Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/166/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу по делам № 074/06/99-3861/2021 (160-В... от 14 января 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

 

 

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»

 

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

ООО «Легенда»

 

454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 77,

оф. 301/2

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу по делам № 074/06/99-3861/2021 (160-ВП/2021),

074/06/99-3862/2021 (161-ВП/2021), № 074/06/99-3863/2021 (162-ВП/2021),

074/06/99-3864/2021 (163-ВП/2021), № 074/06/99-3865/2021 (164-ВП/2021)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10.01.2022

В полном объеме решение изготовлено 13.01.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии:

 

 

 

 

-

 

-

руководителя Челябинского УФАС России

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

 

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (изв. 0869500001521000080-0869500001521000083, 0869500001521000085) (далее - аукционы), в присутствии (после перерыва):

- представителя ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»  действующего на основании доверенности № 2 от 10.01.2022,

- представителя ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»  действующего на основании доверенности № 1 от 10.01.2022,

- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (слушатели),

в отсутствие заявителя, уведомленного о дате и времени проведения внеплановых проверок,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 22.12.2021 поступили обращения ООО «Легенда» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронных аукционов.

Согласно представленным документам 08.12.2021 ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» объявило о проведении аукционов.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000080 7 065 572, 64 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000081 9 203 400, 36 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000082 7 043 657,04 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000083 – 4 433 739, 12 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000083 – 6 892 194,06 рублей.

На момент рассмотрения обращения ООО «Легенда» контракт от 28.12.2021 по аукциону изв. № 0869500001521000080 заключен заказчиком с ООО «Третий автобусный парк».

В отношении аукционов по изв. № 0869500001521000081-0869500001521000083, 0869500001521000085 закупки признаны несостоявшимися, так как не подано ни одной заявки на участие в аукционах.

В обращении заявителя указано, что заказчиком неправомерно сформированы лоты, так как в каждый лот объединены несколько маршрутов, что приводит к ограничению количества участников закупки. При этом, заказчиком не соблюдены требования Письма ФАС России от 02.10.2020 № ИА/85875/20 в части допустимого отклонения суммарной протяженности маршрутов по одному лоту по соотношению к остальным лотам.

 

Представители заказчика с доводами обращений заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что при формировании лотов в части включения различных маршрутов и определения протяженности маршрутов, заказчик исходил из территориальной направленности маршрутов, а также с учетом того, что все лоты образуют единую агломерацию на территории трех муниципальных образований, что не противоречит законодательству о контрактной системе, в том числе критериям формирования лотов, предусмотренных Письмом ФАС России от 02.10.2020 № ИА/85875/20.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Материалами дела установлено, что заказчик осуществляет проведение электронных аукционов по выбору хозяйствующих субъектов в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам № 15,16 (изв. № 0869500001521000080), № 23,33 (изв. № 0869500001521000081), № 27, 28 (изв. № 0869500001521000082), № 21, 48 (изв. № 0869500001521000083), № 42,43,44 (изв. № 0869500001521000085) на территории Челябинского городского округа по регулируемым тарифам со сроком выполнения работ: с 01.01.2022 по 31.03.2022.

Согласно техническим заданиям предусмотрены следующие маршруты:

- маршрут № 15 «ЧМК – ПКиО имени Гагарина» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 16 «ЧМК – ЮУрГУ» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округ;

- маршрут № 23 «47-й микрорайон – ТК Кольцо» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 33 «Поселок Фатеевка – ПКиО имени Гагарина» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 27 «Поселок Фатеевка – Улица Гончаренко» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 28 «ТРК «Алмаз» – Весенняя (поселок АМЗ)» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 21 «Мамина - Весенняя (поселок АМЗ)» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 48 «Поселок Керамзавода – Теплотехнический институт» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 42 «Автопарк – Соколиная гора» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 43 «ЧМК – Стройкомбинат» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа;

- маршрут № 44 «Соколиная гора – ЧМК» муниципальный маршрут регулярных перевозок Челябинского городского округа.

Указанные маршруты предусмотрены в реестре маршрутов регулярных перевозок на территории Копейского городского округа, Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района, утвержденном на основании Приказа Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 01.12.2021 № 415 (далее - реестр).

Таким образом, заказчиком при формировании документаций о закупках в лоты объединены по несколько муниципальных маршрутов (2 или 3 маршрута соответственно).

При этом на заседании Комиссии заказчик представил письменные и устные пояснения, из которых следует, что лоты сформированы по принципу наличия общей отстойно-разворотной площадки или общего направления движения, при этом при формировании описания объекта закупки заказчик основывался на практике проведения закупок в других регионах (г Екатеринбург, г. Пермь, г. Тюмень), в которых также в рамках одного лота объединено несколько маршрутов.

Таким образом, заказчиком обоснованы условия формирования лотов с учетом территориальной направленности маршрутов, которые подлежали объединению, что не противоречит законодательству о контрактной системе.

Вместе с тем заявителем не представлены доказательства того, что подобное объединение маршрутов незаконно и приводит к ограничению количества участников закупки, в том числе нарушает его права и законные интересы при проведении обжалуемых закупок.

Доводы заявителя, согласно которым при формировании лотов заказчиком не учтено письмо ФАС России от 02.10.2020 № ИА/85875/20 «По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ» (далее – письмо) в части общей протяженности маршрутов каждого лота, которая не должна отличаться от других лотов более чем на 20%, не могут быть приняты во внимание.

Так, в письме предусмотрены требования к формированию лотов исходя из численности населения муниципального образования, в том числе в части общей протяженности маршрутов каждого лота, которая должна отличаться не более, чем на 20% протяженность остальных лотов.

Вместе с тем, Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 10.08.2021 г. № 28 утверждена комплексная схема организации транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации в составе: Челябинского и Копейского городских округов, Сосновского муниципального района Челябинск утверждена 1 (далее – схема).

Как следует из вводной части схемы разработка комплексной схемы организации транспортного обслуживания (далее – КСОТ) основывается на результатах макромоделирования транспортной системы агломерации и учитывает мероприятия Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. КСОТ разработана на период с 2021 до 2024 года и на перспективу до 2030 года.

Территория действия документа включает три муниципальных образования: Челябинский и Копейский городские округа, Сосновский муниципальный район.

При этом, из пояснений заказчика следует, что общая численность населения Челябинской агломерации составляет 1 417 143 человек (по данным Росстата), при этом на сегодняшний день объявлено 37 из 96 лотов (1 этап), которые планируется запустить в 2022 году.

При указанном формировании лотов с учетом того, что объектом транспортного обслуживания является не муниципальное образование, а агломерация, заказчиком соблюдены требования к минимальному количеству лотов, указанному в пункте 1.4 письма (не менее чем 30 лотов, если численность населения муниципального образования более 1 миллиона человек).

Таким образом, Письмо ФАС России от 02.10.2020 № ИА/85875/20 не определяет порядок формирования лотов в случае, если объектом транспортного обслуживания является не муниципальное образование, а агломерация, которая состоит из нескольких муниципальных образований, ввиду чего несоблюдение заказчиком условий формирования лотов в соответствии с указанным письмом в полной мере обусловлено спецификой организации транспортного обслуживания на территории Челябинской области.

При этом, в письме указано, что с учетом указанных положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, соблюдение следующих критериев свидетельствует о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов.

Вместе с тем, в письме не определено, что иной подход к формированию лотов априори приведет к ограничению количества участников закупки, при этом ограничение количества участников закупки подлежит установлению с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Как предусмотрено пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе не приняты подзаконные правовые акты, определяющие требования к формированию лотов при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.

С учетом указанных обстоятельств, не представляется возможным сделать вывод о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в части объединения в один лот нескольких маршрутов, на которых необходимо использовать автобусы различных классов, которое приводит к ограничению количества участников закупки.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действиям заказчика при осуществлении закупок, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, будет дана оценка в рамках рассмотрения заявления в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

По результатам проведения внеплановых проверок нарушения законодательства о контрактной системе не подтверждены.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2022-258

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»
ИНН 7451450693, ОГРН 1207400010421
ООО "Легенда"
ИНН 7451441650, ОГРН 1197456021245