Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ВЛ/17997/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-2838/2023 по делу № 161 -ВП/2023 от 27 декабря 2023 г.

Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Министерство здравоохранения

Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 165

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

ул. Калинина, д. 21, г. Челябинск, 454087

 

Гражданину

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0869200000223010455)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-2838/2023

по делу № 161 -ВП/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 26 декабря 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии: <…>

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>  

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>  

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Гражданина (далее – Заявитель) о проведении внеплановой проверки положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку специализированной одежды (извещение № 0869200000223010455), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Министерство здравоохранения Челябинской области (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., <…>., действующих на основании доверенностей б/н от 09.06.2023;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченное учреждение) после перерыва: <…>., действующей на основании доверенности № 17 от 09.10.2023, <…>, действующего на основании доверенности № 18 от 10.10.2023;

- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.12.2023 поступило обращение Гражданина о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку специализированной одежды (извещение № 0869200000223010455) (далее – закупка).

В соответствии с положениями Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), проведение внеплановой проверки по доводам обращения антимонопольным органом назначено на 24.05.2023.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.11.2023 в 09:17.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 419 978,31 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 06.12.2023 08:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0869200000223010455 от 06.12.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

Контракт по итогам закупки не заключен.

 

По мнению Заявителя, цена за 1 единицу одежды, являющейся объектом поставки, завышена относительно рыночной.

Кроме того, принимая во внимание количество комплектов, короткие сроки поставки (до 25.12.2023) не позволяют исполнить обязательства по контракту.

 

Заказчик представил письменные возражения по доводам обращения, в которых указал следующее.

Описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с потребностью и в рамках действующего законодательства.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и с учетом положений Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

С целью формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком размещен запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС, а также направлен участникам рынка посредством электронной почты с учетом Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» и Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования», «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств») (далее – Постановление № 2014).

В рамках запроса о предоставлении ценовой информации Заказчиком получены соответствующие условиям запроса о предоставлении ценовой информации, коммерческие предложения от трех организаций. На основании данных коммерческих предложений, в соответствии с требованиями действующего законодательства, определена начальная (максимальная) цена контракта, которая составляет 81 419 978,31 рублей (информация о расчете начальной (максимальной) цены контракта приведена в Приложении №3 к извещению о проведении аукциона).

Заказчик поясняет, что срок поставки товара определен в соответствии с потребностью заказчика и с учетом исполнения поручения Министерства здравоохранения РФ (письмо № 29- 2/И/2-19179 от 18.11.2021), Постановления Правительства Челябинской области от 11.12.2020 № 675-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие здравоохранения Челябинской области», протокола видеоселекторного совещания с руководителями высших исполнительных органов исполнительной власти субъектов РФ от 12.09.2022г. №73/29-2/452.

Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Уполномоченное учреждение представило письменные возражения по доводам обращения, в которых указал, что формирование объекта закупки, также, как и подготовка обоснования НМЦК, является обязанностью заказчика.

Доводы обращения Заявителя Уполномоченное учреждение считает необоснованными.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Комиссия отмечает, что описание объекта закупки не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе формирование НМЦК определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного из методов, указанных в данной норме.

При этом, в силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства № 616 содержит Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

Объектом закупки является товар, предусмотренный кодами ОКПД2 14.12.21.120, и 14.12.11.110, включенными в Перечень.

Следовательно, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен запрет допуска иностранных товаров, предусмотренный Постановлением № 616.

В этой связи, с учетом требований Постановления № 2014, при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза (в том числе включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный Постановлением № 616.

Из пояснений Заказчика, содержания запроса о предоставлении коммерческой информации, а также представленных хозяйствующими субъектами коммерческих предложений следует, что Заказчиком требования Постановления № 2014 соблюдены.

С учетом изложенного, антимонопольный орган, в пределах своей компетенции, не усматривает нарушений статьи 22 закона о контрактной системе при формировании НМЦК.

Антимонопольный орган отмечает, что с учетом того, что на аукцион не подано ни одной заявки, принимая во внимание требования извещения об осуществлении закупки, в том числе, более, чем 20 млн. рублей сумму НМЦК, а также сроки исполнения обязательств (до 25.12.2023), могут в совокупности являться причиной необеспечения конкурентной среды при проведении закупки.

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Законом о контрактной системе, Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в части формирования обоснования НМЦК по закупке.

Кроме того, в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В этой связи обращение заявителя направлено в Главное контрольное управление по Челябинской области для рассмотрения по существу.

 

С учетом изложенного, доводы обращения Заявителя не обоснованы.

 

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

Доводы обращения Заявителя не находят своего подтверждения.

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>  

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

<…>  

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

2023-20452

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ "ЦОЗ"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
Минздрав Челябинской области
ИНН 7453135827, ОГРН 1047424528580