Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 7-07/16 о нарушении антимонопольного закон... от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска

 

пр. Комсомольский, д. 4, г. Челябинск, 454008

 

ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт»

 

ул. Елькина, д. 80-а,  г. Челябинск, 454092

 

 

___________________________

______________________________

______________________________

 

 

 

              •  
              • делу № 7-07/16 о нарушении антимонопольного
              •  

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» марта 2017 года.  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

Сапрыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

Пазуха З.В.

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

 

Подивиловой Ю.В.

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (пр. Комсомольский, д. 4, г. Челябинск, 454008; далее - Управление) и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» (ул. Елькина, д. 80-а,  г. Челябинск, 454092; далее также Общество) пункта  4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение  физического лица о неправомерных действиях Управления и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт», выразившихся в заключении муниципальных контрактов № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015 на выполнение работ по проектированию капитального ремонта объектов улично-дорожной сети г. Челябинска: мост через р. Миасс по пр. Победы, мост через р. Миасс по Свердловскому проспекту; № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016 на выполнение работ по проектированию строительства транспортной развязки на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт (переустройство сетей), без проведения торгов. В последующем заявителем также была представлена информация о заключении между Управлением и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» без проведения торгов еще одного муниципального контракта №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016 на выполнение работ по проектированию реконструкции моста  через р. Миасс по пр. Победы,  который также, по мнению заявителя, не соответствует антимонопольному законодательству.

В связи с наличием в действиях Управления и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» по заключению указанных муниципальных контрактов признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу.

Управлением  представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем пояснено следующее.

Решение о заключении муниципальных контрактов  № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016 принято в связи с непреодолимой силой   и с целью предупреждения разрушения мостов, что может повлечь массовую гибель людей на объектах, а также на основании технических отчетов специализированной организации ООО «Трансмостинжиниринг». Выбор подрядной организации по заключению муниципальных контрактов осуществлялся с учетом того, что организация ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» на протяжении нескольких лет зарекомендовала себя надежным поставщиком услуг и в связи со срочностью заключения муниципальных контрактов.

На основании изложенного, Управление полагает, что в действиях Общества и органа местного  самоуправления отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 16  Закона о защите конкуренции.

ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителями пояснено следующее.

Рассматриваемые контракты заключены в соответствии с законодательством о контрактной системе. Осуществление закупок обусловлено срочностью выполнения работ, необходимостью выполнения задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Контракты заключены в объеме, необходимом для устранения чрезвычайной ситуации, с минимально возможными сроками выполнения работ.

ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» отмечает, что Общество зарекомендовало себя как опытный и добросовестный проектировщик, в связи с чем полагает, что именно поэтому  Управлением заключены рассматриваемые контракты с ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт».

Кроме того, ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» являлось разработчиком принятой за основу проектной документации на строительство  транспортной развязки на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт и располагало исходными данными, что, по мнению Общества, существенно  для выполнения срочных проектных работ, предусмотренных муниципальным контрактом № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016.

Приступая к проектированию капитального ремонта моста через реку Миасс по пр. Победы по муниципальному контракту № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015 Общество также располагало исходными данными. Согласно пояснениям Общества, в процессе проведения предпроектных проработок по указанному контракту  выяснилось, что  проведение строительно-монтажных работ в рамках капитального ремонта  моста не сможет вывести мост из состояния «аварийное». В связи с этим заказчиком было принято решение приостановить проектные работы по капитальному ремонту  и начать работы по реконструкции моста.  Указанные работы также носили, по мнению Общества, безотлагательный характер, возможность и целесообразность проведения конкурентных процедур отсутствовала, в связи с чем между Обществом и Управлением заключен муниципальный контракт № 24/У/ЧДТП/16  от 06.04.2016 на выполнение работ по проектированию реконструкции моста  через р. Миасс по пр. Победы,  без проведения торгов.

На основании изложенного, ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» полагает, что в действиях Общества и Управления отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 16  Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Между Управлением и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» заключены следующие муниципальные контракты без проведения конкурентных процедур:

1) муниципальный контракт на создание (передачу) научно-технической продукции (проектно-изыскательские работы) № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, предметом которого является выполнение работ по проектированию строительства транспортной развязки на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт, переустройство сетей; цена контракта 5 142 720,00 рублей;

 2) муниципальный контракт на создание (передачу) научно-технической продукции (проектно-изыскательские работы) № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, предметом которого является выполнение работ по проектированию капитального ремонта объектов улично-дорожной сети г. Челябинска: мост через р. Миасс по пр. Победы, мост через р. Миасс по Свердловскому проспекту; цена контракта 3 508 247, 00 рублей;

3) муниципальный контракт на создание (передачу) научно-технической продукции (проектно-изыскательские работы) № 24У/ЧДТП/16 от 06.04.2016, предметом которого является выполнение работ по проектированию реконструкции моста через р. Миасс по пр. Победы, проектная и рабочая  документации; цена контракта 22 887 395,00 рублей.

 

Согласно пункту 10.1 муниципального контракта № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. В соответствии с графиком выполнения работ, являющимся приложением 3 к муниципальному контракту № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, предусмотрено 2 этапа выполнения работ:

- разработка проектной документации (срок начала работ: на следующий рабочий день после подписания контракта муниципальным заказчиком; срок окончания работ: 31.03.2016);

- техническое сопровождение проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (срок начала работ: дата передачи проектной документации на согласование в Госэкспертизу; срок окончания работ: получение положительного заключения Госэксперетизы по проектной документации).

Указанный контракт заключен на основании Акта от 02.02.2016, утвержденного начальником Управления, в присутствии представителей Управления, в качестве повестки дня указано: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска».

Согласно указанному Акту приняты следующие решения:

1) принять к сведению информацию  о том, что в адрес Управления направлено письмо с предписанием о необходимости принять срочные меры по выполнению строительно-монтажных работ на объекте «Транспортная развязка на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт», так как указанный объект находится в аварийном состоянии; работы необходимо выполнить  до мая 2016 года к периоду летних перевозок;

 2) принять к сведению информацию о длительных сроках определения подрядной организации путем проведения торгов;

2) о необходимости срочного выполнения работ по проектированию  капитального ремонта указанных объектов в связи с непреодолимой силой с целью предупреждения разрушения мостов, что может повлечь массовую гибель людей на объектах;

3) Управлению заключить муниципальный контракт с ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт».

Начальником контрактного отдела Управления 02.02.2016 составлен отчет «О невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в обосновании которого указано  о заключении контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Закон о контрактной системе).

 

Согласно пункту 10.1 муниципального контракта № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. В соответствии с графиком выполнения работ, являющимся приложением 3 к муниципальному контракту № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, предусмотрено 2 этапа выполнения работ:

- разработка проектной документации (срок начала работ: на следующий рабочий день после подписания контракта муниципальным заказчиком; срок окончания работ: по истечении 60 календарных дней с момента начала работ);

- техническое сопровождение проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (срок начала работ: дата передачи проектной документации на согласование в Госэкспертизу; срок окончания работ: получение положительного заключения Госэксперетизы по проектной документации).

Указанный контракт заключен на основании Акта от 05.11.2015, утвержденного начальником Управления, в присутствии представителей Управления, МБУ «Управление дорожных работ», в качестве повестки дня указано: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска».

Согласно указанному Акту приняты следующие решения:

1) принять к сведению информацию МБУ «Управление дорожных работ» о том, что в 2015 году ООО «Трансмостинжиниринг» провело обследование мостов и путепроводов города Челябинска и на основании технических отчетов по объектам мост через р. Миасс по пр. Победы в г. Челябинске находится в аварийном состоянии, мост через р. Миасс по Свердловскому проспекту в г. Челябинске находится в предаварийном состоянии, в связи  с чем возникла необходимость в кратчайшие сроки выполнить капитальный ремонт указанных объектов;

2) принять к сведению информацию Управления о длительных сроках определения подрядной организации путем проведения торгов;

3) о необходимости срочного выполнения работ по проектированию  капитального ремонта указанных объектов в связи с непреодолимой силой с целью предупреждения разрушения мостов, что может повлечь массовую гибель людей на объектах;

4) Управлению заключить муниципальный контракт с ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт».

Начальником контрактного отдела Управления 06.11.2015 составлен отчет «О невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в обосновании которого указано  о заключении контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

 

Согласно пункту 10.1 муниципального контракта № 24У/ЧДТП/16 от 06.04.2016 срок его действия установлен с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. В соответствии с графиком выполнения работ, являющимся приложением 3 к муниципальному контракту № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, предусмотрено 2 этапа выполнения работ:

- разработка проектной документации (срок начала работ: на следующий рабочий день после подписания контракта муниципальным заказчиком; срок окончания работ: - 180 календарных дней с момента начала работ);

- техническое сопровождение проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (срок начала работ: дата передачи проектной документации на согласование в Госэкспертизу; срок окончания работ: получение положительного заключения Госэксперетизы по проектной документации).

Указанный контракт заключен на основании Акта от 06.04.2016, утвержденного начальником Управления, в присутствии представителей Управления, в качестве повестки дня указано: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска».

Согласно указанному Акту приняты следующие решения:

1) принять к сведению информацию Управления о том, что в 2015 году ООО «Трансмостинжиниринг» провело обследование мостов и путепроводов города Челябинска и на основании технических отчетов по объектам мост через р. Миасс по пр. Победы в г. Челябинске находится в аварийном состоянии, в связи  с чем возникла необходимость в кратчайшие сроки выполнить реконструкцию указанного объекта;

2) принять к сведению информацию Управления о длительных сроках определения подрядной организации путем проведения торгов;

3) о необходимости срочного выполнения работ по проектированию  реконструкции указанных объектов в связи с непреодолимой силой с целью предупреждения разрушения моста, что может повлечь массовую гибель людей на объектах;

4) Управлению заключить муниципальный контракт с ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт».

 

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварией понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде; под техногенным воздействием - опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.

 Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

 Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Кроме того, возможность возникновения аварии не свидетельствует об объективном наличии данного обстоятельства.

Такие обстоятельства, как длительные сроки осуществления закупки, предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, аварии, не являются обстоятельствами, допускающими осуществление закупки без проведения торгов с единственным подрядчиком.

В Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В связи с этим обстоятельства, указанные в обоснование заключения рассматриваемых муниципальных контрактов, а именно необходимость капитального ремонта, реконструкции объектов, находящихся в аварийном, предаварийном состояниях, необходимость предупреждения разрушения мостов, длительные сроки определения подрядной организации путем проведения торгов,  не могут являться основаниями для заключения муниципальных контрактов без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку не направлены на ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Следовательно, закупка на выполнение работ по проектированию строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов улично-дорожной сети г. Челябинска   должна быть осуществлена путем проведения торгов.

 

Материалами дела установлено, что  в 2015 году ООО «Трансмостинжиниринг» провело обследование мостов и путепроводов города Челябинска, по результатам которого подготовлены следующие технические отчеты:

- технический отчет по объекту «Мост через р. Миасс по Свердловскому проспекту в г. Челябинске», утвержденный генеральным директором ООО «Трансмостинжиниринг» 13 марта 2015 года;

- технический отчет по объекту «Мост через р. Миасс по пр. Победы в г. Челябинске» (обследование проводилось 25.05.2015 с целью  провести предпроектное обследование моста).

В заключениях названных технических отчетов указано, что техническое состояние моста через р. Миасс по Свердловскому проспекту в г. Челябинске является предаварийным, моста через р. Миасс по пр. Победы в г. Челябинске - аварийным, определены перечни дефектов, которые имеют сооружения, перечни первоочередных ремонтных работ, а также даны рекомендации по режиму эксплуатации мостов до выполнения работ по их ремонту или реконструкции.

Выявление аварийных и предаварийных объектов не является  аварией  и не свидетельствует о возможности заключения контрактов без торгов с единственным подрядчиком для ликвидации последствий аварии.

При этом строительно-монтажные работы на объектах улично-дорожной сети г. Челябинска: мост через р. Миасс по пр. Победы, мост через р. Миасс по Свердловскому проспекту, по состоянию на январь 2017 года не выполнялись. К выполнению работ по переустройству сетей на транспортной развязке на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт  приступили только в декабре 2016 года на основании муниципального контракта № 21-11-п, заключенного 14.02.2011.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что УФСБ по Челябинской области в  2014 – 2016 годах неоднократно направлялась информация Губернатору Челябинской области о необходимости принятия неотложных мер по ремонту мостов и путепроводов г. Челябинска, в том числе рассматриваемых в настоящем деле объектов, в связи с их аварийным состоянием.

Материалы дела свидетельствуют о том, что мосты, транспортная развязка находились в разрушенном состоянии в результате их эксплуатации в течение длительного времени, и органами местного самоуправления города Челябинска не обеспечено  своевременное обслуживание и ремонт автодорог в соответствии с законодательством о размещении заказов, а также законодательством о контрактной системе.

При этом материалы дела, а также указанные технические отчеты не содержат документов и сведений, подтверждающих, что потребность  в выполнении работ по проектированию капитального ремонта, строительства, реконструкции мостов и сооружений возникла вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы. Лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, такие документы также не представлены.

Кроме того, проведение проектных работ не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Следовательно, обстоятельства, которые указывает Управление в обоснование необходимости осуществления закупок у единственного подрядчика (выявление аварийных и предаварийных объектов), не свидетельствуют о наличии факта аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, невозможности и нецелесообразности осуществления закупки посредством проведения конкурентных процедур.

Доводы Управления и Общества о том, что рассматриваемые контракты  заключены в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения,  предупреждения разрушения мостов, не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку данные обстоятельства по указанным ранее в настоящем решении основаниям не являются чрезвычайной ситуацией, аварией и влиянием непреодолимой силы.

В связи с указанным, отсутствуют законные основания для заключения рассматриваемых муниципальных контрактов без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

 

Управление  и Общество,  достоверно зная об  отсутствии оснований для заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии необходимости выполнения рассматриваемых работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно, тем не менее заключили муниципальные контракты  № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016 на выполнение работ по проектированию капитального ремонта, строительства, реконструкции объектов  на сумму 31 538 362, 00 рублей. В результате Общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на  выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.

Факт выдачи предписания УФСБ по Челябинской области не относится к обстоятельствам, позволяющим заключать контракты без проведения торгов.

Заключая муниципальные контракты на  выполнение работ по проектированию, как Управление, так и Общество должны руководствоваться положениями федерального законодательства.

Обществом при рассмотрении настоящего дела не представлены документы и сведения, которыми оно располагало при заключении муниципальных контрактов  № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016, позволяющие  сделать вывод о признании работ по проектированию объектов улично-дорожной сети г. Челябинска чрезвычайной ситуацией, аварией.

ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности.

Действия Управления и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт», выразившиеся в систематическом, неоднократном  заключении с Обществом муниципальных контрактов без проведения конкурентных процедур, свидетельствуют о заинтересованности Управления в привлечении в течение  длительного периода времени к выполнению работ по проектированию строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов именно конкретного  хозяйствующего субъекта,  а также заинтересованности Общества в доступе на рассматриваемый товарный рынок в течение  длительного периода времени в отсутствии конкуренции.

Необходимо отметить, что доступ на товарный рынок в течение  длительного периода времени обусловлен не сроком, на который заключен каждый муниципальный контракт по отдельности, а систематическое, неоднократное  заключение муниципальных контрактов в 2015-2016 годах без проведения торгов с одним хозяйствующим субъектом, в связи с чем довод ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» об ошибочном выводе Челябинского УФАС России по данному вопросу отклонен Комиссией.

Таким образом, посредством заключения муниципальных контрактов  между Управлением  и Обществом обеспечена возможность ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ по проектированию капитального ремонта моста через р. Миасс по пр. Победы, моста через р. Миасс по Свердловскому проспекту, строительства транспортной развязки на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт (переустройство сетей), капитального ремонта моста через р. Миасс по пр. Победы  в целях обеспечения муниципальных нужд и получать от этого доход, что создает преимущественные условия доступа к выполнению работ для муниципальных нужд указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок выполнения данных работ.

Довод ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» о том, что Комиссия пришла к выводу о недобросовестной конкуренции Общества основан на неверном толковании действующего законодательства и не соответствует обстоятельствам дела, изложенным в заключении от 01.02.2017 и настоящем решении.

 

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в ходе которого установлено следующее:

- географические границы товарного рынка: город Челябинск;

- временной интервал исследования товарного рынка  с 06.11.2015 по 01.02.2017;

- продуктовые границы товарного рынка: рынок инженерно-технического проектирования  объектов транспортной инфраструктуры.

 

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

С учетом изложенного, муниципальные контракты  № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016 на выполнение работ по проектированию капитального ремонта, строительства, реконструкции объектов, заключенные между Управлением  и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» в отсутствие конкуренции, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом  соглашений явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупки, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным  осуществлять выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Довод ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» об отсутствии в действиях Общества нарушений пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции  ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих согласованность действий сторон с противоправной целью, основан на неверном толковании положений антимонопольного законодательства.

Предметом рассмотрения настоящего дела являются не согласованные действия Управления и Общества, а соглашения,  нарушающие требования  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции  под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. В рассматриваемом случае стороны пришли к соглашению в письменной форме, которое выразилось в заключении муниципальных контрактов в отсутствие конкуренции.

 

Материалами дела установлено, что работы по проектированию капитального ремонта моста через р. Миасс по Свердловскому проспекту, строительства транспортной развязки на пересечении ул. Дарвина – Троицкий тракт (переустройство сетей) выполнены, получены положительные  заключения государственной экспертизы от 22.08.2016 и  14.12.2016 соответственно.   Работы по проектированию реконструкции моста  через р. Миасс по пр. Победы также выполнены, проектная документация направлена на прохождение государственной экспертизы. В связи с указанным не представляется возможным выдать предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальные контракты  № 95У/ЧДТП/15 от 06.11.2015, № 03У/ЧДТП/16 от 02.02.2016, №  24/У/ЧДТП/16   от 06.04.2016 на выполнение работ по проектированию капитального ремонта, строительства, реконструкции объектов, заключенные между Управлением  и ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт»  с нарушением требований действующего законодательства, соглашениями,  нарушающими требования  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Управлению  и  ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт»   предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Н.В. Сапрыкина

 

Члены Комиссии                                                                                             З.В. Пазуха

 

                                                                                                      Ю.В. Подивилова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

Пазуха З.В.

(351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны