Решение б/н Решение и предписание № 866-ж/2016 по жалобе ООО «Скайторг» от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 866-ж/2016

05 декабря 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Скайторг» (далее – Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (извещение № 0869200000216001636) (далее – аукцион) в присутствии:

- представителя ГБУЗ «Областная стоматологическая поликлиника» (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности б/н от 26.01.2016;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности б/н от 26.01.2016;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравохранения» (далее — Уполномоченное учреждение), действующего на основании доверенности № 3 от 06.06.2016;

- представителя Уполномоченного учреждения, действующего на основании доверенности б/н от 23.06.2016;

- в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 29.11.2016 поступила жалоба ООО «Скайторг» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (извещение № 0869200000216001636), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. 17.11.2016 извещения о проведении  Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 897 667 рублей 68 копеек.

По состоянию на 05.12.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводу, изложенному в жалобе, Заявитель полагает, что заявка общества по результатам рассмотрения первых частей заявок неправомерно отклонена аукционной комиссией в связи с неуказанием в заявке страны происхождения по позиции «программное обеспечение». В обоснование своей позиции ООО «Скайторг» указывает, что программное обеспечение является не товаром, а услугой, в связи с чем в заявке не требуется указание страны происхождения.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что аукционная комиссия рассматривала заявки в соответствии с документацией об электронном аукционе. Заявка общества отклонена правомерно, поскольку Заявитель в заявке не указал наименование страны происхождения программного обеспечения, в то время как в документации об аукционе определено, что участники закупки должны указать страну происхождения товара.

На заседании комиссии представитель Уполномоченного учреждения поддержал позицию Заказчика и указал, что ГБУЗ «Областная стоматологическая поликлиника» приобретает программное обеспечение как товар для дальнейшего использования, а не как услугу, в связи с чем в составе заявке необходимо указывать страну происхождения товара.

Представители Заявителя на заседание комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств не заявили.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно материалам дела, пунктом 9 Информационной карты документации об аукционе установлены требования  к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе. Из пункта 9 следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

            – конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);

– наименование страны происхождения товара.

Кроме того, пунктом 10 Информационной карты установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Согласно подпункту 3 пункта 10 Информационной карты, участник закупки в первой части заявки указывает страну происхождения товара.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от  28.11.2016 на участие в аукционе поступило 17 заявок. Заявка ООО «Скайторг» отклонена аукционной комиссией со следующим обоснованием:

«Заявка участника закупки не соответствует требованиям документации электронного аукциона.

Первая часть заявки участника закупки не содержит указания на страну происхождения товара «Программное обеспечение операционная система» по позиции Персональный компьютер в сборе.

Нарушены требования п.9, п.10 информационной карты документации электронного аукциона.

Основания для решения: п.1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Как видно из материалов дела, ООО «Скайторг» в первой части заявке не указало страну происхождения программного обеспечения.

Таким образом, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «Скайторг», поскольку общество не указало страну происхождения операционной системы, в то время как документацией об аукционе установлено требование о необходимости указания в составе заявки страны происхождения товара.

Кроме того, комиссия Челябинского УФАС России не может принять во внимание довод Заявителя о том, что программное обеспечение является не товаром, а услугой, в связи с чем в заявке не требуется указание страны происхождения, поскольку положения аукционной документации Заявителем не обжалованы в срок, предусмотренный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1.В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная информация также должна содержаться в документации об электронном аукционе.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее — Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, Постановлением № 1236 определены случаи, когда Заказчик вправе осуществить закупку  программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Однако, в данном случае Заказчик обязан подготовить и разместить в Единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с Постановлением № 1236.

Из совокупности данных норм следует, что в извещении и документации об аукционе Заказчик обязан указать запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, в случае, если Заказчиком осуществляется закупка иностранного программного обеспечения, то извещение и документация об аукционе также должны содержать обоснование невозможности соблюдения запрета.

Как видно из материалов дела Заказчиком осуществляется закупка компьютерной техники с предустановленной операционной системой, которая должна быть совместима с установленной у Заказчика операционной системой, а также сервером и Microsoft Windows Russian.

