Решение б/н Решение по делу № 80-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 10 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «31» декабря 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    <…>    -    заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:    <…>    -    главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>        ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Верхнеуфалейского городского округа (далее – Администрация) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:

Постановлением Администрации от 03.03.2015 №76 утверждено Положение «О проведении конкурса на право обслуживания населения городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на территории Верхнеуфалейского городского округа»  (далее – Положение о проведении конкурса).
Положение о проведении конкурса регулирует отношения, возникающие в связи с проведением конкурса на право облуживания населения городским и пригородным транспортом общего пользования на территории Верхнеуфалейского городского округа.
При рассмотрении жалобы № 30-07/18.1/15, поданной индивидуальными предпринимателями <…> и <…>  (далее – Заявители) на действия Администрации, выразившиеся в нарушении порядка организации торгов при установлении  критериев  оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обслуживанию населения городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на территории Верхнеуфалейского городского округа (Реестровый номер торгов: №   4) (далее - Конкурс), Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение порядка проведения торгов установила в действиях Администрации по установлению в Положении о проведении конкурса в качестве обязательного требования  к участнику торгов наличия у него на праве собственности или ином законном основании транспортных средств признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем Администрации на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 09.09.2015 исх. б/н, от 13.11.2015 исх. № 93, и отмечено следующее.
Пунктом 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280  (далее – Положение о лицензировании), установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности являются в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Установление требования к участникам конкурса о наличии у него транспортных средств на праве собственности или ином законном основании на момент проведения конкурса не ограничивает доступ к участию в торгах, поскольку приобретение транспортных средств требуется уже при получении лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Таким образом, установление в Положении о проведении конкурса в качестве обязательного требования к участникам о наличии у них на праве собственности или ином законном основании автомобильных транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации, не сужает круг участников, поскольку из указанного положения следует, что в качестве подтверждения наличия у участника транспортного средства на ином законном основании возможно предоставление договоров лизинга, предварительных договоров и др.
Правомерность установления данного требования подтверждена судебной практикой, а именно решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2011 по делу № А32-14229/2011.
Положение о проведении конкурса также не содержит условий, при которых участник конкурса не может заявлять одно и то же транспортное средство на несколько лотов одновременно.
Кроме того, согласно пунктам 2.3 и 2.4.2 проекта договора перевозчик вправе в случае изменения марки, модели или государственного регистрационного знака транспортного средства, а также в случае его замены на другое транспортное средство обратиться к Администрации о внесении в перечень подвижного состава соответствующих изменений путем заключения с Администрацией дополнительного соглашения к договору.
При этом изменения в перечень подвижного состава вносятся при условии, если срок эксплуатации транспортных средств на дату подписания протокола, указанного в договоре, включенных в перечень подвижного состава, не превышает средний срок эксплуатации транспортных средств, включенных в состав заявки перевозчика на участие в конкурсе.
Таким образом, Администрация полагает, что нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в ее действиях отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 24 Положения о проведении конкурса установлены обязательные требования к участникам торгов, одним из которых является наличие на праве собственности или на ином законном основании автомобильных транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации (подпункт 5).
Согласно подпункту 2 пункта 25 Положения о проведении конкурса при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник, подавший заявку, не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 24 названного положения.
Установление требования к участникам торгов о наличии у них на момент подачи заявок на участие в конкурсе транспортных средств может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции путем ограничения доступа к участию в торгах, поскольку приобретение транспортных средств до определения победителя торгов экономически нецелесообразно для его участников.
В целях расширения круга участников конкурса организатор торгов вправе  установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих намерение о приобретении участником конкурса на определенном праве транспортного средства (например, предварительный договор купли-продажи, аренды, лизинга и др.).
Требование о наличии на определенном праве транспортного средства возможно на стадии заключения договора с победителем либо единственным участником конкурса,  поскольку в данном случае необходимость приобретения подвижного состава до предоставления возможности осуществления деятельности на маршрутной сети отсутствует.  
Комиссией не может быть принят во внимание довод Администрации о том, что установление указанного требования к участникам конкурса не ограничивает доступ к участию в торгах, поскольку приобретение транспортных средств требуется при получении лицензии на осуществление данного вида деятельности, по следующим основаниям.
При получении лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, перевозчик должен иметь транспортные средства, предназначенные для этих целей. Тогда как для участия в конкурсе согласно Положению о проведении конкурса претенденту необходимо иметь в наличии транспортные средства, удовлетворяющие требованиям конкурсной документации (например, транспортные средства определенной категории и класса, а также с количеством мест  для сидения).
Довод Администрации о том, что в качестве подтверждения наличия у участника транспортных средств на ином законном основании возможно предоставление договоров лизинга, предварительных договоров, является несостоятельным, поскольку указанные документы не свидетельствуют о наличии у него транспортных средств на момент подачи заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, довод Администрации о том, что победитель торгов вправе в ходе исполнения договора заменить транспортное средство, не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают потенциальных участников торгов от обязанности иметь в наличии транспортные средства на момент подачи заявки на участие в Конкурсе.
Также Комиссией не может быть принят во внимание довод  Администрации о том, что правомерность установления указанного требования подтверждена судебной практикой, поскольку из содержания решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2011 по делу №А32-14229/2011 не следует, что судом рассматривался вопрос о правомерности установления в нормативном акте, регламентирующем порядок проведения конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, требования к участникам торгов о наличии у них транспортных средств на праве собственности или ином законном основании.
Действия Администрации по установлению в подпункте 5 пункта 24 Положения о проведении конкурса требования к участнику торгов о наличии у него транспортных средств на праве собственности или на ином законном основании создают препятствия участия в Конкурсе хозяйствующим субъектам, которые ранее не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам, и могут привести к созданию преимущественных условий участия в Конкурсе хозяйствующим субъектам, которые обладают транспортными средствами на момент его проведения, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В результате указанных действий создаются препятствия выхода на рынок оказания услуг по пассажирским перевозкам хозяйствующих субъектов, не имеющих транспортные средства на момент проведения торгов, но способных приобрести транспортные средства к моменту заключения договора.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:

1.    Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Верхнеуфалейского городского округа по установлению в подпункте 5 пункта 24 Положения о проведении конкурса требования к участнику торгов о наличии у него транспортных средств на праве собственности или на ином законном основании, которые создают препятствия участия в Конкурсе хозяйствующим субъектам, ранее не осуществлявшим деятельность по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам, и могут привести к созданию преимущественных условий участия в Конкурсе хозяйствующим субъектам, которые обладают транспортными средствами на момент его проведения.
2.    Выдать Администрации Верхнеуфалейского городского округа предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем  исключения подпункта 5 пункта 24 Положения о проведении конкурса.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.  
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.


Председатель Комиссии                                                                   <…>                                                


Члены Комиссии                                      <…>  
                                              

                                          <…>  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 80-07/15 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство

«31» декабря 2015 года                                           г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    <…>  .    -    заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:    <…>      -    главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>          ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 31 декабря 2015 года по делу № 80-07/15 о нарушении Администрацией Верхнеуфалейского городского округа (далее – Администрация) части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации в срок до 19 февраля 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в подпункте 5 пункта 24 Положения «О проведении конкурса на право обслуживания населения городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на территории Верхнеуфалейского городского округа», утвержденного Постановлением Администрации от 03.03.2015 №76, требования к участникам торгов о наличии у них транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации, на праве собственности или на ином законном основании, путем  исключения подпункта 5 пункта 24 указанного положения.
2. Администрации в срок до 26 февраля 2016 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятого с учетом настоящего предписания акта, а также документов, свидетельствующих об опубликовании такого акта).
Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.
Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и  описью документов со ссылкой на номер дела.

 

Председатель Комиссии                               <…>  


Члены Комиссии                             <…>  


                                    <…>  

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны