Решение б/н Решение и предписание по делу № 8-04/14 в отношении ЗАО «Миа... от 14 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «9» июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии заявителя, представителя заявителя, представителя ЗАО «МиассЭнерго», представителя Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области», представителя Администрации Миасского городского округа Челябинской области,

рассмотрев дело № 8-04/14 по признакам нарушения ЗАО «МиассЭнерго», расположенным по адресу: 456317, Челябинская область, г. Миасс, ул. Ак. Павлова, д. 22, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании гр. <...> невыгодных условий договора на технологическое присоединение

жилого дома к электрической сети,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановлениями Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27 декабря 2012 года № 57/7 и от 3 сентября 2013 года № 33/1 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Челябинской области» для ЗАО «МиассЭнерго» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Челябинской области.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119 установлена индивидуальная плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго».

Согласно Таблице № 1 «Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (12 кВ)», являющейся приложением к Постановлению Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119 «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго», в состав мероприятий по технологическому присоединению входит строительство сетевой организацией объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно адресному перечню объектов Заявителей (Таблица № 2 к Постановлению Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119) к ним относятся 29 индивидуальных жилых домов по ул. Мечникова г. Миасса Челябинской области.

Границы балансовой принадлежности предусмотрены на кабельных наконечниках 0,4 кВ на отпаечной опоре основной ВЛ-0,4 кВ в сторону потребителя.

Объект ВЛ-0,4 кВ провод. СИП от ТП-60 РУ-0,4 кВ яч. 4 до ВРУ для электроснабжения потребителей м-н «Н» учтен ЗАО «МиассЭнерго» в инвентарной карточке учета объекта основных средств от 01.10.2012 № 00002553, принят к учету и введен в эксплуатацию.

Объект ВЛ-0,4 кВ указан в акте о приеме-передаче здания (сооружения) ЗАО «МиассЭнерго» от 01.10.2012 № 00000044.

28.06.2012 в адрес ЗАО «МиассЭнерго» поступила заявка от 27.06.2012 вх. № 894 от гр. <...> на технологическое присоединение физического лица с заявленной мощностью до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, согласно

которой энергопринимающим устройством, которое необходимо присоединить к электрическим сетям, является жилой дом <...>, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, микрорайон «О» северо-восточной части машгородка г. Миасс,

ул. Ясная.

Ответа ЗАО «МиассЭнерго» на заявку гр. <...> вх. 28.06.2012 № 894 не последовало.

12.07.2012 ЗАО «МиассЭнерго» письмом вх. 3371 обратилось в Администрацию Миасского городского округа о предоставлении информации о наличии коридоров инженерных сетей микрорайона «О», в ответ на которое Администрация Миасского городского округа письмом от 04.09.2012 № 7684 сообщила о том, что данной информацией обладает арендатор земельного участка на основании разработанной и утвержденной документации.

Письмом от 25.03.2013 исх. № 432 ЗАО «МиассЭнерго» обратилось в Комитет по управлению имуществом Миасского городского округа с обращением о предоставлении информации о количестве и разрешенном виде использования выделенных земельных участков, расположенных в микрорайоне «О» в Северной части города.

09.09.2013 в адрес ЗАО «МиассЭнерго» вх. 1864 повторно поступило заявление гр. <...> на технологическое присоединение жилого дома <...>, расположенного по ул. Ясная г. Миасс Челябинской области.

Ответа ЗАО «МиассЭнерго» на заявку гр. <...> вх. 09.09.2013 № 1869 не последовало.

Письмом от 09.09.2013 ЗАО «МиассЭнерго» обратилось в адреса ООО «Интернешенел Билдинг Констракшен» и ТСЖ «Макеева, 58» с просьбой о согласовании точки подключения для технологического присоединения индивидуальных жилых домов в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка и согласовать пропуск мощности в объеме 696 кВт от ТП-61 в РУ-10 кВ (одна точка) или в РУ-0,4 кВ (три точки). Ответ на данное обращение не представлен.

23.09.2013 письмом вх. 13669 ЗАО «МиассЭнерго» обратилось в адрес Администрации Миасского городского округа с просьбой предоставить информацию о планируемом капитальном строительстве линейных объектов для электроснабжения индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса в соответствии с комплексным планом развития города, а также письмом исх. 30.09.2013 № 1832 просило Администрацию Миасского городского округа организовать совещание для определения коридоров под строительство линейных объектов с целью решения вопроса электроснабжения, в том числе района индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса.

На проведенном 10.10.2013 Администрацией Миасского городского округа совещании было решено организовать разработку комплексного проекта планировки микрорайона «О» и подготовить предложения по перечню необходимой для этого документации до 24.10.2013.

16.01.2014 Челябинское УФАС России в результате рассмотрения заявления гр. <...> вх. 12.11.2013 № 1360 выдало ЗАО «МиассЭнерго» предупреждение № 1 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. 17.01.2014 № 478/04), путем направления в адрес гр. <...> подписанного проекта договора на технологическое присоединение в случае достаточности имеющихся документов либо запроса у гр. <...> недостающих документов и рассмотрения заявки вх. 27.06.2012 № 894.

Письмом от 28.01.2014 исх. <...>5 ЗАО «МиассЭнерго» повторно обратилось в адрес ООО «Интернешенел Билдинг Констракшен» с просьбой согласовать подключение строящихся индивидуальных жилых домов в микрорайоне «О» г. Миассса в РУ-0,4 кВ ТП-61- три точки.

Рассмотрев данное обращение, ООО «Интернешенел Билдинг Констракшен» письмом от 20.02.2014 исх. № 24 сообщило в адрес ЗАО «МиассЭнерго» о невозможности согласовать подключение строящихся индивидуальных жилых домов в микрорайоне «О» г. Миасса в РУ-0,4 кВ ТП-61 в связи с отсутствием технической возможности.

В ответ на обращение ЗАО «МиассЭнерго» об определении коридоров под строительство линейных объектов с целью электроснабжения индивидуальных жилых домов в микрорайоне «О» г. Миасса Администрация Миасского городского округа письмом № 1148/1.1 сообщила, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется в порядке, установленным Земельным кодексом РФ, и предложила представить для рассмотрения поставленного вопроса необходимые сведения и документы.

04.02.2014 ЗАО «МиассЭнерго» во исполнение предупреждения Челябинского УФАС России исх. 17.01.2014 № 478/04 письмом исх. № 122 направило гр. <...> два экземпляра проекта договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту, с приложением технических условий и калькуляции ориентировочной стоимости мероприятий, указав на удаленность сетей соответствующего уровня напряжения, обслуживаемых ЗАО «МиассЭнерго» на расстоянии более 300 метров от подключаемого объекта заявителя и на отказ сторонней организации от присоединения к ТП-61, находящейся на её балансе.

Также в рассматриваемом письме ЗАО «МиассЭнерго» просило гр. <...> рассмотреть вопрос о возможности выделения земельного участка под размещение трансформаторной подстанции на территории принадлежащего ей земельного участка по ул. Ясная, д. 9 в связи с отсутствием решения по выделению указанного земельного участка от Администрации Миасского городского округа и собственников смежных земельных участков.

Письмом вх. 07.02.2014 № 1567 ЗАО «МиассЭнерго» сообщило в Челябинское УФАС России об исполнении предупреждения № 1 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. 17.01.2014 № 478/04).

Согласно условиям направленного гр. <...> проекта договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту,

ориентировочная стоимость технологического присоединения составит 3 073 650 руб. 85 коп. (три миллиона семьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят рублей восемьдесят пять копеек).

10.02.2014 Челябинское УФАС России выдало ЗАО «МиассЭнерго» предупреждение № 3 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. 12.02.2014 № 1672/04), путем установления в договоре на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП условия о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей.

ЗАО «МиассЭнерго» не исполнило предупреждение № 3 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

(исх. 12.02.2014 № 1672/04).

Письмом исх. 13.02.2014 гр. <...> сообщила в адреса ЗАО «МиассЭнерго» и Челябинского УФАС России о несогласии с подписанием договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 вх. № 11-ТП, отметив, что ЗАО «МиассЭнерго» имеет объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в пределах 300 метров от её энергопринимающих устройств.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЗАО «МиассЭнерго» в публичном доступе, после обращения гр. <...> через ТП-60, ТП-61 было подключено четыре объекта.

ЗАО «МиассЭнерго» ответ на письмо гр. <...> исх. 13.02.2014 не направило.

Письмом от 20.02.2014 исх. № 213 ЗАО «МиассЭнерго» обратилось к гр. <...> с просьбой согласовать установку опор для электроснабжения района района индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса, на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.

Письменного ответа от гр. <...> на данное обращение ЗАО «МиассЭнерго» не представлено.

Письмом от 06.03.2013 исх. № 341 ЗАО «МиассЭнерго» сообщило гр. <...> о том, что предоставление информации о сроках начала мероприятий по технологическому присоединению 58 участков под индивидуальное жилищное строительство в микрорайоне «О» невозможно, т.к. отсутствует информация о принадлежности земельных участков, необходимых для строительства линейных объектов.

Письмом от 13.03.2014 исх. № 294 (вх. 14.03.2014 № 3402) ЗАО «МиассЭнерго» обратилось в Администрацию Миасского городского округа с просьбой выделить земельный участок для строительства линии электропередачи в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, имеющих в собственности земельные участки в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса.

В ответ на данное обращение Администрация Миасского городского округа письмом от 14.04.2014 № 2591/11 сообщила о том, что в бюджете Миасского городского округа на 2014 года средства на разработку документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, на которой предполагается размещение данного линейного объекта, не предусмотрены, предложив осуществить ее подготовку за средств заинтересованных лиц.

Аналогичный ответ содержат письма Администрации Миасского городского округа исх. 02.04.2014 № 257/21, исх. 27.05.2014 № 375/21, № 2708/1.1.

Согласно письму Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» исх. 22.05.2014 № 06/1335, направленному на обращение ЗАО «МиассЭнерго» о возможности включения затрат на разработку документов по планировке территории с целью размещения ЛЭП для присоединения объектов индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса исх. 18.04.2014 № 478, включение расходов на разработку документов по планировке территории с целью размещения линейных объектов в плату за технологическое присоединение не представляется возможным.

Письмом исх. 28.05.2014 № 651 ЗАО «МиассЭнерго» сообщило в адрес Администрации Миасского городского округа о том, что согласно разъяснениям ГК «ЕТО Челябинской области» и ФСТ России включение расходов на разработку документов по планировке территории с целью размещения линейных объектов в плату за технологическое присоединение не предусмотрено, отметив, что орган местного самоуправления, на который возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка, не вправе возлагать данную обязанность на лицо, обратившееся за выдачей градостроительного плана.

ЗАО «МиассЭнерго» по указанным мотивам вновь просило Администрацию Миасского городского округа предоставить решение по землеотводу с целью размещения ЛЭП для технологического присоединения к электрическим сетям объектов индивидуального жилищного строительства в микрорайоне «О» северо-восточной части машгородка г. Миасса.

В связи с неисполнением ЗАО «МиассЭнерго» выданного ему предупреждения № 3 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. 12.02.2014 № 1672/04), путем установления в договоре на технологическое присоединение от 30.01.2014 вх. № 11-ТП условия о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей, Челябинское УФАС России, руководствуясь частью 8 статьи 391 Закона «О защите конкуренции», Приказом от 24.03.2014 № 59 возбудило дело № 08-04/14 по признакам нарушения ЗАО «МиассЭнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Заявитель на заседаниях Комиссии, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях вх. 12.11.2014 № 1360, вх. 05.12.2013 № 2545, вх. 19.02.2014 № 2126, вх. 28.04.2014, отметил следующее.

