Решение б/н Решение и предписание № 817-ж/2016 от 29 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 817-ж/2016

14 ноября 2016 года                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу гражданина, в присутствии: 

- представителя Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения, действующего на основании Распоряжения № 87-лс от .14.05.2007,

- представителя гражданина, действующего на основании доверенности от 06.10.2015,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300048216000007 на покупку квартиры в г. Миньяре в муниципальную собственность Миньярского городского поселения Челябинской области по программе "Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 49,9 кв.м (далее – аукцион).

            Согласно представленным документам 31.10.2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения объявила о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта по каждому аукциону составила 1 012 970 рублей 00 копеек.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -  08.11.2016 в 08:00.

На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком необоснованно установлено требование о приобретении жилого помещения с железобетонными перекрытиями в пятиэтажном доме, так как помещения с другими перекрытиями и меньшей этажностью также являются благоустроенными и отвечают санитарным и техническим нормам.

Таким образом, установление указанных требований приводит к ограничению количества участников закупки, имеющих возможность предоставить помещения с другими характеристиками.         

            Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.

            Требования заказчика к этажности, железобетонным перекрытиям жилого помещения не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе и обусловлены необходимостью закупки жилого помещения в доме с более поздним сроком ввода в эксплуатацию.

            Кроме того, из сведений, касающихся состояния жилищного фонда в Миньярском городском поселении, следует, что характеристикам, указанным в документации о закупке, соответствует около 50% домов.  

 

            Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

           

1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для реализации своих функций и полномочий.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Заказчиком аукциона является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения, который в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объявил закупку.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 извещения о закупке к документации об аукционе указано, что описание объекта закупки изложено в техническом задании.

В техническом задании указаны характеристики приобретаемого жилого помещения, в том числе требование о том, что жилое помещение должно иметь этажность: 5 этажей и тип перекрытий: железобетонные перекрытия, что отражает потребность заказчика, выраженную в установлении неизменных показателей, с учетом части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, основанием проведения закупки является приобретение жилого помещения в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе в целях недопустимости нарушений действующего законодательства по предостережению Прокуратуры Агаповского района.

Таким образом, требование о приобретении жилого помещения в пятиэтажном доме с железобетонными перекрытиями не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, предоставляющего заказчику право устанавливать в документации максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно статье 86 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Вместе с тем, из указанных норм не следует, что орган местного самоуправления не вправе устанавливать требования к жилому помещению, в том числе к этажности и типу перекрытий предоставляемого жилого помещения.

Кроме того, установленные в документации о закупке требования к жилому помещению не противоречат требованиям жилищного законодательства в части необходимости предоставления благоустроенного, равнозначного по площади жилого помещения, местонахождение которого соответствует нахождению дома, подлежащего сносу.     

Таким образом, описание объекта закупки содержит информацию о потребности заказчика в части указания требований к железобетонным перекрытиям жилого помещения и этажности дома, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Как следует из информации, представленной заказчиком, на территории Миньярского городского поселения расположено 33 пятиэтажных дома с железобетонными перекрытиями из 76 домов.

Кроме того, как пояснил заказчик, этажность дома и тип перекрытий связаны с тем, что указанные дома введены в эксплуатацию в 1970-1980 гг., то есть являются более новыми по сравнению с 2-4 этажными домами, находящимися на территории городского поселения.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе указанных характеристик жилого помещения.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Пунктами 3, 16 аукционной документации предусмотрено требование к участникам закупки и к составу второй части заявки о соответствии частям 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Предметом закупки является приобретение недвижимого имущества, что не предусматривает установление к участнику закупки требований по частям 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в нарушении части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.

Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9,10 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 17 проекта контакта установлено, что квартира предоставляется продавцом не позднее 05.12.2016, вместе с тем сведения о сроке действия контракта в проекте контракта отсутствуют.

Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.           

            3. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

            В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

            С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 17 проекта контракта срок исполнения обязательств завершается 05.12.2016, то есть в текущем 2016 году, что обязывает предусмотреть условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в отношении подрядчика в соответствии с частью 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.    

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, части 3, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96, частью 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

             

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 817-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

14 ноября 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 14.11.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300048216000007 на покупку квартиры в г. Миньяре в муниципальную собственность Миньярского городского поселения Челябинской области по программе "Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 49,9 кв.м (далее – аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) предписания при направлении проекта контракта единственному участнику закупки сформировать проект контракта с учетом решения № 817-ж/2016 от 14.11.2016, в том числе:

- указать условие об ответственности подрядчика в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190;

- указать срок действия контракта, позволяющий определить срок действия банковской гарантии.

2. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 17.11.2016 обеспечить Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения в срок до 09.12.2016 в адрес Челябинского УФАС России представить надлежащим образом заверенную копию направленного муниципального контракта со всеми приложениями.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны