Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/9132/21 по делу № 81-ВП/2021 от 16 июля 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

по делу № 81-ВП/2021

 

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Халитово 456710, Челябинская область, Кунашакский район, с. Халитово, ул. Комсомольская, 40 dshihalitovo@mail.ru АО «Сбербанк-АСТ» 119435, г. Москва,  Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9 info@sberbank-ast.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е 074/06/99-1827/2021

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКУДО «ДШИ» с.Халитово (извещение №0869600039721000001) в присутствии:

- представителя МКУДО «ДШИ» с. Халитово "...", действующего на основании приказа от 01.12.2015 № 93-од о назначении на должность директора;

- представителя МКУДО «ДШИ» с. Халитово "...", действующего на основании доверенности от 12.07.2021 № 46;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 05.07.2021 поступили жалобы ООО «ДЖУЛИ», ООО «Норма» на действия МКУДО «ДШИ» с. Халитово при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКУДО «ДШИ» с.Халитово (далее – аукцион).

На основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобы возвращены заявителям, как несоответствующие требованиям законодательства о контрактной системе.

В связи с полученной информацией о нарушении законодательства о контрактной системе Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки определения поставщика.

Согласно представленным документам МКУДО «ДШИ» с. Халитово (далее – заказчик) 28.06.2021 года объявило о проведении аукциона, путем опубликования в Единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0869600039721000001.

Закупка размещена в рамках национального проекта культура (КБК 7420703686A15519Е243)

Начальная (максимальная) цена контракта (извещение № 0869600039721000001) определена в размере 6 084 658,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок 06.07.2021 09:00.

Согласно протоколу от 06.07.2021 участие в аукционе приняло 2 участника. Снижение цены контракта по результатам проведения аукциона составило 17,0 % от установленной начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона №0869600039721000001 победителем закупки признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «КОМФОРТСТРОЙ» с предложением о цене контракта 5 050 266,14 рублей.

Контракт по итогам проведения закупки не заключен.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее – постановление Правительства № 99).

Согласно пункту 2(4) приложения № 1 к постановлению Правительства № 99 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МКУДО «ДШИ» с.Халитово.

Согласно извещению об осуществлении закупки, пункту 20 информационной карты документации об аукционе заказчиком дополнительные требования к участникам закупки не установлены.

Таким образом при проведении аукциона допущены нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, частей 2, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно представленным в материалы дела документам и сведениям, а также с учетом пояснений представителей заказчика аукционной комиссией рассмотрены документы, представленные в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требования, в соответствии с пунктом 2.4. приложения № 1 к постановлению Правительства № 99, то есть с учетом законных требований законодательства о контрактной системе.

Победителем закупки представлен договор от 22.04.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту здания ОГБУ «Чебаркульская ветстанция» (система отопления здания, чистая зона, зона биохимического отдела и виварий ветеринарной лаборатории) расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Суворова, 7 (ИКЗ 192742000852774150100100070014399000) с ценой 5 680 890,00 рублей. Следовательно, победитель закупки соответствует дополнительным требованиям к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 2.4. приложения № 1 к постановлению Правительства №99.

 

  1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

2.1. Исходя из содержания части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, установленные в документации об аукционе требования к составу заявки должны носить конкретный и однозначный характер, а также соответствовать объекту закупки.

Как отмечалось ранее, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МКУДО «ДШИ» с. Халитово. Товар заказчиком в ходе выполнения работ не приобретается.

Требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе установлены в пункте 22 раздела IVдокументации об аукционе.

Вместе с тем, указанное положение документации об аукционе фактически дублирует требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе без учета объекта закупки, предусматривая предоставление в составе заявки конкретных показателей товара, а также наименования страны происхождения товара.

Однако из условий документации об аукционе невозможно определить какие именно конкретные показатели, какого товара необходимо указать в составе первой части заявки.

Более того, условие к составу заявки, предусмотренное в документации об аукционе, фактически обязывает участника самостоятельно определить поставляется ли товар в ходе определения поставщика или нет, и какой товар требуется к поставке.

При этом данное условие (пункт 22 раздела IV документации об аукционе) может ввести участника в заблуждение в части установленных требований.

Таким образом, заказчиком при проведении аукциона нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

    1. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе второй части заявки указан в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом данные положения Закона носят обобщенный характер. В связи с чем заказчиком в документации должны быть установлены конкретные, однозначные требования с учетом специфики объекта закупки.

Требования к составу второй части заявки изложены в пункте 23 раздела IV документации об аукционе. Вместе с тем, данные требования носят отсылочный неоднозначный характер.

Так, например, в подпункте 3 пункта 23 раздела IV документации об аукционе указано, что в составе заявки предоставляются копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и если предоставление указанных документов предусмотрено пунктом 41 информационной карты электронного аукциона. При этом пункт 41 информационной карты не содержит сведений об указанных документах, а определяет требования к обеспечению исполнения контракта.

Аналогичным образом оформлен подпункт 8 пункта 23 раздела IVдокументации об аукционе. В связи с чем невозможно установить требования заказчика к составу заявки в соответствии с установленным на территории Российской Федерации национальным режимом.

В подпункте 8 пункта 23 раздела IV документации об аукционе установлено требование о предоставлении лицензии. При этом вид лицензии и требования к ней в документации об аукционе отсутствуют.

Таким образом, требования к составу второй части заявки носят неоднозначный характер, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

 

  1. В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждены Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования).

Согласно пункту 1 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее - Порядок), порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок) устанавливает общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками (далее - заказчики) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:

1) подрядных работ по:

инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;

2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.

Объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Из пункта 7 раздела 1 Порядка следует, что результат определения начальной (максимальной) цены контракта оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении № 1 к Порядку. Указанный протокол в составе аукционной документации отсутствует.

В пункте 24 раздела 4 Порядка указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец такого расчета приведен в Приложении № 4 к Порядку.

Из материалов дела следует, что расчет начальной (максимальной) цены контакта представлен заказчиком в Приложении № 3 к документации об электронном аукционе.

Пунктом 29 раздела 6 Порядка предусмотрено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении № 6 к Порядку.

Однако указанный проект сметы контракта, равно как и протокол начальной (максимальной) цены контракта, отсутствует в составе аукционной документации, что не соответствует пунктам 29, 34 раздела 6 Порядка.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

 

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что с учетом социальной значимости объекта рассматриваемой закупки, наличия конкуренции при осуществлении закупки, отсутствие материально-правовой заинтересованности заявителей, учитывая, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия считает возможным в рассматриваемом случае предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3, 5, 6 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 2, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка.

  2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.

  3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

2021-9971

 

 

Связанные организации

АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
МКУДО «ДШИ» с. Халитово
ИНН 7438021230, ОГРН 1067438012861