Решение б/н решение от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2354/2023 09 октября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2354/2023 ООО «РАССАДАТАРА» (далее – Заявитель) вх. № 12944-ЭП/23 от 29.09.2023 на действия ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» (далее – Заказчик) при проведении закупки с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата (извещение № 32312793309), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «РАССАДАТАРА» на действия ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» при проведении закупки с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата (извещение № 32312793309). 2023-15946 2 Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в ведении ограничения по приглашению на участие в закупке с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата, что привело к невозможности ООО «РАССАДАТАРА» принять участие в данной закупке (извещение № 32312793309). Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Обжалование положений документации о неконкурентной закупке, а также документации о закупке проводимой по принципу «электронного магазина» возможна до даты заключения договора по результатам проведения такой закупки в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба ООО «РАССАДАТАРА» поступила в Челябинское УФАС России 29.09.2023. На дату подачи жалобы, договор с единственным поставщиком не был заключен. Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, 2023-15946 3 регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в ведении ограничения по приглашению на участие в закупке с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата, что привело к невозможности ООО «РАССАДАТАРА» принять участие в данной закупке (извещение № 32312793309). Заказчик пояснил, что закупка осуществлялась неконкурентным способом в электронной форме с использованием интернет-магазина ЭТП АО «ТЭК-Торг». Согласно пункту 17.3 Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» Заказчик проводит закупки с использованием электронного магазина в порядке, предусмотренном регламентом (инструкцией) электронного магазина и Положением о закупке. Пунктом 8.2.1 раздела 8 регламента работы на ЭТП АО «ТЭК-Торг» (далее — регламент ЭТП) предусмотрено, что закупкой малого объёма является обращение заказчика к поставщику с просьбой предложить товары, работы, услуги к продаже (направить коммерческое предложение) с указанием цены и условий поставки. На основании представленных поставщиками коммерческих предложений заказчиком осуществляется выбор поставщика и направление ему прямого заказа в порядке, предусмотренном пунктом 8.4 регламента ЭТП. Также, подпунктом 8.2.11 раздела 8 регламента ЭТП установлено, что на основании рассмотрения коммерческих предложений поставщиков Заказчик принимает решение о выборе поставщика и направлении ему прямого заказа в порядке, предусмотренном пунктом 8.4 регламента ЭТП, или об отказе от закупки малого объёма. При этом функционал интернет-магазина АО «ТЭК-Торг» позволяет установить по выбору Заказчика в отношении приглашения поставщиков один из типов запроса: - открытый (для всех поставщиков), при котором уведомление о закупке направляется всем поставщикам, зарегистрированным в системе; - закрытый (для ограниченного круга приглашенных поставщиков), при котором уведомление о закупке направляется только тем поставщикам, которые были указаны Заказчиком. Таким образом, рассматриваемая закупка является неконкурентной и проводилась в соответствии с регламентом ЭТП посредством направления соответствующего приглашения ограниченному кругу поставщиков. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующие. В соответствии с нормами статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В соответствии со статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 2023-15946 4 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно статье 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы неконкурентной закупки, перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Закупочная деятельность ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» регламентирована Положением о закупке товаров, работ, услуг ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» (версия № 12 от 04.10.2023). Основания для проведения закупки у единственного поставщика указаны в разделе 17 Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз». В соответствии с подпунктом 1 пункта 17.1 Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения процедуры закупки с использованием электронного магазина осуществляется в случае, если НМЦД не превышает один миллион рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать десять процентов совокупного годового стоимостного объема договоров. В указанный годовой объем закупок также включается стоимость договоров, заключенных путем выбора одного из имеющихся предложений участников, размещенных в электронных магазинах (оферт). Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что НМЦД на поставку торфяного питательного субстрата составила 640 695,00 рублей. НМЦД не превышает один миллион рублей, что соответствует подпункту 1 пункта 17.1 Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз». Таким образом, Заказчик был вправе провести закупку на поставку торфяного питательного субстрата с использованием электронного магазина. Данные действия Заказчика не противоречат требованиям Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз», а также требованиям Закона о закупках. Согласно пункту 17.6.2.12. Положения о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» закупка с использованием электронного магазина проводится по правилам в порядке, установленным оператором электронной площадки, с учетом требований настоящего Положения о закупке. В случае, если регламентом электронной площадки установлены иные по сравнению с установленными настоящим Положением о закупке правилами проведения закупки в электронной форме процедурного (технического) характера, приоритет будут иметь правила, содержащиеся в регламенте электронной площадки, при условии, что указанный регламент размещен в ЕИС и доступен неограниченному кругу лиц. При этом в любом случае не допускается осуществление закупки по правилам, противоречащим требованиям Закона о закупках. В соответствии с разделом 8 регламента ЭТП закупочные процедуры в интернетмагазине осуществляются Заказчиком в форме ценового запроса, запроса коммерческих предложений либо экспресс-заказа, по факту которых Заказчиком в порядке, предусмотренным настоящим регламентом, реализуется прямой заказ. 2023-15946 5 Закупкой малого объема является обращение Заказчика к Поставщику с просьбой предложить товары, работы, услуги к продаже (направить коммерческое предложение) с указанием цены и условий поставки. На основании представленных Поставщиками коммерческих предложений Заказчиком осуществляется выбор Поставщика и направление ему прямого заказа в порядке, предусмотренном в пункте 8.4 регламента (подпункт 8.2.1. пункта 8.2. регламента ЭТП). Согласно подпункту 8.2.11 раздела 8 регламента ЭТП на основании рассмотрения коммерческих предложений Поставщиков Заказчик принимает решение: - о выборе поставщика и направлении ему прямого заказа в порядке, предусмотренном пунктом 8.4 регламента ЭТП; - об отказе от закупки малого объёма. При этом функционал ЭТП «ТЭК-Торг» позволяет Заказчику установить в отношении приглашения Поставщиков один из типов запроса: - открытый (для всех поставщиков), при котором уведомление о закупке направляется всем поставщикам, зарегистрированным в системе; - закрытый (для ограниченного круга приглашенных поставщиков), при котором уведомление о закупке направляется только тем поставщикам, которые были указаны Заказчиком. ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» при проведении закупки с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата (извещение № 32312793309) был выбран закрытый тип запроса (для ограниченного круга приглашенных поставщиков). Исходя из положений регламента ЭТП Заказчик самостоятельно выбирает хозяйствующих субъектов и направляет им обращение с просьбой предложить товары, работы, услуги к продаже (направить коммерческое предложение) с указанием цены и условий поставки. Заказчик, исходя из своей потребности запросил и рассмотрел коммерческие предложения на поставку торфяных субстратов трёх поставщиков, на основании которых направил указанным поставщикам приглашения к участию в закупке. В ответ на указанные приглашения было подано одно ценовое предложение. Заказчик направил данному хозяйствующему субъекту прямой заказ (пункт 8.4 Регламента). Таким образом, Заказчика при выборе Поставщика руководствовался регламентом ЭТП, что прямо предусмотрено Положением о закупке ЧОБУ «Карталинский Лесхоз». Комиссия Челябинское УФАС России сообщает, что Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке. Таким образом, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчик, руководствуясь Положением о закупке, правомерно провел закупку неконкурентным способом, нарушения положений регламента ЭТП в действиях Заказчика при проведения закупки отсутствуют. Нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции в действиях Заказчика не выявлено. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «РАССАДАТАРА» является необоснованной. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, 2023-15946 6 РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «РАССАДАТАРА» на действия ЧОБУ «Карталинский Лесхоз» при проведении закупки с использованием электронного магазина на поставку торфяного питательного субстрата (извещение № 32312793309), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны