Решение №ВЛ/17801/21 решение от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ООО «Престиж»

456209, Российская Федерация, Челябинская область, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Уральская,

д. 1, кв. 44
zlat-prestige@yandex.ru

 

МКОУ «Школа № 2» г. Пласта

457020, Челябинская область, Пластовский район, город Пласт,

улица Мамина-Сибиряка, 2а
school2-plast@mail.ru

 

Администрация Пластовского муниципального района

457020, г. Пласт, ул. Октябрьская, 45
plastrayon@yandex.ru; plastzakupki@yandex.ru

 

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3754/2021 (№ 982-ж/2021)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Престиж» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на работы по сносу здания мастерской по адресу: Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Мамина-Сибиряка, 2а (извещение № 0169300038021000357), в присутствии:

- представителя МКОУ «Школа № 2» г. Пласта (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 20.12.20211;

- представителя Администрации Пластовского муниципального района (далее – уполномоченный орган) <...>., действующей на основании доверенности от 23.12.2021 № 3597;

- представителя ООО «Престиж» (далее – заявитель) <...> (генеральный директор согласно выписки из ЕГРЮЛ) личность удостоверена паспортом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.12.2021 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на работы по сносу здания мастерской по адресу: Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Мамина-Сибиряка, 2а (извещение № 0169300038021000357) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 03.12.2021, изменения — 08.12.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта 2 062 902,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации. Отклоняя участников закупки, заявки которых не содержат во вторых частях выписки из реестра членов саморегулируемой организации, заказчик лишает участника закупки предложить цену, ниже порога в один миллион рублей, а следовательно, нарушает права участника закупки на участие в торгах и заключение контракта.

Кроме того, членство в саморегулируемой организации сугубо добровольное, равно как и добровольна уплата членских взносов. Любой участник имеет возможность не платить за членство в саморегулируемой организации, а на данную сумму снизить цену контракта (в ходе проведения аукциона, при заключении договора).

В свою очередь существует еще возможность привлечения субподрядной организации, имеющей членство в саморегулируемой организации, что свидетельствует об отсутствии оснований участникам закупки быть членом саморегулируемой организации.

С доводами жалобы заказчик, уполномоченный орган не согласились, представили письменные пояснения, согласно которым пояснили, что требование о членстве в саморегулируемой организации установлено правомерно, так как в соответствии с частью 5 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 062 902,00 рублей, в связи с чем членство в саморегулируемой организации является обязательсным.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержат требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из содержания извещения, наименованием объекта закупки являются «Работы по сносу здания мастерской по адресу: Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Мамина-Сибиряка, 2а». При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 062 902,00 рублей.

Пункт 36 аукционной документации устанавливает, что «Участник закупки должен соответствовать требованиям статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь при выполнении работ положениями статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяются на участников электронного аукциона, предложивших цену контракта 1 000 000,00 рублей и менее, а также лиц, указанных в части 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 5 статьи 55.31 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

С учетом изложенного, заказчиком правомерно в извещении, аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Заявитель указывает, что начальная (максимальная) цена контракта не является размером обязательств, поскольку в силу гражданского законодательства обязательства возникают из договоров и других сделок, следовательно, требование о наличии членства в саморегулируемой организации предъявляется к подрядчику, а не к участнику закупки.

Между тем, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации являются по своей правовой природе публичной офертой, которая должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязывают заказчика устанавливать к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы. В рассматриваемом случае требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт по итогам закупки заключается с участником закупки путем включения в него, помимо прочего, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, именно участник закупки на выполнение работ, требующих наличия членства в саморегулируемой организации, должен обладать специальной правоспособностью.

Пунктом 36 аукционной документации предусмотрено исключение, а именно: «Требования статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяются на участников электронного аукциона, предложивших цену контракта 1 000 000,00 рублей и менее, а также лиц, указанных в части 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

В единой информационной системе в сфере закупок размещен протокол проведения электронного аукциона от 16.12.2021 №0169300038021000357-2, из содержания которого следует, что 13 из 19 участников закупки в ходе проведения аукциона подали ценовые предложения. Участники закупки с номерами заявок 1, 3, 13, 8, 10, 16, 18, 19 предложили цену контракта менее 1 000 000,00 рублей.

Указанное свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя о невозможности в ходе проведения аукциона предложить цену контракта менее 1 000 000,00 рублей.

Кроме того, на участие в закупке подано 19 заявок, соответственно, доводы заявителя об ограничении количества участников закупки, в связи с установленным заказчиком требованием о наличии членства в саморегулируемой организации, не находят своего подтверждения на заседании Комиссии.

Более того, ограничение конкуренции предполагает незаконные действия субъектов контроля. Тогда как законодательно установленное требование к участникам закупки не может расцениваться в качестве ограничивающего количество участников закупки.

Из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона № 0169300038021000357 от 20.12.2021 следует, что победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 111114403, предложивший цену контракта 587 409,60 рублей, то есть менее 1 000 000,00 рублей. Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (https://reestr.nostroy.ru/reestr), победитель закупки не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Вместе с тем, аукционная комиссия, руководствуясь положениями части 5 статьи 55.31 ГрК РФ, пункта 36 аукционной документации, признала заявку участника закупки с идентификационным номером 111114403 соответствующей требованиям аукционной документации.

Таким образом, довод заявителя о том, что «Заказчик, рассматривая вторые части заявки, руководствуясь условиями документации, должен будет участника отклонить, если у него во вторых частях закупки не приложена копия действующей выписки из реестра членов СРО», не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.

Довод заявителя о том, что, руководствуясь частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в ходе заключения договора цена контракта может быть сформирована, посредством предложения более низкой цены без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта, основан на неверном толковании норм законодательства о контрактной системе.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Таким образом, снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта, возможно при исполнении контракта, а не в процессе его заключения.

Заявитель утверждает о наличии возможности привлечения к исполнению контракта субподрядной организации, имеющей членство в саморегулируемой организации.

Гражданским законодательством, законодательством о контрактной системе, проектом контракта не предусмотрен запрет на привлечение к исполнению контракта субподрядных организаций.

Более того, согласно части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Престиж» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на работы по сносу здания мастерской по адресу: Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Мамина-Сибиряка, 2а (извещение № 0169300038021000357) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

МКОУ "Школа № 2" г. Пласта

457020, Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Мамина-Сибиряка, 2а
school2-plast@mail.ru

2

ООО «Престиж»

456209, Российская Федерация, Челябинская область, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Уральская, дом 1, кв. 44
zlat-prestige@yandex.ru

3

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

4

Администрация Пластовского муниципального района

457020, г. Пласт, ул. Октябрьская, 45
plastrayon@yandex.ru; plastzakupki@yandex.ru

 

 

2021-19160

 

 

Связанные организации

Администрация Пластовского муниципального района
ИНН 7416001744, ОГРН 1027401029138
МБОУ "Школа № 2" г. Пласта
ИНН 7416001180, ОГРН 1027401029556
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «Престиж»
ИНН 7404065990, ОГРН 1157456009303