Решение б/н Решение № 84-08/2017 в отношении ООО «Кураж» от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

25 октября 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

 

 

члены Комиссии:

 

 

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 84-08/2017, возбужденное по факту размещения на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 рекламы с использованием непристойных женских образов, с признаками нарушения требований части 6 статьи 5, части 3.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратились физические лица по факту размещения на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 рекламы с использованием непристойных женских образов.

По мнению заявителей, реклама организации с коммерческим обозначением «Nebar», размещенная на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе присутствуют непристойные женские образы и выражения.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен выезд по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 и произведен осмотр входной группы организации с коммерческим обозначением «Nebar».

Со стороны входной группы организации с коммерческим обозначением «Nebar» размещены рекламные конструкции с рекламой следующего содержания: «А можно всех посмотреть?», «Люблю сверху», «Никогда не отказываю», «Войди в меня» и изображением визуальных женских образов. Также присутствует следующая информация: «ООО «Кураж», Юридический адрес: 454091, Челябинская обл., Челябинск г, ул. Труда, д. 105, помещение 101. ИНН 7453310797, КПП 745301001».

На запрос Челябинского УФАС России ООО «Кураж» представило письменные пояснения, согласно которым после того, как Общество получило претензии от Челябинского УФАС России (уведомление пришло 25.08.2017), то оно своевременно демонтировало своими силами и средствами рекламную конструкцию, а также рекламу с рекламными выражениями, что подтверждается фотоматериалами, представленными Обществом.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

Челябинским УФАС России установлено, что в период с 11 августа 2017 года по 25 августа 2017 года со стороны входной группы организации с коммерческим обозначением «Nebar», расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, размещались конструкции с изображением женских образов и текстовой информацией.

1. Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Сведения, размещенные на конструкции, воспринимаются в совокупности с оформлением входной группы организации с коммерческим обозначением «Nebar» как информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему, продвижение на рынке.

Таким образом, по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 со стороны входной группы размещена рекламная информация организации с коммерческим обозначением «Nebar».

В рекламе организации с коммерческим обозначением «Nebar» присутствуют визуальные женские образы и сведения: «А можно всех посмотреть?», «Люблю сверху», «Никогда не отказываю», «Войди в меня».

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

Слово «двусмысленный» в соответствии с Толковым словарем русского языка Д.Н. Ушакова означает: двойственный; содержащий неприличный, нескромный намек. Реклама организации с коммерческим обозначением «Nebar» со сведениями: «А можно всех посмотреть?», «Люблю сверху», «Никогда не отказываю», «Войди в меня» могут вызывать у потребителей ассоциации, не связанные с деятельностью ресторанов.

К непристойным образам, могут быть отнесены такие образы и выражения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Присутствующие в рекламе организации с коммерческим обозначением «Nebar» визуальные женские образы в совокупности с определенными выражениями могут вызывать у потребителей ассоциации, не связанные с деятельностью ресторанов и также являются непристойными, так как демонстрация таких образов и выражений в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственным.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использованы рекламные конструкции, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать. Распространение рекламы в публичном месте, доступном для неограниченного круга лиц указывают на непристойность данной рекламы.

Челябинским УФАС России проведен интернет-опрос пользователей информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте антимонопольного органа www.chel.fas.gov.ru, направленный на исследование мнения потребителей о том, являются ли использованные в данной рекламе образы непристойными? Так, 47% респондентов (из 13750 опрошенных) ответили, что в рекламе ООО «Кураж», размещенной на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, женские образы являются непристойными.

В опросе приняли участие 13750 респондентов, 47% которых ответили, что в рекламе ООО «Кураж», размещенной на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, женские образы являются непристойными.

Согласно письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Таким образом, используемые в рекламе развлекательного заведения «Nebar» визуальные женские образы в совокупности с недвусмысленными выражениями являются непристойными и данная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 35.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

В соответствии с Перечнем объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Челябинского городского округа Челябинской области здание по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80 является объектом культурного наследия регионального значения (памятник) на основании Решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 20.09.1977 г. № 371.

Таким образом, размещение рекламных конструкций на объекте культурного наследия регионального значения (памятнике), расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, нарушает требования части 3.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы с использованием непристойных женских образов является ООО «Кураж», как лицо, осуществляющее деятельность под коммерческим обозначением «Nebar», и в интересах которого размещена реклама по адресу г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Поскольку ООО «Кураж» демонтировало рекламные конструкции, расположенные по адресу г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, что подтверждается фотоматериалами, представленными Обществом, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в период с 11 августа 2017 года по 25 августа 2017 года на рекламных конструкциях по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 80, поскольку при ее распространении нарушены требования части 6 статьи 5, части 3.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кураж» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны