Решение б/н Решение № 81-07/18.1/17 по жалобе Ассоциации организаций и п... от 10 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 81-07/18.1/17

 

01 ноября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя – начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренции Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

при рассмотрении жалобы Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда» (далее - Заявитель) на неправомерные действия Министерства экологии Челябинской области (далее – Министерство, организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда» на неправомерные действия Министерства при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера, извещение № 270717/2238202/01 (далее – Конкурс, торги).

В качестве доводов Заявитель в жалобе указал, что в конкурсной документации не определен размер необходимых инвестиций на создание объекта концессионного соглашения, а установленные в конкурсной документации значения величины инвестиций не обоснованы.

По мнению Заявителя, установленное в конкурсной документации требование к финансовой состоятельности претендента на участие в торгах на этапе предварительного отбора не соответствует положениям действующего законодательства, ограничивает круг участников торгов.

Кроме того, Заявитель полагает, что требования к опыту участника торгов установлено неправомерно.

В связи с этим Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять решение о выдаче организатору торгов предписания об устранении указанных нарушений при проведении торгов.

 

Министерством представлены письменные пояснения, а также на заседании Комиссии указано следующее.

Размер инвестиций на создание объекта концессионного соглашения определен в пункте 21.5 конкурсной документации и составляет не более 3 540 000 000 рублей. Пункты 14.5, 21.36-21.40 конкурсной документации устанавливают обязательства концессионера по обеспечению исполнения обязательств по концессионному соглашению, размер и случаи ответственности за нарушение условий такого соглашения и не относятся к определению размера инвестиций. При этом размер инвестиций установлен на основании расчетов, выполненных при разработке территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области.

Организатор торгов вправе самостоятельно определять условия допуска к участию в конкурсе. Требования о финансовой состоятельности заявителя и к опыту участника торгов не противоречат действующему законодательству.

На основании изложенного Министерство полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными, в действиях организатора торгов отсутствуют нарушения порядка организации и проведении конкурса.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Министерством издан Приказ № 904 от 24.07.2017 «О заключении концессионного соглашения», которым утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера.

Приказами Министерства от 25.08.2017 № 1034, от 30.08.2017 № 1041, от 01.09.2017 № 1044, от 04.09.2017 № 1046, от 08.09.2017 № 1071 в Приказ № 904 от 24.07.2017 внесены изменения, согласно которым конкурсная документация излагалась в новых редакциях.

Сообщение о проведении Конкурса опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, 27 июля 2017 года.

В соответствии с извещением о проведении торгов (с учетом всех изменений) даты начала и окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 28.07.2017 и 23.10.2017, вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 24.10.2017, конкурсные предложения представляются в период с 02.11.2017 по 05.02.2018, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями – 05.02.2018, срок подписания протокола о результатах Конкурса – 06.03.2018.

Срок действия концессионного соглашения - 25 лет.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать условия конкурса.

Под условиями конкурса следует понимать условия концессионного соглашения в соответствии со статьей 10 Закона о концессионных соглашениях (пункт 1 части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и объектом концессионного соглашения не являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. При этом размеры предусмотренного пунктом 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению определяются исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях реализации инвестиционной программы концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за исключением расходов, которые в соответствии с концессионным соглашением должны осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 21.5 конкурсной документации концессионер обязан с привлечением инвестиций в размере не более 3 540 000 000 рублей осуществить создание объекта концессионного соглашения путем проектирования, строительства, приобретения имущества, монтажа оборудования и специализированной техники, осуществления иных действий, направленных на создание Объекта Концессионного соглашения, с соблюдением порядка и сроков его создания, установленных Концессионным соглашением. Конкретный объем инвестиций определяется на основании инвестиционной программы Концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством.

При этом, как указано Министерством, размер инвестиций установлен на основании расчетов, выполненных при разработке территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области.

Довод Заявителя о том, что обязанность по привлечению инвестиций предусмотрена пунктом 14.5 конкурсной документации в размере 1 062 000 000 рублей, отклонен Комиссией в связи со следующим.

Так, согласно пункту 14.5 конкурсной документации обеспечение исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению на стадии создания объекта концессионного соглашения установлено исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях создания объекта концессионного соглашения, и составляет 1 062 000 000 рублей.

Таким образом, указанным положением конкурсной документации установлен не размер привлекаемых инвестиций, а размер обеспечения исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению, и указанные величины не являются тождественными.

Необходимо отметить, что пунктами 21.36-21.40 конкурсной документации, на которые ссылается Заявитель, установлена ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение концессионером обязательства по созданию объекта концессионного соглашения, которая исчисляется в процентах от указанной в пункте 21.5 конкурсной документации суммы привлекаемых инвестиций в размере 3 540 000 000.

При этом указание в пункте 21.40 конкурсной документации о том, что штрафная санкция исчисляется от указанной в пункте 21.5 конкурсной документации «максимальной» суммы привлекаемых инвестиций в размере 3 540 000 000 рублей, не может свидетельствовать о нарушении Министерством порядка организации и проведения торгов в части установления в конкурной документации размера привлекаемых инвестиций.

Ссылка Заявителя на конкурсную документацию 2016 года, отклонена Комиссией, поскольку не относится к предмету рассмотрения настоящей жалобы. Кроме того, проводимые Министерством в 2016 году торги с аналогичным предметом отменены по предписанию антимонопольного органа.

На основании изложенного, довод Заявителя о нарушении Министерством порядка организации и проведения торгов при установлении в конкурсной документации размера инвестиций на создание объекта концессионного соглашения является необоснованным.

2. Доводы Заявителя о неправомерном установлении в конкурсной документации требований к финансовой состоятельности претендента на участие в торгах и его опыту также являлись предметом рассмотрения жалоб № 80-07/18.1/17, № 64-07/18.1/17 (в части опыта).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Из указанного следует, что организатор торгов в конкурсной документации определяет требования, предъявляемые к участникам таких торгов, при этом действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня таких требований.

Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 6.1 раздела 6 конкурсной документации к участникам Конкурса установлены требования о наличии у заявителя опыта реализации инвестиционных проектов в сфере создания (строительства) объектов, на которых осуществляются обработка, размещение твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации; финансовой состоятельности заявителя.

Подпунктами 7, 8 пункта 7.2 раздела 7 конкурсной документации определено, что в состав заявки на участие в торгах должны входить документы, подтверждающие финансовую состоятельность и наличие у заявителя соответствующего опыта.

  • порядка организации и проведения торгов путем установления в конкурсной документации указанных требований Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалоб № 80-07/18.1/17, № 64-07/18.1/17 не устанавливались.

 

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны