Решение (комиссия) №ВЛ/13725/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2308/2023 по делу № 418-ж/2023 от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1»

ул. Кузнецова, д. 2а, Челябинск, 454087

 

Общество с ограниченной

ответственностью «НОРДФАРМ»

107370, Россия, г. Москва, вн.тер.г. м.о.

Преображенское, ул. Тюменская, д. 5/15, стр. 1

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369200020523000076)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2308/2023

по делу № 418-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>  

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 <…>

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НОРДФАРМ» (далее – ООО «НОРДФАРМ», заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку натрия хлорида (извещение № 0369200020523000076) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 58 от 14.02.2023; <…>., действующего на основании доверенности № 2 от 01.01.2023;

- представителя Заявителя: <…>., действующего на основании доверенности № 1/3 от 24.08.2023,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «НОРДФАРМ» на действия комиссии по осуществлению закупок (далее – аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку натрия хлорида (извещение № 0369200020523000076) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 13.09.2023 в 09:16.

Начальная (максимальная) цена контракта на изготовление и поставку натрия хлорида - 118 800,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 21.09.2023 10:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369200020523000076 от 22.09.2023 в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

По мнению Заявителя, аукционной комиссией неправомерно принято решение об отклонении заявки ООО «НОРДФАРМ» на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в составе заявки участника закупки сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения (СП), осуществляемых на территории Евразийского экономического союза.

Заявитель указывает на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1289), отсутствие в составе заявки участника закупки указанных сведений не является основанием применения ограничений, установленных данным Постановлением, а основанием применения условий допуска товаров, предусмотренных пунктом 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н).

 

Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

На участие в электронном аукционе поступило 2 заявки. Участники подавали ценовые предложения. Снижение НМЦК составило 5 %. Требования документации о закупке (предоставление сертификата о происхождении товара, в соответствии с Постановлением Правительства № 1289 и Требованиям к составу заявки и инструкции по ее заполнению (Приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) выполнили оба участника.

Однако документ, о том, что все стадии производства лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляется на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, участник закупки ООО «НОРДФАРМ» не предоставил.

Следовательно, как считает Заказчик и комиссия по осуществлению закупок, не подтвердил сведения о товаре, предусмотренные Постановлением Правительства № 1289, в связи с чем заявка участника отклонена.

Победителем аукциона стал второй участник, заявка на участие в таком аукционе которого соответствовала требованиям, установленным документацией о нем.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Условия допуска товаров определены Приказом №126н.

Объектом закупки является поставка лекарственного препарата МНН натрия хлорид.

Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, данный препарат включен в указанный перечень.

В силу пункта 1 Приказа № 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства № 1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.

Согласно пункту 1 Постановления № 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;

- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

При этом, пунктом 2 Постановления № 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:

а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;

б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;

в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Из указанного следует, что для подтверждения происхождения товара, произведенного в государствах - членах ЕАЭС и (или) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участниками закупки должен быть в составе заявки на участие в аукционе представлен один из документов, предусмотренных пунктом 2 Постановления № 1289.

В силу пункта 1(1) Постановления № 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства № 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза», или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.

Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства № 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.

Согласно пункту 1.4 Приказа №126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:

а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;

б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;

в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;

г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» настоящего подпункта.

Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.

Из совокупности указанных норм следует, что наличие сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, служит основанием для применения либо не применения положений пункта 1.4 Приказа № 126н, в случае применения при осуществлении закупки положений пункта 1 Постановления № 1289 (то есть после отклонения заявок, содержащих предложение товаров, происходящих не из государств-членов ЕАЭС) при наличии заявок, соответствующих требованиям данного пункта постановления.

В качестве оснований для отклонения отсутствие в составе заявки на участие в аукционе сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке, законодательством о контрактной системе, в том числе, нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не предусмотрен.

Положения законодательства о контрактной системе в части установления национального режима полностью отражены Заказчиком в пункте 4.2 Требований к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению (Приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки).

При этом, в Приложении № 4 к извещению не содержится информация о необходимости предоставления сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства, в составе заявки на участие в аукционе, также, как и об указании отсутствия данных сведений в составе заявки участника в качестве оснований для ее отклонения.

На участие в аукционе подано две заявки.

В составе каждой из них, в том числе, Заявителя, представлен сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1, предусмотренный подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1289.

Так:

- заявка с идентификационным номером 1: сертификат формы СТ-1 № 3120000001 со сроком действия до 11.01.2024;

- заявка с идентификационным номером 2: сертификат формы СТ-1 № 3012000823 со сроком действия до 13.02.2024; сертификат формы СТ-1 № 3002006100 со сроком действия до 02.07.2024.

Следовательно, всеми участниками предоставлены документы, подтверждающие происхождение товаров, предложенных в составе заявки на участие в аукционе, из государств – членов ЕАЭС, и в данном случае, поскольку отсутствуют заявки с предложением иностранных товаров, положения пункта 1 Постановления № 1289 применению не подлежат.

Комиссия отмечает, что в составе заявки с идентификационным номером 2 также представлены сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза № СП-0002194/05/23 от 22.05.2023.

Вместе с тем с учетом отсутствия оснований для применения положений пункта 1 Постановления № 1289, не применяются и условия допуска, предусмотренные пунктом 1.4 Приказа № 126н, для целей реализации которого может быть принято во внимание наличие документа № СП-0002194/05/23 от 22.05.2023.

С учетом изложенного, решение об отклонении заявки ООО «НОРДФАРМ» на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в составе заявки участника закупки сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения (СП), осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, не соответствует пункту 4 части 12 статьи 48, подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «НОРДФАРМ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку натрия хлорида (извещение № 0369200020523000076) обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

2023-15699

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "ОКСПНБ №1"
ИНН 7453012350, ОГРН 1027403893703
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО НОРДФАРМ
ИНН 9718009253, ОГРН 1167746498853