Решение б/н Решение и предписание жалобе ООО «ПожЭнергоСтрой» от 11 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Результативная часть решения оглашена 4 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 марта 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Сухова Ольга Владимировна — ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 8-03-18.1/2015, возбужденное по жалобе ООО «ПожЭнергоСтрой» на действия (бездействие) закупочной комиссии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» г. Магнитогорска (далее – МАОУ «Академический лицей») при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844), в отсутствие представителей заявителя и ответчика, уведомленных надлежащим образом (направлены ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «ПожЭнергоСтрой» от 25.02.2015 № 2837 на действия (бездействие) закупочной комиссии МАОУ «Академический лицей» при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844).

В жалобе указано следующее.

10 февраля 2015 года МАОУ «Академический лицей» на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844).

На участие в запросе предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа было направлено 2 заявки: ООО «ПожЭнергоСтрой» и ООО «Фабрика турникетов».

Протоколом по рассмотрению заявок и подведению итогов от 18.02.2015 № 1 закупочная комиссия МАОУ «Академический лицей» признала победителем ООО «Фабрика турникетов».

ООО «ПожЭнергоСтрой» не согласен с решением закупочной комиссии по следующим основаниям:

  • цена, предложенная ООО «ПожЭнергоСтрой», была меньше;

  • сумма баллов по критерию «Квалификация участника» выше;

  • в утвержденной форме заявки критерий «Качество товара» предусмотрен не был, следовательно, комиссия необоснованно оценивала вышеуказанный критерий при подсчете баллов;

  • на сайте отсутствует Положение о закупке МАОУ «Академический лицей», а также нет информации о методике подсчета баллов и критериях выбора победителя.

По доводам, изложенным в жалобе ООО «ПожЭнергоСтрой», МАОУ «Академический лицей» сообщило следующее.

С доводами, указанными в жалобе ООО «ПожЭнергоСтрой», МАОУ «Академический лицей» не согласно по следующим основаниям.

Так как процедура закупки проводилась в виде запроса предложений, а не в виде тендера или аукциона, критерий наименьшей цены не является приоритетным. Запрос предложений относится к числу простых конкурентных процедур, он не ограничен суммой и (или) наличием функционирующего рынка товаров. Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), Положением о закупках МАОУ «Академический лицей» и статьей 421 Гражданского кодекса РФ были определены приоритетные критерии выбора победителя (качество, гарантии).

Квалификация участника в соответствии с Положением о закупке МАОУ «Академический лицей» определяется как опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ. Так как оба участника процедуры не представили документы, по которым можно было оценить данный опыт, поэтому члены комиссии определили данный показатель по выписке ЕГРЮЛ с момента регистрации организаций. Расчетный показатель в данном случае не отражает объективной картины опыта работы, поэтому при ранжировании критериев члены комиссии присвоили коэффициент значимости критерия – 0,1.

Форма заявки не предусматривает указание критериев оценки участника закупки. Данные критерии определены Положением о закупке, которое в соответствии с Законом о закупках является основным документом при проведении процедур закупок. Ссылка на Положение о закупке в части общих характеристик, предъявляемых МАОУ «Академический лицей» к качеству и техническим требованиям, изложены в пунктах 4, 15 документации.

Кроме того, МАОУ «Академический лицей» сообщило, что Положение о закупке находится в свободном доступе с 20.12.2013. Информация о методике, расчете баллов и критериях выбора победителя указана в Приложении №1 Положения о закупках.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы в части по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении закупки путем запроса предложений МАОУ «Академический лицей» руководствовалось Федеральным законом о закупках и Положением о закупке МАОУ «Академический лицей».

Положение о закупке утверждено протоколом наблюдательного совета МАОУ «Академический лицей» от 03.10.2014 № 28 и 20.10.2014 размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в разделе «Сведения о положении о закупке товаров, работ, услуг».

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности.

2. Пункт 5.1 Положения о закупке устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:

  1. Конкурс;

  2. Аукцион;

  3. Запрос предложений;

  4. Запрос котировок;

  5. Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).

На официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.zakupki.gov.ru 10 февраля 2015 года было опубликовано извещение о закупке в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844) для МАОУ «Академический лицей».

Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация, а также протокол по рассмотрению заявок и подведению итогов на право заключения договора на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа от 18.02.2015 №1.

Из указанного следует, что комиссия рассмотрела заявки участников запроса предложений: ООО «Фабрика турникетов» и ООО «ПожЭнергоСтрой» на предмет соответствия требованиям, установленным закупочной документацией, Законом о закупках и Положением о закупке.

Для выбора победителя запроса предложений комиссия присвоила заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки:

Участник процедуры закупки

Критерии оценки

Сумма баллов по критерию

ООО «Фабрика турникетов»

Цена договора (коэф. значимости (КЗ) -0,2)

5,12

Квалификация участника (КЗ – 0,1)

8,33

Качество товара (КЗ – 0,3)

70,00

Срок и объем гарантии на товар (КЗ – 0,3)

30,00

Отсутствие авансового платежа (КЗ – 0,1)

10,00

ООО «ПожЭнергоСтрой»

Цена договора (коэф. значимости (КЗ) -0,2)

21,50

Квалификация участника (КЗ – 0,1)

70,00

Качество товара (КЗ – 0,3)

0,00

Срок и объем гарантии на товар (КЗ – 0,3)

30,00

Отсутствие авансового платежа (КЗ – 0,1)

10,00

 

В результате ранжирования заявок победителем запроса предложений было признано ООО «Фабрика турникетов» (32,85), заявке участника ООО «ПожЭнергоСтрой» (21,30) присвоен второй номер.

В пункте 8.6.7 Положения о закупке указано, что заявка на участие в запросе предложений не должна содержать сведения о цене договора, если об этом указано в документации о проведении запроса предложений.

В документации заказчика информация о том, что заявка на участие в запросе предложений не должна содержать сведения о цене договора, отсутствует. Таким образом, МАОУ «Академический лицей» должны были при оценке и сопоставлении заявок участников запроса предложений учитывать данный критерий.

Письмом от 04.03.2015 (вход. № 3263) МАОУ «Академический лицей» сообщило, что процедура закупки проводилась в виде запроса предложений, а не в виде тендера или аукциона, поэтому критерий наименьшей цены не является приоритетным.

Закупочная комиссия при подведении итогов учитывала указанный критерий при сопоставлении заявок, но применила к нему коэффициент значимости – 0,2. Данный факт не противоречит действующему законодательству.

На довод заявителя о том, что у ООО «ПожЭнергоСтрой» сумма баллов по критерию «Квалификация участника» выше, чем у другого участника, МАОУ «Академический лицей» сообщило, что указанный критерий определяется как опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ. Так как оба участника не представили документы, по которым можно было оценить данный опыт, закупочная комиссия определила данный показатель по выписке ЕГРЮЛ с момента регистрации организации. При условии, что расчетный показатель в данном случае не отражает объективной картины опыта работы, МАОУ «Академический лицей» при ранжировании присвоило критерию коэффициент значимости – 0,1.

Действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.

Более того, отмечаем, что применение указанных коэффициентов при сопоставлении заявок участников запроса предложений не являлось основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не могло ограничить круг потенциальных участников рассматриваемой закупки.

Материалами по делу подтверждается, что по критерию «Цена договора» ООО «Пожэнергострой» было присвоено 21,50 баллов, а ООО «Фабрика турникетов» - 5,12.

Таким образом, по результатам рассмотрения данного дела в части применения при сопоставлении заявок участников запроса предложений понижающего коэффициента значимости к критерию «Цена договора», Комиссия Челябинского УФАС России считает довод ООО «ПожЭнергоСтрой» необоснованным.

3. МАОУ «Академический лицей» при определении победителя запроса предложений выбрало приоритетный критерий оценки «Качество товара», который должен быть подтвержден документами, содержащими информацию о соответствии продукции требованиям законодательства РФ (копии сертификатов соответствия, декларации о соответствии и т.д.).

Однако, в документации о проведении запроса предложений отсутствует информация о необходимости предоставления указанных документов.

В письме от 04.03.2015 (вход. № 3263) ответчик пояснил, что форма заявки, которая является частью конкурсной документации, не предусматривает указание критериев оценки участника закупки. Данные критерии определены Положением о закупке, которое в соответствии с пунктом 1, 2 статьи 2 Закона о закупках является основным документом при процедуре проведения закупок. Ссылка на Положение о закупке в части общих характеристик, предъявляемых МАОУ «Академический лицей» к качеству и техническим требованиям изложены в пункте 4, 15 документации о проведении запроса предложений.

В пункте 4 документации о проведении запроса предложений указаны требования к характеристике, качеству оказываемых услуг, а также технические требования:

- характеристики, качество и безопасность выполняемых работ должны соответствовать действующему законодательству РФ, постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», Правилам противопожарного режима в РФ;

- выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа должно соответствовать техническому заданию (Приложение №2 к документации о проведении запроса предложений).

Пунктом 15 документации о проведении запроса предложения предусмотрена форма заявки (Приложение №1 к документации о проведении запроса предложений). А также указано, что заявка подается участником процедуры в письменной форме в запечатанном конверте в срок, указанный в извещении и документации о проведении запроса предложений, в соответствии с пунктом 8.2.2 Положения о закупке, и приложением документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.

Таким образом, из закупочной документации о проведении запроса предложений невозможно установить какие именно документы должен или может представить потенциальный участник такой закупки.

Пунктом 8.6.6 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 8.2.2.

В соответствии с пунктом 8.2.2 Положения о закупке для участия в конкурсе участник закупки подает заявку на участие в конкурсе. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки указываются в конкурсной документации с учетом раздела 8 Положения о закупке.

Подпунктом 8 пункта 8.2.2 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным законодательством РФ, если законодательством РФ установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений и т.д.).

Однако положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика, а не документом по конкретной закупке. У участника нет обязанности изучать Положение о закупке заказчика и определять какие требования Заказчик применил к конкретной закупке.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках при проведении закупки в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также информация, размещение которой предусмотрено Положением.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из изложенного, довод МАОУ «Академический лицей» о том, что данная информация содержится в Положении о закупке Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, выбор критериев оценки и неуказание таких критериев в документации о закупке является правом заказчика (организатора заупки).

Тем не менее, МАОУ «Академический лицей» было обязано в документации к запросу предложений указать исчерпывающий перечень документов, на основании которых могла быть произведена объективная оценка поданных заявок.

Таким образом Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО «ПожЭнергоСтрой» в части необъективной оценки по критерию «Качество товара» на основании документов, перечень которых не был указан в документации о закупке, является обоснованной.

4. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Однако пунктом 18 документации о проведении запроса предложений предусмотрено, что разъяснения участникам закупки предоставляются в форме электронного документа, информация о порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления разъяснений положений документации отсутствуют.

Комиссия считает, что отсутствие информации о порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупки, противоречит требованиям пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПожЭнергоСтрой» на действия (бездействие) МАОУ «Академический лицей» частично обоснованной;

2. Признать бездействие закупочной комиссии МАОУ «Академический лицей» при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844), выразившееся в неуказании исчерпывающего перечня документов, на основании которых должна была быть произведена объективная оценка поданных заявок, противоречащим частям 1, 6 статьи 3 и пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Признать бездействие закупочной комиссии МАОУ «Академический лицей» при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844), выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса предложений информации о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, нарушением пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Выдать МАОУ «Академический лицей» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 4

  по делу 8-03-18.1/2015

 

4 марта 2015 года                                                          

г. Челябинск, пр. Ленина, 59      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Рысева Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Дозморова Д.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России

Сухова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

         руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05.03.2015 № 8-03-18.1/2015 по жалобе ООО «ПожЭнергоСтрой» на действия (бездействие) закупочной комиссии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» г. Магнитогорска (далее – МАОУ «Академический лицей») при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844)

                     

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.                МАОУ «Академический лицей» прекратить нарушение частей 1, 6 статьи 3, а также пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неуказании исчерпывающего перечня документов, на основании которых должна была быть произведена объективная оценка поданных заявок;

2.                МАОУ «Академический лицей» прекратить нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в неуказании в документации о проведении запроса предложений информации о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

3.                МАОУ «Академический лицей» в срок до 13 марта 2015 года отменить проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение № 31502010844), отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного запроса предложений.

4.                МАОУ «Академический лицей» в случае проведения закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Положения о закупке, а именно:

4.1. Установить в конкурсной документации исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить с заявкой участника запроса предложений;

4.2. Внести в конкурсную документацию информацию о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупки;

5. МАОУ «Академический лицей» в срок до 20 марта 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания, а именно – надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанной закупки, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение решения об отмене данной закупки.

5. МАОУ «Академический лицей» в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении запроса предложений, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении запроса предложений на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

Связанные организации

Связанные организации не указаны