Решение б/н Решение по делу № 84-07/13 в отношении Правительства Челябин... от 7 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 84-07/13 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» июня 2014 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

Козловой А.А.

 

-

 

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

Соболевской Т.М.

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

 

Пазуха З.В.

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 84-07/13 по признакам нарушения Правительством Челябинской области (далее - Правительством) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение гражданина, направленное из  ФАС России, на действия Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство), выразившиеся в неправомерном отказе в допуске к участию в конкурсном отборе на право получения в 2013 году грантов на создание и развитие (фермерских) хозяйств в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 26.09.2012, ввиду предоставления неполного пакета документов, а именно отсутствия в составе заявки копии диплома о получении специального или высшего сельскохозяйственного образования, и (или) документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, и (или) копии трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве, и (или) выписки из похозяйственной книги, подтверждающей ведение личного подсобного хозяйства,

Указанный конкурсный отбор проводился в соответствии с Порядком предоставления в 2013-2015 годах грантов на создание и развитие (фермерских) хозяйств, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2012 № 729-П (далее – Порядок).

При рассмотрении материалов дела Челябинским УФАС России установлено, что в действиях Правительства Челябинской области по утверждению Порядка, отдельные положения которого не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Указанные действия (бездействия) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Правительством Челябинской области представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем указано следующее.

Порядок разработан в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012 № 172.

Предоставление субсидий на поддержку  начинающих фермеров из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ регулируются статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.

 Постановлениями Правительства Челябинской области от 19.03.2014 № 65-П  и от 02.06.2014 № 256-П внесены изменения в Порядок предоставления грантов.

На основании изложенного, Правительство полагает, что издание  Постановления Правительства Челябинской области от 28.12.2012 № 729-П не противоречит действующему законодательству, не нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции, и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Министерство сельского хозяйства Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представило следующие письменные пояснения и на заседании Комиссии поддержало доводы, изложенные Правительством.

Министерством указано, что оно являлось разработчиком проекта Порядка, положения которого соответствуют постановлению Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 и приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012 № 172.

Министерством отмечено, что трудовая книжка в соответствии с действующим законодательством является основным  документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в связи с чем в Порядке установлено требование о представлении именно этого документа.

В связи с чем, Министерство полагает, что в действиях Правительства отсутствуют нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров (далее – Правила).

Правилами установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1, 3, 6 Правил).

Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 172 в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов" (далее - Программа), которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.

Из содержания Программы усматривается, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 Программы субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров.

Приказом  Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166» определены Условия подачи гражданами Российской Федерации  заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками  региональной программы поддержки начинающих фермеров (далее – Условия).

Постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2012 № 729-П утвержден Порядок предоставления в 2013-2015 годах грантов на создание и развитие (фермерских) хозяйств (далее – Порядок предоставления грантов).

Постановлениями Правительства Челябинской области от 19.03.2014 № 65-П  и от 02.06.2014 № 256-П внесены изменения в Порядок предоставления грантов.

1. Пунктом 18 Порядка установлен перечень документов, которые  заявитель представляет в Министерство в срок с 15 июня до 1 июля текущего года для участия в конкурсном отборе, в том числе  копию диплома о получении специального или высшего сельскохозяйственного образования, и (или) документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, и (или) копию трудовой книжки, подтверждающую наличие трудового стажа в сельском хозяйстве, и (или) выписку из похозяйственной книги, подтверждающую ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 4).

Согласно подпункту 2 пункта  22 Порядка основанием для отказа в приеме заявки являются представление неполного пакета документов, указанных в пункте 18 настоящего Порядка.

Вместе с  тем, пунктом 24 Порядка установлено, что конкурсная комиссия в течение 5 рабочих дней оценивает документы, представленные заявителями, по балльной шкале по каждому критерию, в том числе по критерию «Трудовой стаж в сельском хозяйстве». Так, определена следующая шкала оценки по рассматриваемому критерию:

- трудовой стаж не менее 3 лет (кроме личных подсобных хозяйств) – 5 баллов;

- не менее 3 лет в личных подсобных хозяйствах – 3 балла;

- от 1 года до 3 лет -1 балл;

- нет стажа – 0 баллов.

Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2014 N 65-П в пункт 24 Порядка внесены изменения, согласно которым оценка баллов предусмотрена следующим образом: 3 и более лет – 5 баллов; от 1 до 3 – 3 балла; менее 1 года – 0 баллов.

Подпунктом 4 пункта 18 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения трудового стажа.

Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Статьей 66 Трудового кодекса РФ не предусмотрена обязанность внесения записи в трудовую книжку сведений о работе по совместительству, поскольку указанная запись делается на добровольной основе.

Так, по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

В связи с чем, все работники имеют право внести сведения о работе по совместительству в основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника – трудовую книжку, что в последующем позволит им подтвердить свой опыт работы в той или иной сфере, в том числе при участии в конкурсном отборе.

Заявка «…» на участие в конкурсном отборе не содержала документов, предусмотренных подпунктом 4 пункта 18 Порядка.

Отсутствие указания в Порядке о необходимости предоставления договора работы по совместительству в качестве подтверждения опыта работы при подаче заявки на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, довод заявителя о необоснованном отказе в допуске к участию в конкурсном отборе ввиду непредставления в составе заявки копии диплома о получении специального или высшего сельскохозяйственного образования, и (или) документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, и (или) копии трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве, и (или) выписки из похозяйственной книги, подтверждающей ведение личного подсобного хозяйства, отклонен Комиссией антимонопольного органа.

2. В соответствии с пунктом 2 Условий в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации, с приложением документов, подтверждающих соблюдение установленных данном пунктом  условий.

Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, устанавливается субъектом Российской Федерации (пункт 3 Условий).

Пунктом 5 Условий определено, что при подаче заявки заявитель может предоставить дополнительно любые документы, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии.

Таким образом, указанной нормой определен исчерпывающий перечень требований к претендентам на участие в конкурсном отборе, влияющий на решение комиссии о допуске либо отказе в допуске к участию в конкурсном отборе.

Пунктом 12 Порядка предоставления грантов установлены требования, которым должен соответствовать гражданин Российской Федерации намеренный подать заявку в конкурсную комиссию для получения гранта. Указанные  требования определены в соответствии с пунктом 2 Условий.

Пунктом 18 Порядка предоставления грантов установлен перечень документов, которые  заявитель представляет в Министерство  для участия в конкурсном отборе.

Вместе с тем, из Порядка предоставления грантов (в том числе пункта 18) не  следует, какие документы  подтверждают соответствие заявителя требованиям, установленным подпунктами 1, 2, 5, 9, 10 пункта 12 Порядка предоставления грантов, а также необходимо ли их представить непосредственно заявителю, либо они запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, а именно:

- заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации (подпункт 1);

- заявитель ранее не являлся получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; гранта на развитие семейных животноводческих ферм; выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее именуется - хозяйство), главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (подпункт 2);

- хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(подпункт 5);

- глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства (подпункт 9);

- хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей гранта(подпункт 10).

Кроме того, Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2014 N 65-П в Порядок предоставления грантов  введен подпункт 14 пункта  12, согласно которому заявитель должен постоянно проживать или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя. Из Порядка предоставления грантов в указанной редакции (в том числе пункта 18) также не  следует, какие документы  подтверждают соответствие заявителя данному требованию.

В нарушение пункта 3 Условий Правительством не определен перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя указанным условиям.

Правительством указано, что документы, подтверждающие соответствие претендентов на получение гранта подпунктам 1 и 5 пункта 12 Порядка предоставления грантов, находятся в распоряжении государственных органов и требовать предоставления таких документы от заявителей неправомерно. Сведениями о соответствии подпункту 2 пункта 12 Порядка предоставления грантов  располагает Министерство. Выполнение получателем гранта требованиям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 12 Порядка предоставления грантов,  определяется Министерством на основании отчетов, представляемых получателем гранта. Соответствие претендента требованию, предусмотренному пунктом 10 пункта 12 Порядка предоставления грантов, определяется на основании информации, указанной в Бизнес-плане по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные доводы Правительства  отклонены комиссией антимонопольного органа, поскольку невозможность истребовать указанные документы непосредственно у заявителя, наличие таких документов в Министерстве не исключает обязанность субъекта Челябинской области установить в нормативно-правом акте Челябинской области исчерпывающий перечень документов, которые необходимы конкурсной комиссии для принятия решения о допуске претендента к конкурсному отбору, а также порядок истребования таких документов (у заявителя либо в порядке межведомственного взаимодействия).

Таким образом, бездействие Правительства, выразившееся в неопределении перечня документов, которые подтверждают соответствие претендента на получение гранта требованиям, установленным подпунктами 1, 2, 5, 9, 10 пункта 12 Порядка предоставления грантов, при условии, что такие документы в соответствии с пунктом 3 Условий устанавливаются субъектом РФ, а пунктом 18 Порядка не определена необходимость представления документов, подтверждающих соответствие претендента указанным требованиям, противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку препятствует претендентом в допуске к участию в конкурсном отборе.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела установлено, что Правительством приняты меры по  устранению допущенных нарушений действующего законодательства.

Так, Постановлением Правительства от 02.06.2014 № 256-П внесены изменения в Порядок, согласно которым пункт 12 Порядка дополнен следующим абзацем: «Информация о соответствии заявителя требованиям, указанным в настоящем пункте, подтверждается документами, указанными в пункте 18 Порядка, а также сведениями, полученными Министерством в порядке межведомственного взаимодействия».

3. Пунктом 18 Порядка предоставления грантов установлен перечень документов, которые  заявитель представляет в Министерство  для участия в конкурсном отборе. В указанный перечень документов включены документы, подтверждающие соответствие претендентов на участие в конкурсном отборе требованиям, установленным к участникам, а также такие документы, как (подпункты  12-15 пункта 18 Порядка предоставления грантов):

- в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве находятся в собственности либо в аренде земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, документы, подтверждающие его наличие;

- в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве находятся в собственности либо в аренде сельскохозяйственные постройки, техника, животноводческие помещения, склады, документы, подтверждающие их наличие (свидетельство о праве собственности, договор аренды, справка областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области);

- в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве имеются в наличии сельскохозяйственные животные, форму N 12 СХ-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства", утвержденную приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 197 "О предоставлении отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями", на 1 апреля текущего года;

- документы, подтверждающие членство в общественных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах (при наличии).

Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2014 N 65-П в указанные пункты Порядка внесены изменения в части уточнения документов, необходимых для предоставления.

Согласно подпункту 2 пункта  22 Порядка основанием для отказа в приеме заявки являются представление неполного пакета документов, указанных в пункте 18 настоящего Порядка.

Непредставление  документов в соответствии с подпунктам  12-15 пункта 18 Порядка предоставления грантов при условии наличия таких документов, является основанием для отказа в приеме заявки на участие в конкурсном отборе.

Таким образом, действия Правительства по установлению в Порядке предоставления грантов требования о представлении  документов согласно подпунктам  12-15 пункта 18 Порядка, отсутствие которых является основанием для отказа в приеме заявки на участие в конкурсном отборе, при условии, что пунктом 2 Условий,  пунктом 12 Порядка определен исчерпывающий перечень условий, которым должен соответствовать заявитель, а указанные документы необходимы только для оценки заявки, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Правительством приняты меры по  устранению допущенного нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом путем внесения  Постановлением Правительства от 02.06.2014 № 256-П изменений в Порядок. Так, в новой редакции в пункте 18 Порядка указано, что заявитель вправе не представлять документы, указанные в подпунктах 8, 9, 10 настоящего пункта, а также свидетельство о праве собственности, договор аренды, копию паспорта транспортного средства, копия паспорта самоходной машины. Кроме того, подпункт 2 пункта 22 Порядка, предусматривающий основания для отказа в приеме заявки, изложен в следующей редакции: «непредставление документов, указанных в пунктах 1-7, 11 пункта 18 настоящего Порядка».

4. В соответствии с пунктом 4.2 Программы конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей  и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера. При подаче документов на конкурс гражданин составляет Заявку по форме, утверждаемой субъектом Российской Федерации, и опись прилагаемых документов (в двух экземплярах). При принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает: условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;

 отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов; наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции; членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства; предоставление рабочих мест для местных жителей; социальную и бюджетную ответственность; наличие производственных фондов и их хорошее состояние; наличие племенных сельскохозяйственных животных; наличие земель сельскохозяйственного назначения; деловую репутацию и кредитную историю; итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей; общественную активность и ответственность заявителя; результаты очного собеседования.

Таким образом, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Программе определен исчерпывающий перечень критериев оценки участников конкурсного отбора.

Вместе с тем, Правительством пунктом 24 Порядка определены иные критерии, по которым Конкурсная комиссия  оценивает документы, представленные заявителями, по балльной шкале:

- наличие сельскохозяйственного образования;

- трудовой стаж в сельском хозяйстве;

- ведение личного подсобного хозяйства;

- общая площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- наличие самоходной сельскохозяйственной техники на день подачи заявки;

- наличие племенных сельскохозяйственных животных;

- наличие сельскохозяйственных построек, животноводческих помещений, складов;

- создание дополнительных рабочих мест;

- наличие рекомендательных писем от главы администрации муниципального района;

- наличие собственных средств (в процентах от запрашиваемой суммы гранта);

- наличие собственных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции;

- членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;

- членство в общественных организациях, имеющих местные представительства или отделения.

По каждому из указанных критериев предусмотрено определенное количество баллов. Согласно пункту 26 Порядка в случае набора заявителями одинакового количества баллов победитель определяется с учетом даты и времени подачи заявки в хронологической последовательности.

В тоже время, согласно пункту 25 Порядка при принятии решения о включении заявителей в состав участников областной целевой программы конкурсная комиссия наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:  условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства; отдаленность крестьянского (фермерского) хозяйства от крупных населенных пунктов; наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции; членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства; предоставление рабочих мест для местных жителей; социальную и бюджетную ответственность; наличие производственных фондов и их хорошее состояние; наличие племенных сельскохозяйственных животных; наличие земель сельскохозяйственного назначения; деловую репутацию и кредитную историю; итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей; общественную активность и ответственность заявителя; результаты очного собеседования.

Порядком предоставления грантов не определен перечень документов, необходимых для оценки заявок в соответствии с пунктом 25 данного Порядка.

Из положений Порядка предоставления грантов не следует, каким-образом критерии, указанные в пункте 25, могут повлиять на результаты конкурсного отбора при условии, что победитель определяется по количеству набранных баллов согласно пункту 24, что может привести к нарушению порядка выбора победителя конкурсного отбора ввиду создания отдельным участникам преимущественных условий участия в конкурсном отборе.

Кроме того, согласно пояснениям Правительства, комиссии надлежит оценивать все заявки участников конкурсного отбора в соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления грантов, несоблюдение данного требования будет являться нарушение Порядка предоставления грантов.

В тоже время, из пояснений Министерства следует, что поскольку порядок оценки данных критериев не раскрыт, комиссия не оценивает заявки по установленным пунктом 25 Порядка предоставления грантов критериям, выбор победителей осуществляется на основании критериев, подлежащих бальной оценке.

Таким образом, действия Правительства по установлению критериев оценки заявок участников конкурсного отбора не в соответствии с  пунктом 4.2 Программы, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создать препятствия начинающим фермерам при участии в конкурсном отборе на право получения грантов на развитие фермерских хозяйств, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2014 N 65-П пункт 25 Порядка признан утратившим силу. Таких образом, Правительством добровольно в ходе рассмотрения дела приняты меры по  устранению допущенных нарушений действующего законодательства.

5. Пунктом 36 Порядка установлено основанием для принятия решения о возврате гранта помимо прочего является недостижение получателем ожидаемых результатов хозяйственной деятельности, указанных в протоколе конкурсной комиссии.

Согласно пункту 27 Порядка решение конкурсной комиссии об определении победителей конкурсного отбора оформляется протоколом, в котором в отношении победителя конкурсного отбора должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации лица, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

2) размер предоставляемого гранта;

3) количество полученных им итоговых баллов.

Требование к содержанию ожидаемых результатов хозяйственной деятельности начинающего фермера на текущий финансовый год в протоколе конкурсной комиссии исключено Постановлением Правительства Челябинской области от 04.06.2013 N 54-П.

Более того, пунктом 4.2 Программы установлено, что в  случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Правительства по установлению в Порядке такого основания для принятия решения о возврате гранта, как недостижение получателем ожидаемых результатов хозяйственной деятельности, указанных в протоколе конкурсной комиссии, при условии отсутствия требований в данном порядке о содержании таких сведений в протоколе комиссии, могут необоснованно препятствовать начинающим фермерам в осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2014 N 65-П  абзацы пятый и шестой пункта 36 Порядка признаны утратившими силу, что свидетельствует о принятии Правительством мер по  устранению допущенных нарушений действующего законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При рассмотрении настоящего дела Правительством приняты меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства, отрицательных последствий для фермерских организаций в связи с установлением (отсутствием) отдельных положений в Порядке не выявлено.

Таким образом, Правительством Челябинской области добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Правительства, выразившееся в неопределении перечня документов, которые подтверждают соответствие претендента на получение гранта требованиям, установленным подпунктами 1, 2, 5, 9, 10, 14 пункта 12 Порядка предоставления грантов, при условии, что такие документы в соответствии с пунктом 3 Условий устанавливаются субъектом РФ,  поскольку данные действия могут привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ввиду препятствования претендентом в допуске к участию в конкурсном отборе.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Правительства по установлению в Порядке предоставления грантов требования о представлении  документов согласно подпунктам  12-15 пункта 18 Порядка, отсутствие которых является основанием для отказа в приеме заявки на участие в конкурсном отборе, при условии, что пунктом 2 Условий,  пунктом 12 Порядка определен исчерпывающий перечень условий, которым должен соответствовать заявитель, а указанные документы необходимы только для оценки заявки, поскольку данные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Правительства по установлению критериев оценки заявок участников конкурсного отбора не в соответствии с  пунктом 4.2 Программы, а также не раскрытию порядка оценки заявок по критериям,  указанные в пункте 25 Порядка предоставления грантов, поскольку данные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создать препятствия начинающим фермерам при участие в конкурсном отборе предоставлении грантов на развитие фермерских хозяйств.

4.  Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Правительства по установлению в Порядке в качестве основания для принятия решения о возврате гранта - недостижение получателем ожидаемых результатов хозяйственной деятельности, указанных в протоколе конкурсной комиссии, при условии отсутствия требований в данном порядке о содержании таких сведений в протоколе комиссии, поскольку данные действия могут необоснованно препятствовать начинающим фермерам в осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства.

6. Прекратить рассмотрение дела № 84-07/13, возбужденного по признакам нарушения Правительством Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

Члены Комиссии                                                                                   

А.А. Козлова

Т.М. Соболевская

З.В. Пазуха

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны