Решение №ВЛ/6884/23 Решение в отн. ИП от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/28-641/2023

 

Резолютивная часть оглашена 24 мая 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2023 года

 

пр. Ленина, 59, г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее — Комиссия) в составе :

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

<...> заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

<...> начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 074/05/28-641/2023, возбужденное по факту размещения рекламы магазина «Touch Service74», расположенного по адресу: <...> с признаками нарушения частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

к участию в котором привлечены: заявитель Уральское главное управление Центрального банка РФ (далее — Уральское ГУ Центрального банка РФ);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства,

ИП <...> (ИНН <...> ) (далее - ИП <...> ), в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрены материалы Уральского ГУ Центрального банка РФ (от 20.01.2023 вх. № 713/23) по факту размещения рекламы следующего содержания: «Touch Service74 ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов. ГИДРОГЕЛЕВАЯ ПЛЕНКА защитные стекла для экрана. АКСЕСУАРЫ наушники, чехлы. РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ПРОШИВКА, РАЗБЛОКИРОВКА. ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ, БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА 89087017575» возле входа в магазин «TouchService74», расположенный по адресу: <...> , с признаками нарушения частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В обращении Уральское ГУ Центрального банка РФ указывает, что в помещении магазина «TouchService74» расположен информационный стенд с копией уведомления о постановке на учет ИП <...> (ИНН <...> ). Возможность предоставления потребительских займов подтверждается сотрудником, находящимся в указанном магазине, при личной беседе.

Челябинским УФАС России направлены запросы ИП <...> (от 01.02.2023 исх. № АК/1194/23, от 16.02.2023 исх. № АК/1949/23) о представлении необходимой информации и документов, ответы на которые в установленные сроки не поступили.

В связи с наличием признаков нарушения требований частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» Челябинским УФАС России возбуждено дело № 074/05/28-641/2023 в отношении ИП <...>

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/28-641/2023 (от 13.03.2023 исх. № АК/3121/23) у ИП <...> запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела по существу.

На заседания Комиссий ИП <...> не являлся, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направлял, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, об отложении рассмотрения дела не заявлял, запрошенные Определениями сведения не представлял.

Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» 353-ФЗ, не допускается.

Согласно части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Под залогом понимается способ обеспечения обязательства, при котором кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя) (статья 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).

Согласно статье 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Под профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов понимается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом) (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»).

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (статья 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»).

Статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций.

Наряду с кредитными организациями осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон о ломбардах), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Согласно части 1 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра (часть 1 статьи 2.6 Закона о ломбардах).

В соответствии с частями 1, 2 Закона о ломбардах по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

 

Так, возле входа в магазин «TouchService74», расположенный по адресу: <...>  размещена информация следующего содержания: «Touch Service74 ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов. ГИДРОГЕЛЕВАЯ ПЛЕНКА защитные стекла для экрана. АКСЕСУАРЫ наушники, чехлы. РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ПРОШИВКА, РАЗБЛОКИРОВКА. ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ, БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА 89087017575». Данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса и привлечение внимания со стороны потребителей к конкретным товарам и услугам магазина «TouchService74».

В данной рекламе содержится указание на «ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов».

Согласно сведениям, представленным Уральским ГУ Центрального банка РФ, деятельность по указанному адресу осуществляет ИП <...> (ИНН <...> ).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП <...>  является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительным видом деятельности является, в том числе торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах, ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования.

Указание в рассматриваемой рекламе на «ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов. ГИДРОГЕЛЕВАЯ ПЛЕНКА защитные стекла для экрана. АКСЕСУАРЫ наушники, чехлы. РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ПРОШИВКА, РАЗБЛОКИРОВКА. ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ, БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА» может ввести рядового потребителя, не обладающего специальными знаниями, в заблуждение относительно оказываемых услугах данной организацией. Оценивая информацию в совокупности не представляется возможным определить принадлежность организации к конкретному виду деятельности. Кроме того, употребляя слово «ЗАЛОГ», создается впечатление об оказании финансовых услуг, а именно предоставление потребительского займа.

ИП <...> не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов) и не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов), а также не имеет специального разрешения на осуществление деятельности по предоставлению займов под залог имущества.

Таким образом, реклама следующего содержания: «Touch Service74 ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов. ГИДРОГЕЛЕВАЯ ПЛЕНКА защитные стекла для экрана. АКСЕСУАРЫ наушники, чехлы. РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ПРОШИВКА, РАЗБЛОКИРОВКА. ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ, БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА 89087017575» содержит нарушение частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение частей 13, 14 статьи 28 данного закона ответственность несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> (ИНН <...> ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую 13.12.2022 возле входа в магазин «TouchService74», расположенный по адресу: <...> следующего содержания: «Touch Service74 ПОКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН ЗАЛОГ компьютеров, ноутбуков, телефонов. ГИДРОГЕЛЕВАЯ ПЛЕНКА защитные стекла для экрана. АКСЕСУАРЫ наушники, чехлы. РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ПРОШИВКА, РАЗБЛОКИРОВКА. ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ, БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА 89087017575», поскольку при ее распространении нарушены требования частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> . (ИНН <...> ) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания, в порядке, предусмотренном статьей 198 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны