Решение №ВЛ/12378/21 по делу 766-ж/2021 от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

по делу 766-ж/2021

 

АО "Сбербанк - АСТ" 119435, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12 строение 9, эт/пом/ком 1/I/2 info@sberbank-ast.ru;ko@sberbank-ast.ru ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» 445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5 md-consulting63@mail.ru Администрация Миасского городского округа 456300, г. Миасс, Челябинская область, пр-кт Автозаводцев, д. 55 info@g-miass.ru; munzakaz@g-miass.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2464/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

врио руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия Администрации Миасского городского округа (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на обустройство остановок общественного транспорта на территории Миасского городского округа (извещение № 0169300035821000306) в присутствии представителя Администрации Миасского городского округа "...", действующего на основании доверенности от 27.04.2021 № 46,

в отсутствие представителя ООО «МД-КОНСАЛТИНГ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 14.09.2021 поступила жалоба ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на обустройство остановок общественного транспорта на территории Миасского городского округа (извещение № 0169300035821000306) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 03.09.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0169300035821000306.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0169300035821000306) определена в размере 6 576 516,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 14.09.2021 08:00.

В соответствии с протоколом от 15.09.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе закупка признана не состоявшеqся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе. Принято решение о заключении контракта с единственным подрядчиком – Обществом с ограниченной ответственностью «ФИНИНВЕСТ-ПЛЮС».

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку носит избыточный детализированный характер. Так, предусмотрены конкретные характеристики таких товаров, как: болт, шайба, порошковая краска и т.д. Указаны требования к сечению труб. В отношении креплений (болт, шайба) установлены требования о соответствии стандартам DIN.

По мнению заявителя, установление заказчиком требований избыточного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, искусственно увеличивает объем формы, необходимой к заполнению для представления в составе первой части заявки, что ограничивает количество участников закупки.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, указали, что требования к товару установлены с целью определения соответствия поставляемого товара потребности заказчика.

Прямоугольное сечение труб предусмотрено ГОСТ 8645-68 Трубы стальные прямоугольные. Сортамент.

В техническом задании отсутствует конкретные размеры болтов, шайб и гаек, а только указана ссылка на DIN - один из основных мировых стандартов крепежных изделий.

Представители заказчика ссылаются на то, что крепежные изделия по стандарту DIN имеют свой аналог по стандарту ГОСТ.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

  1. Предметом закупки является обустройство остановок общественного транспорта.

Согласно пункту 4.3.2. проекта контракта подрядчик обеспечивает поставку на объект обустройства необходимых материалов, оборудования и иного имущества, используемого для исполнения муниципального контракта.

На заседание Комиссии представитель заказчика указал, что в рамках выполнения работ необходима поставка остановочного модуля. По результатам приемки выполненных работ данный товар будет поставлен на балансовый учет муниципального имущества с присвоением соответствующего инвентарного номера.

В приложении № 3 к информационной карте заказчиком разработано техническое задание с указанием требований к поставляемому товару.

Так, в техническом задании установлены, в том числе следующие требования к остановочному модулю:

- рама (состоит из трех элементов (стальной горячекатаный двутавр № 18Б2-20Б1 по ГОСТ Р 57837-2017), соединенных болтами DIN 933, шайбами DIN 125, DIN 127 и гайками DIN 934; покрытие узлов рамы цинкосодержащий грунт и полимерная порошковая краска по RAL 7024 или «искрящийся черный»; крепление несущей рамы и нижнего пояса осуществляется болтами DIN933 и шайбами DIN125 и DIN127 в количестве по 4 шт и др.);

- крыша (состоит из стальных труб прямоугольного сечения (по ГОСТ 8645-68) и листогнутого профиля. Крыша должна крепиться к раме болтами DIN933 и тяги из квадратного проката по ГОСТ 2591-2006, металлических проушин из листовой стали толщиной не менее 8 мм и болтов М12; габаритные размеры: не менее 4500 мм – не более 5000 мм х не менее 1500 мм – не более 1800 мм; стандарт защиты от воды и пыли: не менее IP65; покрытие: порошково-полимерным способом с предварительной окраской каркаса полимерной порошковой краской по RAL 7024 или «искрящийся черный» поверх цинкосодержащего грунта);

- и др.

Исходя из доводов жалобы заявитель считает, что описание объекта закупки носит избыточный детализированный характер и ограничивает количество участников закупки.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающий ограничение количества участников закупки заявителем не представлено.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания доводов жалобы лежит на заявителе.

Вместе с тем, в составе жалобы указанные документы отсутствуют, на заседание Комиссии заявителем не представлены.

В техническом задании установлены требования к остановочному модулю в виде характеристик каркаса, рамы, крыши, стенок, скамеек, стоек и т.д.

Из пояснений представителя заказчика следует, что данные требования установлены с целью определения потребности заказчика в поставляемом товаре. Так, в отношении цвета покрытия узлов рамы по RAL 7024 или «искрящийся черный» указана возможность выбора цвета краски в соответствии с общепринятой международной классификацией RAL или на основании соответствующего описания. Требование к сечению труб определено согласно ГОСТу 8645-68. В отношении креплений указан соответствующий международный стандарт DIN.

При этом заявителем не представлены информация и сведения, подтверждающие невозможность поставки данного товара.

Таким образом, Комиссия изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к выводу, что довод заявителя относительно ограничения количества участников закупки необоснован, поскольку не подтвержден документально.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

  1. В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком в техническом задании при описании объекта закупки в отношении крепежных элементов (шайбы, болты, гайки) использовано указание на DIN 933, DIN 125, DIN 934, DIN 127.

Согласно открытым сведениям сети Интернет DIN – это национальная организация Германии по разработке стандартов. Акроним DIN служит для обозначения немецких стандартов.

Таким образом, указанные в техническом задании DIN 933, DIN 125, DIN 934, DIN 127 являются стандартами иностранного государства, которые не включены в национальную систему стандартизации.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании"» (далее – Закон о техническом регулировании).

Исходя из положений части 3 статьи 44 Закона о техническом регулировании международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Таким образом, исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе применение стандартов иностранных государств носит добровольный характер. Следовательно, производитель как вправе использовать в своей работе требования стандартов иностранных государств, так и вправе не руководствоваться ими.

При этом заказчик включил данные требования в столбец «показатели, значения которых не могут изменяться», чем обязал руководствоваться стандартами DIN в ходе исполнения контракта.

Более того, согласно информации Единой информационной системы по техническому регулированию, размещенной на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии https://www.rst.gov.ru/ стандарты DIN 933, DIN 125, DIN 934, DIN 127 в установленном порядке не зарегистрированы.

Также, следует отметить, что соответствие товара требованиям стандартам DIN не является характеристикой товара или требованием к его качеству. Следовательно, указание на данный стандарт не предусмотрено правилами описания объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Из пояснений представителя заказчика следует, что в указанных стандартах DIN предусмотрены требования к крепежным элементам. При этом аналогичные требования содержаться в соответствующих ГОСТах, действующих на территории Российской Федерации в установленном порядке. Однако данная информация с указанием конкретных ГОСТов в документации об аукционе отсутствует.

Более того, заказчиком заявлено, что данные стандарты имеют отличия между собой, например, в системе исчисления (DIN использует дюймы, в ГОСТах метрическая система исчисления). При этом в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об аукционе отсутствует обоснование использование других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных действующим законодательством о стандартизации.

Таким образом, документация об аукционе составлена с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом Комиссия отмечает, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика. Запросов о разъяснении положений документации об аукционе в адрес заказчика не поступало. Участником предложен товар, соответствующий требованиям заказчика. Заявитель не представил сведений относительно того, каким образом допущенное нарушение повлияло на реализацию его прав и законных интересов при проведении закупки. ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» не выразило свою хозяйственно-правовую заинтересованность участия в аукционе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать доводы жалобы ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия Администрации Миасского городского округа при проведении электронного аукциона на обустройство остановок общественного транспорта на территории Миасского городского округа (извещение № 0169300035821000306) обоснованными в части неправомерного указания в документации об аукционе требований о соответствии поставляемого товара в рамках выполнения работ стандартам системы DIN.

  2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии  "..."

 

 

Члены комиссии   "..."

 

 

"..."

 

2021-13467

 

 

Связанные организации

АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Администрация Миасского городского округа
ИНН 7415031922, ОГРН 1027400874016
ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»
ИНН 6321132539, ОГРН 1046300997940