Решение б/н Решение по делу № 86-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Уралинфотек... от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

<***> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<***>— ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<***>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 86-03-18.1/2015 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Уралинфотек» (далее – ООО «Уралинфотек») на действия (бездействие) МУП «Челябинский автобусный транспорт» (далее – МУП «ЧАТ») при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502746418), в присутствии представителя МУП «ЧАТ», а также представителей ООО «Уралинфотек»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Уралинфотек» на действия (бездействие) МУП «Челябинский автобусный транспорт» (далее – МУП «ЧАТ») при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502746418).

В жалобе указано следующее.

04.09.2015 МУП «ЧАТ» на сайте www.zakupki.gov.ru размещена документация о запросе предложений (извещение № 31502731054) на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ».

В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 год (реестровый № 2140089411) внесены дополнения, утвержденные директором МУП «ЧАТ» приказом от 02.09.2015 № 124, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 3 000 000,00 руб., способ закупки - запрос предложений.

  1. на сайте государственных закупок опубликованы 2 протокола:

- протокол №42/1 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений,

- протокол №42/2 оценки и сопоставления предложений, участвующих в запросе предложений.

Запрос предложений признан несостоявшимся и согласно пункту 12.10 Положения о закупке принято решение заключить договор с единственным участником закупки - единственным поставщиком: ООО «Информационные решения».

На основании распоряжения директора МУП «ЧАТ» от 10.09.2015 № 89 10.09.2015 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика № 31502746418. К извещению приложен протокол №42/2.

В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 МУП «ЧАТ», были внесены дополнения, утвержденные директором МУП «ЧАТ» приказом от 10.09.2015 № 127, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 2 997 300,00 руб., способ закупки - закупка у единственного поставщика.

По мнению подателя жалобы, изменения в план закупок внесены с нарушениями сроков, установленных постановления Правительства РФ от 12.09.2012 № 932.

Кроме того, МУП «ЧАТ» неверно трактует понятие «закупка у единственного поставщика». Данный рынок является конкурентным и ООО «Информационные решения» не является единственным поставщиком указанного товара.

По доводам, изложенным в жалобе ООО «Уралинфотек», МУП «ЧАТ» сообщило следующее.

МУП «ЧАТ» считает, что доводы, изложенные жалобе ООО «Уралинфотек» не состоятельны.

  1. Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков определен Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Правила № 932).

Исходя из требований пункта 2 Правил № 932, в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, осуществляемых всеми предусмотренными положением о закупке способами.

При этом, в соответствии с пунктом 8 Правил № 932 допускается корректировка плана закупки в случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

В отношении закупок, осуществляемых иными способами закупки, кроме конкурса или аукциона, Законом о закупках, Правилами № 932 сроки корректировки плана закупки не установлены.

Таким образом, по мнению МУП «ЧАТ», заказчик может внести изменения в план закупок на любом этапе запроса предложений, до момента окончания подачи предложений на участие в процедуре запроса предложения.

3. Согласно пункта 12.10 Положения о закупке, в случае если в срок подачи предложений подано только одно предложение, и это предложение соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений и документацией запроса предложений, заказчик вправе заключить договор с таким участником закупки в день окончания срока подачи предложений и размещения на официальном сайте итогового протокола.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений (пункт 13 Положения о закупке).

Таким образом, заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки.

Кроме того, отказ заказчика oт заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012).

  1. Согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусматривает, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 указанного Закона).

Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могу быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновение у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Вместе с тем заявку на участие в торгах заявитель не подавал. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение обжалуемыми действиями организатора торгов прав и законных интересов заявителя, который не совершил никаких действий, свидетельствующих о его намерении участвовать в торгах. Кроме того, как свидетельствую материалы дела, заявитель выразил несогласие с процедурой проведения торгов после того, как они были проведены, после заключения договора.

Более того, согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках, торги могут быть обжалованы в антимонопольном органе только при наличии указаний на несоблюдение антимонопольного законодательства.

В жалобе заявителя отсутствуют ссылки на нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению МУП «ЧАТ», у ООО «Уралинфотек» отсутствовало право на обращение с жалобой в антимонопольный орган по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Уралинфотек» является необоснованно.

1. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая, что одной из сфер деятельности подателя жалобы является системное интегрирование в области автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП), а также поставка терминалов для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте, ООО «Уралинфотек» мог являться потенциальным участником закупки на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ».

Следовательно, ООО «Уралинфотек» является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Уралинфотек» в своей жалобе указало, что МУП «ЧАТ» нарушило порядок размещения информации о проведении закупки, а именно: сроки размещения изменений в план закупок товаров, работ и услуг на 2015 год.

Довод МУП «ЧАТ» о том, что возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могу быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов, не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России, так как решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, в том числе о наличии либо отсутствии реального, а не мнимого нарушения порядка проведения торгов, антимонопольный орган принимает по результатам рассмотрения жалобы.

Кроме того, частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Материалами жалобы подтверждается, что итоги закупки на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» были подведены 10.09.2015, а жалоба ООО «Уралинфотек» поступила в Челябинское УФАС России 16.09.2015 (вход. № 13887).

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что указанная жалоба поступила в допустимые законодательством сроки и от лица, которое имеет право на обжалование, следовательно, должна быть рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренциизакупках.

2. 04.09.2015 МУП «ЧАТ» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о запросе предложений (извещение № 31502731054) на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ».

В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 год внесены дополнения, утвержденные директором МУП «ЧАТ» приказом от 02.09.2015 № 124, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 3 000 000,00 руб.

10.09.2015 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502746418).

В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 МУП «ЧАТ» были внесены дополнения, утвержденные директором МУП «ЧАТ» приказом от 10.09.2015 № 127, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 2 997 300,00 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Правила № 932).

Пунктом 5 Правил № 932 установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Исходя из требований пункта 2 Правил № 932, в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, осуществляемых всеми предусмотренными положением о закупке способами.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 932 допускается корректировка плана закупки в случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

В пункте 9 указано, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

В отношении закупок, осуществляемых иными способами закупки, кроме конкурса или аукциона, Законом о закупках, Правилами № 932, а также Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧАТ», утвержденным директором МУП «ЧАТ» 24.08.2015 (далее – Положение о закупке), сроки корректировки плана закупки не установлены.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод подателя жалобы о нарушении установленного законодательством срока размещений изменений в план закупок является необоснованным.

3. 04.09.2015 МУП «ЧАТ» на официальном сайте было размещено извещение № 31502731054 о проведении закупки путем запроса предложений на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.

10.09.2015 размещен протокол № 42/1 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.

10.09.2015 размещен протокол № 42/2 оценки и сопоставления предложений участвующих в запросе предложений, в котором указано, что запрос предложений признан несостоявшимся и на основании пункта 12.10 Положения о закупках было принято решение заключать договор с единственным поставщиком.

10.09.2015 в единой информационной системе опубликованы извещение о закупке у единственного поставщика № 31502746418, проект договора и протокол определения единственного поставщика № 42/2.

10.09.2015 МУП «ЧАТ» заключило договор поставки переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» с единственным поставщиком ООО «Информационные решения» по результатам несостоявшегося запроса предложений.

Пунктом 12.10 Положения о закупке предусмотрено, что в случае если в срок подачи предложения подано только одно предложение, и это предложение соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений и документацией запроса предложений, заказчик вправе заключить договор с таким участником закупки в день окончания срока подачи предложений и размещения на официальном сайте итогового протокола.

Пунктом 13.2 Положения о закупах установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случаях, когда процедура закупки была признана несостоявшейся по определенным основаниям, в том числе:

1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации о такой закупке;

2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка признана соответствующей требованиям документации о такой закупке.

Материалами жалобы подтверждается, что для участия в запросе предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП «ЧАТ» поступила одна заявка от ООО «Информационные решения».

Учитывая, что указанная заявка была признана соответствующей требованиям документации запроса предложений, МУП «ЧАТ» было обязано заключить договор по результатам закупки с ООО «Информационные решения».

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод подателя жалобы о том, что МУП «ЧАТ» не имело право заключать договор с единственным поставщиком, не обоснован.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Уралинфотек» на действия МУП «ЧАТ» необоснованной;

  2. Рассмотреть заявление ООО «Уралинфотек» на действия МУП «ЧАТ» в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства № 26-03/15.

Связанные организации

Связанные организации не указаны