Решение №ВЛ/15316/21 решение от 16 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ»
454128, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. 40 Лет Победы, д. 26, оф. 61
comenergospec@mail.ru

Управление городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения
456110, г. Катав-Ивановск. ул. Ленина, д. 16
uprgii@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3192/2021 (№ РНП-74-498/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ», о его директоре, участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (извещение № 0169300027821000033), при участии в заседании Комиссии:

- представителей Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения (далее – заказчик) <...>, действующих на основании распоряжения от 01.12.2015 № 203-л, доверенности от 11.11.2021 № 4, доверенности от 27.07.2020 № 4;

- представителей ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ» (далее – общество, подрядчик) <...>, действующего на основании доверенности от 12.09.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (извещение № 0169300027821000033) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 25.05.2021 заказчик и ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ» заключили контракт на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по цене 428 352,53 руб.

Как следует из содержания обращения заказчика, подрядчиком при выполнении работ допущены отступления от условий контракта, которые не устранены в установленный заказчиком срок, и являются существенными, в связи с чем решением от 16.09.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 29.10.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 13.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 16.09.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 16.09.2021 направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также 16.09.2021 по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 16.09.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 28.10.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 29.10.2021.

Таким образом, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком проведена в соответствии с законодательством о контрактной системе.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ» 25.05.2021 заключен муниципальный контракт № 01693000278210000330001 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 предметом контракта является создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 4.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Срок выполнения работ: в течение 30 календарных дней с даты заключения муниципального контракта».

Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2021 следует, что подрядчиком обязательства, предусмотренные контрактом, выполнены ненадлежащим образом, при выполнении работ допущены существенные нарушения условий контракта, применены материалы, несоответствующие требованиям Технического задания, локальному сметному расчету, что подтверждается актами осмотра выполнения работ в рамках муниципального контракта от 28.06.2021г., 26.07.2021г., 30.08.2021г., 14.09.2021г. Поскольку при выполнении работ подрядчиком допущены отступления от условий контракта, которые не устранены в установленный заказчиком срок, и являются существенными, на основании пункта 3 статьи 723 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.2 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Заказчиком в материалы дела представлены акты осмотра выполнения работ в рамках муниципального контракта от 28.06.2021, 26.07.2021, 30.08.2021, 14.09.2021, из содержания которых следует, что в результате осмотра контейнерных площадок по ул. Красносельская 18, ул. Чапаева 142, ул. Подлесная 136, ул. Молодежная 1Б, ул. Подлесная 203, ул. Подлесная 185 выявлены следующие несоответствия требованиям контракта, технического задания, локального сметного расчета:

«1. Всего согласно сметной документации, для изготовления металлических контейнеров используется сталь угловая СтЗпс5 размером 40мм*40мм*4мм общей массой 0,482т или 199,17 метров. Фактически Подрядчиком использовано 78 метров общей массой 0,189т.

2. Основание контейнерной площадки должно изготовляется из профильной трубы 80мм*80мм*4мм общей длиной 120 метров. При приемке работ в результате замеров, выявлено, что труба имеет размеры 80мм*80мм*3,0-3,5мм общей длиной 131 метр, что в свою очередь не соответствует требованиям п. 3.1 (Содержание работ и общие требования), и ведомости объемов работ Технического задания. Также выполнено лишь частичное окрашивание поверхности основания профилированной трубы 80*80 (окрашена только поверхность, выходящая наружу после фактической установки и бетонирования контейнерной площадки), что также не соответствует п. 3.1 Технического задания.

3. Прожилины каркаса контейнерной площадки должны изготовляется из профилированной трубы 40мм*20мм*2мм общей длиной 180 метров. Подрядчиком выполнена установка трубы, имеющая размеры 40мм*20мм* 1,5мм общей длиной 180 метров, что не соответствует требованиям п. 3.1 Технического задания».

Подрядчиком в ответ на акт осмотра от 31.08.2021 в адрес заказчика представлены пояснения (от 06.09.2021 исх. № 72):

«1. Уголок 40x40x4 мм был использован в необходимом кол-ве для изготовления контейнеров. Оставшиеся 121.17 метра были заложены в смету ошибочно.

2. Основания площадок выполнены из профильной горячеоцинкованной трубы 3.5 мм. вместо 40x40x4 мм. из черного металла в связи с ограниченным кол-вом времени на исполнение МК и отсутствием на тот момент на рынке указанного в ТЗ материала. Примененный материал по характеристикам лучше (из-за оцинкованного покрытия более устойчив к коррозии, не требует окраски ), а также дороже, что подтверждаю ответом на запрос коммерческого предложения (сч. № МЕ-49132 от 23.08.21 г.).

3. Прожилины 40x20x1.5 мм. уже начали менять на 40x20x2 мм.»

Заказчик письмом от 09.09.2021 исх. № 285 указал, что прежде, чем приступать к выполнению работ с отступлениями от условий контракта, подрядчик обязан проинформировать заказчика о возникших сложностях. От общества уведомлений не поступало, фактически работы выполнены с отступлениями от условий муниципального контракта. В соответствии с п. 6.11 контракта, работы, выполненные с нарушением Технического задания или технологии работ, приемке не подлежат.

Вместе с тем, необходимо отметить, что подрядчик письмом от 30.06.2021 исх. № 30 об указанных обстоятельствах проинформировал заказчика.

Однако заказчик в письменных пояснениях от 12.11.2021 № б/н, представленных на заседание Комиссии, указал, что 01.07.2021 в адрес заказчика поступило письмо подрядчика от 30.06.2021 № 30, содержащее возражения подрядчика относительно выявленных недостатков выполненных работ, зафиксированных в акте осмотра от 28.06.2021, и не содержит каких-либо предложений, в том числе об увеличении цены контракта, о согласовании материалов с улучшенными характеристиками. Содержание данного письма является преимущественно информационным и не требует ответа.

Кроме того, представители подрядчика на заседании Комиссии пояснили, что контракт не содержит конкретных мест выполнения работ, в связи с чем возник вопрос относительно мест установки двух площадок накопления ТКО, взамен смонтированных ранее по указанным представителем заказчика адресам (письма от 22.06.2021 № 24, от 24.06.2021 № 28).

Адреса таких площадок заказчиком указаны в письме от 29.06.2021 № 200. При этом представители подрядчика обратили внимание Комиссии на срок выполнения работ, предусмотренный контрактом, и отметили, что окончательная информация о месте выполнения работ стала известна подрядчику после истечения срока выполнения работ.

Общество в письменных пояснениях от 12.11.2021 вх. № 15855-ЭП/21 утверждает о том, что подрядчик от исполнения обязательств по контракту не уклонялся, работы выполнены в полном объеме, в настоящее время контейнеры для ТБО используются заказчиком и ресурсоснабжающими организациями по вывозу мусора на территории городского поселения.

Указанные обстоятельства частично подтверждают представленные сторонами в материалы дела акты формы КС-2, КС-3, направленные заказчиком в адрес подрядчика с сопроводительным письмом от 12.10.2021 № 328 для оплаты фактически выполненных работ.

В качестве подтверждения оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в части некачественно выполненных работ, заказчиком в материалы дела представлено заключение ООО ЭЦ «ТОКМАС», выданное по результатам обследования качества выполненных работ по муниципальному контракту 01693000278210000330001 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (шифр 10.2021-Э/20).

Между тем, указанная экспертиза проведена в период с 15.10.2021 до 20.10.2021, тогда как решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 16.09.2021, что не соответствует положениям части 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ», о его директоре, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Управлением городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения об ООО «КОМЭНЕРГОСПЕЦ» (ИНН 7452079087), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

2021-16475

 

 

Связанные организации

ООО "КЭС"
ИНН 7452079087, ОГРН 1107452004769
Управление городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского го
ИНН 7457004977, ОГРН 1147457011789