Решение №АК/11169/22 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (... от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа»
454080, г. Челябинск,

пр-кт Свердловский, д. 84
chel-osdusshor@mail.ru

Индивидуальный предприниматель

<...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 074/10/104-2579/2022 (№ РНП-74-401/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 15 сентября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

рассмотрев обращение ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции, баннеров, вывесок в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» для нужд ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» (извещение № 0369200021622000017) (далее – аукцион, закупка), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме представителя ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» (далее — заказчик)<...>., действующей на основании доверенности от 13.09.2022 № 01/220,

в отсутствие ИП <...>, надлежащим образом уведомленной о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 07.09.2022 поступило обращение ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <...> в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции, баннеров, вывесок в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» для нужд ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» (извещение № 0369200021622000017) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела аукцион объявлен путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок 22.02.2022 извещения о проведении электронного аукциона № 0369200021622000017.

Начальная (максимальная) цена контракта – 84 150,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369200021622000017 от 04.03.2022 победителем признан участник закупки № 111471083 (ИП <...>).

По итогам проведения закупки 16.03.2022 заключен контракт № 15-а по цене 79 000, 00 рублей.

Как следует из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, ИП <...> не предпринимались действия, направленные на исполнение обязательств по контракту. Переписка не велась. Обращения, письма в адрес заказчика не поступали.

ИП <...> явку представителей не обеспечила, письменные пояснения не представила.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика Комиссия руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 9.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, заказчиком 26.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 26.08.2022 указанное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок. 05.09.2022 по истечении десятидневного срока решение заказчика вступило в силу.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 07.09.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 07.09.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ИП <...> 16.03.2022 заключен контракт на оказание услуг15-а (далее – контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта «По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению полиграфической продукции, баннеров, вывесок в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» для нужд ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» согласно спецификации (Приложение №1), техническому заданию (Приложение №2), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта, а Заказчик принять и оплатить оказанные услуги, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом».

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются сроки выполнения работы.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрен срок оказания услуг: «июль 2022 г.».

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.08.2022 № 01/200, на дату принятия решения исполнителем обязательства по контракту не исполнены, что привело к нарушению организационно-технического, методического и информационного сопровождения реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Так, согласно пунктам 2.1.1, 2.1.5 контракта исполнитель обязан:

- оказывать услуги качественно, своевременно, в полном объеме, надлежащим образом и в соответствии с условиями настоящего контракта;

- предоставлять заказчику отчетные документы по факту оказанных услуг: счет, счет-фактуру (при наличии), акт оказанных услуг (либо иной документ, подтверждающий факт оказания услуг) за фактически оказанные услуги, а также документы согласно Техническому заданию (Приложение № 2 к настоящему контракту), оформленных в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на адрес электронный почты исполнителя 06.07.2022 заказчиком направлены образцы полиграфической продукции по всем пунктам спецификации, дополнительно представлены контактные данные с целью оперативного взаимодействия в рамках исполнения контракта. Представитель ИП <...> 06.07.2022 посредством телефонной связи сообщил заказчику о намерении исполнить контракт.

Однако до окончания срока исполнения обязательств по контракту услуги ИП <...> не оказаны. На письма заказчика от 13.07.2022. 22.07.2022, 26.07.2022, 29.07.2022 исполнитель не отвечал.

В связи с неисполнением ИП <...> принятых по контракту обязательств заказчиком направлена претензия (от 01.08.2022 № 01/188) с просьбой в кротчайшие сроки приступить к исполнению обязательств.

Указанная претензия направлена заказчиком в адрес исполнителя заказным письмом и по электронной почте, по адресам, указанным в контракте, доказательства представлены в материалы дела.

Согласно отчету, сформированному официальным сайтом Почты России, заказное письмо с почтовым идентификатором 45404668499658 получено адресатом 12.08.2022.

Вместе с тем, претензия заказчика оставлена исполнителем без удовлетворения.

Таким образом, основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией).

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Ввиду неоказания ИП <...> услуг результаты исполнения контракта не соответствуют обоснованным ожиданиям заказчика, что свидетельствует о недостижении цели договора возмездного оказания услуг.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

ИП <...> нарушены условия контракта, исполнитель к исполнению контракта не приступил.

Действия ИП <...> явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность образовательного учреждения в услугах в рамках реализации национального проекта «Образование» не удовлетворена.

Следовательно, в действиях ИП <...> содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

Включить сведения, представленные ГБУДО «Областная детско-юношеская спортивная школа», об Индивидуальном предпринимателе <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

2022-11974

 

 

Связанные организации

ГБУ ДО "Областная детско-юношеская спортивная школа"
ИНН 7453029949, ОГРН 1027403882219
Ковалева Евгения Николаевна
ИНН 010518914916, ОГРН