году (извещение № 0169200001020001659) (далее – аукцион, закупка), в присутствии:

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 12.11.2019;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 15.10.2020;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 13.07.2020;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 01.10.2020;

- представителя ООО «Уралмост Металл» (далее – заявитель) Старковой С.А., действующего на основании доверенности от 14.10.2020 №7,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 12.10.2020 поступила жалоба ООО «Уралмост Металл» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку каш для вскармливания детей от 6 до 9 месяцев для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2020 году (извещение № 0169200001020001659).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 05.10.2020 в единой информационной систем www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки № 0169200001020001659.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 8 671 815,00  рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 13.10.2020 09:00.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0169200001020001659 от 13.10.2020 аукцион признан несостоявшимся. Принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе и проектом контракта установлены различные условия поставки товара, что не позволяет заключить контракт на условиях извещения и документации.

Также заявитель указывает, что проект контракта предусматривает этапы его исполнения. При этом проектом контракта предусмотрено начисление пени с учетом общего объема обязательств по контракту, а не части отдельного этапа исполнения контракта.

Кроме того, из жалобы заявителя следует, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчик не обосновал участникам закупки своей необходимости и нужды в дополнительном обогащении закупаемого продукта пребиотиками и/или пробиотиками.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, и пояснили следующее.

Условие в документации об аукционе, извещении об осуществлении закупки о поставке товара в рабочие дни с 09.00 по 14.00 по местному времени носит информационной характер.

При формировании проекта контракта заказчик использовал типовой контракт на поставку продуктов питания, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 № 140, который не предусматривает включение указанной информации.

Относительно начисления пени за просрочку исполнения обязательств отдельного этапа исполнения контракта, представители заказчика указали, что проект контракта не предусматривает этапность его исполнения, отсутствуют график поставки и частичная оплата товара.

По доводу заявителя о необоснованном включение в описание объекта закупки по позиции 3 таблицы «Наименование и описание объекта закупки» требования о наличии в кашах пребиотиков и/или пробиотиков представители заказчика пояснили, что данное требование обусловлено ТР ТС 033/2013, а также ГОСТом Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения».

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Исходя из условий части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе включает всю информацию, предусмотренную извещением об осуществлении закупки.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В извещении об осуществлении закупки, в пункте 2.3. информационной карты документации об аукционе в графе «Место доставки товара» установлено, что поставка осуществляется в рабочие дни с 09:00 по 14:00 по местному времени. При этом в проекте контракта (в том числе его приложениях) указанное условие не отражено.

Из пояснений представителей заказчика следует, что получателями товара являются бюджетные учреждения здравоохранения Челябинской области, которые имеют свой режим работы и поставка товара в нерабочее время (например, ночью) может исключить возможность осуществления учреждением приемки товара по количеству. Дата и время поставки товара согласовывается поставщиком и получателем на этапе исполнения контракта.

При этом Комиссия отмечает, что проект контракта не содержит условие о поставки товара в рабочие дни с 09:00 по 14:00 по местному времени. Более того, проект контракта не предусмотрен порядок согласования с получателями даты и времени поставки товара. Отсутствие данных условий исполнения контракта может привести к заключению контракта не на условиях извещения об осуществлении закупки, документации об аукционе и к возникновению спорных ситуаций в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.

Довод заказчика относительно невозможности включения условий поставки товара, не предусмотренных типовым контрактом, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные статьи органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 утвержден порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания. Размещенный в составе документации об аукционе проект контракта соответствует указанному типовому контракту. При этом условие о поставки товара в рабочие дни с 09:00 по 14:00 по местному времени фактически не изменяет типовой контракт, а является уточнением условий поставки, исходя из режима работы получателей, что подтверждено и не отрицается представителями заказчика.

Таким образом, при включении указанной информации в проект контракта заказчиком не изменяется типовой контракт, а дополняется условиями, необходимыми для исполнения обязательств по контракту.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что проект контракта в полной мере не отражает условия поставки товара, предусмотренные извещением об осуществлении закупки, документацией об аукционе, что не соответствует пункту 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы обоснован.

  1. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В пункте 7.9. проекта контракта заказчиком установлено следующее: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком».

Таким образом, в проекте контракта отсутствует условие начисление пени с учетом исполненных обязательств отдельного этапа исполнения контракта.

Из доводов жалобы следует, что в проекте контракта содержатся этапы исполнения контракта, поскольку предусмотрено осуществление приемки каждой партии товара.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 проекта контракта товар поставляется заказчику/получателю единовременно в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество товара определяется на основании настоящего контракта. частичная поставка и поставка товара по частям не допускается. Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 30 дней по каждому наименованию со дня заключения сторонами настоящего контракта. Поставка товара поставщиком осуществляется по адресам поставки товара, перечень которых указан в приложении №4 к настоящему Контракту.

Исходя из разнарядки на поставку товара (приложение № 4 к проекту контракта) получателями товара являются 55 учреждений здравоохранения, находящиеся на территории Челябинской области. В проекте контракта установлен общий срок поставки (в течение 30 дней).

Таким образом, условиями проекта контракта не ограничена возможность поставки товара в разные дни по каждому из получателей в пределах общего срока поставки.

При этом получателями осуществляется только приемка товара по количеству. В связи с чем, подписывается товарная накладная и счет-фактура (пункт 3.3. проекта контракта). В свою очередь конечным документом о приемки товара является акт сдачи-приемки товара, который оформляется непосредственно Министерством здравоохранения Челябинской области на основании подписанных получателями документов (товарных накладных и счетов-фактур) (пункт 3.4. проекта контракта).

В соответствии с пунктом 2.4. проекта контракта оплата поставленного товара производится заказчиком на основании счета, предоставленного поставщиком, в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами товарной накладной по форме N ТОРГ-12/Акта сдачи-приемки товара, в соответствии с предельными объемами финансирования, выделенными на текущий период заказчику.

Таким образом, проект контракта не предусматривает этапы поставки товара. Следовательно, условие о начислении пени исходя из объема невыполненных обязательств по этапу исполнения контракта не соответствует условиям контракта.

Довод жалобы не обоснован.

  1. В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком при описании объекта закупки использован КТРУ 10.86.10.100-00000001 «Каша молочная для детского питания».

Согласно пункту 2.1 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки содержится в приложении № 1 «Наименование и описание объекта закупки». В приложении №1 к информационной карте установлены требования по 3 типам молочных каш для детского питания. В требованиях к кашам предусмотрено наличие пребиотиков и/или пробиотиков.

В качестве обоснования включения показателей в объект закупки указано - соответствие ТР ТС 033/2013 (Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции), Решению Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» Приложение 12.2.2 СанПин 2.3.2.1078-01.

Согласно пункту 58 ТР ТС 033/2013 при производстве продукции для детского питания на молочной основе, для питания детей раннего возраста, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста разрешается использование пищевых добавок, перечень которых установлен в приложении № 15 к настоящему техническому регламенту.

Приложение № 15 к техническому регламенту содержит Перечень пищевых добавок и ароматизаторов, разрешенных при производстве продукции для детского питания на молочной основе, для питания детей раннего возраста, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста. В данном перечне отсутствуют сведения относительно пребиотиков и/или пробиотиков.

Заказчик в своих пояснениях ссылается на пункт 59 ТР ТС 033/2013, согласно которому немолочные компоненты, используемые при производстве пищевой продукции для детского питания на молочной основе, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Однако из указанного пункта ТР ТС 033/2013 прямо не следует, что пребиотики и/или пробиотики относятся к немолочным компонентам и включаются в молочные каши для детского питания.

  1. Ссылка заказчика на ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения (с Изменением N 1)» не принимается Комиссией во внимание, поскольку обоснование включения дополнительной характеристики не содержит указание на данный документ о стандартизации.
  2. Более того, согласно ГОСТ Р 52349-2005 пробиотики и пребиотики являются функциональным пищевым ингредиентом, а не немолочным компонентом или пищевым продуктом.
  3. На заседание Комиссии представитель заказчика пояснил, что пробиотики и пребиотики необходимы для более лучшей усвояемости пищи ребенком. Данные вещества направлены на защиту и укрепление здоровья пациентов. Однако указанное обоснование в документации об аукционе отсутствует.
  4. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что размещенное в составе документации об аукционе обоснование включения дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ, в отношении пробиотиков и пребиотиков не отражает потребность заказчика в приобретении товара с указанными характеристиками, что нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 4, 6 Правил использования КТРУ.
  5. Довод жалобы обоснован.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать доводы жалобы ООО «Уралмост Металл» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку каш для вскармливания детей от 6 до 9 месяцев для нужд лечебно-профилактических учреждений Челябинской области в 2020 году (извещение № 0169200001020001659) обоснованными в части отсутствия в проекте контракта условий поставки товара, предусмотренных извещением об осуществлением закупки, документацией об аукционе, а также необоснованном включении в описание объекта закупки дополнительных характеристик о наличии в кашах пробиотиков и пребиотиков.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования КТРУ.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены Комиссии «…»

«…»

Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны