Определение б/н Определение о ВД в отн. ООО "Я." от 22 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/18.1-397/2024
22 февраля 2024 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление и материалы по факту распространения рекламы ПАО «Совкомбанка» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с признаками нарушения требований части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (вх. № 17250-ИП/23 от 22.12.2023) по факту распространения 15.11.2023 рекламы следующего содержания: «Совкомбанк Кредит до 5 млн.Р под залог авто Ген.лицензия Банка России… ОГРН...» с изображением автомобиля, денег в виде купюр и монет, а также символа «%» на официальном сайте сетевого издания «74.ru», с признаками нарушения требований части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».
В заявлении содержится указание, что в рекламе отсутствует пометка «реклама». Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «С<...> (от 28.12.2023 исх. № НМ/18149/23) о представлении необходимых документов и сведений.
Ответ на указанный запрос представлен ООО «И<...>, согласно которому рассматриваемая информация размещена ООО «Я<...> на сайте «74.ru» в рамках договорных отношений.
ООО «И<...> оказывает ООО «Я<...> услуги технического характера путем установки на своих сайтах программного модуля последнего, через который размещается реклама рекламодателей. ООО «И<...> также сообщает, что ООО «С<...> не принимало решение о размещении данной рекламы, не согласовывало ее содержание и не имело каких-либо договорных отношений с рекламодателями.
Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «Я<...> (от 24.01.2024 исх. № НМ/982/24) о представлении необходимых документов и сведений.
ООО «Я<...> направлено ходатайство о продлении срока предоставления ответа на запрос информации (от 09.02.2024 вх. № 2030-ЭП/24). Однако, в указанный в ходатайстве срок ответ ООО «Я<...> не представлен.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.
Так, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте сетевого издания «74.ru» размещалась информация следующего содержания: «Совкомбанк Кредит до 5 млн.Р под залог авто Ген.лицензия Банка России… ОГРН...» с изображением автомобиля, денег в виде купюр и монет, а также символа «%».
Данная информация является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:
- размещена на сайте сетевого издания «74.ru»;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания;
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования являются банк «Совкомбанк», а также оказываемые им услуги, в частности выдача кредита до 5 млн.руб. под залог автомобиля.
Местом размещения рекламы является сайт сетевого издания «74.ru», который представляет собой новостной портал г. Челябинска. Данный портал является открытым, доступным для неограниченного круга пользователей.
Рассматриваемая реклама размещалась в виде баннера, целью которой является привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к банку «Совкомбанк» и оказываемым им финансовым услугам, а также продвижение на рынке.
Необходимо отметить, что в рассматриваемой рекламе отсутствует пометка «реклама».
Учитывая изложенное, распространяемая реклама следующего содержания: «Совкомбанк Кредит до 5 млн.Р под залог авто Ген.лицензия Банка России… ОГРН...» с изображением автомобиля, денег в виде купюр и монет, а также символа «%» содержит признаки нарушения части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В соответствии с имеющимися документами и сведениями рекламораспространителем является ООО «Я<...>
В связи с тем, что объектом рекламирования является банк «Совкомбанк» и оказываемые им финансовые услуги, антимонопольный орган считает целесообразным привлечение к участию в деле ПАО «С<...> в качестве заинтересованного лица.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 074/05/18.1-397/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 074/05/18.1-397/2024 к рассмотрению на 19 марта 2024 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ООО «Я<...>
- заинтересованное лицо - ПАО «С<...>
4. ООО «Я<...> в срок до 14 марта 2024 года представить в Челябинское УФАС России надлежащим образом заверенные документы и сведения:
4.1) письменные пояснения о наличии договорных отношений, в том числе с ПАО «Совкомбанк» на распространение рекламы 15.11.2023 (представлена в Приложении) на официальном сайте сетевого издания «74.ru», с приложением подтверждающих документов (например, договоры, соглашения);
4.2) письменные пояснения по факту разработки и определения объекта рекламирования данной рекламы, с приложением подтверждающих документов (в том числе, макет рекламы, макет согласованной рекламы иное);
4.3) сведения о лице, определившем содержание данной рекламы;
4.4) сведения о всех местах с указанием периодов распространения данной рекламы, с приложением подтверждающих документов;
4.4) письменные пояснения по факту распространения данной рекламы с признаками нарушения части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе»;
4.6) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.
5. ПАО «С<...> в срок до 14 марта 2024 года представить в Челябинское УФАС России надлежащим образом заверенные документы и сведения:
5.1) письменные пояснения по факту распространения рекламы следующего содержания: «Совкомбанк Кредит до 5 млн.Р под залог авто Ген.лицензия Банка России… ОГРН...» с изображением автомобиля, денег в виде купюр и монет, а также символа «%» на официальном сайте сетевого издания «74.ru»;
5.2) договоры, соглашения, заявки, платежные поручения, иные документы, заключенные с физическими и юридическими лицами, в том числе с ООО «Я<...> на основании которых осуществлялось размещение/распространение данной рекламы (в том числе, согласованный макет указанной рекламы, акт приема-передачи выполненных работ и иное);
5.3) сведения о лице, определившем содержание данной рекламы;
5.4) сведения о всех местах с указанием периодов распространения данной рекламы, с приложением подтверждающих документов;
5.6) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.
Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.