Определение №ВЛ/7408/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе № 074/05/21-1346/2023

07 июня 2023 года                                                                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), рассмотрев заявление и материалы по факту размещения рекламной конструкции со сведениями «Пенная овца 250-летия Челябинска 14 разливные напитки 460 м» по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, 17 и ул. Чичерина, 31, с признаками нарушения пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Управления наружной рекламы и информации администрации города Челябинска по факту размещения рекламной конструкции со сведениями «Пенная овца 250-летия Челябинска 14 разливные напитки 460 м» по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, 17 и ул. Чичерина, 31, с признаками нарушения пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В качестве доказательств заявителем предоставлена фотография рекламной конструкции. Согласно данным справочной программы 2ГИС.Челябинск (июлю 2023) по адресу: 250-летия Челябинска, 14 (указан на рекламной конструкции) находится магазин разливного пива «Пенная овца». Изложенное позволяет сделать выводы о том, что данный магазин обозначен в справочной программе 2ГИС.

Челябинск именно как магазин пива «Пенная овца», то есть магазин, специализирующийся на продаже пива. Заявителем также представлена информация о лице, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по указанном адресу.

Согласно представленным заявителем сведениям, разрешение № 404 от 18.12.2019 на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции выдано ООО «АТЛ КОМПАНИЯ». Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «АТЛ КОМПАНИЯ», однако ответ так и не поступил.

Антимонопольным органом направлен уточняющий запрос в Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска о предоставлении дополнительных сведений. В ответ на запрос представлены сведения о компании ООО «УК «РИМ-ЦЕНТР», которая указана как исполнительный орган ООО «АТЛ КОМПАНИЯ».

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «УК «РИМ-ЦЕНТР» о предоставлении сведений о лице, распространившем рекламу следующего содержания: «Пенная овца 250-летия Челябинска 14 разливные напитки 460 м» по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, 17 и ул. Чичерина, 31.

В ответ на запрос ООО «УК «РИМ-ЦЕНТР» пояснило, что между ООО «АТЛ КОМПАНИЯ» и ИП  заключен договор , согласно которому ООО «АТЛ КОМПАНИЯ» обязуется выполнить услуги и работы для размещения рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях.

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП . осуществляет следующие виды деятельности: торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы, производство пива, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах и другое.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: -предназначаться для неопределенного круга лиц; -привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; -способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя. Внимание потребителей в рассматриваемой рекламе акцентируется на объекте рекламирования — разливных пенных напитках (пиве).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В рекламе имеются изображения рыбы, а также содержатся слова «пенная» и «разливные напитки». Пиво традиционно изготавливается из хмеля и изображается как пенящаяся жидкость, что ассоциируется у потребителя с пивом. Изображение рыбы также ассоциируется с употреблением пива. Факт реализации в данном торговом объекте алкогольной продукции подтверждается и сведениями справочной системы 2ГИС, согласно которым торговый объект «Пенная овца» по адресу 250-летия Челябинска, 14 указан как магазин разливного пива.

В соответствии с позицией ФАС России требование о предупреждении вреда чрезмерного потребления алкогольной продукции применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции. На рассматриваемой рекламной конструкции предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует, следовательно.

Таким образом, реклама со сведениями «Пенная овца 250-летия Челябинска 14 разливные напитки 460 м», размещенная на рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, содержит признаки нарушения требований пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В силу части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет и рекламораспространитель, и рекламодатель.

Рекламораспространителем следует признать ООО «АТЛ КОМПАНИЯ» как лицо, разместившее рекламу на рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, 17 и ул. Чичерина, 31.

Рекламодателем следует признать ИП как лицо, заказавшее размещение рекламы магазина разливного пива «Пенная овца».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/21-1346/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 074/05/21-1346/2023 к рассмотрению на 29 июня 2023 года в 15.30 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле: - заявитель - Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска; - лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ООО «АТЛ КОМПАНИЯ», ИП.

4. ООО «АТЛ КОМПАНИЯ» представить в Челябинское УФАС России в срок до 26 июня 2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

4.1) письменные пояснения по факту отсутствия на рекламной конструкции с рекламой продукции пивного магазина «Пенная овца» предупредительной надписи;

4.2) информацию о мерах, принятых по демонтажу указанной рекламной конструкции, с приложением подтверждающих документов;

4.3) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

5. ИП в срок до 26 июня 2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) письменные пояснения по факту размещения рекламной конструкции со сведениями «Пенная овца 250-летия Челябинска 14 разливные напитки 460 м» по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. 250-летия Челябинска, 17 и ул. Чичерина, 31 с признаками нарушения требований пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

5.2) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении

Связанные организации

Связанные организации не указаны