Вместе с тем, Заказчик в извещении и документации об аукционе не установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что является нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления №1236.

Кроме того, в документации об аукционе отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета, что также является нарушением пункта 2 Постановления № 1236, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Не может быть принят во внимание довод Уполномоченного учреждения о том, что Постановление № 1236 не распространяется на данный аукцион, поскольку Заказчик закупает компьютерное оборудование в комплекте с программным обеспечением, а не программное обеспечение отдельно. Однако, Постановление № 1236 не делает исключения в случае приобретения Заказчиком  компьютерного оборудования в комплекте с программным обеспечением, следовательно, даже в случае осуществления закупки оборудования в комплекте с ПО, Заказчик обязан установить указанный запрет.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Более того, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация  должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как видно из Приложения № 1 к документации «Наименование и описание объекта закупки» Заказчик указал, что предустановленная операционная система должна соответствовать условию совместимости, с установленной у заказчика Операционной Системой, а также сервером, Microsoft Windows Russian.

Вместе с тем, в Приложении № 1 отсутствуют характеристики, позволяющие определить совместимость программного обеспечения с установленной у Заказчика операционной Системой, а также сервером, Microsoft Windows Russian, исходя из чего Комиссия Антимонопольного органа приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 3.1 проекта контракта установлено, что качество товара должно соответствовать требованиям Контракта, техническим регламентам, стандартам, санитарно-эпидемиологическим правилам и иным нормативам, являющимися обязательными в отношении данного вида товара в соответствии с законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации на дату поставки и приемки товара (каждой партии товара).

В пункте 4.4 проекта контракта указано, что поставляемые товары должны соответствовать ГОСТам, ТУ и (или) иным документам регламентирующим их качество.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить, каким техническим регламентам, стандартам, санитарно-эпидемиологическим правилам, ГОСТ, ТУ и иным нормативам, должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие  требования, которые предъявляются к поставляемому товару, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки и условиям контракта в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Пунктом 9.6. проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение «Поставщиком» своих обязательств по настоящему Контракту, «Поставщик» обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить «Заказчику» иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем Контракте.

Обеспечение исполнения контракта в качестве денежных средств никаким образом не может стать недействительным, в связи с тем, что указанные денежные средства хранятся на указанном Заказчиком счете, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику до полного исполнения имущественных обязательств.

Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять новое обеспечение исполнения контракта на стадии исполнения обязательств по контракту, что нарушает часть 1, 3, 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.

            Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

            1. Признать довод жалобы ООО «Скайторг» на действия аукционной комиссии,  при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (извещение № 0869200000216001636)  необоснованным.

            2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 1, 3, 4, 7  статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства  Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

            3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

            4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 866-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

05 декабря 2016 года                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 866-ж/2016 от 05.12.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО  «Скайторг» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (извещение № 0869200000216001636) и проведения внеплановой проверки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1.ГБУЗ «Областная стоматологическая поликлиника» :

1.1. с даты размещения предписания в Единой информационной системе в сфере закупок не заключать контракт по итогам аукциона;

1.2. в срок до 16.12.2016  принять решение об отмене Аукциона, передать указанное решение ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» для  размещения в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер».

            2. Аукционной комиссии:

2.1. принять решение об отмене протоколов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 28.11.2016, проведения электронного аукциона от 02.12.2016;

2.2. передать указанное решение ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравохранения» для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления ООО «РТС-тендер».

            3. ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравохранения» в срок до 20.12.2016 разместить сведения о решениях, указанных в пунктах 1.2, 2.1 настоящего предписания в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить сведения оператору электронной площадки ООО «РТС — тендер».

            4. ООО «РТС-тендер» с 06.12.2016 обеспечить Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания.

            5. .ГБУЗ «Областная стоматологическая поликлиника» в срок до 22.12.2016 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, решение об отмене аукциона).

            6. ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравохранения» в срок до 22.12.2016 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (доказательства размещения сведений о решениях Заказчика, Аукционной комиссии в Единой информационной систем  www.zakupki.gov.ru и направления указанных сведениях оператору электронной площадки ООО «РТС- тендер».

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны