Решение б/н Решение по делу № 85-08/2015 в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» от 20 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
14 января 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 85-08/2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инсит-ТелеКом» (далее – ООО «Инсит-ТелеКом») по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в июле 2015 года на дверях торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8) и на рекламных конструкциях рекламы, в которой присутствуют сведения: «ИНСИТ. Домашний интернет 330 р в месяц…»,
в присутствии представителей ООО «Инсит-ТелеКом»,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о недостоверной рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года на дверях торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8) и на рекламных конструкциях в городе Копейске по следующим адресам:
1. г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 18.
2. г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 22.
3. г. Копейск, пр. Победы, д. 31
Заявление сопровождается фотоматериалами. Из фотоматериалов усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «ИНСИТ. Домашний интернет 330 р в месяц…».
Из заявления следует, что заявитель имела намерение воспользоваться рекламным предложением и обратилась к указанному оператору связи для заключения договора оказания услуг связи. При этом она получила информацию, что стоимость 330 рублей в месяц действует только в течение первых трех месяцев с момента подключения в рамках акции «Дерзкий апгрейд», о чем сведения в рекламе отсутствовали.
Челябинским УФАС России в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Инсит-ТелеКом» в объяснениях указало следующее.
ООО «Инсит-ТелеКом» при размещении рекламы действовало в интересах операторов связи ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» на основании договоров на оказание услуг от 01.08.2014 № 7/2014, № 8/2014 , № 9/2014, № 10/2014.
Тарифные планы «С характером», в том числе тариф «Дерзкий» утверждены приказами директоров операторов связи ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО УН «Инсит-интернет», ООО ОС «Инсит Интернет», ООО ИК «Инсит Интернет».
Стоимость услуг по тарифу «Дерзкий» составляет 660 рублей. При подключении абонента в рамках акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа «Дерзкий» составляла 330 рублей в месяц и действовала в течение трех месяцев с даты заключения договора с абонентом. По истечении трех месяцев абонент не обязан был продолжать пользовать услугами оператора, с которым он заключил договор в рамках акции «Дерзкая модернизация». Абонент вправе остаться абонентом оператора связи, с которым заключил договор, или выбрать другого оператора связи в зависимости от своих предпочтений, либо отказаться от пользования домашним Интернетом.
В случае, если абонент выбрал решение остаться абонентом оператора связи, с которым он заключил договор в рамках акции «Дерзкая модернизация», то дальнейшие его действия зависели от того какой тариф он выбрал.
В случае, если абонент выбрал тариф «Дерзкий», то по завершении акции «Дерзкая модернизация», он должен был осуществить оплату услуг связи согласно тарифа: ежемесячная абонентская плата 660 рублей.
При принятии решения о переходе на иной тариф, абонент вправе выбрать тариф пользования услугами связи из предлагаемых оператором связи тарифов и должен оплатить услуги связи в размере согласно выбранного тарифа. Переход абонента с тарифа на тариф осуществлялся и осуществляется без взимания оплаты.
В случае, если абонент после истечения трех месяцев пользования телематическими услугами по тарифу «Дерзкий» в рамках акции «Дерзкая модернизация» не принял решения о тарифе, которым будет пользоваться, оказание телематических услуг прекращалось, начислений оплаты телематических услуг не производилось. Автоматический переход абонента на другой тариф оператора связи с повышенной оплатой по сравнению со стоимостью, указанной в рекламе (330 рублей в месяц), по завершению акции «Дерзкая модернизация» не производился.
ООО «Инсит-ТелеКом» считает, что отсутствие в рекламе информации о сроке действия акции не вводит в заблуждение потребителей, поскольку потребители понимают, что услуги оказываются в течение определенного периода времени. Размер единоразового платежа 990 рублей был посильным для физических лиц, решивших подключиться по акции «Дерзкая модернизация» к тарифу «Дерзкий». Трехмесячный срок является достаточным сроком для оценки качества предлагаемых услуг и принятия решения о целесообразности пользования данными услугами, негативных последствий для потребителей по окончании срока акции не возникало.
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав представителей ООО «Инсит-ТелеКом» Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Копейске в июле 2015 года на рекламных конструкциях, установленных по адресам:
1. пр. Коммунистический, д. 20.
2. пр. Коммунистический, д. 22.
3. пр. Победы, д. 31
распространялась реклама со сведениями: «Скорость до 100 мбит/с ночью. Скорость до 80 мбит/с днем. Инсит. Информационные сети и технологии. Домашний интернет 330 р в месяц 999-55…».
Факт размещения данной рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем, договором аренды рекламных конструкций № 189 от 15 мая 2014 года, заключенным между ИП Репкиным А.В. и ООО «Инсит-Телеком», приложением № 3 от 20 апреля 2015 года к договору аренды рекламных конструкций № 189 от 15 мая 2014 года, актом оказанных услуг № 79 от 31 августа 2015 года, программой размещения рекламы на июль 2015 года по акции «Дерзкая модернизация», утвержденной ООО «Инсит-ТелеКом» и не оспаривается ООО «Инсит-ТелеКом».
Также в городе Копейске в июле 2015 года на входной группе (северная и восточная входная группа) торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8) размещались плакаты со сведениями: «Скорость до 100 мбит/с ночью. 999-55. Инсит информационные сети и технологии. Акция действительная для новых абонентов, подключающихся по оптике» и «Домашний интернет 330 р в месяц, скорость до 80 мбит/с днем. Акция действительная до 31 августа для новых абонентов, подключающихся по оптике. Скидка в размере 50 % предоставляется при единоразовом платеже – 990 рублей» соответственно. Внутри торгового комплекса «Слава» на втором этаже на стене размещался баннер со сведениями: «Инсит. Домашний интернет. 330 р. в месяц. 999-55, Скорость до 80 мбит/с днем, Скорость до 100 мбит/с ночью. Акция действительная для новых абонентов, подключающихся по оптике».
Факт размещения данной рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем и ООО «Комплекс» (ТК «Слава»), а также договором на размещение рекламных конструкций № 689 от 01 марта 2015 года, заключенным между ООО «Инсит Телеком» и ООО «Комплекс», приложением № 1 к договору № 689 от 01 марта 2015 года, программой размещения рекламы на июль 2015 года по акции «Дерзкая модернизация», утвержденной ООО «Инсит-ТелеКом» и не оспаривается ООО «Инсит-ТелеКом».
Согласно Положению о порядке проведения акции «Дерзкая модернизация», утвержденному директорами ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» от 01 мая 2015 года, от 01 июня 2015 года, от 01 июля 2015 года, от 01 августа 2015 года (далее – Положение) срок проведения акции с 1 мая 2015 года по 31 мая 2015 года, с 1 июня 2015 года по 30 июня 2015 года, с 01 июля 2015 года по 31 июля 2015 года, с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года.
В силу пункта 3.1. Положения Акция действует для новых абонентов, кто заключит договор с одним из Организаторов и активирует тарифный план «Дерзкий» из линейки тарифов «С характером» (далее – Тариф) в сроки проведения акции.
Согласно пункту 3.2. Положения Участники акции, выполнившие условия пункта 3.1. Положения, получают скидку 50 % на абонентскую плату за Тариф в течение трех месяцев со дня заключения договора, если участник акции в день подключения к тарифу оплатит абонентскую плату за тариф с учетом скидки на три месяца вперед.
Из пункта 3.4. Положения следует, что по истечению трех месяцев со дня заключения договора скидка на Тариф начисляться не будет.
Согласно приказам № 1 от 30 января 2015 года ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» утвержден прейскурант цен, условия и порядок оплаты предоставляемых телематических услуг связи для физических лиц, подключаемых по технологии Enternet с 01 февраля 2015 года (приложение № 1 к настоящему приказу): линейка тарифов «С характером».
В соответствии с приложением № 1 к приказам в линейку тарифов «С характером» входят тарифы: «Скромный» ежемесячный платеж 440 рублей, «Классный» ежемесячный платеж 550 рублей, «Дерзкий» ежемесячный платеж 660 рублей.
Таким образом, в рамках проведения акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа «Дерзкий» составляла 330 рублей в месяц и действовала в течение трех месяцев с даты заключения договора с абонентом при условии внесения оплаты за три месяца вперед, то есть 990 рублей. После окончания срока действия акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа Дерзкий» для абонентов, продолжавших договорные отношения с оператором связи и выбравших тариф «Дерзкий» составляла 660 рублей в месяц. В случае, если после окончания срока действия акции «Дерзкая модернизация» абонент не принял решения по тарифу, которым будет пользоваться, оказание телематических услуг прекращалось.
В рекламе, размещенной на рекламных конструкциях, присутствуют сведения о том, что стоимость телематических услуг связи оператора связи с обозначением «Инсит» (стоимость домашнего интернета) составляет 330 рублей в месяц.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пленум ВАС РФ в пункте 28 Постановления N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе, в частности о включении в нее предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Информация о сроке действия акции «Дерзкая модернизация», а именно трех месяцах в течение которых действует стоимость тарифа «Дерзкий» 330 рублей в месяц, а также о том, что платеж необходимо внести единовременно на три месяца вперед в размере 990 рублей является существенной информацией для потребителей, поскольку определяет сроки пользования тарифом и условия оплаты и влияет на дальнейшую стоимость оплаты услуг по договору с оператором связи. Однако данная информация в наружной рекламе отсутствует.
Отсутствие данной информации в рекламе может ввести потребителей в заблуждение об условиях получения услуги, поскольку из содержания, указанной наружной рекламы можно прийти к выводу, что заключив договор с оператором связи услуги по доступу в Интернет будут предоставлены без ограничения срока действия договора и цена составит 330 рублей в месяц.
Фактически, ежемесячный платеж по тарифу «Дерзкий» составляет для абонентов 660 рублей. Участники акции, получали скидку 50 % на абонентскую плату за данный тариф, то есть 330 рублей, в течение трех месяцев со дня заключения договора при условии оплаты абонентской платы за тариф с учетом скидки на три месяца вперед, то есть 990 рублей.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года на рекламных конструкциях в городе Копейске по адресам: пр. Коммунистический, д. 20 и д. 22, пр. Победы, д. 31, существенные для восприятия объекта рекламирования сведения об условиях получения услуги (срок действия акции три месяца, внесение платежа вперед в размере 990 рублей) отсутствуют, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года в ТК «Слава» г. Копейска Комиссия нарушений рекламного законодательства не усматривает, поскольку в данной рекламе указана существенная информация об условиях получения услуги, в частности присутствуют сведения: «…Акция действительная до 31 августа…Скидка в размере 50 % предоставляется при единоразовом платеже – 990 рублей».
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе» это заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.
Согласно договорам на оказание услуг № 7/2014 от 01.08.2014, № 8/2014 от 01.08.2014, № 9/2014 от 01.08.2014, № 10/2014 от 01.08.2014, заключенным между ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ИК «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО УН «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» оказывает Заказчикам услуги по обслуживанию абонентов – физических лиц, услуги по начислению платы и сбору денежных средств от абонентов, которые вносят плату за телематические услуги связи, оказываемые Заказчиками.
В соответствии с договорами № 14/2014 от 01.08.201, № 15/2014 от 01.08.2014, № 16/2014 от 01.08.2014, № 17/2014 от 01.08.2014, № 18/2014 от 01.08.2014 на оказание услуг, заключенными между ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ИК «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО УН «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО «Инсит-Радио», ООО «Инсит-ТелеКом» принял на себя обязательство оказать Заказчикам маркетинговые услуги, направленные на рекламу и продвижение услуг Заказчиков.
Рекламные материалы изготовлены в рамках договора на оказание услуг № 35 от 01 апреля 2015 года, заключенного между ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО «Фаворит –Принт». Макеты рекламных материалов также утверждены ООО «Инсит-ТелеКом», что подтверждает оттиск печати данной организации на макетах.
С учетом изложенного, рекламодателем рекламы следует признать ООО «Инсит-ТелеКом» (г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 22), поскольку в рекламной информации указывается на размер платы по тарифу «Дерзкий» в рамках акции «Дерзкая модернизация» услуги по начислению и сбору которой осуществляет данное юридическое лицо в рамках заключенных договоров и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса, в том числе к услугам данной организации. Кроме того, именно ООО «Инсит Телеком» определило содержание рекламы, что следует из материалов дела.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку срок акции истек 31 августа 2015 года и распространение рекламы прекращено, что подтверждается объяснениями ООО «Инсит-ТелеКом» и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Скорость до 100 мбит/с ночью. Скорость до 80 мбит/с днем. Инсит. Информационные сети и технологии. Домашний интернет 330 р в месяц 999-55…», размещенную в июле 2015 года на рекламных конструкциях в городе Копейске по адресам: пр. Коммунистический, д. 20 и д. 22, пр. Победы, д. 31, в которой отсутствует существенная информация об условиях получения услуги (срок действия акции три месяца, внесение единовременного платежа за период три месяца в размере 990 рублей), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.