Решение б/н Решение по делу № 85-08/2015 в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» от 20 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 14 января  2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                         <…>, специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                     

рассмотрев дело № 85-08/2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инсит-ТелеКом» (далее – ООО «Инсит-ТелеКом») по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения  в июле 2015 года на дверях торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8)  и на  рекламных конструкциях  рекламы, в которой присутствуют сведения: «ИНСИТ. Домашний интернет 330 р в месяц…»,

в присутствии представителей ООО «Инсит-ТелеКом»,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,       

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о  недостоверной рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года на дверях торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8) и на рекламных конструкциях в городе Копейске по следующим адресам:

1.  г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 18.

2.  г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 22.

3.  г. Копейск, пр. Победы, д. 31

Заявление сопровождается фотоматериалами. Из фотоматериалов усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «ИНСИТ. Домашний интернет 330 р в месяц…».

 Из заявления следует, что заявитель имела намерение воспользоваться рекламным предложением и обратилась к указанному оператору связи для заключения договора оказания услуг связи. При этом она получила информацию, что стоимость 330 рублей в месяц действует только в течение первых трех месяцев с момента подключения в рамках акции «Дерзкий апгрейд», о чем сведения в рекламе отсутствовали.

Челябинским УФАС России в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Инсит-ТелеКом» в объяснениях указало следующее.

ООО «Инсит-ТелеКом» при размещении рекламы действовало в интересах операторов связи ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО  УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» на основании договоров на оказание услуг от 01.08.2014 № 7/2014, № 8/2014 , № 9/2014, № 10/2014.

Тарифные планы «С характером», в том числе тариф «Дерзкий» утверждены приказами директоров операторов связи ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО  УН «Инсит-интернет», ООО ОС «Инсит Интернет», ООО ИК «Инсит Интернет».

Стоимость услуг по тарифу «Дерзкий» составляет 660 рублей. При подключении абонента в рамках акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа «Дерзкий» составляла 330 рублей в месяц и действовала в течение трех  месяцев с даты заключения договора с абонентом. По истечении трех месяцев абонент не обязан был продолжать пользовать услугами оператора, с которым он заключил договор в рамках акции «Дерзкая модернизация». Абонент вправе остаться  абонентом оператора связи, с которым заключил договор, или выбрать другого оператора связи в зависимости от своих предпочтений, либо отказаться от пользования домашним Интернетом.

В случае, если абонент выбрал решение остаться абонентом оператора связи, с  которым он заключил договор в рамках акции «Дерзкая модернизация», то дальнейшие его действия зависели от того какой тариф он выбрал.

В случае, если абонент выбрал тариф «Дерзкий», то по завершении акции «Дерзкая модернизация», он должен был осуществить оплату услуг связи согласно тарифа: ежемесячная абонентская плата 660 рублей.

При принятии решения о переходе на иной тариф, абонент вправе выбрать тариф пользования услугами связи из предлагаемых оператором связи тарифов и должен оплатить услуги связи в размере согласно выбранного тарифа.  Переход абонента с тарифа на тариф осуществлялся и осуществляется без взимания оплаты.

В случае, если абонент после истечения трех месяцев пользования телематическими услугами по тарифу «Дерзкий» в рамках акции «Дерзкая модернизация» не принял решения о тарифе, которым будет пользоваться, оказание телематических услуг прекращалось, начислений оплаты телематических услуг не производилось. Автоматический переход абонента на другой тариф оператора связи с повышенной оплатой по сравнению со стоимостью, указанной в рекламе (330 рублей в месяц), по завершению акции «Дерзкая модернизация» не производился.

ООО «Инсит-ТелеКом» считает, что отсутствие в рекламе информации о сроке действия акции не вводит в заблуждение потребителей, поскольку потребители понимают, что услуги оказываются в течение определенного периода времени.  Размер единоразового платежа 990 рублей был посильным для физических лиц, решивших подключиться по акции «Дерзкая модернизация» к тарифу «Дерзкий». Трехмесячный срок является достаточным сроком для оценки качества предлагаемых услуг и принятия решения о целесообразности пользования данными услугами, негативных последствий для потребителей по окончании срока акции не возникало.

Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав представителей ООО «Инсит-ТелеКом» Комиссия приходит к следующим выводам.

В городе Копейске в июле 2015 года на рекламных конструкциях, установленных по адресам:

1.  пр. Коммунистический, д. 20.

2.  пр. Коммунистический, д. 22.

3.  пр. Победы, д. 31

распространялась реклама со сведениями: «Скорость до 100 мбит/с ночью. Скорость до 80 мбит/с днем. Инсит. Информационные сети и технологии. Домашний интернет 330 р в месяц 999-55…».

Факт размещения данной рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем, договором аренды рекламных конструкций № 189 от 15 мая 2014 года, заключенным  между ИП Репкиным А.В. и ООО «Инсит-Телеком», приложением № 3 от 20 апреля 2015 года к договору аренды рекламных конструкций № 189 от 15 мая 2014 года, актом оказанных услуг № 79 от 31 августа 2015 года, программой размещения рекламы на июль 2015 года по акции «Дерзкая модернизация», утвержденной ООО «Инсит-ТелеКом»  и не оспаривается ООО «Инсит-ТелеКом».

Также в городе Копейске в июле 2015 года на входной группе (северная и восточная входная группа) торгового комплекса «Слава» (г. Копейск, пр. Славы, д. 8) размещались плакаты со сведениями: «Скорость до 100 мбит/с ночью. 999-55.  Инсит информационные сети и технологии. Акция действительная для новых абонентов, подключающихся по оптике» и «Домашний интернет 330 р в месяц,  скорость до 80 мбит/с днем. Акция действительная до 31 августа для новых абонентов, подключающихся по оптике. Скидка в размере 50 % предоставляется при единоразовом платеже – 990 рублей» соответственно.   Внутри торгового комплекса «Слава» на втором этаже на  стене размещался баннер со сведениями: «Инсит. Домашний интернет. 330 р. в месяц. 999-55, Скорость до 80 мбит/с днем, Скорость до 100 мбит/с ночью. Акция действительная для новых абонентов, подключающихся по оптике».

Факт размещения данной рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем и ООО «Комплекс» (ТК «Слава»), а также договором на размещение рекламных конструкций № 689 от 01 марта 2015 года, заключенным между ООО «Инсит Телеком» и ООО «Комплекс», приложением № 1 к договору № 689 от 01 марта 2015 года, программой размещения рекламы на июль 2015 года по акции «Дерзкая модернизация», утвержденной ООО «Инсит-ТелеКом»  и не оспаривается ООО «Инсит-ТелеКом».

Согласно Положению о порядке проведения акции «Дерзкая модернизация», утвержденному  директорами ООО «ВО «Инсит-Интернет», ООО  УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» от 01 мая 2015 года,  от 01 июня 2015 года,  от 01 июля 2015 года, от 01 августа 2015 года (далее – Положение)  срок проведения акции с 1 мая 2015 года по 31 мая 2015 года, с 1 июня 2015 года по 30 июня 2015 года,  с 01 июля 2015 года по 31 июля 2015 года, с 01 августа 2015 года по 31 августа 2015 года.

В силу пункта 3.1. Положения Акция действует для новых абонентов, кто заключит договор с одним из Организаторов и активирует тарифный план «Дерзкий» из линейки тарифов  «С характером» (далее – Тариф) в сроки проведения акции.

Согласно пункту 3.2. Положения Участники акции, выполнившие условия пункта 3.1. Положения, получают скидку 50 % на абонентскую плату за Тариф в течение трех месяцев со дня заключения договора, если участник акции в день подключения к тарифу оплатит абонентскую плату за тариф с учетом скидки на три месяца вперед.

Из пункта 3.4. Положения следует, что по истечению трех месяцев со дня заключения договора скидка на Тариф начисляться не будет.

Согласно приказам № 1 от 30 января 2015 года  ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО  УН «Инсит-Интернет», ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО ИК «Инсит-Интернет» утвержден прейскурант цен, условия и порядок оплаты предоставляемых телематических услуг связи для физических лиц, подключаемых по технологии Enternet с 01 февраля 2015 года (приложение № 1  к настоящему приказу): линейка тарифов «С характером».

В соответствии с приложением № 1 к приказам  в линейку тарифов «С характером» входят тарифы: «Скромный» ежемесячный платеж 440 рублей, «Классный» ежемесячный платеж 550 рублей, «Дерзкий» ежемесячный платеж 660 рублей.

Таким образом, в рамках проведения акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа «Дерзкий» составляла 330 рублей в месяц и действовала в течение трех  месяцев с даты заключения договора с абонентом при условии внесения оплаты за три месяца вперед, то есть 990 рублей. После окончания срока действия акции «Дерзкая модернизация» стоимость тарифа Дерзкий» для абонентов, продолжавших  договорные отношения с оператором связи и выбравших тариф «Дерзкий» составляла 660 рублей в месяц. В случае, если после окончания срока действия акции «Дерзкая модернизация» абонент не принял решения по тарифу, которым будет пользоваться, оказание телематических услуг прекращалось.

В рекламе, размещенной на рекламных конструкциях, присутствуют сведения о том, что стоимость телематических услуг связи оператора связи с обозначением «Инсит» (стоимость домашнего  интернета) составляет  330 рублей  в месяц.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пленум ВАС РФ в пункте 28 Постановления N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе, в частности о включении в нее предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Информация о сроке действия акции «Дерзкая модернизация», а именно трех месяцах в течение которых действует стоимость тарифа «Дерзкий» 330 рублей в месяц,  а также о том, что платеж необходимо внести единовременно на три месяца вперед в размере 990 рублей   является существенной информацией для потребителей,  поскольку определяет  сроки пользования тарифом и условия оплаты и влияет на дальнейшую стоимость оплаты услуг по договору с оператором связи. Однако данная информация в наружной рекламе отсутствует.

Отсутствие данной информации в рекламе может ввести потребителей в заблуждение об условиях получения услуги, поскольку из содержания, указанной наружной рекламы можно прийти к выводу, что заключив договор с оператором связи услуги по доступу в Интернет будут предоставлены без ограничения срока действия договора   и цена составит 330 рублей в месяц.

Фактически, ежемесячный платеж по тарифу «Дерзкий» составляет для абонентов  660 рублей. Участники акции, получали  скидку 50 % на абонентскую плату за данный тариф, то есть 330 рублей,  в течение трех месяцев со дня заключения договора при условии оплаты абонентской платы за тариф с учетом скидки на три месяца вперед, то есть 990 рублей.  

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года на рекламных конструкциях в городе Копейске по адресам: пр. Коммунистический, д. 20 и д. 22, пр. Победы, д. 31, существенные для восприятия объекта рекламирования сведения об условиях получения услуги (срок действия акции три месяца,   внесение платежа вперед в размере 990 рублей)  отсутствуют, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе оператора связи с коммерческим обозначением «Инсит», размещенной в июле 2015 года в ТК «Слава» г. Копейска Комиссия нарушений рекламного законодательства не усматривает, поскольку в данной рекламе указана существенная информация об условиях получения услуги, в частности присутствуют сведения: «…Акция действительная до 31 августа…Скидка в размере 50 % предоставляется при единоразовом платеже – 990 рублей».

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе» это заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Согласно договорам на оказание услуг № 7/2014 от 01.08.2014, № 8/2014 от 01.08.2014, № 9/2014 от 01.08.2014, № 10/2014 от 01.08.2014, заключенным между ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ИК «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО УН «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» оказывает Заказчикам услуги по обслуживанию абонентов – физических лиц, услуги по начислению платы  и сбору денежных средств от абонентов, которые вносят плату за телематические услуги связи, оказываемые Заказчиками.

В соответствии с договорами № 14/2014 от 01.08.201,  № 15/2014 от 01.08.2014,  № 16/2014 от 01.08.2014,  № 17/2014 от 01.08.2014, № 18/2014 от 01.08.2014  на оказание услуг, заключенными между ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ОС «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ИК «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО ВО «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО УН «Инсит-Интернет», ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО «Инсит-Радио»,  ООО «Инсит-ТелеКом» принял на себя обязательство оказать Заказчикам маркетинговые услуги, направленные на рекламу и продвижение услуг Заказчиков.

Рекламные материалы изготовлены в рамках договора на оказание услуг № 35 от 01 апреля 2015 года, заключенного между  ООО «Инсит-ТелеКом» и ООО «Фаворит –Принт». Макеты рекламных материалов  также утверждены ООО «Инсит-ТелеКом», что подтверждает оттиск печати данной организации на макетах.

С учетом изложенного, рекламодателем рекламы следует признать ООО «Инсит-ТелеКом» (г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 22), поскольку в рекламной информации указывается на  размер платы по тарифу «Дерзкий» в рамках акции «Дерзкая модернизация» услуги по начислению и сбору которой осуществляет данное юридическое лицо  в рамках заключенных договоров и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса, в том числе  к услугам данной организации. Кроме того, именно ООО «Инсит Телеком» определило содержание рекламы, что следует из материалов дела.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку срок акции истек 31 августа 2015 года и распространение рекламы прекращено, что подтверждается объяснениями ООО «Инсит-ТелеКом» и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Скорость до 100 мбит/с ночью. Скорость до 80 мбит/с днем. Инсит. Информационные сети и технологии. Домашний интернет 330 р в месяц 999-55…», размещенную в июле 2015 года на рекламных конструкциях в городе Копейске по адресам: пр. Коммунистический, д. 20 и д. 22, пр. Победы, д. 31, в которой отсутствует существенная информация об условиях получения услуги (срок действия акции три месяца,  внесение единовременного платежа за период три месяца в размере 990 рублей), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Инсит-ТелеКом» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны