Решение б/н Решение по жалобе 074/07/3-424/2020 от 13 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Респект»

454082, г. Челябинск, Троицкий тракт,

д. 76 Б, оф. 2

2113232@inbox.ru

МАУЗ «Детская городская клиническая больница № 1»

454071, г. Челябинск, ул. Горького, д. 28

Dgkb.1@mail.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-424/2020

10 марта 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Козловой Анны Алексеевны – руководителя Челябинского УФАС России;

Копылова Станислава Александровича – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Нуштаевой Дарьи Владимировны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-424/2020 ООО «Респект» от 28.02.2020 вх. № 2682 на действия закупочной комиссии МАУЗ «Детская городская клиническая больница № 1» (далее – Заказчик, МАУЗ «ДГКБ №1») при проведении аукциона на услуги по санитарной обработке, стирке, сушке и глажке белья, штор, занавесок, матрацев, подушек, спецодежды (извещение № 32008816377), в присутствии представителей Заявителя, Заказчика,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Респект» на действия закупочной комиссии МАУЗ «Детская городская клиническая больница № 1» при проведении аукциона на услуги по санитарной обработке, стирке, сушке и глажке белья, штор, занавесок, матрацев, подушек, спецодежды (далее – закупка).

По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия в нарушение требований пункта 43.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАУЗ «ДГКБ № 1» и пункта 6.5 Раздела 1 Документации об аукционе при рассмотрении заявок необоснованно признала заявку ООО «Проф Стирка» соответствующей требованиям Документации об аукционе в электронной форме, допустила ООО «Проф Стирка» к участию в аукционе, после чего признала такого участника победителем.

Заявитель подал заявку в полном соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и требованиями закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 32008816377) Заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронном виде, а также соответствующая закупочная документация.

Предметом закупки являются услуги по санитарной обработке, стирке, сушке и глажке белья, штор, занавесок, матрацев, подушек, спецодежды.

Начальная (максимальная) цена договора 1 098 950,00 (один миллион девяносто восемь тысяч девятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Приложением 1 к аукционной документации (Техническое задание) установлен перечень услуг, являющийся предметом закупки. В пункте 3 Технического задания указана услуга: санитарная обработка (полное обеззараживание и дезинфекция) белья, матрацев, подушек с последующей бактерицидной, антигрибковой, антиаллергенной и антистатической обработкой и минимальным использованием хлорсодержащих составов».

Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что одним из видов услуг, который должен оказать исполнитель, является дезинфекция больничного белья, матрацев, подушек.

Довод заказчика о том, что для оказания данного вида услуг не требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности не принимается Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.

Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

В соответствии с пунктом 3.6.1 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» дезинфекция, в том числе, включает в себя работы по обеззараживанию белья, одежды и постельных принадлежностей.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицнзированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В силу пункта 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанное понятие рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее – СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ подлежит лицензированию.

Также, согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 г. № 16и-521/13 «О лицензировании дезинфектологии», в случае, если организацией оказываются какие-либо услуги, приводящие, в конечном итоге, к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиях в рамках оказания медицинской помощи, то получение лицензии на осуществлении медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательной.

Указанная позиция поддерживается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии при оказании третьим лицам таких самостоятельных услуг вне рамок лечебной медицинской деятельности (определение от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344 по делу № А23-840/2016).

Согласно подпункту 1 пункта 10.1. Положения о закупках при осуществлении закупки Заказчик устанавливает обязательные требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в закупочной документации должно содержаться требование к участнику закупки о наличии у него специальной правоспособности при оказании услуг по дезинфекции белья, матрацев, подушек.

Согласно пункту 6.1 Раздела 1 Документации аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией.

В подпункте 1 пункта 3.1 аукционной документации указано, что обязательным требованием к участникам закупки является его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, в силу пункта 6.5 Раздела 1 аукционной документации при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки не допускается комиссией к участию в аукционе по основаниям, предусмотренным аукционной документацией в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг МАУЗ ДГКБ № 1.

Несмотря на то, что Заказчик прямо не предусмотрел указанного требования к участнику закупки в документации, закупочная комиссия при оценке и сопоставлении заявок участников могла проверить наличие у участника закупки специальной правоспособности на оказание услуг по дезинфекции. При этом закупочная комиссия не проявила должной осмотрительности. И как следствие, комиссией допущен к участию в аукционе и стал его победителем, участник, не отвечающий требованиям законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Из представленных в Челябинское УФАС России заявок участников следует, что в составе заявки участника, признанного победителем закупки, не было представлено лицензии на оказание медицинской деятельности.

Следовательно, в случае отсутствия специальной правоспособности у победителя закупки, Заказчиком неправомерно заключен договор по результатам закупки с таким участником.

На основании изложенного, Заказчик вправе в соответствии с разделом 67 Положения о закупках расторгнуть заключенный договор.

Таким образом, действия закупочной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в аукционе участника, не отвечающего требованиям законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в нарушение подпункта 1 пункта 10.1 Положения о закупке, пункта 3.1 Раздела 1 аукционной документации, повлекло нарушение порядка проведения закупки, установленного частью 6 статьи 3 Закона о закупках и противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Учитывая, что ООО «Респект» является участником рассматриваемой закупки, заявителем правомерно подана жалоба на действия закупочной комиссии в антимонопольный орган.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО «Респект» является обоснованной.

Учитывая, что договор по результатам проведения закупки заключен, Челябинским УФАС России принято решение не выдавать предписание.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать действия закупочной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в аукционе участника, не отвечающего требованиям законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, нарушением порядка проведения закупки, установленного подпунктом 1 пункта 10.1 Положения о закупке, пунктом 3.1 Раздела 1 аукционной документации, частью 6 статьи 3 Закона о закупках, и противоречащими принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов не выдавать.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.А. Козлова

Члены Комиссии С.А. Копылов

Д.В. Нуштаева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны