Решение б/н Решение по делу № 87-08/2015 в отношении ООО «Бриз» от 15 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

   РЕШЕНИЕ

14 января 2016 года                                                                                      г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

          члены Комиссии:

 <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

 <…> –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 87-08/2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью  «БРИЗ» (далее – ООО «Бриз») по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 с рекламой алкогольной продукции «Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край…», в которой предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламой площади,

           в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства  ООО «Бриз» <…> по доверенности б/н от 12 января 2016 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проводимого должностными лицами Челябинского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований рекламного законодательства выявлено, что в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» в прикассовой зоне на прилавке в свободном доступе (по состоянию на 20 августа 2015 года) размещена рекламная продукция – буклет  «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015.

Указанный буклет на обложке содержит, в том числе информацию:  «Пушкина 71 А 8-922-697-02-79 Приглашаем за новинками». В буклете присутствуют  сведения об алкогольной продукции:

Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край;

Вино Крымский Винтаж 11 %, 0,75 л, Крым;

Вино VINNIKOFF 11%, 0,75 л, Краснодарский край;

Домашнее вино 10-12 %, 0,7 л, Краснодарский край;

Вино Черная амфора, 10-12%, 0,75 л, Краснодарский край

Здесь же указана предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», которая составляет 7, 5 процентов рекламной площади (пространства).

Факт распространения данного буклета подтверждается актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Магазин «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск,  ул. Пушкина, д. 71 «А» включен под номером  4 в перечень  обособленных подразделений к лицензии № 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО «Бриз» Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно договору аренды нежилого помещения №БЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенного между ИП Номеровский С.М. (Арендодатель) и ООО «Бриз» (Арендатор) нежилое помещение № 5 общей площадью 72, 3 кв.м, находящееся на первом этаже жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» Арендатор использует для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением «Красное Белое».

Челябинским УФАС России в отношении ООО «Бриз» возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Бриз» в объяснениях указало, что не распространяло буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в месте осуществления торговой деятельности в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск,   ул. Пушкина, д. 71 «А». Договоры на изготовление буклета не заключало. Алкогольную продукцию, указанную в буклете не реализовывало.

Рассмотрев материалы и заслушав ООО «Бриз», Комиссия приходит к следующим выводам.

Материалами дела доказано, что именно ООО «Бриз» осуществляет торговлю алкогольной продукцией в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А», что подтверждается договором аренды нежилого помещения №БЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенным между ИП Номеровский С.М. (Арендодатель) и ООО «Бриз», лицензией № 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО «Бриз» Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, товарно-транспортными накладными  № РнА-161149 от 02.08.2015 № PmRW135743 от 05.08.2015, № РнА-167479 от 09.08.2015, №Р2А-001495 от 15.08.2015, № РнА-172830 от 16.08.2015, № PmRW145458 от 17.08.2015, №Р2А-002531 от 17.08.2015, № Р2А-003814 от 19.08.2015, № РнА-176006 от 20.08.2015, № PmRW147704 от 20.08.2015,  № PmRW148036 от 21.08.2015, № БрА-186668 от 22.08.2015, № Р2А-005937 от 22.08.2015, № Р2А-007472 от 24.08.2015, перечнем реализованной ООО «Ьриз» алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 10-12 %.

Относимость буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, рассматриваемого в настоящем деле, к магазину «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А», деятельность в котором осуществляет ООО «Бриз», подтверждает присутствующий на титульном  листе буклета «Красное Белое» штамп с информацией:  «Пушкина 71 А 8-922-697-02-79».

Телефонный номер <...> -922-697-02-79, указанный на обложке  буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015,  выделен по договору об оказании услуг связи  № 6917962 от 01 марта 2011 года  ООО «Бриз», что подтверждается письмом ПАО «Мегафон» вх. № 18824 от 21.12.2015.

По адресу, указанному на обложке буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, а именно Пушкина 71 А, торговую деятельность осуществляет также ООО «Бриз».

Присутствующая в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 информация, в том числе об алкогольной продукции - вине, произведенном в Краснодарском Крае и Крыме является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, в том числе покупателям магазина «Красное Белое», направлена на привлечение внимания к  указанному магазину и реализуемой им продукции, имеет конечной целью реализацию рекламируемой  продукции.

Размещение печатной продукции рекламного характера соответствовало интересам ООО «Бриз», поскольку размещение рекламы в месте торговли способствует привлечению внимания покупателей к организации торговли и реализуемой им продукции.

Актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России установлено, что буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 был размещен в прикассовой зоне, на прилавке, то есть на торговом оборудовании.

Согласно пункту 3.1.6 должностной инструкции администратора магазина  ООО «Бриз», администратор магазина в течение дня контролирует, в том числе наличие посторонних предметов и спецодежды на торговом оборудовании.

Доказательств, информации, что ответственные сотрудники ООО «Бриз» принимали какие-либо меры по удалению из мест торговли буклетов «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в материалы дела не представлено. При этом размещение печатной продукции в магазине ООО «Бриз» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А направлено на информирование покупателей о данной организации и ассортименте товаров.

Доказательств, указывающих, что буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в торговом объекте, в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А разместило иное лицо, ООО «Бриз»т акже  не представлено.

Неустановление лица, разместившего в торговом зале магазина «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 не свидетельствует об отсутствии факта распространения рекламы: «…Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край, Вино Крымский Винтаж…» и заинтересованности ООО «Бриз» в её размещении в местах осуществлениям им деятельности по реализации продукции.

Размещение рекламы в объекте торговли, из содержания которой следует, что она формирует и поддерживает интерес к данному объекту может обеспечивать ООО «Бриз»  возможность реализовывать, указанную в буклете продукцию в будущем.

 В связи с изложенным, доводы ООО «Бриз» о том, что оно не реализовывало продукцию, указанную в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 продукцию,  в августе 2015 года, Комиссией не приняты во внимание.

Согласно части 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Данное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Рекламная площадь одного листа буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 составляет 630 кв.см (21 см - ширина х 30 см – высота ). Площадь предупреждения составляет 45 кв.см (1, 5 см –ширина х 30 см - высота). Площадь предупреждения занимает  7, 1 % рекламной площади (45 кв.см х 100 / 630 кв.см).

Таким образом, из произведенных математических расчетов следует, что присутствующая в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает часть 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет  рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Совокупность полученных антимонопольным органом доказательств (акт осмотра объекта торговли, сведения о владельце телефонного номера 8-922-697-02-79, указанного в рекламе, содержание рекламной информации, непринятие ООО «Бриз» мер по прекращению размещения рекламы) указывает на наличие факта размещения  рекламной печатной продукции в интересах ООО «Бриз» и о том, что объектом рекламирования является данная организация и реализуемая ею алкогольная продукция.

В соответствии с  пунктом 7 статьи 2  Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Таким образом, вино «Темрюкская долина», «Крымский Винтаж» и пр., реклама которых размещена в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, является алкогольной продукцией.

Рекламодателем и рекламораспространителем  указанной рекламы следует признать  ООО «Бриз» осуществляющее розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А в интересах которого распространялась указанная реклама и сведения о котором присутствуют в рекламном  буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 предусматривал срок действия рекламного предложения с 18 по 31 августа 2015 года, который истек, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

   Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                                       РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: «Вино Темрюкская долина…Вино Крымский Винтаж…Вино VINNIKOFF… Домашнее вино…Вино Черная амфора…, в которой предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее 10 процентов рекламной площади (пространства), размещенную в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, распространявшийся в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, 71 А, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Бриз» и его должностного лица

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны