Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-3026/2023 о наличии оснований для вкл... от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-3026/2023 о наличии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «09» января 2024 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (далее — Заказчик) вх. № 17495/23 от 27.12.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Донуголь» (ИНН 9731059101) в связи с уклонением от исполнения обязательств по договору на поставку автоматического станка для сварки ленточных пил (извещение № 230182300088-1), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Донуголь» (ИНН 2024-113 9731059101) в связи с уклонением от исполнения обязательств по договору на поставку автоматического станка для сварки ленточных пил (извещение № 230182300088-1). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» провело закрытый запрос котировок на право заключения договора на поставку автоматического станка для сварки ленточных пил. Согласно протоколу № ПЗКУ-286-973/2023/06 от 19.06.2023 Заказчиком принято решение заключить договор с единственным участником закупки ООО «Донуголь». Протокол № ПЗКУ-286-973/2023/06 размещен на ЭТП 22.06.2023. В ходе заключения договора ООО «Донуголь» направило в адрес Заказчика протокол разногласий к договору в том числе с внесением изменений в него в части характеристик поставляемого товара, отличных от технического задания Заказчика и поданной заявки Обществом. Заказчик не принял протокол разногласий в части изменения характеристик товара, который будет поставлен во исполнение договора. Договор № 00000000020956220973 / 23-1020у подписан Заказчиком и ООО «Донуголь» 14.07.2023. В соответствии с пунктом 1.1 договора, на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011 года и «Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», в соответствии с проведенной закупочной процедурой Продавец обязуется в установленных настоящим Договором порядке, цене и в сроки поставить оборудование, отвечающее требованиям, согласованным сторонами в приложениях «Спецификация» и «Технические характеристики» к настоящему Договору, а также выполнить работы и оказать услуги, предусмотренные настоящим Договором, а Покупатель обязуется принять их и оплатить. Из пункта 13.3 договора следует, что в случае неисполнения Продавцом обязанностей, Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора, путем направления Продавцу уведомления об одностороннем отказе от исполнения Договора. Договор считается расторгнутым с даты указанной Покупателем в уведомлении. В связи с неисполнением ООО «Донуголь» обязательств по поставке оборудования, договор был расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке. Уведомление о расторжении договора поставки в одностороннем порядке от 14.12.2023 № ГД-2243 было направлено по электронной почте aleks.gem@bk.ru и почтовым отправлением по адресу регистрации юридического лица, которое получено обществом 27.12.2023. Согласно уведомлению договор считается расторгнутым с 18.12.2023. В материалах обращения не имеется информации об обжаловании ООО «Донуголь» факта расторжения договора. ООО «Донуголь» пояснило следующее. «В заявке на участие ООО «Донуголь» допустило техническую ошибку и предложило к поставке Аппарат для сварки ленточных пил Griggio VC 6 производства Италия, который не соответствует техническому заданию. 2024-113 В соответствии с подпунктами 10.6.1, 10.6.2(2), 10.6.3 пункта 10.6 Положения о закупке и документации, заявка должна содержать: Требования к описанию продукции участниками процедуры закупки устанавливаются в целях обеспечения возможности выявления однозначного соответствия или несоответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика. Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями извещения, документации о закупке (подраздел 10.3 Положения) и может быть представлено в виде: согласия (декларации) участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в извещении, документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений в случае, когда такой способ описания продукции допускается извещением, документацией о закупке; - подробного предложения участника процедуры закупки в отношении продукции, включающего в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик продукции (в том числе с предоставлением образцов продукции), в случае, когда такой способ описания продукции требовался в соответствии с извещением, документацией о закупке. Также, конкретный способ предоставления описания продукции устанавливается в извещении, документации о закупке в соответствии с положениями раздела 12 Положения. Согласно пункту 4.12.5 Документации на этапе рассмотрения заявок ЗК вправе проверить актуальность и достоверность предоставленных в составе заявки документов и сведений путем использования официальных сервисов органов государственной власти или иным законным способом, также заявка, представляемая участником закупке, Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями п. 13 информационной карты. Таким образом, у комиссии Заказчика имелись основания для отклонения поданной заявки участника закупки. Тем самым ООО ЧТЗ-Уралтрак, должно было отклонить заявку за предоставление недостоверных сведений о технических характеристиках поставляемого товара, однако отклонения заявки не последовало. ООО «Донуголь», до подписания договора №00000000020956220973/23- 1020у от 27.06.2023 года, направило протокол разногласий, где указало, актуальные технические характеристики поставляемого Аппарата для сварки ленточных пил Griggio VC 6. Также Заказчик обращался для урегулирования данного вопроса в Дирекцию по управлению проектами и запасами, где указал, о несоответствии технических характеристик, что подтверждается служебной запиской 06.07.2023 №69/03- 63, в которой также отмечено, что данный протокол разногласий не может быть принят изза ухудшающих технических характеристик. Таким образом ООО «ЧТЗ-Уралтрак», не подписало протокол разногласий, вследствие чего, участник закупки был вынужден заключить данный договор 2024-113 №00000000020956220973/23-1020у от 27.06.2023. После подписания договора ООО «Донуголь» предприняло меры по урегулированию вопроса, путем направления Заказчику соглашения о расторжении договора по согласию сторон от 14 июля 2023 года. 03.08.2023 года ООО «ЧТЗ-Уралтрак» направило ООО «Донуголь уведомление о несоответствии техническим характеристик автоматического станка ленточных пил Griggio VC 6 техническому заданию Заказчика». Из имеющихся документов в материалах обращения следует, что, предложенное оборудование для сварки ленточных пил Griggio VC 6 не соответствует техническому заданию Заказчика: № Техническая характеристика, согласно технического задания Предложение ООО «Донуголь» 1 Материал лентопильного полотна: биметалл с зубом из быстрорежущей стали М42; Полотно стальное 2 Толщина лентопильного полотна макс.: не менее 1,3 мм Толщина лентопильного полотна 0,6-1,2 мм Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что в отношении ООО «ЧТЗ-Уралтрак» иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации введены политические или экономические санкции и (или) иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных 2024-113 объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила) установлено, что в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган: а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 8 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня; б) копию решения суда о расторжении договора. Поскольку датой расторжения договора является 18 декабря 2023 года, а обращение ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в адрес Челябинского УФАС России подано 27 декабря 2023 года, т. е. на 7 рабочий день, то обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Донуголь» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами. 2. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования 2024-113 отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из пояснений ООО «Донуголь» причиной неисполнения обязательств по договору послужила техническая ошибка, допущенная при подаче заявки на участие в закупке. Рассматривая довод ООО «Донуголь», согласно которому закупочная комиссия Заказчика должна была установить недостоверность сведений заявки и следовательно отклонить заявку общества от участия в закупке, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее. 2024-113 Данный довод связан с наличием или отсутствием вины общества по неисполнению обязательств по договору, а равно и основанием для включения или не включения лица в реестр недобросовестных поставщиков. Согласно пункту 13 Информационной карты закупочной документации установлено требование к описанию продукции - подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.3. Согласно пункту 4.12.5 закупочной документации на этапе рассмотрения заявок у закупочной комиссии имеется право, а не обязанность проверять актуальность и достоверность представленных сведений в составе заявки. При этом, как следует из заявки на аккредитацию от 15.06.2023 исх. № 151/06-23 ООО «Донуголь» подтвердило, что все сведения в заявке являются достоверными и актуальными. Последствия предоставления недостоверных сведений обществу известны и понятны. В соответствии с пунктом 14 Информационной карты закупочной документации перечень документов, подтверждающих соответствие продукции — не требуются. Состав заявки ООО «Донуголь», документов подтверждающих характеристики аппарата (инструкция, технический паспорт на оборудование и т. п.) не содержал. При подаче заявки на участие в закупке № 230182300088-1 ООО «Донуголь» в своем предложении указало характеристики товара аналогичные характеристикам требуемого Заказчиком оборудования. Таким образом, закупочная комиссия Заказчика оценила заявку общества на основании представленных документов и технического предложения, которое соответствовало техническому заданию, а ООО «Донуголь» декларировало достоверность представленных сведений. Обществом обоснований и объективных доказательств наличия в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. Комиссия антимонопольного органа полагает, что у закупочной комиссии ООО «ЧТЗ-Уралтрак» не имелось поводов сомневаться в достоверности представленных сведений (в виду наличия декларирования достоверности сведений участником и отсутствием приложенных документов на оборудование), соответственно инициировать их проверку и в дальнейшем при выяснении факта недостоверности отклонить заявку ООО «Донуголь». При этом, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что поставщик конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно участник несет риск наступления неблагоприятных для участника последствий, связанных с 2024-113 несоблюдением требований закупочной документации и законодательства Российской Федерации. Границы ответственности за представление достоверных сведений в заявке определены за участником закупки, ООО «Донуголь» при формировании предложения о товаре обязано было удостовериться в полном соответствии характеристик предлагаемого к поставке оборудования с теми характеристиками товара, которое требовались Заказчику в техническом задании. ООО «Донуголь» при обнаружении ошибки имело право и возможность обжаловать протокол подведения итогов закупки в судебном порядке или в антимонопольный орган. Следует учесть, что Протокол № ПЗКУ-286-973/2023/06 размещен на ЭТП 22.06.2023. В ходе заключения договора ООО «Донуголь» направило в адрес Заказчика протокол разногласий к договору с внесением изменений в техническое задание от 27.06.2023, из которого следует изменение характеристик поставляемого товара, отличных от технического задания Заказчика и поданной заявки Обществом. Протокол разногласий, направленный в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» свидетельствует об уклонении от заключения договора на условиях документации и направленной заявки. Указанное свидетельствует, что ООО «Донуголь» уже 27.06.2023 был известен факт о не соответствующих техническому заданию характеристиках товара. Заказчик не принял протокол разногласий в части изменения характеристик поставляемого товара, так как ООО «Донуголь» указало в протоколе разногласий ухудшенные характеристики поставляемого товара по сравнению с требованиями ТЗ. Лишь 08.08.2023 ООО «Донуголь» подало жалобу в Челябинское УФАС России на действия закупочной комиссии ООО «ЧТЗ-Уралтрак», в которой указало на неправомерные действия закупочной комиссии, выразившиеся в признании заявки ООО «Донуголь» соответствующей требованиям документации. Вместе с тем, Договор № 00000000020956220973 / 23-1020у подписан ООО «Донуголь» 14.07.2023, с указанием в нем информации о поставке товара с характеристиками, соответствующими требованиям технического задания. Комиссия Челябинского УФАС России не имела правовых оснований для рассмотрения доводов жалобы на действия закупочной комиссии и действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что сроки для подачи жалобы на действия закупочной комиссии и действия Заказчика истекли. Указанное подтверждается решением о прекращении рассмотрения жалобы № 074/07/3-1912/2023 от 18.08.2023. ООО «Донуголь» в судебном порядке итоги проведения закупки не обжаловало. Кроме того, Комиссия отмечает, что ООО «Донуголь» в заключенном договоре обязалось поставить товар, соответствующий требованиям документации, однако не предприняло никаких мер к поставке такого товара. Обратного в материалы обращения не представлено. Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что ООО «Донуголь» не проявило со своей стороны должной осмотрительности, необходимой для недопущения 2024-113 нарушения условий договора и законодательства о закупках. Наличие обстоятельств непреодолимой силы, форс-мажорных обстоятельств в ходе рассмотрения обращения не установлено, ООО «Донуголь» не доказано. Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего обращения, Комиссией установлено, что поставщик не приступил к исполнению обязательств по договору, что свидетельствует о существенном нарушении обществом обязательств по договору, а равно о его недобросовестном поведении по отношению к Заказчику. Учитывая изложенное, а также что Заказчиком в одностороннем порядке расторгнут договор ввиду существенного нарушения контрагентом обязательств по договору, а также, что Заказчик является лицом, в отношении которого недружественными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения сведений в отношении ООО «Донуголь» в Реестр недобросовестных поставщиков. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии оснований для включения сведений об ООО «Донуголь» (121108, г. Москва, ул. Пивченкова, дом 3, корпус 3, эт/пом/ком 1/1/10, ИНН 9731059101, ОГРН 1197746747648, КПП 773101001 ) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны