Решение б/н решение от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2485/2023 08 ноября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2485/2023 ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» (далее – Заявитель) вх. № 13900-ЭП/23 от 19.10.2023 на действия МП Трест «Теплофикация» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию котла №2 ПТВМ-120 на Пиковой котельной (извещение № 32312822513), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» на действия МП Трест «Теплофикация» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию котла №2 ПТВМ-120 на Пиковой котельной (извещение № 32312822513). Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в следующем: 1. Заказчиком неверно определен предмет закупки; 2023-17735 2 2. Заказчиком не разработана и не размещена в ЕИС проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — Постановление № 87); 3. Заказчиком нарушены требования Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее — Приказ № 536), Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов) при проведении закупки; 4. Заказчиком неправомерно установлено требование опыта выполнения работ на котлы мощностью 139,6 МВт и стоимостью договоров не менее 50 % от НМЦД. Установленные требования, по мнению Заявителя, приводят к ограничению конкуренции; 5. Пункт 7 раздела II документации противоречит пункту 18 раздела II документации, что не позволяет определить состав заявки при ее формировании; 6. Заказчиком установлено неисполнимое требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданные СРО по видам работ, являющимся предметом закупки (виды работ по перечню, утвержденному Приказом Министра России от 30.12.2009 № 624), так как Приказа Министра России от 30.12.2009 № 624 не существует; 7. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником чертежей котла. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о 2023-17735 3 закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» поступила в Челябинское УФАС России 19.10.2023. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 20.10.2023. Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 1. Заявитель утверждает, что Заказчиком неверно определен предмет закупки. Предметом закупки является реконструкция котла №2 ПТВМ-120 на Пиковой котельной, однако, при выполнении работ, указанных в документации, происходит замена нижнего котла конвективной части водогрейного котла, при этом повышение техникоэкономических показателей котла не производится, производственные мощности котла не увеличиваются, котел приводится в соответствии с показателями и значениями, которые указаны в паспорте котла. Таким образом, данная закупка не является реконструкцией котла. Заказчик пояснил, что наименованием закупки является реконструкция котла №2 ПТВМ-120 на Пиковой котельной. (Код по ОКПД2 43.22.12.110 Работы по монтажу отопительного оборудования). Виды и объемы работ, исходные данные определены в техническом задании (описание объекта закупки), которые фактически соответствуют ремонту. Если заменить в наименовании рассматриваемой закупки слово «реконструкция» на слово «ремонт» ведомость объемов работ и виды работ не поменяются. В данном случае объектом закупки является ремонт. Исходные данные, указанные в документации о закупке для выполнения работ достаточны и понятны. МП трест «Теплофикация» 04.10.2023 в ЕИС размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на реконструкцию котла №2 ПТВМ-120 на Пиковой котельной. В пункте 18 документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки: должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен 2023-17735 4 быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене договора). Членство СРО не требуется в случаях, перечисленных в части 2.1 и 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Исходя из требований технического задания Заказчику требуется демонтаж нижнего пакета конвективной части водогрейного котла ПТВМ-120 с последующим монтажом нового пакета в том числе: демонтаж и монтаж поверхностей нагрева, обмуровки котла, гидравлические испытания. Конвективная часть должна быть выполнена из труб (бесшовных марка стали ст20) диаметром Ø28мм с толщиной стенки 3 мм с вертикальными коллекторами (стояками) диаметром 83 мм с толщиной стенки 4 мм. Данное решение позволит увеличить КПД котла (приблизив его к паспортным значениям) при номинальных параметрах, снизить температуру уходящих газов за котлом, снизить гидравлическое сопротивление конвективной поверхности нагрева. При этом изменение параметров, том числе надстройка, перестройка, расширение котла не производится, повышение показателей котла не происходит, параметры котла должны быть приближены к его паспортным данным. Таким образом, Заказчику в соответствии с требованиями технического задания требуется не реконструкция котла, а его ремонт. Данное также подтверждается Заказчиком в представленных пояснениях. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что предмет закупки противоречит выполняемым работам, указанным в техническом задании Заказчика. Таким образом, довод ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» является обоснованным. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытость закупки. Действия Заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках. 2. Заявитель утверждает, что Заказчиком не разработана и не размещена в ЕИС проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с Постановлением № 87. В соответствии со статьей 48 ГрК РФ Правительство Российской Федерации постановило утвердить прилагаемое Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, и требования к содержанию разделов такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (включая линейные объекты), в том числе состав разделов проектной документации и требования к содержанию разделов такой проектной документации на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 2023-17735 5 Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с ГрК РФ) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, исходя из указанных норм законодательства о градостроительной деятельности, архитектурно-строительное проектирование осуществляется в отношении подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В соответствии с «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты. Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Таким образом, котел является оборудованием котельной, относится к зданию и является объектом капитального строительства. Следовательно, Заказчик должен соблюдать требования Постановлением № 87 и разработать проектную документацию. Однако, Проектная документация не была включена Заказчиком в документацию о закупке. 2023-17735 6 Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что довод ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» об отсутствии проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с Постановлением № 87 является обоснованным. Действия Заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Заявитель утверждает, что Заказчиком нарушены требования Приказа № 536, Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов при проведении закупки, так как в соответствии с данными нормами Заказчик должен разработать проектную документацию. Заказчик пояснил, что проектная документация при выполнении ремонта котла не требуется. В соответствии с Приложением № 1 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. Приказ № 536 направлен на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах (далее - ОПО) при использовании перечисленного в пункте 3 оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2)): а) пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов); б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C); в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), а также при эксплуатации зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, в составе которых используется перечисленное в пункте 3 Приказа оборудование. В соответствии с пунктом 3 Приказа № 536 установлены требования промышленной безопасности, обязательные при разработке и осуществлении технологических процессов, при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО, на которых используется нижеперечисленное оборудование, работающее под избыточным давлением (далее - оборудование под давлением), отвечающее одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 2 настоящего Приказа, при проведении экспертизы промышленной безопасности оборудования, зданий и сооружений на ОПО, а также при размещении, монтаже и эксплуатации (в том числе наладке, обслуживании, ремонте, реконструкции (модернизации), техническом освидетельствовании, техническом диагностировании) оборудования под давлением. Настоящие правила распространяются на следующие виды (типы) оборудования под давлением: а) паровые котлы, в том числе котлы-бойлеры, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры; б) водогрейные и пароводогрейные котлы; в) энерготехнологические котлы: паровые и водогрейные, в том числе 2023-17735 7 содорегенерационные котлы; г) котлы-утилизаторы; д) котлы передвижных и транспортабельных установок; е) котлы паровые и жидкостные, работающие с органическими и неорганическими теплоносителями (кроме воды и водяного пара), и транспортирующие их системы трубопроводов; ж) электрокотлы; з) трубопроводы пара и горячей воды; и) сосуды, работающие под избыточным давлением пара, газов, жидкостей; к) баллоны, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов; л) цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов; м) цистерны и сосуды для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения; н) барокамеры; о) оборудование под давлением, применяемое при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения на опасных производственных объектах, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом». В техническом задании Заказчика указаны технические характеристики ремонтируемого объекта (котла ПТВМ-120): давление — 2,5 МПа; температура - +150°C; производительность — 120 Гкал/час В соответствии с Приказом № 536, Законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов котел ПТВМ-120 является опасным производственным объектом. Кроме того, в техническом здании Заказчик указал, что работы должны производиться в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных промышленных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением». Согласно пункту 97 Приказа № 536 при монтаже, ремонте, наладке оборудования под давлением должны быть выполнены требования проектной документации ОПО и организации-изготовителя (разработчиком проекта) оборудования, указанные в его руководстве (инструкции) по эксплуатации и другой технической документации организации-изготовителя. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с 2023-17735 8 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчиком должна быть разработана и размещена проектная документация ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии проектной документации ОПО, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 4. Заявитель утверждает, что Заказчиком неправомерно установлено требование опыта выполнения работ на котлы мощностью 139,6 МВт и стоимостью договоров не менее 50 % от НМЦД. Установленные требования, по мнению Заявителя, приводят к ограничению конкуренции. Заказчик пояснил, что оценка заявок по критерию «Опыт выполнения работ» установлена с учетом характеристик объекта, на котором необходим ремонт. Мощность котла № 2 ПТВМ-120 Пиковой котельной оставляет 139,6 МВт или производительность 120 Гкал/час. Значимость данного критерия, в соответствии с разделом III документации о закупке составляет всего 20 % от общего количества баллов. Критерий не препятствует к участию в закупке, а лишь позволяет повысить или снизить рейтинг заявки. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев положения раздела III документации сообщает следующие. Заказчиком в разделе III документации установлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке. Оценка заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме осуществляется с использованием двух критериев:

Оценка заявок осуществляется на основании указанных выше критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящей конкурсной документации. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Оценка заявок по критерию «Опыт выполнения работ» производится следующим образом: Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Оценивается наличие опыта работы по аналогичным договорам (контрактам) подряда (аналогичными считаются договора на поставку, монтаж, капитальный ремонт, реконструкцию водогрейных котлов мощностью от 139,6 МВт, в которых отражены виды работ требуемые к выполнению по настоящей закупочной процедуре), которые заключены по итогам конкурентных процедур проведенных в рамках Закона о закупках и Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», информация о которых размещена в реестре договоров (контрактов) на информационном сайте zakupki.gov.ru, и иными способами не запрещенными действующим законодательством. Стоимость по каждому договору в денежном выражении должна составлять не менее 50% от начальной максимальной цены договора настоящего конкурса, заключенные за период с 2020 года по 2023 год (включительно) и выполненные в соответствии с условиями договоров (с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа).). Наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом закупки, подтверждается предоставлением в составе заявки документов, а именно копии: исполненного договора (контракт), акта (актов) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (контракта). Опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (договоре) (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта(договора)» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии у наименование участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договора). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Документы представляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов (или в рекомендуемой форме Заказчика (Образец рекомендуемой формы по наличию у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора Приложение №1 к Разделу III «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость»). Сведения предоставляются в любой удобной форме. Договора (контракты) без подтверждения факта исполнения в оценке не учитываются. Как разъясняется в пунктах 4, 6, 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти 2023-17735 10 критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции; вместе с тем, установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в 10 закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. При этом сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КП 7-2243). Комиссией Челябинского УФАС России не установлено, что оспариваемый критерий включен в документацию о закупке для того, чтобы обеспечить необоснованные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту. Данное обстоятельство не доказано Заявителем. Критерий «опыт выполнения работ» не ограничивает конкуренцию, является измеряемым и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, критерий является всего лишь одним из критериев, по которым оцениваются заявки участника закупки. Сам по себе спорный критерий оценки участников закупок не является критерием допуска к участию в закупке, он является объективно измеримым и в этом смысле может быть объективно оценен, при этом он в равной степени относится ко всем участникам закупки. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что критерий оценки «опыт выполнения работ» установлен в закупочной документации правомерно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. 5. Заявитель утверждает, что пункт 7 раздела II документации противоречит пункту 2023-17735 11 18 документации раздела II, что не позволяет определить состав заявки при ее формировании. Заказчик пояснил, что в пункте 18 раздела II документации требования к участникам закупке о наличии сертификата соответствия ИСО 9001 и ЕАЭС соответствия продукции выставлены ошибочно, однако, в подпункте 9 пункта 7 раздела II документации и в разделе III документации указано, что отсутствие указанной информации и документов не является основанием для отклонения заявки, но влечет снижение рейтинга. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев положения документации сообщает следующие. В соответствии с пунктом 7 раздела II документации вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать информацию и документы, предусмотренные Разделом III документации «критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость» документации в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе: - копия свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля. - копии свидетельств НАКС об аттестации сварочного оборудования способов сварки РАД, РД, либо сведения в свободной форме позволяющие осуществить проверку их наличия в открытых источниках информации (номер свидетельства). - копии удостоверений НАКС об аттестации специалистов сварочного производства способ сварки РАД, РД группы технических устройств КО 1,2,3,4, ГО3 4, с приложением области аттестации, протоколов о продлении сроков действия удостоверений, либо сведения в свободной форме позволяющие осуществить проверку их наличия в открытых источниках информации (ФИО, номер удостоверения (шифр АЦ – уровень - номер), шифр клейма). - копии свидетельств НАКС об аттестации технологий сварки с приложениями на области распространения, либо сведения в свободной форме позволяющие осуществить проверку их наличия в открытых источниках информации (номер свидетельства). - копию сертификата соответствия ИСО 9001 с приложениями. - копию сертификата ЕАЭС соответствия продукции (при наличии). Отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки, но влечет снижение рейтинга. В разделе III документации указано, что отсутствие у участника одного из документов (сертификат соответствия ИСО 9001 с приложениями, сертификат ЕАЭС соответствия продукции (при наличии)) – минус 10 баллов за каждый из документов. Пунктом 18 раздела II информационной карты документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе наличие сертификата соответствия ИСО 9001 применительно к видам работ: производство паровых котлов, производство радиаторов и котлов центрального отопления (при наличии); строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; работы по монтажу строительных конструкций и сертификата ЕАЭС соответствия продукции (элементы и сборочные единицы котлов водогрейных с рабочим давлением до 32 МПа и температурой рабочей среды до 150°С), собственную, либо привлекаемую по договору со стороны, аттестованную лабораторию неразрушающего контроля по следующим областям аттестации: объекты котлонадзора: паровые и водогрейные котлы, сосуды работающие под давлением свыше 0,07 МПа, трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением пара более 0,07МПа, и температурой воды свыше 115°С). Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях (пункт 17 документации): 2023-17735 12 1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 9 части 19.1. статьи 3.4. Закона о закупках, подпунктах 1-5, пункта 18 Информационной карты конкурса в электронной форме; 2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке или Положения; 3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке. Таким образом, пункт 7 раздела II документации и пункт 18 раздела II документации противоречат друг другу, данное обстоятельство может повлечь неверное толкование требований Заказчика и не позволяют определить точный состав заявки при ее формировании. Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России сообщает, что предъявление такого обязательного требования к участникам закупки, как наличие добровольного сертификата и отклонение заявки в случае его отсутствия приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Заказчиком неправомерно установлено данное требование в пункте 18 раздела II документации. Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытость закупки. Действия Заказчика являются нарушением пункта 1 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. 6. Заявитель утверждает, что Заказчиком установлено неисполнимое требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданные СРО по видам работ, являющимся предметом закупки (виды работ по перечню, утвержденному Приказом Министра России от 30.12.2009 № 624), так как Приказа Министра России от 30.12.2009 № 624 не существует. Заказчик пояснил, что полное наименование Приказа Министра России от 30.12.2009 № 624 это Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». С данным документом можно ознакомиться в поисковой системе «Гарант». При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, 2023-17735 13 регламентирующими правила закупки (пункт 1 части 2 Закона о закупках). Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В техническом задании Заказчик указал требования к подрядчику. Участник закупочной процедуры должен иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией по видам работ, являющимся предметом закупки (виды работ по перечню, утверждённому Приказом Министра России от 30.12.2009 № 624). Комиссия Челябинского УФАС России сообщает, что Приказа Министра России от 30.12.2009 № 624 не существует, Заказчик неверно поименовал указанный документ. Данное может вести в заблуждение участников закупки. Действия заказчика приводят к нарушению принципа информационной открытости закупки и нарушают пункт 1 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. 7. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником чертежей котла. Данный чертежи имеются только у заводаизготовителя котла. Заказчик пояснил, что предоставление чертежей требуется после заключения договора. В техническом задании указан завод-изготовитель котла, регистрационный номер, заводской номер, дата изготовления и установлен разумный срок представления чертежей после заключения договора. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев требования документации, сообщает следующие. В техническом задании Заказчика указаны технические характеристики ремонтируемого объекта: Завод–изготовитель котла ПТВМ-120 – Дорогобужский котельный завод, пос. Верхнеднепропетровский, Смоленской обл.; Дата изготовления котла– 1998 г.; Заводской номер - 10033; Дата ввода в эксплуатацию - 1999 г.; Регистрационный номер - К-4544 М; Расчётные параметры: - давление - 2,5 МПа - температура - +150 ºС - производительность - 120 Гкал/час Конвективная часть котла расположена внутри помещения. Участник гарантирует полное соответствие изготавливаемых элементов чертежам: 1. Секции левые чертеж А- 6106 2. Секции правые чертеж А- 6107 3. Шайба А-8008 4. Штырь А-6557 Участник закупки должен предоставить Заказчику все, вышеуказанные, чертежи (А6106, А- 6107, А-8008, А-6557) в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора. Отсутствие чертежей будет расценено как отсутствие технической документации 2023-17735 14 необходимой для изготовления элементов поверхностей нагрева. В соответствии с пояснениями завода-изготовителя котла производство котла осуществляется в соответствии с разработанными чертежами. Распоряжение и право интеллектуальной собственности в отношении документации, связанной с разработкой, изготовлением и обслуживанием котлов определяется сторонами в рамках заключенных договоров. Согласно пояснениям завода-изготовителя, направленным в адрес Заказчика, чертежи будут представлены при заказе элементов нижнего пакета котла. Таким образом, получить данные чертежи возможно при заключении договора поставки котла или его части с заводом-изготовителем. Как указано в документации, ремонт котла предусматривает демонтаж нижнего пакета конвективной части водогрейного котла ПТВМ-120 с последующим монтажом нового пакета в том числе: демонтаж и монтаж поверхностей нагрева, обмуровки котла, гидравлические испытания. Вся продукция, применяемая при производстве работ должна быть новой. Качество материалов должно соответствовать качеству, установленному нормативно-технической документацией завода-изготовителя. Кроме того, в документации указано, что поставка нижнего пакета конвективной части котла, а также всех необходимых для ремонта материалов, должна быть осуществлена не ранее 01.01.2024 и не позднее 15.03.2024. Все поставляемые детали трубных систем должны быть упакованы и промаркированы на заводе-изготовителе в соответствии с чертежами и спецификациями завода-изготовителя. Упаковка деталей трубных систем должна содержать следующие сведения: наименование изделия, наименование изготовителя, юридический адрес изготовителя, дату изготовления. Элементы котла должны быть упакованы, упаковка должна обеспечивать защиту при доставке, разгрузке и хранении от воздействия атмосферных осадков, загрязнений, повреждений. Обязательно предоставление документа с указанием требований и условий хранения монтируемых элементов котла (сроки хранения и тип в заводской упаковке, температурный режим, влажность, возможность хранения на открытой площадке и другие требования, необходимые для длительного хранения). Все изготавливаемые элементы должны удовлетворять требованиям конструкторской документации организации-изготовителя. МП трест «Теплофикация» имеет статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Магнитогорска и обязано непрерывно отпускать потребителям тепловую энергию и горячую воду. Для своевременного устранения возникающих повреждений на тепловых сетях необходимо постоянно поддерживать аварийный запас материалов, содержать технику в исправном состоянии. Несвоевременное устранение повреждений, либо некачественный ремонт объектов может поставить под угрозу энергоснабжение всего города Магнитогорска. Котел, имеющийся у МП трест «Теплофикация» изготовлен в 1998 году. Заводом — изготовителем по документации является Дорогобужский котельный завод. Ремонт котла по иным чертежам может привести к повреждениям котла и поставить под угрозу энергоснабжение всего города Магнитогорска. Таким образом, Заказчику необходимо выполнить ремонт имеющегося котла по чертежам завода-изготовителя. Исполнитель по договору должен выполнить монтажом нового пакета. Документация о закупке предусматривает покупку частей котла у завода-изготовителя, что 2023-17735 15 позволяет получить требуемые в документации чертежи. Изготовление частей котла не по чертежами завода-изготовителя может привести к некачественному ремонту котла и его работе. Таким образом, требование в документации о предоставлении чертежей котла является правомерным. В действиях Заказчика отсутствуют нарушения закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Комиссия Челябинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы пришла к выводу, что Заказчиком нарушены требования пункта 1, части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. С учетом выявленных нарушений, Комиссия считает необходимым выдать закупочной комиссии предписание об устранении нарушения порядка организации закупки. На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «СПЕЦОБЕСПЕЧЕНИЕ» обоснованной. 2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1, части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Выдать МП трест «Теплофикация» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его приняти

Связанные организации

Связанные организации не указаны