ЗАО «МиассЭнерго» является единственной сетевой организацией на территории машгородка г. Миасса. Часть принадлежащих Обществу объектов электросетевого хозяйства - ВЛЭП, кабельные линии - находятся в радиусе менее 300 метров от жилого дома <...> по ул. Ясная г. Миасс Челябинской области.

Поскольку заявитель относится к лицам, указанным в пункте 14 Правил присоединения, ЗАО «МиассЭнерго» независимо от наличия либо отсутствия технической возможности обязано было заключить договор на технологическое присоединения в установленный срок на условиях установления платы за такое присоединение в размере 550 рублей либо запросить недостающие в составе заявки документы и сведения.

Временное подключение к электроснабжению через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ИП <...>, не является надлежащим подключением, поскольку данное лицо не имеет статуса сетевой организации. Кроме того, ИП <...> сообщил о прекращении таких договорных отношений.

Представитель Ответчика на заседаниях Комиссии, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях вх. 06.12.2013 № 2635, вх. 21.02.2014 № 2278, вх. 25.04.2014 № 5878, вх. 03.06.2014 № 8273 отметил следующее.

Присоединение жилых домов микрорайона «О» г. Миасса Челябинской области к существующим сетям 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-60 осуществить невозможно ввиду отсутствия резервной трансформаторной мощности в ТП-60.

По мнению ЗАО «МиассЭнерго», подтвержденный им факт нахождения возведенной и введенной в эксплуатацию ВЛ-0,4 кВ в пределах 300 метров от объекта заявителя не является обязательным условием для заключения с гр. <...> Договора на технологическое присоединение на условиях установления платы за такое присоединение в размере 550 рублей по причине отсутствия технической возможности присоединения.

ВЛ-0,4 в пределах 300 метров от места нахождения энергопринимающих устройств заявителя является неотделимыми улучшениями, выполненными в рамках мероприятий по осуществлению технологического присоединения двадцати девяти жилых домов заявителей, проживающих на ул. Мечникова г. Миасса. В настоящее время ВЛ-0,4 отсутствует в реестре муниципального имущества, так как по условиям договора безвозмездного пользования от 30.11.2010 № 85 неотделимые улучшения передаются Арендодателю по истечению срока действия договора - после 30.11.2015.

ЗАО «МиассЭнерго» предпринимает действия в целях положительного решения вопроса по обеспечению электроснабжения микрорайона «О» Северной части машгородка г. Миасса и не злоупотребляет доминирующим положением, поскольку обратилось в Администрацию, а также к собственникам земельных участков с просьбой выделить земельные коридоры под строительство ЛЭП, но не получило положительного ответа.

Таким образом, единственным возможным техническим решением подключения объекта заявителя к электрической сети является осуществление такого присоединения по индивидуальному проекту, приблизительная стоимость которого составит 55 млн. рублей. Вопрос о выделении мощности для присоединения урегулирован с ОАО «МРСК Урала».

ЗАО «МиассЭнерго» факт наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <...> к электрическим сетям иной сетевой организации, выполненного в надлежащем порядке, не подтвердило.

Представитель ГК «ЕТО Челябинской области» поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях вх. 30.12.2013 № 3841, отметил следующее.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России от 30.11.2010 № 365-э/5 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119 в плату за технологическое присоединение включены расходы на строительство ВЛ-0,4 кВ в размере 1612864 руб. и расходы на выполнение организационных мероприятий в размере 143601 руб.

Расходы на реконструкцию трансформаторной подстанции ТП-60 (установка отходящей ячейки ЩО-70) заявителями не оплачиваются и включены в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Представитель Администрации Миасского городского округа на заседаниях Комиссии, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях вх. 04.06.2014 № 8355, отметил следующее.

В настоящее время в бюджете Миасского городского округа на 2014 года средства на разработку документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории, на которой предполагается размещение данного линейного

объекта, не предусмотрены, и её подготовку вправе осуществить заинтересованные лица за средств собственных средств.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлениями Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27 декабря 2012 года № 57/7 и от 3 сентября 2013 года № 33/1 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Челябинской области» для ЗАО «МиассЭнерго» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Челябинской области.

Следовательно, ЗАО «МиассЭнерго», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Кроме того, согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ЗАО «МиассЭнерго» на данном товарном рынке признается доминирующим.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного (в силу его публичности) для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

То есть, услуги по осуществлению технологического присоединения являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 08.09.2009 № 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК.

Таким образом, ЗАО «МиассЭнерго», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и связанных с ними услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статьёй 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 и пунктом 3 части 1 статьи 10 указанного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

По смыслу положений статьи 10 ГК РФ, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» навязывание лицу невыгодных условий договора, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права лица либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для него условиях.

Под навязыванием невыгодных контрагенту условий договора следует понимать направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются. Однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Исходя из арбитражной практики и здравого смысла отклонение протокола разногласий контрагента, а также отказ или длительное нерассмотрение протокола разногласий/cогласования разногласий признается навязыванием условий договора.

Из буквального толкования содержания пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» следует, что при квалификации нарушения по данному пункту доказыванию антимонопольным органом подлежат невыгодность для контрагента

предлагаемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом условий (экономическая и технологическая необоснованность) и/или их не предусмотренность действующим законодательством, а также факт навязывания данных условий контрагенту.

2.1. В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам).

Порядок и процедура технологического присоединения, в том числе существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861, Правила присоединения).

Пп. «д» п. 16 Правил к существенным условиям договора отнесено условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 17 Правил присоединения определено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что размер платы по технологическому присоединению должен составлять не более 550 рублей для заявителя, отвечающего следующим критериям:

- величина максимальной мощности принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств не превышает 15 кВт включительно;

- принадлежащие заявителю объектов относятся к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения);

- расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Комиссия, анализируя содержание заявки гр. <...> от 27.06.2012 вх. № 894 на технологическое присоединение к электрическим сетям, поданной в адрес ЗАО «МиассЭнерго» 28.06.2012, отмечает, что максимальная мощность энергопринимающего устройства заявителя составляет 15 кВт, заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств - третий.

Место нахождения энергопринимающего устройства заявителя (жилой дом) - Россия, Челябинская область, г. Миасс, микрорайон «О» северо-восточной части машгородка, кадастровый номер участка 73:34:0505131:0064.

Исходя из схемы расположения улиц в Северном территориальном округе управления микрорайоне «О» ТСЖ «Ясная поляна» Миасского городского округа, утвержденной решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 25.01.2013 № 7, дому, расположенному на земельном участке № 73:34:0505131:0064, присвоен <...> и он отнесен к ул. Ясная.

Факт принадлежности гр. <...> земельного участка с кадастровым номером участка 73:34:0505131:0064 и жилого дома <...> по ул. Ясная Челябинской области на праве собственности подтвержден свидетельствами о государственной регистрации права от 02.09.2013 и от 18.04.2012.

ЗАО «МиассЭнерго» является электросетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение расположенных на территории Миасского городского округа Челябинской области энергопринимающих устройств к электрической сети.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЗАО «МиассЭнерго» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://miassenergo.ru, на обслуживании ЗАО «МиассЭнерго» находятся: ВЛЭП напряжением 6 - 10 кВ - 66,5 км; ВЛЭП напряжением до 1 кВ - 67,4 км; кабельные линии (КЛ) напряжением 6-10 кВ - 187,27 км; кабельные линии (КЛ) напряжением до 1 кВ - 213,89 км; распределительные пункты - 22 шт., трансформаторные подстанции - 175 шт.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119 установлена индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго» для 29 заявителей в целях электроснабжения индивидуальных жилых домов микрорайона «Н» по ул. Мечникова в г. Миасс.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.04.2012 № 12/119 «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ЗАО «МиассЭнерго», в состав мероприятий по технологическому присоединению входит строительство сетевой организацией объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: строительство воздушных и(или) кабельных линий, строительство пунктов секционирования, строительство комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с классом напряжения до 35 кВ, строительство центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше (ПС), организация автоматизированного учета электроэнергии, организация телемеханики (телеуправление, телеизмерение), организация устройств релейной защиты и ПА, организация связи, компенсация емкостных токов.

В состав расходов, формирующих плату за технологическое присоединение на уровне напряжения 0,4 кВ, включены все затраты ЗАО «МиассЭнерго» на выполнение мероприятий, предусмотренных техническими условиями.

Согласно письму ГК «ЕТО Челябинской области» вх. 30.12.2013 № 3841 в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России от 30.11.2010 № 365-э/5 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за

технологическое присоединение к электрическим сетям» в плату за технологическое присоединение включены расходы на строительство ВЛ-0,4 кВ в размере 1 612 864 руб. и расходы на выполнение организационных мероприятий в размере 143 601 руб.

Расходы на реконструкцию трансформаторной подстанции ТП-60 (установка отходящей ячейки ЩО-70) заявителями не оплачиваются и включены в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Документами, подтверждающими расходы сетевой организации, являются сметы на выполнение строительно-монтажных работ и акты выполненных работ по формам КС-2 и КС-3.

Объект ВЛ-0,4 кВ провод. СИП от ТП-60 РУ-0,4 кВ яч. 4 до ВРУ для электроснабжения потребителей м-н «Н» учтен ЗАО «МиассЭнерго» в инвентарной карточке учета объекта основных средств от 01.10.2012 № 00002553, принят к учету и введен в эксплуатацию, а также указан в акте о приеме-передаче здания (сооружения) ЗАО «МиассЭнерго» от 01.10.2012 № 00000044.

Факт возведения и введения ВЛ-0,4 кВ в эксплуатацию также подтвержден выданными гражданам договорами от 25.09.2009 № 89, 90 и техническими условиями от 24.09.2009 № 1424, № 1423 на технологическое присоединение принадлежавших им жилых домов, расположенных на ул. Мечникова Миасского городского округа Челябинской области.

Согласно пункту 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Пунктом 8(1) Правил присоединения если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

ВЛ-0,4 кВ проходит по ул. Мечникова Миасского городского округа Челябинской области и находится на расстоянии менее 300 метров (164 метра) от границ участка заявителя гр. <...>, что подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте на портале государственных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://maps.rosreestr.ru, письменными и устными пояснениями ЗАО «МиассЭнерго» (вх. 06.12.2013 № 2635, вх. 25.04.2014 № 5878), письмами ЗАО «МиассЭнерго» (исх. 04.12.2013 № 2217, 2219, 2216), фотографиями опоры линии

электропередач по ул. Мечникова, д. 1 и дома <...> по ул. Ясная Миасского городского округа Челябинской области, опоры линий электропередачи по ул. Мечникова Миасского городского округа Челябинской области, письмом гр. <...> вх. 05.12.2013 № 2545.

Таким образом, в пределах 300 метров от принадлежащего гр. <...> земельного участка расположена линия электропередач 0,4 кВ, принадлежащая ЗАО «МиассЭнерго».

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 17 Правил присоединения, приходит к выводу о том, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. <...>, должна составлять не более 550 рублей.

Между тем, как следует из фактических обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, ЗАО «МиассЭнерго» установило в пункте 3.2 проекта договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту, направленному гр. <...>, ориентировочную стоимость технологического присоединения по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации в размере 3 073 650 руб. 85 коп. (три миллиона семьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят рублей восемьдесят пять копеек).

Следовательно, рассматриваемое условие договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту прямо противоречит п. 17 Правил присоединения и является невыгодным для потребителя, что также подтверждается письменными пояснениями гр. <...>, представленными в антимонопольный орган письмами вх. 05.12.2013 № 2545, вх. 19.02.2014 № 2126.

2.2. Согласно пункту 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 14 Правил присоединения предусмотрена такая категория заявителей как физические лица, которым принадлежат энергопринимающие устройства с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Поскольку гр. <...> относится к категории заявителей, определенной приведенным пунктом, Комиссия, исходя из системного толкования абзаца 2 пункта 3 и пункта 17 Правил присоединения, считает, что ЗАО «МиассЭнерго» обязано было

независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя заключить с ней договор и выполнить в отношении принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств мероприятия по технологическому присоединению на условиях выставления платы за них в размере 550 рублей.

Согласно пункту 19 Правил присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно абзацу 2 пункта 3, пунктам 14, 17 Правил присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности, должно осуществляться по размеру платы за технологическое присоединение, утвержденному регулирующим органом (при этом размер такой платы не должен превышать 550 рублей в случае присоединения объектов мощностью до 15 кВт включительно).

Материалами дела подтверждено, что ЗАО «МиассЭнерго», имея на расстоянии менее 300 метров от границ земельного участка заявителя объект электросетевого хозяйства, во исполнение предупреждения Челябинского УФАС России № 1 о прекращении действий, которые содержат признаки уклонения от заключения с заявителем договора не технологическое присоединение (исх. 17.01.2014 № 478/04), 04.02.2014 направило в адрес гр. <...> два экземпляра проекта договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту, с приложением технических условий и калькуляции ориентировочной стоимости мероприятий, указав на удаленность сетей соответствующего уровня напряжения, обслуживаемых ЗАО «МиассЭнерго» на расстоянии более 300 метров от подключаемого объекта заявителя, и на отказ сторонней организации от присоединения к ТП-61, находящейся на её балансе.

ЗАО «МиассЭнерго», получив от гр. <...> письмо исх. 13.02.2014 о несогласии с предложенными условиями проекта договора на технологическое присоединение от 30.01.2014 № 11-ТП по индивидуальному проекту, в т.ч. в части установления платы за такое подключение в размере 3 073 650 руб. 85 коп. (три миллиона семьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят рублей восемьдесят пять копеек), оставило его без ответа.

Кроме того, ЗАО «МиассЭнерго» сообщило в антимонопольный орган об отказе от исполнения предупреждения № 3 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. 12.02.2014 № 1672/04), путем установления в договоре на технологическое присоединение условия о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей.

Полученные в рамках рассмотрения дела письменные и устные пояснения ЗАО «МиассЭнерго» свидетельствуют о несогласии Общества внести в договор на технологическое присоединение, заключаемый с гр. <...>, изменения в части, касающейся установления в нем платы в размере 550 рублей.

Действия сетевой организации по уклонению от установления в договоре на технологическое присоединение предусмотренной п. 17 Правил присоединения

платы выходят за пределы имеющихся у неё гражданских прав.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ЗАО «МиассЭнерго» по навязыванию гр. <...> невыгодного условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 30.01.2014 № 11-ТП путем отказа от установления в договоре платы в размере 550 рублей вместо 3 073 650 руб. 85 коп., предусмотренного пунктом 3.2 договора, являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 (далее - постановление ВАС № 30) в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Между тем, Комиссией установлено, что ЗАО «МиассЭнерго», не рассмотрев письмо заявителя исх. 13.02.2014 о несогласии с предложенными условиями договора на технологическое присоединение по индивидуальному проекту, отказав в исполнении предупреждения Челябинского УФАС России об установлении в договоре на технологическое присоединение условия о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей, нарушило императивные нормы Правил присоединения, а также порядок урегулирования разногласий, возникших в ходе заключения договора, установленный гражданским законодательством, создав неразумные ограничения по реализации гр. <...> гражданских прав в выборе способов урегулирования разногласий, поскольку вследствие данных действий последняя была вынуждена обратиться за разрешением возникшей ситуации в антимонопольный орган.

ЗАО «МиассЭнерго», как экономически более сильная сторона гражданско-правовых отношений, отказав в приведении условий публичного договора на технологическое присоединение в соответствие с действующим законодательством, предложив заявителю заключить договор на заведомо невыгодных и противоречащих Правилам присоединения условиях, вышло за пределы осуществления гражданских прав, что привело к ущемлению прав и законных интересов гр. <...>, запрет на которое установлен ст. 10 ГК РФ, пунктом 3 частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, рассматриваемые действия сетевой организации, согласно пояснениям заявителя, повлекли невозможность использования принадлежащего ей индивидуального жилого дома в бытовых целях и нарушили её право на электроснабжение, то есть препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ свободному перемещению товара - электроэнергии для указанных потребителей, обеспечение которого является одной из целей Федерального закона «О защите конкуренции».

Также Комиссией установлено, что ЗАО «МиассЭнерго» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имело возможность и обязано было установить в анализируемом договоре на технологическое присоединение условие о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей, однако им не были приняты соответствующие меры, что доказывает факт наличия у Общества вины в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

Документов и сведений, подтверждающих наличие препятствий для совершения сетевой организацией таких действий, Ответчиком в Челябинское УФАС России не представлено.

Довод ЗАО «МиассЭнерго» об отсутствии у него технической возможности присоединения энергопринимающих устройств гр. <...> к электрической сети подлежит отклонению, так как из буквального толкования императивной нормы (п. 3 Правил присоединения) технологическое присоединение к электрическим сетям для лиц, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, к которым относится заявитель, осуществляет независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.

То есть ЗАО «МиассЭнерго» в силу прямого указания Закона обязано было создать для гр. <...> техническую возможность подключения к электрической сети любым возможным способом. Комиссия не оценивает технические решения по обеспечению возможности присоединения объектов заявителя к электрическим сетям, так как выбор таких решений зависит от воли ЗАО «МиассЭнерго» как профессионального участника рынка технологического присоединения.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о доказанности материалами дела совокупности элементов состава нарушения антимонопольного законодательства, и квалифицирует действия ЗАО «МиассЭнерго», выразившиеся в навязывании гр. <...> невыгодного условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 30.01.2014 № 11-ТП, предусмотренного пунктом 3.2 договора, нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства и его последствия по состоянию на момент принятия настоящего решения не устранены, Комиссия приняла решение о выдаче ЗАО «МиассЭнерго» соответствующего предписания.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, 41.1, статьями 49, 50 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ЗАО «МиассЭнерго», выразившиеся в навязывании гр. <...> невыгодного условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 30.01.2014 № 11-ТП, предусмотренного пунктом 3.2 договора, нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»;

2. Выдать ЗАО «МиассЭнерго» предписание об устранении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и его последствий;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.


 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                                    

ПРЕДПИСАНИЕ № 7

 

16 июня 2014 года                                                                                              

г. Челябинск

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции), на основании своего решения от 09 июня 2014 года по делу № 08-04/14 о нарушении ЗАО «МиассЭнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ЗАО «МиассЭнерго» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в навязывании гр. <...> невыгодного условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 30.01.2014 № 11-ТП, предусмотренного пунктом 3.2 договора, путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.

2. ЗАО «МиассЭнерго» в течение 14-ти календарных дней с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, исключить из договора на транспортировку газа условие, предусмотренное  пунктом 3.2 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 30.01.2014 № 11-ТП, установив в указанном договоре на технологическое присоединение условие о стоимости технологического присоединения в размере 550 рублей, и направить заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах в адрес гр. <...>;

3. ЗАО «МиассЭнерго» о выполнении указанного предписания сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех рабочих дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии:

                                                                  А.А. Козлова

 

Члены Комиссии:

                                                                   Ю.М. Расторгуева

                                                

                                                                   О.В. Конькова

 

                                           

                                                                                                                                    

                                                         

            

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны