Предостережение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 16-07/22 от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 16-07/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«28» июля 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения ООО «Привоз» на неправомерные действия ОГБУ «Чебаркульская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», выразившиеся в создании препятствий при осуществлении деятельности по сдаче в аренду торговых площадей на продовольственном рынке, в том числе при организации на территории рынка работы ветеринарных специалистов, путем установления требования о заключении договора об оказании платных ветеринарных услуг, установлено следующее.

ООО «Привоз» является управляющей компанией рынка «Северный». Постановлением Главы Миасского городского округа № 1980 от 29.04.2020 ООО Привоз» выдано разрешение на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Богдана Хмельницкого, 44.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Привоз» осуществляет следующие виды деятельности:

- аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код 68.20.2 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2));

- деятельность стоянок для транспортных средств (код 52.21.24 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

ООО «Привоз» в заявлении указывает, что общество не осуществляет деятельность по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению и реализации продуктов животного происхождения.

Из полученных антимонопольным органом материалов следует, что между ООО «Привоз» (заказчик) и ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» (исполнитель) заключен договор № Р-005/2018 об оказании платных ветеринарных услуг от 01.09.2018 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.2 Договора исполнитель оказывает заказчику ветеринарные услуги через ветеринарных врачей исполнителя:

- по проведению ветеринарно-санитарной оценки (ветеринарно-санитарной экспертизы) поступающих на объекты заказчика подконтрольных госветнадзору грузов, включая проверку правильности оформления ветеринарных сопроводительных документов и соответствия фактически поступившему количеству груза;

- по организации ветеринарного контроля за соблюдением заказчиком требований ветеринарных правил при поступлении, хранении и реализации подконтрольных госветнадзору грузов;

- по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и транспортировку биологических отходов (ветеринарных конфисковав и т.д.).

Обязанности исполнителя приведены в пункте 2.1 Договора, в том числе осуществлять ветеринарный контроль за поступлением на объекты заказчика грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (подпункт 2.1.1), при наличии показаний отбирать пробы для проведения дополнительных лабораторных исследований продукции и сырья животного происхождения в аккредитованных лабораториях за счет заказчика (подпункт 2.1.2), осуществлять контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил при реализации подконтрольных грузов (подпункт 2.1.3), при поставке подконтрольных грузов третьими лицами, проводить полную ветеринарно-санитарную экспертизу (ветеринарно-санитарную оценку партии груза) согласно действующего прейскуранта цен на платные ветеринарные услуги (подпункт 2.1.4), обеспечивать работу ветеринарных врачей на объекте заказчика в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Договором (подпункт 2.1.8).

Согласно пункту 2.2 Договора заказчик обязуется обеспечить ветеринарных врачей исполнителя на безвозмездной основе производственным помещением под размещение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы с соответствующим оборудованием и коммунальным обслуживанием на объекте (подпункт 2.2.3), производит оплату услугу (подпункт 2.2.6).

В соответствии с пунктом 3.2 договора размер ежемесячной перечисляемой суммы за оказываемые услуги подлежит изменению в зависимости от размера оклада в бюджетных учреждениях и производственной загруженности предприятия заказчика.

Приложением 1 к Договору является Штатное расписание и расчет фонда заработной платы ветеринарного врача ОГБУ «Чебаркульская ветстанция» на предприятиях, осуществляющих производство, переработку, хранение и реализацию подконтрольной продукции, которое ежегодно пересматривается.

Так, с 01.01.2022 указанный расчет включает в себя заработную плату ветеринарного врача 6384,88 руб., резерв на отпуск 615,32 руб, налоги 2114,06 руб., накладные расходы 2734,28 руб., НДС 2369,71 руб., итого расчет составил 14 218 руб.

Аналогичный расчет приведен в Приложении 1 к Договору на 2018, 2020, 2021 годы.

ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» представлены акты выполненных работ за 2020-2021 годы.

Договор вступил в силу с 01.09.2018 и действует по 31.12.2018, ежегодно пролонгировался.

ООО «Привоз» 17.02.2022 в адрес ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» направлено уведомление о расторжении Договора с предложением о заключении договора безвозмездного пользования нежилым помещением на территории рынка, в том числе предусматривающего обеспечение коммунальной инфраструктурой за счет ООО «Привоз», для оказания услуг по ветеринарному сопровождению подконтрольных продуктов питания животного и растительного происхождения на территории рынка.

ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», рассмотрев указанное уведомление, письмом от 16.03.2022 № 75 сообщило ООО «Привоз» о принятии уведомления о расторжении Договора. Учреждением также указано, что поскольку обязанность в размещении оборудованной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы возлагается на ООО «Привоз», ветеринарные услуги оказываются именно управляющей компании рынка. Предложение о заключении договора безвозмездного пользования (аренды) отклонено, в том числе ввиду того, что обязанность по размещению и оборудованию лаборатории возложена законом на управляющую рынком компанию. ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» сообщено, что сведения о расторжении Договора будут предоставлены в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции, при этом действие разрешения на работу рынка может быть приостановлено или прекращено, а деятельность по продаже товаров на рынке запрещена на основании статьи 9, части 4 статьи 22 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ).

Рассмотрев представленные документы и сведения, Челябинское УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 271-ФЗ управляющая рынком компания - это юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управляющей компанией рынка признается юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, выданное органом местного самоуправления муниципального образования (часть 1 статьи 5, часть 4 статьи 8 Закона № 271-ФЗ).

Статьями 12, 13 Закона № 271-ФЗ определены требования к оборудованию и содержанию рынка. Оборудование рынка и содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией (часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Закона № 271-ФЗ).

В случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (часть 4 статьи 12 Закона № 271-ФЗ).

Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) предоставляются торговые места по договорам о предоставлении торговых мест

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Закона № 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закона о ветеринарии) мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.

Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Таким образом, для лиц, занятых переработкой, хранением, перевозкой и реализацией продукции животного происхождения, проведение ветеринарно-социальной экспертизы подконтрольной продукции животного и растительного происхождения является обязательным требованием.

Расходы специализированных учреждений, связанные с оказанием услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе на заработную плату работников, могут учитываться при формировании платы на такие услуги, которая взимается с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих деятельность по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке.

При этом требования о заключении договоров между управляющей рынком компанией (не являющейся продавцом подконтрольных товаров на рынке) и учреждением по ветеринарному и фитосанитарному надзору об оказании услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы и оказания соответствующих услуг, в том числе на платной основе, рассматриваемыми нормами не предусмотрено.

На управляющую рынком компанию возложена лишь обязанность по размещению и оборудованию лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке и обязанность по обеспечению соблюдения лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Порядок определения платы за оказание услуг по ветеринарно-санитарной экспертизе, проводимой специализированными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, действующими федеральным законодательством не установлен.

Необходимо отметить, что для федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Приказом Минсельхоза России от 22 марта 2012 года № 194 утверждена Методика определения размера платы за оказание услуги по ветеринарно-санитарной экспертизе, предоставляемой федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Методика).

Так, в соответствии с разделом I Методики проведение ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - услуга) предусмотрено Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В соответствии с Перечнем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (далее - Перечень), ветеринарно-санитарная экспертиза (пункт 10 Перечня) является услугой, оказываемой за счет средств заявителя. Указанная услуга является необходимой и обязательной для выдачи заключения о соответствии требованиям действующих ветеринарных и санитарных правил и норм. Методика определяет порядок расчета размера платы за оказание услуги, предоставляемой федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Плата за оказание услуги определяется с учетом проведения необходимых исследований в зависимости от вида товара и требований к его безопасности в соответствии с имеющейся нормативной базой.

В пункте 1 раздела II Методики определено, что плата за оказание услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы определяется как сумма затрат на оплату труда работников, занятых оказанием услуги, на расходные материалы, использованные на оказание услуги, на амортизацию оборудования, используемого при оказании услуги, на общехозяйственные нужды.

На территории Челябинской области действует Закон Челябинской области от 26.04.2007 № 136-ЗО «Об организации розничных рынков на территории Челябинской области». Указанный закон не регламентирует порядок размещения и оборудования лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, порядок работы специалиста уполномоченного на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, порядок определения размера платы за проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, а также не содержит требования о необходимости заключения управляющей компанией рынка договоров с учреждениями, уполномоченными на проведение ветеринарного и фитосанитарного надзоров.

Вместе с тем, из содержания письма ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от 16.03.2022 № 75 следует, что возможность осуществления ООО «Привоз» деятельности в качестве управляющей рынком компанией ставится в зависимость от наличия такого Договора.

При этом управляющая рынком компания независимо от наличия каких-либо договорных отношений с учреждениями ветнадзора обязана оборудовать на территории рынка лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы. Из анализа действующего законодательства не следует, что расходы по осуществлению деятельности такой лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе по оплате труда работников учреждениями ветнадзора, выполняющих отдельные функции на территории лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке, несет управляющая рынком компания.

Как верно отмечено заявителем, рассматриваемые расходы могут включаться в плату за оказание услуги по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, взимаемую с продавцов (пользователей торговых мест), осуществляющих деятельность на рынке, что может свидетельствовать об оплате таких услуг дважды (управляющей компанией рынка и продавцами).

На основании изложенного, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» необоснованно препятствует осуществлению деятельности ООО «Привоз», являющейся управляющей рынком компанией, путем установления в отношении него требований, не предусмотренных Законом № 271-ФЗ, Законом о ветеринарии, Законом Челябинской области от 26.04.2007 № 136-ЗО «Об организации розничных рынков на территории Челябинской области» и иными нормативными актами.

Установление ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» дополнительных требований к управляющей компании рынка ООО «Привоз», не предусмотренных действующим законодательством, препятствует осуществлению деятельности такой управляющей рынком компании, приводит к возложению на нее дополнительных затрат, в том числе по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, занятыми организацией торговли на розничных рынках, на которых не осуществляется реализации подконтрольных продуктов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечено, что антимонопольному контролю в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Статьей 31 Закона о ветеринарии установлено, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 3 Закона о ветеринарии к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Подпунктом 10 пункта 8 Постановления Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 407 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства сельского хозяйства Челябинской области» организует проведение на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, решает иные вопросы в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Устава ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», утвержденного Министерством сельского хозяйства Челябинской области, целями деятельности учреждения является обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на обслуживаемой территории, предупреждение болезней животных, их лечение, обеспечение полноценности и безопасности выпускаемой продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для животных и человека, и пищевых отравлений.

На основании изложенного ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» является организацией, осуществляющей функции органа государственной власти Челябинской области, на которую распространяются установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции запреты.

Действия ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», выразившиеся в установлении дополнительных требований к управляющей компании рынка ООО «Привоз», не предусмотренных действующим законодательством, в том числе в связи с заключением Договора и направлением письма от 16.03.2022 № 75, могут привести к созданию необоснованных препятствований при осуществлении деятельности данному хозяйствующему субъекту посредством невозможности осуществления деятельность по сдаче торговых мест в пользование на розничном рынке в целях осуществления предпринимательской деятельности, необходимости несения дополнительных финансовых затрат, и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

На основании изложенного, в связи с наличием в указанных действиях ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 18 октября 2022 года ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем:

1) отзыва письма ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от 16.03.2022 № 75 в части выводов о недопустимости осуществления деятельности розничного рынка в отсутствие Договора и информирования ООО «Привоз» о принятом решении;

2) недопущения установления в отношении управляющей рынком компании дополнительных требований, не предусмотренных Законом № 271-ФЗ, Законом о ветеринарии, Законом Челябинской области от 26.04.2007 № 136-ЗО «Об организации розничных рынков на территории Челябинской области и иными нормативными актами, в том числе в части требований о заключении договора об оказании платных ветеринарных услуг с управляющей рынком компанией, не являющейся продавцом продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке, и информирования об этом ООО «Привоз».

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий письма об отзыве письма ОГБУ «Чебаркульская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от 16.03.2022 № 75 в рассматриваемой части и информировании ООО «Привоз» о принятом решении, документов, подтверждающих информирование заявления ООО «Привоз» о недопустимости установления в отношении управляющей рынком компании дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Руководитель <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны