Определение б/н Определение по делу № 81-08/2016 от 13 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 81-08/2016

 

18 января 2017 года                                                                                         г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 81-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы путем рассылки СМС-сообщения от отправителя под буквенным обозначением «FCB» без предварительного согласия абонента,

                                                                

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением по факту поступления 21 сентября 2016 года в 17:22 на телефонный номер                              <…> смс-сообщения с рекламой: «Вы можете продолжить погашение долга… с существенной скидкой до 40%! … свяжитесь с персональным менеджером по телефону <…>» от отправителя под буквенным обозначением «FCB» через смс-центр <…> без предварительного согласия абонента.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <…> входит в ресурс нумерации оператора связи ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком».

ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» представлены письменные пояснения, согласно которым телефонный номер <…> по договору на оказание услуги интеллектуальной сети связи по коду «800» № 240-800-07/31 от 18.06.2007 выделен ООО «НСВ».

ООО «НСВ» письменно пояснило, что сообщения направляются персонифицировано только тем должникам, права требования к которым перешли к НАО «ПКБ». Между ООО «НСВ» и НАО «ПКБ» заключен агентский договор, согласно которому ООО «НСВ» исполняет поручения НАО «ПКБ» в части взыскания задолженности с должников НАО «ПКБ».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонные номера <…>, <…> входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Вымпел-Коммуникации».

На запрос Челябинского УФАС России ПАО «Вымпел-Коммуникации» представило письменные пояснения, согласно которым спорное сообщение направлено ООО «Аккорд», дополнительно оператор связи направил пояснения НАО «ПКБ», из которых следует, что сообщение направлено должнику, владельцу телефонного номера <…>.

Материалы дела содержат письменные пояснения ООО «НСВ», согласно которым общество по агентскому договору № КЛ-86/2011 от 31.08.2011 осуществляет юридические и фактические действия по поручению НАО «ПКБ».

В материалы дела также представлены письменные пояснения НАО «ПКБ», в соответствии с которыми рассылка смс-сообщений осуществлялась должникам общества. Целью направления указанной информации является информирование лица (абонента телефонного номера <…>) об имеющейся у него задолженности по кредитному договору.

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

21 сентября 2016 года на телефонный номер <…> поступило смс-сообщение: «Вы можете продолжить погашение долга по КД 106036SBN-017-KG-09 с существенной скидкой до 40%! … свяжитесь с персональным менеджером по телефону <…>» от отправителя под буквенным обозначением «FCB».

Отправителем указанного смс-сообщения является ООО «НСВ», которое действовало в интересах и по поручению НАО «ПКБ», что следует из предмета договора о предоставлении доступа к системе Rapporto № Н-08/14 от 28.11.2014.

В качестве доказательства того, что спорное сообщение не является рекламным  НАО «ПКБ» представило договор уступки прав требования (цессии) № Ц-02 от 03.06.2014, предметом которого является уступка прав требования к заемщикам, вытекающее из кредитных договоров. В соответствии с выпиской из приложения № 1 к договору уступки прав требования (цессии) № Ц-02 от 03.06.2014 НАО «ПКБ» переданы права требования по кредитному договору № 106036SBN-017-KG-09, заемщиком по которому выступает <…>.

Материалы дела содержат заверенную копию заявления-оферты № 106036SBN-017-KG-09 о выдаче потребительского кредита, подписанного <…> и копию согласия <…> на получение антимонопольным органом информации о детализации абонента <…>. Сопоставление и анализ представленных документов позволяет сделать вывод, что паспортные данные, указанные в заявлении-оферте № 106036SBN-017-KG-09 о выдаче потребительского кредита, и паспортные данные, указанные в согласии на получение антимонопольным органом информации о детализации абонента <…>, совпадают и принадлежат одному лицу - <…>, и соответствуют копии паспорта <…>.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» при уступке прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) кредитор вправе передавать персональные данные заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по договору потребительского кредита (займа), в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа) (далее - лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

Таким образом, при наличии у лица действующей просроченной задолженности перед кредитной организацией юридическое лицо, в силу заключенного с банком договора, имеет право взаимодействовать с должником, в том числе посредством направления ему текстовых сообщений.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании изложенного, информация в сообщении, поступившая на абонентский номер <…>, не направленна на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса, а направлена на доведение информации до адресата о текущем долге перед кредитно-финансовой организацией.

В ходе изучения представленных материалов, письменных пояснений сторон Комиссия приходит к выводу о том, что направленное сообщение было предназначено для физического лица, чей кредитный договор в силу норм Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» был переуступлен НАО «ПКБ», и направлено обществом с соблюдением требований пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Таким образом, требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при направлении абоненту <…> сообщения не были нарушены.

При таких обстоятельствах дело № 81-08/2016, возбужденное по факту направления на абонентский номер <…> смс-сообщения без его предварительного согласия, подлежит прекращению в связи с неподтверждением факта нарушения Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правил) производство по делу может быть прекращено в случае не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

производство по делу № 81-08/2016 прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны