Предупреждение №ВЛ/11532/22 Предупреждение № 05-06/22 от 22.09.2022 от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП Красноармейского муниципального района «Гарант»

456660, Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. 40 лет Победы, д. 13

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

22 сентября 2022 года                                                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение ИП <...> от 22.06.2022 № 35622 (вх. № 8196-ИП/22 от 22.06.2022) на действия МУП Красноармейского муниципального района «Гарант» (далее – МУП «Гарант»), выразившиеся в уклонении от заключения договора водоотведения.

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, выдает предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, привлекает виновных лиц к административной ответственности.

Как следует из обращения ИП <...> 14.02.2022 в адрес МУП «Гарант» направлено письмо (исх. от 14.02.2022 № 001) с просьбой заключить договор водоотведения на прием хозяйственно-бытовых стоков. Данное письмо зарегистрировано в МУП «Гарант» 14.02.2022. Ответ на него заявитель от МУП «Гарант» не получил.

Челябинским УФАС России у МУП «Гарант» была истребована вся переписка между ИП <...> и МУП «Гарант», в том числе копия ответа на письмо заявителя о просьбе заключить договор водоотведения.

МУП «Гарант» также не представило в адрес Челябинского УФАС России копию ответа на указанное письмо заявителя.

Изучив имеющиеся материалы, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Миасского сельского поселения, актуализированной Администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области на 2022 год, в с. Миасское функционирует одна централизованная неполная, объединенная система водоотведения (ЦСВО «Миасское»). К ЦСВО «Миасское» подключены все многоквартирные дома и большинство общественных зданий в с. Миасское. Индивидуальный жилищный фонд канализирован частично.

Объекты центральной системы водоотведения Миасского сельского поселения переданы МУП «Гарант» в хозяйственное ведение.

Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установлены тарифы на водоотведение для МУП «Гарант», оказывающего услуги водоотведения потребителям Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, на 2019 – 2023 годы (постановление от 29.10.2020 № 48/85).

МУП «Гарант» является гарантирующей организацией в Миасском сельском поселении. Предприятие оказывает услуги централизованного водоотведения, а также прием хозяйственно-бытовых стоков от жителей неканализационного сектора в Миасском сельском поселении.

Вывоз хозяйственно-бытовых стоков осуществляется ассенизаторскими машинами. Стоки с неканализованного сектора с. Миасского сливаются непосредственно в централизованную систему водоотведения.

МУП «Гарант» не имеет утвержденного тарифа на прием жидких бытовых отходов на очистные сооружения от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей для дальнейшей их очистки.

МУП «Гарант» оказывает услуги по приему сточных вод на территории Миасского сельского поселения самостоятельно. В случае поломки ассенизаторской машины муниципальное предприятие привлекает стороннюю организацию. В таких случаях МУП «Гарант» применяет тариф, утвержденный Советом депутатов Красноармейского муниципального района Челябинской области.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МУП «Гарант» является субъектом, на которого распространяются запреты, установленные Законом о защите конкуренции, полномочиями по контролю за соблюдение которого обладает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения о выдаче предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоотведению на территории с. Миасское Красноармейского муниципального района Челябинской области установлено следующее.

1. Временной интервал исследования: 2021 год, январь-август 2022 года.

2. Продуктовые границы рынка – услуги по водоотведению с использованием централизованной системы;

3. Географические границы рынка – Миасское сельское поселение Красноармейского муниципального района Челябинской области.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоотведению с использованием централизованной системы на территории Миасского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области за 2021 год и за январь-август 2022 года установлено, что МУП «Гарант» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Следовательно, на МУП «Гарант» распространяются запреты, установленные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Правоотношения в сфере водоотведения, в том числе по вопросам заключения договоров водоотведения, урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

Порядок заключения договоров водоотведения установлен разделом II Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

Согласно пункту 4 Правил № 644 водоотведение осуществляется на основании договора водоотведения.

Договоры водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (п. 5 – 7 Правил № 644).

Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (п. 8 Правил № 644).

Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления (п. 9 Правил № 644).

Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов (п. 9 Правил № 644).

В случае если заявка абонента отвечает требованиям Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров (п. 11 Правил № 644).

Челябинское УФАС России, оценив заявку ИП <...> (письмо от 14.02.2022 № 001) на предмет полноты представленных сведений и документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил № 644, пришло к выводу о том, что в заявке отсутствует сведения о составе и свойствах сточных вод, предполагаемых к отведению в централизованную систему водоотведения, и динамика их изменения в течение года (пп. «г» п. 16 Правил № 644). Кроме того, к заявке не приложены документы, предусмотренные пунктом 17 Правил № 644.

Таким образом, МУП «Гарант» в соответствии с пунктом 9 Правил № 644 было обязано в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки от ИП <...> (письмо от 14.02.2022 № 001) направить ей уведомление о необходимости представить недостающие сведения и документы, и после чего приостановить рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

МУП «Гарант» не направило в установленный срок, предусмотренный Правилами № 644, в адрес ИП <...> уведомления о несоответствии заявки требованиям пунктами 16 и 17 Правил № 644, а также проект соответствующего договора, отвечающий условиям типового договора, в случае если МУП «Гарант» посчитало сведения, указанные в заявке ИП <...>, достаточными для заключения договора.

Таким образом, МУП «Гарант» уклонилось от заключения договора водоотведения с ИП <...>.

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договор водоотведения является публичным договором.

Исходя из положений статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе уклониться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 14 Закона № 416-ФЗ допускается отказ организации, осуществляющей водоотведение, от заключения договора водоотведения в случае подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоотведения с нарушением технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения, являющихся обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Отказ от заключения договора водоотведения по иным причинам действующим законодательством Российской Федерации в сфере водоотведения не предусмотрен.

Согласно письменным пояснениям МУП «Гарант» очистные сооружения с. Миасское находятся в аварийном состоянии, поэтому отсутствует техническая возможность принимать жидкие бытовые отходы на очистные сооружения, и увеличение объема принимаемых отходов может вывести очистные сооружения из строя.

Вместе с тем МУП «Гарант» не представило документы, подтверждающие отсутствие технической возможности принятия жидких бытовых отходов на очистные сооружения с. Миасское.

Кроме того, МУП «Гарант» отмечает, что у муниципального предприятия отсутствует гарантия о том, что ИП <...> будет сливать именно жидкие бытовые отходы для последующей очистки, а не сточные воды, ливневые воды, жидкие отходы производства, отходы, содержащие горюче-смазочные материалы, и примеси, запрещенные для сброса веществ.

Частью 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что по договору водоотведения абонент обязан соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

3. Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе – они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12).

Действия МУП «Гарант» по уклонению от заключения договора водоотведения привели к ущемлению интересов ИП <...>, и следовательно, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на смежном товарном рынке – на рынке приема сточных вод на территории с. Миасское, на котором муниципальное предприятие самостоятельно осуществляет деятельность.

Из представленной Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области информации следует, что иной возможности получить услугу по приему сточных вод жителей с. Миасское у иных хозяйствующих субъектов, за исключением МУП «Гарант», ИП <...>. не имеет.

Учитывая, что МУП «Гарант» обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, обладает абсолютной рыночной властью на данном рынке, действия МУП «Гарант», выразившиеся в уклонении от заключения договора водоотведения, является проявлением монополистической деятельности и напрямую связаны с его рыночной властью.

В МУП «Гарант» может обратиться любое лицо, и в обязанности МУП «Гарант», как субъекта естественной монополии в сфере водоотведения, входит заключение соответствующего договора.

Таким образом, действия МУП «Гарант», выразившиеся в уклонении от заключения договора водоотведения с ИП <...>, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

На основании изложенного, в связи с наличием в рассматриваемых действиях МУП «Гарант», выразившихся в уклонении от заключения договора водоотведения, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает МУП «Гарант» о необходимости прекращения указанных действий. Для чего МУП «Гарант» необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: в двадцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения направить в адрес ИП <...> в двух экземплярах проект договора водоотведения, отвечающий условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны